Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос»


НазваниеМетодические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении ФГОС»
Составитель Одинец Н.Г.,

доцент кафедры общественных

дисциплин ГАУ ДПО ИПКРО, к.п.н.
Цель предлагаемых методических рекомендаций по начальному курсу школьной географии – помочь учителям выделить и сформулировать требования к результатам освоения общеобразовательных программ с позиций деятельностного подхода с учетом тех требований, которые заложены в Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС).

География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном государственном образовательном стандарте определены как обязательные для изучения в основной школе. Методические рекомендации позволят педагогам повысить профессиональную компетентность в вопросах теоретико-методологического и методического характера, связанных с реализацией педагогического потенциала ФГОС ООО.

В новом стандарте и примерной программе основного общего образования основной целью образования подрастающего поколения провозглашено формирование основных видов деятельности ученика, четко прописаны требования к результатам обучения. Основная идея переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». 

Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.

В соответствии с требования ФГОС предметные результаты – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета «география». Личностные – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам. А метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

В связи с этим цель данных методических рекомендаций — повысить теоретико-методологическую и методическую компетентность учителей географии в осмыслении требований к воспитанию нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы общеобразовательного учреждения

Задачи методических рекомендаций:

Актуализация интеллектуально-творческих способностей учителей географии, направленных на освоение ресурсов ФГОС ООО, включая формирование универсальных учебных действий как педагогического средства для построения эффективной системы школьного географического образования.

Оказание педагогам необходимой помощи в осознании того факта, что современный процесс образования «должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей».

Преподавание предмета в 2015 – 2016 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами, указанными на http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf

Для информационной и методической поддержки модернизации географического образования созданы:

сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещение http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2015/standart/

консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://www.apkpro.ru/

Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие – Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.window.edu.ru

В 2015-16 учебном году при внедрении ФГОС в основной школе вводится обучение географии в 5 классе. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280 часов (5 кл. – 35 ч., 6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.).

Программа по географии для 5 класса разработана к учебно-методическим комплексам линии разных издательств. Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования.

К 1 сентября выйдут из печати учебники по географии для 5 класса, поэтому при наличии в образовательной организации УМК можно вводить начальное географическое образование в 5 классе.

Цель курса: обновление структуры и содержания курса «География» в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Новый курс «География» (5 класс) является пропедевтическим курсом школьного географического образования, систематизирующим и обобщающим ранее изученный в начальной школе материал курса «Окружающий мир».

Программа по географии 5 класса ставит задачу: продолжить формирование целостной картины мира, понимания школьниками сложных противоречий в системе взаимоотношений «человек-природа-общество», развитие готовности наблюдать, исследовать географические объекты природной, социокультурной среды, участвовать в качественном их улучшении.

Обязательное введение нового стандарта в основной школе начинается с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс приходят первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09.2011г.

На основе нового стандарта и проверенного временем фундаментального ядра содержания школьного географического образования составлена Примерная программа по географии для основной школы (см. Фундаментальное ядро содержания по географии, стр. 21-24 и Примерную программу по географии).

Примерная программа, в свою очередь, берется за основу при составлении рабочих программ, содержание которых связано с особенностями структуры и содержания конкретных линий учебников географии (см. Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях РФ в 2015/2016 гг.

В настоящее время существуют рабочие программы, предусматривающие последовательность и результаты изучения географии в основной школе, а также тематическое планирование курса с 5 по 9 класс по различным линиям учебников. Прошли экспертизу РАО и РАН и новые учебники с 5 по 9 класс, которые уже включены в Федеральный перечень учебников. Эти учебники можно заказывать и начинать по ним работать с 1 сентября 2015 г.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу образовательной организации.

В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5-6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

Преподавание должно осуществляться по примерным программам по географии для общеобразовательных организаций в зависимости от издательства и авторских коллективов (линии учебников, по которым работает ОО).

В соответствии с линейным принципом построения содержания географического образования учебный материал постепенно усложняется по годам обучения, в нем исключены повторы, и он имеет относительную завершенность на каждом этапе образования.

Актуальное значение в условиях освоения обновленного содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся имеют межпредметные связи, которые необходимо учитывать в процессе преподавания географии. При подготовке к урокам рекомендуем ознакомиться с содержанием учебных программ по другим учебным предметам соответствующих классов.

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, указывается на необходимость приобретения опыта проектной и исследовательской деятельности обучающимися в ходе изучения всех учебных предметов.

Начальный курс географии в 5—6 классах может изучаться по линии учебников географии под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова: УМК по географии издательства «Дрофа», включающий для использования при работе учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»; 5 класс – «География. Начальный курс» И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Новый курс 5 класса носит пропедевтический характер по отношению к курсу 6 класса, хотя некоторые вопросы, находившиеся ранее в структуре 6 класса, полностью оказались в учебнике 5 класса.

Так, в 5 классе широко рассматриваются темы «Методы географических исследований», «Географические открытия», «Земля во вселенной», эти темы в соответствии с требованиями, предъявляемыми фундаментальным ядром, рассматриваются гораздо шире. Раздел «Географические открытия» дополнен более подробными описаниями экспедиций, включая те сложные решения, которые приходилось принимать их участникам, что делает эти личности более четкими ценностно-моральными ориентирами.

В разделе сделан акцент на изучении российских исследователей. Раздел «Виды изображений поверхности Земли». Рассматриваются самые простейшие темы, такие как: «Стороны горизонта», «Ориентирование» и т.п. Многим могут показаться знакомыми иллюстрации в этом учебники, т.к. большая их часть перешла из учебника природоведения тех же авторов, который хорошо знают учителя географии и биологии.

В раздел «Земля во Вселенной» попали некоторые следствия и свойства движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца (хотя в 6 классе эти вопросы так же не остались без внимания). Так же есть рубрика «Некоторые важнейшие даты», работу с которой можно развить в увлекательную учебную игру или учебное исследование.

Методический аппарат снабжен разнообразными рубриками. Здесь, помимо вопросов и заданий после параграфа, есть рубрика «Подумайте», которая направляет на добычу знаний из различных источников, которые, как правило, имеются здесь же в учебнике. Это может быть текст, карта, схема и т.д. В конце раздела имеется обобщающий вывод, который может помочь сориентироваться учащимся на ранней стадии изучения предмета. А так же в одном месте собраны основные понятия и термины раздела, что может оказать помощь в закреплении изученного материала учащемуся, а учителю расставить акценты в заданиях тематического контроля. Есть изменения в курсе 6 класса. При том, что практически весь теоретический и практический материал сохранен в учебнике, структура некоторых разделов и параграфов изменилась (изменения показаны на зеленом фоне).

В 6 классе сделан акцент на тему «Виды изображений земной поверхности», это объясняется тем, что математический аппарат школьников в 5 классе развит очень слабо и это не позволяет работать с вычислениями масштаба, проекций и определением расстояний с помощью градусной сетки при изучении этой темы. При этом практически весь фактический материал сохранен в этом УМК, включая полноценное введение, что позволяет начать изучение курса географии с 6 класса.

Задания, появляющиеся в ЕГЭ отражаются в новом материале УМК. Так, в учебнике 6 класса появляется рисунок, демонстрирующий взаимосвязь горизонталей и профиля местности. Рисунок снабжен заданиями.

Линия УМК по географии под редакцией О.А. Климановой, А.И. Алексеева. УМК еще до выхода ФГОС уже соответствовал многим требованиям, предъявляемым им к процессу обучения, т.к. располагал и располагает широкими возможностями для реализации деятельностного подхода на уроках географии. Он учит не только добывать знания из различных источников информации, но и на несколько уровней поднимает возможности работы с текстом. Авторы УМК являются действующими преподавателями МГУ. Учебник для 5-6 классов называется «Землеведение» - это название отражает границы содержания курса. В этой линии УМК также появляется курс 5-го класса.

5 и 6 класс оказались в одной книге. Это можно использовать для работы на опережение. Структурирование материала внутри параграфа осуществляется посредством разделения материала на отдельные блоки, для обозначения каждого из них используются вопросы, которые, в зависимости от ситуации и задач, поставленных учителем, могут послужить как средством мотивации, так и средством рефлексии. С помощью этих вопросов учащийся сам сможет ставить перед собой задачи и решать их. В учебниках 5-7 классов эти вопросы достаточно просты, они напоминают вопросы, которые дети часто задают родителям: «Почему дует ветер?». Так же в тексте выделяется дополнительный материал, способный как расширить, так и углубить некоторые аспекты изучаемой темы или раздела.

Все это открывает широкие возможности для реализации требований, предъявляемых ФГОС, позволяет активно работать с фактическим материалом УМК на качественно новом уровне, не только получая фактические знания, но и осмыслять их и делать для себя как определенные, так и не определенные выводы, синтезируя не только знания и умения, но и придавать при этом им некое моральное направление.

Представленная предметная линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе – от общего к частному.

В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико- и социально-экономико-географических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном – материков и океанов и их частей – России и ее отдельных районов – своей местности ( малой Родины).

Новая книга, рассчитанная на преподавание предмета в 5 и 6 классе, отличается от бывшего курса 6 класса. Так, появляется раздел «Накопление знаний о Земле», состоящий из 4 параграфов и описывающий основные этапы освоения нашей планеты. Помимо этого расширена тема «Географические модели Земли», появилось много практики и нового теоретического материала. Это сделано для того, чтобы учащиеся уже в 5 классе не испытывали трудностей при изучении таких тем, как «Масштаб», требующие развитие математического аппарата на уровне конца 6 класса. Эта линия УМК, которая очень давно издается, хорошо знакома учителям, её часто называют традиционной или «классической», так как большая часть учителей страны предпочитают работать именно с ней.

Сегодня, на пороге внедрения новых образовательных стандартов традиционная линия УМК так же изменяется, появляются новые компоненты: учебник 5 класса, мультимедийные приложения для всех курсов, методическая часть всего курса.

Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

При этом во всех учебниках издательства «Дрофа» реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения.

УМК «Сферы. География» издательства «Просвещение» как средство формирования предметных, метапредметных и личностных результатов географического образования.

Образовательно-издательский проект «Сферы» — проект по созданию современной образовательной среды. Методологические принципы построения комплекса: единая технология обучения; реализация межпредметных связей; широкое внедрение в учебный процесс информационных и коммуникативных технологий.

УМК «Сферы. География»: методические принципы построения. Единство структуры УМК в целом и его частей. Преемственность содержания учебного материала от одного курса к другому. Принципы отбора содержания учебного материала. Учёт возрастных особенностей учащихся. Дифференциация учебного материала по уровням сложности. Учебник как основная часть УМК «Сферы. География» в организации познавательной деятельности, в построении информационно - образовательной среды: методические принципы построения и отбора содержания, способы представления информации, текстовая информация, анализ текстов учебника, учёт возрастных особенностей учащихся в учебниках разных классов, дифференциация учебного материала по уровням сложности (на примере темы «Гидросфера», учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы».

Составные части УМК «Сферы. География»: Учебник. Тетрадь-тренажёр. Тетрадь-практикум. Тетрадь-экзаменатор. Иллюстрированные учебные атласы и контурные карты как составная часть УМК «Сферы. География». Цифровые носители: электронное приложение к учебнику, электронное картографическое пособие по географии. Использование ИКТ на уроках географии: организация информационного пространства класса, формирование умений и навыков работы в информационной среде и в Интернете (осуществлять расширенный поиск информационных объектов, используя ресурсы классических библиотек, Интернета). Единая навигационная система УМК «Сферы. География». Таким образом, учебно-методический комплекс представляет собой некий конструктор, который позволяет выстраивать для каждого ученика индивидуальные образовательные маршруты. Убедительным примером учебно-методического комплекса, разработанного в рамках данной модели, является УМК «Сферы. География»

Цель и задачи курса «География. Планета Земля» 5 и 6 классы: формирование системы базовых географических понятий и представлений о целостности и неоднородности в пространстве и времени Земли как планеты людей.

Задачи: сформировать основные предметные понятия и представления о структуре, строении, динамике геосфер, их взаимодействии и влиянии на человека и хозяйственную деятельность, дифференциации и целостности природы Земли, путях ее сохранения;

формировать практические умения получения географической информации и систематизации полученных результатов: работы с приборами и инструментами, глобусом, планом и картой, проведения наблюдений, ориентирования на местности;

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельного приобретения новых знаний;

продолжить воспитание любви к стране, региону, краю; нравственных основ, ориентированных на общечеловеческие ценности; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры.

Структура учебника отвечает сложившемуся представлению о начальных землеведческих курсах школьного географического образования: формирование системы картографических знаний и практических навыков; овладение обобщёнными приёмами наблюдений за объектами и явлениями; изучение многообразия компонентов географической оболочки; формирование представлений о географической науке и развитии географических знаний; формирование знаний о географических следствиях формы, размеров и движений Земли. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов (т. е. по 1 часу в неделю).

Например, в курсе 5 класса в разделе I «Развитие географических знаний о Земле» учебные задачи направлены на
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconРабочая программа курса географии для 5 9 классов фгос ООО подготовлена...
Умк для 5-9 классов. Авторы учебника по географии Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков. Программа линии «Русское слово»,...

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconМетодические рекомендации по проведению и оформлению практических...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconМетодические рекомендации к курсу
К 49 Клиническая психология: Методические рекомендации к курсу "Клиническая психология" / Авт сост. Н. А. Кондратова. – Великий Новгород:...

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного...
Фгос овз, утвержденного 11 февраля 2015 г за n дл-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения...

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconГодовой план работы педагогического коллектива мбдоу «Арский детский сад №1»
Тема детского сада: Использование инновационных технологий в работе доу при внедрении фгос

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconКнига 6 Проект «Предъявление нового качества образования при внедрении...
...

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconМетодические указания по выполнению практических работ по модулю...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Первый этап Всероссийской олимпиады по географии (далее – Олимпиады) проводится общеобразовательными учреждениями в октябре

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconУчебное пособие для студентов по курсу «Математика и информатика»
Методические указания по выполнению индивидуального домашнего задания (идз) по теме «Базы данных» 58

Методические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос» iconМетодические рекомендации на курсовую работу по теме "Базы данных"...
Целью выполнения курсовой работы является необходимость закрепления всех знаний и практических навыков, полученных в результате изучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск