Скачать 256.53 Kb.
|
. Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть. Т.Манн Введение I. Укрепление психической саморегуляции выпускников в процессе подготовки к экзаменам I.I. Саморегуляция эмоционального состояния Методы самопомощи в ситуации стресса Первая группа методов саморегуляции Вторая группа методов саморегуляции Техники релаксации (расслабления) Техники визуализации Техники самовнушения Техники рационализации I.II. Саморегуляция познавательной деятельности Саморегуляция памяти Правила самоорганизации внимания Саморегуляция познавательной деятельности во время экзамена Универсальные «рецепты» повышения эффективности тактики выполнения заданий ЕГЭ При подготовке к ЕГЭ Накануне экзамена Во время тестирования Универсальные рецепты повышения эффективности тактики выполнения заданий в ходе ЕГЭ 15 советов психолога старшекласснику, сдающему ЕГЭ II. Психологическая помощь родителям обучающихся в период подготовки к ЕГЭ II.I. Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭ III. Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ. Введение Проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным экзаменам, во все времена имели особую аффективную значимость для учащихся, родителей и педагогических работников. Эти материалы могут быть положены в основу разработки системы психологической подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен – это новая реальность в отечественной системе образования. Анализ результатов Единого государственного экзамена показывает, что существенное количество неудовлетворительных оценок по разным предметам зачастую связано не с плохим знанием предмета, а со стрессовой ситуацией, возникающей во время экзамена. Причиной психологических трудностей и стресса при сдаче ЕГЭ является тот факт, что педагоги, занимаясь академической подготовкой к экзамену, не всегда уделяют должное внимание качественной психологической подготовке. С психологической точки зрения, Единый государственный экзамен имеет специфику, которая должна быть максимально учтена при подготовке. ЕГЭ отличается от традиционного экзамена по ряду параметров: 1. При сдаче традиционного экзамена оцениваются не столько фактические знания, сколько умение их преподнести. Зачастую хорошо развитая устная речь позволяет ученику «скрыть» пробелы в знаниях. В процессе сдачи ЕГЭ оцениваются фактические знания, умение рассуждать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность. 2. На результаты традиционного экзамена в значительной степени влияют субъективные факторы (контакт с экзаменатором, общее впечатление и пр.); оценка результатов ЕГЭ максимально объективна. 3. На устном экзамене существующая обратная связь с экзаменатором позволяет корректировать ответ. В процессе сдачи ЕГЭ обратная связь с педагогами отсутствует. 4. Ученик, сдающий ЕГЭ, не знает экспертов, которые будут оценивать его работу. 5. С момента выполнения заданий до получения результатов ЕГЭ проходит несколько дней. 6. Традиционный экзамен предусматривает демонстрацию учеником владения определенным фрагментом учебного материала, Единый государственный экзамен охватывает практически весь объем учебного материала. 7. При сдаче ЕГЭ результаты выполнения заданий фиксируются на специальном бланке регистрации ответов. 8. Единый государственный экзамен имеет особую значимость для выпускников, т.к. является выпускным и вступительным экзаменом одновременно. Специфика ЕГЭ позволяет прогнозировать возможные трудности при его сдаче:
Наиболее эффективными формами психологической подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, используемыми учителями-предметниками и школьными психологами, являются: организация «тренировок» в выполнении тестовых заданий. тренинги навыков поведения в стрессовых ситуациях
I. УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ I.I. Саморегуляция эмоционального состояния Как и всякое эмоциональное состояние, состояние учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния учащихся перед экзаменами – важный аспект психологической подготовки к ЕГЭ. Методы самопомощи в ситуации стресса Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами! Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас. Первая группа методов саморегуляции основана на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой». Когда во время подготовки к экзаменам вас начинают охватывать неприятный чувства, в теряете контроль за своими эмоциями, впадаете в отчаяние, полезно использовать следующие средства «из жизни»:
31.Улыбнуться себе как можно шире, показав зубы. Вторая группа методов саморегуляции – методы, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах саморегуляции: релаксации (расслабления), визуализации, самовнушения и рационализации. Техники релаксации (расслабления)
Техники визуализации Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения.
Техники самовнушения Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.
Техники рационализации Данные техники основаны на использовании механизма психологической защиты – рационализации, заключающей в себе активно-положительный потенциал поведения личности.
Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях. I.II. Саморегуляция познавательной деятельности Успешность выполнения заданий на экзамене обеспечивается не только правильным подходом к использованию своих знаний и умений, но и грамотным использованием собственных психологических ресурсов. Саморегуляция памяти Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести имеющиеся у вас знания. успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала. Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете. Правила самоорганизации внимания
Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п. Необходимо принимать во внимание, что даже самый интересный материал, самая интересная лекция самыми внимательными людьми непрерывно воспринимается не дольше 7 – 8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. . При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки напряжение, сильную усталость можно использовать следующие приемы:
Саморегуляция познавательной деятельности во время экзамена Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания на ЕГЭ, полезно:
Следует помнить, что психологические методы саморегуляции познавательных процессов достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена нужно найти свои собственные способы. Универсальные «рецепты» повышения эффективности тактики выполнения заданий ЕГЭ Памятка 1 При подготовке к ЕГЭ:
Памятка 2 Накануне экзамена:
Памятка 3 Во время тестирования:
- в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа: - в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается; - в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
Памятка 4 Универсальные рецепты повышения эффективности тактики выполнения заданий в ходе ЕГЭ |
Азования для официального информационного портала единого государственного экзамена специалистами Рособрнадзора подготовлены видео-консультации... | Кимами, с официальным сайтом егэ, контролировалось привлечение Интернет-ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации,... | ||
Егэ, системы психолого-педагогической поддержки выпускников в период подготовки и проведения экзаменов | Совещание директоров оу организация и результаты гиа выпускников 9-х, 11-х классов ( до) | ||
Картой предусматривается укрепление периодически подтопляемых откосов насыпей крутизной 1: 2,0 подверженных воздействию воды и слабого... | Егэ. Егэ по обществознанию относится к экзаменам по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованным.... | ||
Экзамен – ситуация повышенной социально-интеллектуальной ответственности школьника. А к трудным ситуациям лучше подготовиться заранее.... | |||
... | Задания для оценки практической подготовки выпускников по специальности 33. 05. 01 Фармация |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |