МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет социальной и коррекционной педагогики
Отчет по комплексной педагогической практике
Исполнитель:
Красикова Марина Валерьевна
студента группы СКП СПБSZ - 31
Руководитель практики:
Бородаева Л.Г.
кандидат пед. наук,
доцент кафедры соц. педагогики
Волгоград, 2015
План индивидуальной работы на период практики
| 1 неделя
| 2 неделя
| 3 неделя
| 4 неделя
| 5 неделя
| 6 неделя
| Понедельник
| Знакомство с руководством, сотрудниками учреждения, социальным педагогом (спецификой работы);
| Проведение акции «Россия – Крым».
| Проведение методики «карта интересов» в 9-ом классе для определения профессиональной направленности человека.
| Подготовка к акции «Знамя Победы»
| Проведение мероприятия «День Земли»..
| Проведение диагностики ДДО в 9 х классах
| Втор
ник
| Экскурсия по школе, знакомство с сотрудниками учреждения
| Разработка программы по
профессиональной ориентации старшеклассников
| Проведение акции «Письмо ветерану».
| Изучение документации социального педагога МОУ СШ № 43
| Проведение методики “Матрица профессий”
| Проведение анкетирования в 9- ых классах «Кем я хочу стать в будущем».
| Среда
| Изучение документации МОУ СШ №43
| Подбор методического материала по программе
| Оформление социальных паспортов учреждения
| Проведение акции «Знамя Победы».
| Оформление социальных паспортов учреждения
| Проведение диагностики ДДО в 11- х классах
(дифференциально - диагностический опросник)
| Четверг
| Подготовка к мероприятию «День Земли»
| Выходной (педагогический совет школы)
| Проведение методики «Мотивы выбора профессии» Овчарова.
| Проведение методики ЛПП (автор Пряжников Н.С).
| Помощь социальному педагогу в заполнении социальных паспортов на учащихся школы.
| Оказание помощи в работе с документацией социальному педагогу
| Пятни
ца
| Разработка плана работы студента на период практики
| Проведение методики «Исследование направленности личности (методика Кейрси)».
| Помощь социальному педагогу в заполнении социальных паспортов на учащихся школы.
| Выходной (педагогический совет школы)
| Помощь в заполнении списков учащихся 9-х классов о самоопределении выпускников
| Обсуждение проделанной работы, подведение итогов практики
|
Опытно-экспериментальной работа по профессиональной ориентации старшеклассников
Организация исследования
Вопрос о выборе профессии - это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.
Цель данного эмпирического исследования - выявить как проводится профориентационная работа в школе.
Задачи эмпирического исследования:
1. Разработать анкету для учащихся.
2. Провести беседу с классными руководителями.
3. Провести анкетирование на профессиональное самоопределение учащихся.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Разработать программу по профессиональной ориентации для старшеклассников.
В соответствии с темой исследования была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.
Для обобщения опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей десятых классов.
Всего в исследовании приняли участие 47 учащихся десятых классов и 10 классных руководителей. Анализ и интерпретация полученных результатов
По результатам беседы, проведенной с классным руководителем, в школах ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников:
- большое внимание уделяется таким методам профориентации как проведение экскурсий на различные предприятия, вузы, ПТУ, а также практикуются индивидуальные беседы с учащимися, позволяющие выявить их интересы;
- создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов (классы с углубленным изучением английского языка, математические, гуманитарные классы);
- организация факультативов;
- классные руководители проводят классные часы в данном направлении, оформляют стенды;
- проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся;
- проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.
На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1. Формы профориентации старшеклассников Варианты ответов Кол-во человек Показатели в %
1. Просвещение 6 60
2. Изучение школьников 4 40
3. Консультирование 2 20
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1 Формы профориентации старшеклассников
Согласно полученным данным, 60 % классных руководителей используют в качестве формы профориентации старшеклассников – профессиональное просвещение, что составило 6 человек, 40 % - изучение школьников, что составило 4 человека, 20 % - профессионально консультирование, что составило 2 человека.
Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
На вопрос, «Какие методы Вы используете для профессиональной ориентации старшеклассников», были получены следующие данные, представленные в таблице 2:
Таблица 2. Методы профориентации старшеклассников
Варианты ответов Кол-во человек Показатели в %
1. Профориентационные экскурсии 10 100
2.Диагностика учащихся 5 50
3.Индивидуальные беседы 8 80
4. Групповые беседы 8 80
5.Игры 7 70
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рис.2 Методы профориентации старшеклассников
Согласно полученным данным, профориентационные экскурсии проводятся всеми классными руководителями, и является основным методом профориентации старшеклассников; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 50 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные и групповые беседы, в целях профориентации, практикуются 8 опрошенными классными руководителями, что составило 8 человек; игры проводятся 7 классными руководителями, что составило 70 % опрошенных учителей.
Таким образом, значительное внимание уделяется классным руководителями профориентационным экскурсиям, тогда как диагностике учащихся отводится незначительное место.
На вопрос «Существуют ли у Вас собственные программы профориентации?», положительные ответы даны не были.
Чтобы убедиться в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование учащихся на профессиональное самоопределение.
На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» были получены следующие данные, представленные в таблице 3:
Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»
«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?» Кол-во человек Показатели в %
Да 18 38,2
Нет 29 61,7
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 3
Рис. 3 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»
Согласно полученным данным, 61,7 % учащихся, что составляет 29 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 38,2 % учащихся, что составляет 18 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся не выбрали свою будущую профессию.
На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 4. Таблица 4. Источники знаний о профессиях
Варианты ответов Кол-во человек Показатели в %
1. беседы с родителями 17 36,1
2. экскурсии 10 21,2
3. средства массовой информации 7 14,8
4. школа 13 27,6
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 4.
Рис.4 Источники знаний о профессиях
Согласно полученным данным, 36,1 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях беседы с родителями, что составило 17 человек; 27,6 % в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 13 человек; 21,2 % как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 10 человек; 14,8 % источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 7 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях.
Из 100 % опрошенных старшеклассников, 72,3 % учащихся, т.е. 34 человека, связывают профиль обучения со своей будущей профессией.
На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?», были получены следующие данные, представленные в таблице 5:
Таблица 5. «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Варианты ответов Кол-во человек Показатели в %
1. буду работать по этой специальности 9 26,4
2. буду работать по схожей специальности 8 23,5
3. пойду учиться в данном направлении 17 50
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 5
Рис. 5 Ответ на вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Таким образом, согласно полученным данным, 26,4 % дали ответ «буду работать по этой специальности», что составило 9 человек; 23,5 % дали ответ «буду работать по схожей специальности», что составило 8 человек; 50 % дали ответ «пойду учиться в данном направлении», что составило 17 человек.
Тогда как, 27,7 %, что составляет 13 человек, не связывают профиль обучения со своей будущей профессией, и собираются выбрать другую специальность.
На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 6:
Таблица 6. Подготовка к будущей профессии
Варианты ответов Кол-во человек Показатели в %
1. профильное обучение 47 100
2.посещение факультативов, курсов 22 46,8
3. знакомство с учебными заведениями и правилами приема 8 17
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 6
Рис. 6 Подготовка к будущей профессии
Согласно полученным данным, 100 % учащихся обучаются в профильных классах, что составило 47 человек; 46,8 % учащихся посещают факультативы, что составило 22 человека; 17 % учащихся посещают курсы, что составило 8 человек.
Таким образом, инициативу и самостоятельность в подготовке к будущей профессии проявляет незначительное число учащихся, то есть наблюдается
Таким образом, деятельность классных руководителей является малоэффективной, т. к. больше половины учащихся, не определены с выбором профессии, многими учащимися не связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями. Очень мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Разработанная программа по профориентации направлена на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
|