Контрольная работа по курсу «Стилистика и литературное редактирование» для студентов
очно-заочной формы обучения (грамматика)
Вопросы к экзамену:
Основные разделы стилистики, предмет стилистики. Стилистические нормы.
Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость.
Стилистическое использование многозначных слов и омонимов.
Стилистическое использование синонимов, антонимов, паронимов. Смешение паронимов.
Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской.
Стилистическое использование социолектов, жаргонизмов.
Лексико-стилистические особенности фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления. Смешение стилей.
Речевая недостаточность и избыточность. Плеоназм и тавтология как существенный недостаток языка средств массовой информации.
Семантико-стилистические различия имен существительных, имеющих вариантные формы рода.
Род несклоняемых существительных. Стилистические возможности категории рода в различных стилях.
Склонение имен и фамилий. Семантико-стилистическая характеристика вариантов падежных форму имен существительных.
Семантико-стилистическая характеристика полных, и кратких форм, форм степеней сравнения имен прилагательных, Их употребление в различных стилях.
Стилистическая и семантическая характеристика притяжательных прилагательных и имен существительных в косвенных падежах с предлогами и без них.
Семантико-стилистические оттенки, приобретаемые личными местоимениями в зависимости от условий их употребления. Пропуск личных местоимений в речевом общении как стилистический прием.
Функционирование в речи определительных, возвратных, притяжательных и неопределенных местоимений.
Глагол как одно из средств создания динамики высказывания. Особенности образования и функционирования некоторых личных форм глагола.
Синонимия глагольных категорий лица, времени и наклонения.
Использование одного вида глагола вместо другого. Трудности, связанные с выбором вида глагола.
Синонимия возвратных и невозвратных глаголов.
Особенности употребления числительных: сочетание с существительными, употребление собирательных числительных, числительные в составе сложных слов.
Стилистические возможности синтаксиса как уровня языка. Особенности синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидности литературного языка.
Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок слов.
Согласование и варианты форм.
Согласование сказуемого с подлежащим – собирательным существительным, выраженным количественно- именным сочетанием.
Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим приложение.
Согласование сказуемого с подлежащим типа брат с сестрой.
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным местоимением.
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным несклоняемыми существительными, сложносокращенными словами и т.п.
Согласование сказуемого с однородными подлежащими.
Варианты согласования определений с существительными.
Варианты согласования приложений.
Стилистические особенности простых предложений, зависящие от их структуры.
Стилистические функции словорасположения в разных функциональных стилях.
Синонимия предлогов со значением изъяснительным, временным, причины и др.
Синонимические предложные и беспредложные конструкции.
Варианты форм дополнения.
Нанизывание падежей.
Стилистическое значение разных способов сочетания однородных членов.
Ошибки в сочетании однородных членов.
Стилистическое использование обращений.
Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.
Стилистическая оценка сложных предложений. Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в разных стилях речи.
Стилистическое использование параллельных синтаксических конструкций в различных функциональных стилях.
Стилистическая характеристика причастных конструкций. Ошибки, встречающиеся при употреблении причастий и причастных конструкций.
Стилистическая характеристика деепричастных конструкций. Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных конструкций.
Конструкции с отглагольными существительными.
Стилистические ошибки в сложном предложении и приемы устранения ошибок.
Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи.
Стилистические фигуры. Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Многосоюзие и бессоюзие.
Картотека из 20 примеров на нарушение морфологических и синтаксических норм литературного языка
Определите род имен существительных. Заполните таблицу:
Мужской род
| Средний род
| Женский род
|
|
|
|
авеню, авокадо, авторалли, аэрозоль, атташе, безе, бра, брейк, бремя, бренди, бродяга, брокколи, брюзга, бунгало, буржуа, вето, вече, визави, воевода, воротила, врач, вуаль, гений, геноссе, гестапо, гетто, глупышка, городишко, декольте, денди, домина, домишко, жадина, желе, жюри, забияка, зазнайка, змея, иваси, инкогнито, какаду, какао, канапе, кафе, кенгуру, киви, киви(птица), клише, колибри, коллега, кольраби, конферансье, кофе, кредо, крупье, купе, лакомка, леди, лечо, лосось, мадам, мадемуазель, малютка, маслице, маугли, маэстро, меню, метро, мисс, мозоль, моль, невежа, невидимка, недотрога, неженка, неряха, носище, одиночка, отель, пальто, пенальти, пепелище, пери, повеса, подмастерье, пони, портье, простофиля, протеже, пьяница, пюре, рагу, рантье, резюме, рояль, салями, сапожище, свинья, сирота, сластена, староста, судья, табель, такси тамада, тушь, тюль, убийца, умишко, умница, филе, фламинго, фойе, фрау, хиппи, шампунь, шимпанзе, шоу, ябеда.
2. Допишите, если нужно, окончания:
Пишу письмо Анн_ Бах_, Иоганн_ Бах_.
Восхищаюсь Александр_ Блок_, Любовь_ Блок_.
Роман принадлежит Артур_ Конан_ Дойл_.
Мы познакомились с мадам Анн_ Дойл_.
Произведения Владимир_ Короленко_.
Стихи Евген_ Короленк_.
Познакомился с Никола_ Гриценк_.
Женился на Анастас_ Гриценк_.
Это музыка Эдвард_ Григ_.
Это квартира Нин_ Григ_.
Музыка братьев Покрасс_.
Семья Берг_.
Продолжите список своими примерами
3. Выберите правильный вариант.
Пара
| сапог
сапожок
бот
валенков
эполет
| сапогов
сапожков
ботов
валенок
эполетов
| Жить среди
| турок
румын
туркменов
монголов
бедуин
грузин
осетинов
| турков
румынов
туркмен
монгол
бедуинов
грузинов
осетин
| Отряд
| партизанов
драгунов
гусаров
саперов
офицеров
матросов
гренадеров
| партизан
драгун
гусар
сапер
офицер
матрос
гренадер
| 4. Заполните таблицу:
Предлог
| них
| их
| внутри
|
|
| для
|
|
| от
|
|
| о
|
|
| мимо
|
|
| сзади
|
|
| выше
|
|
| около
|
|
| посреди
|
|
| вне
|
|
| по поводу
|
|
| за исключением
|
|
| лучше
|
|
|
5. Найдите правильный вариант:
1)вопреки ему – нему
2)в противовес ему – нему
3)благодаря ему – нему
4) вслед ему – нему
5) над им – ним
6)наперекор ему – нему 6. Выберите правильный вариант:
а) по нам б) по нас
1. Случалось, что хозяева открывали ……… огонь из обрезов.
а) по вам б) по вас
2. Я так соскучилась по ……..
а) ихний б) их
3. ……… дело считается главным и первостепенным.
а) у нее б) у ней
4. От ……. все можно ожидать.
а) внутри их б) внутри них
6. Внутри …….. ,в комнатах, стояли стильные комфортабельные стулья.
7. Найдите неправильный вариант:
по обоим сторонам
в обеих руках
в обоих случаях
прошло полчаса
прошли полчаса
не больше полчаса
11,6 секунд
8,4 процента
5 ¼ километра
самолет с двумястами тридцатью пассажирами
меньше полгода
полтора километра
| кошелек с семьюстами восьмьюдесятью рублями
контейнер с пятистами шестидесятью коробками.
двое мальчиков
двое спортсменок
двое суток
двадцать три сутки
вошли двое
двадцать трое суток
в продолжение полугода
следующие полгода
в полутора километрах
в полутора километров
|
8. Напишите слова в соответствии с нормами литературного языка:
упр…чивать, удост…ивать, проср…чивать, огор…шивать, обезб…ливать, подзад…ривать, пришп…ривать, сосредот…чиваться, обескр…вливать, удв…ивать, подыт…живать, узак …нивать, усв…ивать, успок…иваться, усл…вливаться, обусл…вливать, уполном…чивать, приур…чивать.
9. Выберите правильную форму глагола:
брезгать – брезговать, выстлать – выстелить, разостлать – расстелить, компостировать – компосировать, похудеть – похудать, лазить – лазать, заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, обезболивать – обезбаливать, опорочивать – опорачивать, удостоиваться – удостаиваться.
10. Заполните таблицу: Глагол
| 1-е лицо ед. числа
| 2-е лицо ед. числа
| 3-е лицо ед. числа
| ощутить
|
|
|
| хныкать
|
|
|
| тосковать
|
|
|
| разъяснить
|
|
|
| рассветать
|
|
|
| колыхать
|
|
|
| отпочковаться
|
|
|
| обессмертить
|
|
|
| басить
|
|
|
|
11. Замените цифры словами:
Число участников колеблется между 457 и 502.
Димитрий располагал уже 38000 людей.
На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.
Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.
На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолетом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125.
В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.
Город, в котором жило около 120 тыс. человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды.
Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена 17-19 ноября 1990 г. в Китае.
К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрутами.
Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.
Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояния между станциями лондонского метро.
«Крогер» управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.
Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн произведений искусства.
Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.
|