Санкт-петербургский университет


НазваниеСанкт-петербургский университет
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МВД РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психологическая оценка риска наркомании

среди кандидатов на службу в ОВД и учебу

в образовательные учреждения МВД России
Методические рекомендации


Санкт-Петербург

2007

Александров С.Г., Рыбников В.Ю., Юренкова В.А. Психологическая оценка риска наркомании среди кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России: Методические рекомендации. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2007. – 47 с.

В пособии представлена разработанная психологами Санкт-Петербургского университета МВД России новая психодиагностическая методика оценки риска наркомании «Кассандра», предназначенная для практических психологов ОВД, Центров психодиагностики МВД, ГУВД, УВДТ, а также сотрудников подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России.

Рецензенты:

Машков В.Н., доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет);

Марьин М.И., доктор психологических наук

(Департамент кадрового обеспечения МВД России)


ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федера­ции, Концепция кадровой политики МВД Российской Федерации определили основные параметры работы с кадрами, среди которых важное место занимает профессиональный психологический отбор сотрудников ОВД и кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России.

Одно из наиболее сложных и ответственных направлений профессионального психологического отбора, который осуществляют психологи ОВД, Центров психодиагностики МВД, УВД, ГУВД, УВДТ, сотрудники подразделений (отделов, отделений, групп) психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России – выявление и отсев лиц, чьи психологические особенности несовместимы с требованиями служебной и профессиональной деятельности («группа риска»), склонных к различным формам деструктивного (саморазрушающего) поведения, включая аддиктивное (зависимое) поведение, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния, в т.ч. посредством приема наркотических или психоактивных веществ. Особенно актуально это в связи с распространенностью наркомании и злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде.

В данном методическом пособии изложены рекомендации по использованию новой комплексной методики «Кассандра», предназначенной для выявления личностных (психологических), социальных (средовых) и биологических предпосылок риска наркомании среди кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России. Эту методику следует рассматривать в качестве одного из психодиагностических методов экспресс-диагностики и методического инструментария практических психологов МВД России.

1. Теоретическое обоснование психодиагностической методики раннего выявления предрасположенности к наркомании


Наркомания – негативное социальное явление (на групповом уровне) и заболевание (на индивидуальном уровне), обусловленное зависимостью от наркотического или психотропного вещества с резко выраженным влечением и привыканием к одному или нескольким наркотическим веществам, действующим преимущественно на нервную систему и вызывающим у человека ощущение эйфории, благодушия, приподнятости настроения, активности, расслабленности, успокоения или возбуждения, а в больших дозах – состояние оглушённости и острого отравления.

Пусковым механизмом для формирования наркотической зависимости является состояние наркотического опьянения, вызывающее у человека, как правило, приятные переживания и побуждающее его повторно принимать наркотик, что приводит к повышению порога переносимости наркотика и увеличению требуемой дозы, возникает психическая зависимость.

Период психической зависимости является началом болезни и продолжается очень короткое время – недели, иногда месяцы. Однако в практике медицины известны случаи привыкания к наркотику после первой инъекции и возникновения физической зависимости.

Наркомания, в первую очередь поражает психическую сферу личности, затрагивает все стороны внутреннего мира и отношений с другими людьми, наносит невосполнимый ущерб психическому и физическому здоровью. Патологическая мотивация поиска и употребления наркотика разрушает гармонию личности и ее окружения. В состоянии наркотической зависимости концентрация волевого усилия, направленного на поиск наркотика достигает такой степени, что в конечном итоге подавляет и подчиняет себе естественные человеческие желания.

Деструктивность психического состояния выражается в разрушении межличностных связей, потере друзей и родных; ограничению профессиональных знаний и навыков. Потеря работы и стабильности доходов при возрастающей необходимости средств на наркотические средства толкает человека на криминальные действия, вовлекает в преступную среду. Вследствие необратимости наркомании как болезненного состояния негативные изменения, которые произошли в психике человека в результате употребления наркотиков, остаются с ним навсегда.

Как и при других заболеваниях, связанных с зависимостью от психических веществ, в случаях заболевания наркоманией имеется целый ряд предпосылок, способствующих возникновению болезни наркомании, которые в определенных условиях могут подталкивать к ней человека.

Контент-анализ более ста пятидесяти научных работ о причинах возникновения и развития наркомании позволил выделить следующие группы факторов риска, создающие повышенный риск злоупотребления и способствующих формированию наркотической зависимости:

- биогенетические (отягощенная наследственность, черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.);

- социально-средовые (особенности семейной ситуации, такие как дисгармоничные стили воспитания по типу гипер- или гипоопеки, «кумира семьи», эмоциональная отверженность, отсутствие в семье одного их родителей, дисгармоничные отношения между членами семьи, особенно родителями, низкие морально-этические установки и традиции в семье, присутствие членов семьи, имеющих психические заболевания (в том числе и наркомании), трагические события в семье и т.п.);

- индивидуально-психологические (неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, высокая чувствительность, ранимость; плохая коммуникабельность, неадекватная самооценка, высокая внушаемость, позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества; акцентуации характера, возрастные психологические особенности (подростковые поведенческие реакции), принадлежность к «отвергнутым» или тем, кто находится с ним в контакте и т.п.).

Социальные, биогенетические и индивидуально-психологические факторы риска переплетаются между собой и находятся в теснейшей взаимосвязи.

Наличие перечисленных факторов риска наркомании у конкретного человека, не обязательно может привести к злоупотреблению наркотиками, но увеличивает его шансы быть вовлеченным в проблему наркомании, то есть можно говорить, что человек входит в «группу риска». Однако, несмотря на потенциальную возможность быть вовлеченным в употребление наркотиков, при благоприятном стечении обстоятельств и, в первую очередь, при правильно организованной психопрофилактической работы, исключающей ситуации с возможностью приема психоактивных веществ, человек не вовлекается в проблему наркомании.

Результаты диагностики фактов употребления наркотиков и предрасположенность к наркомании в образовательной среде, полученные с использованием различных психологических и психодиагностических методов, не позволяют с высокой эффективностью и практичностью оценивать предрасположенность к наркотической зависимости. В связи с этим большой научно-практический интерес представляет выявление комплекса социально-средовых, биогенетических, психологических факторов риска наркомании и разработка на их основе психодиагностической методики для выявления лиц «группы риска» наркомании и совершенствовании психопрофилактической работы с курсантами образовательных учреждений МВД России.

Среди любого, даже самого нормативного контингента, в том числе и среди обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, есть категория лиц, у которых наследственные факторы, а также условия развития и воспитания, личностные или функционально-физиологические особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических, психосоматических заболеваний, асоциального (делинквентного) и аддиктивного поведения, приводящие к снижению эффективности и надежности профессиональной подготовки и служебной деятельности. Наличие таких лиц опасно также с точки зрения угрозы вовлечения здоровых курсантов и слушателей в процесс употребления наркотиков, формирования очага наркотизации и связанной с ней преступной деятельности.

Таким образом, в основе шкал разработанного нами метода психодиагностики риска наркомании лежат основные группы факторов-детерминантов наркотической зависимости, которые, по мнению многих исследователей, определяют в настоящее время широкое распространение наркомании среди молодежи.

Методика «Кассандра» (Кассандра - греч. миф., дочь троянского царя Приама, которую Аполлон наделил даром предвидения трагических событий, однако ее пророчествам никто не верил; символизирует негативные прогнозы, которые сбываются, если их игнорировать) предназначена для ранней психодиагностики риска наркомании у сотрудников органов внутренних дел, кандидатов на службу и учебу в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования МВД России, в том числе на этапе профессионального психологического отбора. Она разработана на основе представления о комплексном подходе к диагностике риска наркотизации, позволяющем рассматривать формирование установки аддиктивного пове­дения личности с позиций взаимодействия совокупности определяющих его предпосылок.

Методика «Кассандра» позволяет выделить лиц с биогенетическими, психосоциальными и личностными предпосылками наркотизации. С помощью данного метода можно "измерить" уровень осведомленности кандидата в данном вопросе, изучить анамнез обследуемых, выявить и оценить реальные особенности поведения, связанные с употреблением наркотических или психоактивных веществ, склонность к аутоагрессивному ре­агированию (риск нервно-психического срыва).

Методика позволяет прослеживать индивидуальную и групповую динамику отношения к проблеме, сравнивать группы и коллективы по этому критерию, выявить лиц с психологической готовностью к принятию ценностей и норм данного образа жизни, а также лиц с установкой к активному противодействию этим негативным явлениям, данные лица могут использоваться в профилактической работе.

Методика создана частично с использованием существующих, хорошо зарекомендовавших себя тестов, таких как дополнительные шкалы СМИЛ и опросник «ПАНО» (Психологический анализ неуставных отношений), и представляет собой стандартизированный личностный опросник.
2. Общая характеристика теста «Кассандра» и ее основных шкал.
Методика предназначена для ранней диагностики риска наркомании у кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России, в том числе на этапе профессионального психологического отбора. Она может быть использована и при обследовании сотрудников ОВД или курсантов образовательных учреждений МВД России.

Методика "Кассандра" содержит 241 утверждение (полный вариант), и 116 утверждений (сокращенный вариант). Указанные утверждения формируют 6 основных шкал и 7-ю шкалу лжи, которая позволяет судить об искренности отве­тов обследуемого. Стимульный материал, бланк для ответов, ключ методики приводятся в приложении. В ходе тестирования испытуемые дают ответы на отдельном бланке, делая выбор между вариантами ответов – «верно» или «неверно» в зависимости от того, согласны или не согласны они с каждым из утверждений. Выбранные ответы помечаются значком «» или «», проставляемом в ячейках бланка, обозначенных буквами «В» (верно) и «Н» (неверно).

Шкала «Осведомленность» («Os»), 1-я шкала теста - отражает знакомство обследуемых с вопросами, связанными с проблемой наркомании.

Шкала «Отношение» («Ot»), 2-я шкала теста - характеризует личностное отношение обследуемого к ценностям и нормам данного образа жизни, формулирует степень психологической готовности к его принятию или противодействию.

Шкала «Личностные предпосылки» («Lp»), 3-я шкала теста - определяет наличие психологических факторов, обусловливающих склонность к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Наличие устойчивых личностных свойств, которые обуславливают склонность к аддиктивному поведению (злоупотреблению наркотиками) как способу преодоления трудностей социальной адаптации. Сюда относятся, например, эмоциональная незрелость, сниженный социальный контроль поведения, неадекватность самооценки, наличие противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе или высокой активности с быстрой истощаемостью и т.д.

Шкала «Биогенетические предпосылки» («Bgp»), 4-я шкала теста - наличие в анамнезе различного рода факторов, которые могут при определенных условиях стать базой для негативных изменений поведения, личностных свойств и состояний, в т.ч. формирования аддиктивного поведения (зависимого от наркотиков). В шкале собраны такие факторы-предикторы, как черепно-мозговые и другие травмы, нервно-психические потрясения, перенесенные тяжелые соматические заболевания, интоксикации, отклонения в физическом и психическом развитии, неблагоприятная наследственность (наличие среди родственников обследуемого лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией, психически больных, ведущих «странный» или асоциальный образ жизни) и.т.д.

Шкала «Психосоциальные предпосылки» («PSp»), 5-я шкала теста - отражает наличие неблагоприятных социально-средовых факторов, стандартов поведения, которые предполагают возможность асоциального выбора.

Шкала «Риск нервно-психического срыва» («RN»), 6-я шкала теста - сформирована из ут­верждений, отражающих степень удовлетворенности жизненной ситуацией, которая при определенных условиях может стать причиной неадекватного эмоционального реагирования, включая нервные срывы или аутоагрессию, а также причиной аддиктивного (зависимого) поведения.

Шкала «Ложь» «L», 7-я шкала теста - включает утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм.

По итогам обследования в отдельных случаях рекомендуется провести беседу, уточняющую полученные результаты с использованием дополнительного способа получения информации – методики «Незаконченные предложения», «Анкеты кандидата», метод компьютерной психодиагностики «полиграф». Проанализированные по отдельности и в соотношении друг с другом шкалы теста «Кассандра» позволяют сделать прогноз возможных форм поведения обследуемых.

Методика апробирована при отборе кандидатов на обучение в Санкт-Петербургский Университет МВД России. Данные тестирования уточнялись и подтверждались результатами собеседования, результатами профессионального психологического отбора с использованием компьютерной психодиагностики («полиграф»).

Выделенная «группа риска» по предрасположенности к наркомании в процессе сопровождения требует особого внимания с последующей прицельной профилактической работой, в которой должны участвовать все подразделения и офицеры, находящиеся в непосредственном контакте с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.
3. Обработка и оценка результатов обследования

Подсчет результатов психологического обследования по методике «Кассандра» осуществляется наложением на бланк с ответами (Приложение 1) специальных «ключей» (Приложение 2,3.), выполненных на прозрачных пластиковых листах, либо с помощью компьютера посредством сканирования бланка. Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл. Полученные «сырые» (первичные показатели) по шкалам подлежат переводу в стандартизированные показатели (Таблица 1).

Обработку ответов начинают со шкалы лжи. Если обследуемый по этой шкале получает 8 и более баллов, то использовать эти данные не рекомендуется. Затем подсчитываются первичные показатели по 6-и основным шкалам методики, которые переводятся в нормативную шкалу оценок.

Для построения «решающего правила» в оценке риска наркомании на основании оценок психодиагностического теста «Кассандра» проведено нормирование тестовых значений.

Нормативы оценки показателей теста и характеристика значений показателей шкал экспресс-диагностики риска наркотизации «Кассандра», приведенные в табл. 1, разрабатывались на кандидатах на учебу и курсантах Санкт-Петербургского университета МВД России. Поэтому использование данных нормативов в практической психологической работе с сотрудниками органов внутренних дел требует уточнения и доработки, учитывающей образовательные особенности, возрастной состав сотрудников, их личностную и социальную зрелость, опыт работы с правонарушителями и наркоманами.
Таблица 1

Нормативы оценки показателей теста «Кассандра»

 


Основные шкалы методики

Оценка в баллах в зависимости от значения показателя

и уровень развития качества (свойства)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Нижняя граница среднего

Средний

Верхняя граница среднего

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

1.Осведомленность


0-1

1-2

3

4-5

6-8

9-10

11

12-14

15

2.Отношение к наркотикам

›35

34-33

32-31

30-26

27-20

19-17

16-9

8-7

6

3.Личностные предпосылки

16

16-18

18-22

20-30

30-51

51-59

60-63

64-65

66-67

4.Биологические предпосылки

0-1

2-3

4-5

6-8

9-12

13-15

16-17

18-19

20

5.Психосоциальные предпосылки

0-1

2-3

4-5

6-8

9-12

13-15

16-17

18-19

20

6.Риск нервно-психического срыва

0-1


2

3-4

5-6

7-12

13-14

15-16

17

18-20

7. Достоверность

0

1

2

3

4-5

6

8

9

10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Санкт-петербургский университет iconОрганизацией высшего образования (федеральным государственным бюджетным...
«Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Санкт-петербургский университет iconУста в
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский университет iconПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. №1241
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский университет iconГоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса...
О подготовке научно-педагогических и научных кадров в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...

Санкт-петербургский университет iconИнструкция по делопроизводству в федеральном государственном бюджетном...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Санкт-петербургский университет iconИнструкция по делопроизводству в федеральном государственном образовательном...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Санкт-петербургский университет iconФедеральное государственое бюджетное образовательное учреждение высшего...
«санкт-петербургский государственный электоротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (Ленина)»

Санкт-петербургский университет iconВ документ об образовании и о квалификации образца, установленного...
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Санкт-петербургский университет iconИнструкция по делопроизводству санкт-Петербург
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (Ленина)»

Санкт-петербургский университет iconИнструкция по делопроизводству санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” им. В. И. Ульянова (Ленина)”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск