МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет» Факультет Экологический Кафедра экологии и защиты окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Л.И. Задорожная
«_____»____________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В. 3.9. Методы и приборы экологического контроля
по направлению
подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность
по профилю подготовки Охрана природной среды и ресурсосбережение квалификация (степень)
выпускника бакалавр
Майкоп Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) _280700.62 Техносферная безопасность ________________
(шифр, направление подготовки (специальности)
Составитель рабочей программы:
Доцент кафедры, доцент, к.б.н.
|
|
| С.К. Чич
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
экологии и защиты окружающей среды
(наименование кафедры)
И.о.заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
| Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
научно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Ю.И. Сухоруких
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Г.А. Гук
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
И.о.зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Цели изучения дисциплины « Методы и приборы экологического контроля»:
получение студентами научно-теоретически знаний о мониторинге и контроле окружающей природной среды, как подсистемы управления природоохранной деятельностью, современных методах и средствах экологического контроля. Задачи курса: заложить базу, навыки использования экологических знаний в практической деятельности будущих специалистов. Дать студентам основные понятия о правовой базе в области охраны окружающей среды, привить им навыки выбора и использования приборов и методов экологического контроля.
знать:
-назначение содержания и общую структуру экологического контроля, его виды, современные требования к методам контроля окружающей и природной среды,основные приборы , используемые в системе экологического контроля.
уметь:
-пользоваться приборной базой, применяемой в системе экологического мониторинга;
-выбирать наиболее приемлемые для данных условий методы и приборы экологического контроля;
-обеспечить квалифицированные умения и решения профессиональных задач
с учетом знаний, связанных с предупреждением отрицательного воздействия деятельности человечества на окружающую среду:
– изучение и анализ необходимой информации, технических средств, контроля окружающей среды, показателей оценки ее состояния, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных технических средств;
владеть:
-методами определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на природную среду;
- принципами и методами проведения экологической экспертизы;
- методами работы с основными приборами, используемыми в системе экологического контроля.
Учебная дисциплина «Методы и приборы экологического контроля» входит в перечень курсов вариативной части профессионального цикла ОП.
специальная дисциплина, является разделом «Основ управления воздействием на окружающую среду». Курс дает основные понятия, принципы и законы экологического контроля, знакомит студентов с деятельностью подразделений охраны окружающей среды на производствах, её нормативно-правовой базой, методами исследования и контроля различных факторов производственной среды, практическими навыками проведения экологического контроля качества воздушной среды рабочей зоны, качества сточных вод различных производств с учетом новых официальных нормативных материалов (ГОСТов, СанПиНов, правил, инструкций, и т.д.).
В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями: ОК-12, ОК-13, ОК-16, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК -14, ПК-19, ОПК-2.
ОК-12: Способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;
ОК-13: Способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
ОК-16: Способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.
ПК-8: Способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей.
ПК-9: Способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности.
ПК-11: Способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере.
ПК-14: Способность использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду
ПК-19: Способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности
ОПК-2: Развитие творческого подхода к решению технических задач
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины .
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы
(_144 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 8
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 60/1.7
| 60/1.7
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36\1
| 36\1
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 12\0,33
| 12\0,33
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 12\0,33
| 12\0,33
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 84\2,3
| 84\2,3
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 20\0,56
| 20\0,56
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление тестов
Составление блок-схем
Подготовка презентаций
| 28/0.77
| 28/0.77
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Экзамен, курсовая работа
| 36\1
| 36\1
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 144\4
| 144\4
|
|
|
| 4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единиц(ы)
144 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 9
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 14/0,4
| 14/0,4
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,17
| 6/0,17
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,1
| 4/0,1
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 4/0,1
| 4/0,1
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 130/3.6
| 130/3.6
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 20/0,6
| 20/0,6
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет, экзамен, курсовая работа
| Экзамен, курсовая работа
| Экзамен, курсовая работа
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| 8 семестр
| 1.
| Введение
| 1
| 2
|
|
|
|
| 2.
| Экологическое нормирование
| 2-4
| 4
| 2
|
| 4
| Блок-схемы, тесты
| 3.
| Система экологического контроля
| 5-7
| 8
|
|
| 4
| Презентация, блок-схемы, тесты
| 4.
| Методы лабораторного контроля загрязнения объектов окружающей среды.
| 8-11
| 10
| 4
| 2
| 4
| Презентация, блок-схемы, тесты
| 5.
| Приборы экологического контроля
| 12-15
| 8
|
| 10
| 2
| Презентация
| 6.
| Метрологическое обеспечение экологического контроля
| 16-17
| 4
| 2
|
| 4
| Презентация
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
| экзамен
| 5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Введение
| 1
| 2
|
|
|
| 2.
| Экологическое нормирование
| 2-4
| 4
| 2
|
| 4
| 3.
| Система экологического контроля
| 5-7
| 8
|
|
| 4
| 4.
| Методы лабораторного контроля загрязнения объектов окружающей среды.
| 8-11
| 10
| 4
| 2
| 4
| 5.
| Приборы экологического контроля
| 12-15
| 8
|
| 10
| 2
| 6.
| Метрологическое обеспечение экологического контроля
| 16-17
| 4
| 2
|
| 4
|
| Промежуточная аттестация: экзамен
|
|
|
|
|
| 5.3. Содержание разделов дисциплины «Методы и приборы экологического контроля», образовательные технологии
Лекционный курс
№
п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образователь-ные
технологии
| ОФО
| ЗФО
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Раздел 1. Введение.
Предмет, цель, задачи.
| 2
| 1
| Предмет, цель, основные задачи дисциплины. Место дисциплины в системе наук об охране окружающей природной среды. Структура и организация обучения по курсу "Методы и приборы экологического контроля". Основная уче-бная и методическая литература. Формы аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Важная роль экологического контроля в решении природоохранных задач
| ОК-12, ПК-8
| Знать:назначение содержания и общую структуру экологического контроля, его виды,современные требования к методам контроля окружающей и природной среды,основные приборы , используемые в системе экологического контроля.
уметь:пользоваться приборной базой, применяемой в системе экологического мониторинга.
| Слайд-лекция
| 2
| Раздел 2. Экологическое нормирование
Тема 2.1 Разработка норм предельно допустимых выбросов и сбросов в окружающую среду.
| 2
| 1
| Качество окружающей среды. Санитарно-гигие-ническое нормирование и экологическое регла-ментирование, нор-мативные документы. Предельно допустимые концентрации загряз-нения в объектах окружающей среды. Временные стандарты (ОБУВ).
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| знать: -наз-начение содер-жания и общую структуру эко-логического ко-нтроля, его виды,современные требования к методам кон-троля окружаю-щей и природ-ной среды,-основные при-боры , исполь-зуемые в сис-теме экологи-ческого конт-роля.
уметь: -поль-зоваться при-борной базой, применяемой в системе эколо-гического мо-ниторинга;--выбирать наи-более приемле-мые для дан-ных условий методы и при-боры эколо-гического кон-троля;-обеспе-чить квалифи-цированные умения и реше-ния профессио-нальных задач с учетом знаний, связанных с предупреждением отрицатель-ного воздейс-твия деятель-ности челове-чества на окру-жающую сре-ду:– изучение и анализ необхо-димой инфор-мации, техни-ческих средств, контроля окру-жающей среды, показателей оценки ее сос-тояния, их обобщение и систематизация проведение не-обходимых расчетов с ис-пользованием современных технических средств;
владеть: -методами опре-деления и нор-мативные уров-ни допустимых негативных воздействий на природную среду;- прин-ципами и методами про-ведения эколо-гической эксп-ертизы; -мето-
дами работы с основными приборами, ис-пользуемыми в системе эко-логического контроля..
| Слайд-лекция
| 3
| Тема 2.2. Эколого-гигиеническое нормирование на предприятиях
| 2
|
| Классы опасности ве-ществ. Потоковые харак-теристики источников загрязнения: ПДВ, ПДС. Требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-химические показатели качества воды в открытых водоемах. Нормирование загряз-няющих веществ в почве. Основные расчетные ха-рактеристики качества среды обитания. Возмож-ности управления качеством окружающей среды на основе анализа информации об уровне ее загрязнения
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-19:
ПК-14
ОПК-2:
:
| Слайд-лекция
| 4
| Раздел 3. 3 Система эколо-гического контроля
Тема 3.1: Структура экологического контроля.
| 2
|
| Цели и задачи экологического контроля. Структура экологического контроля.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| 5
| Тема 3.2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ГСН
| 2
|
| Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ГСН), как система контроля за происходящими в природе физическими, химическими, биоло-гическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, почв, водных объектов и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменении в окружающей природной среде.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| знать: -наз-начение содер-жания и общую структуру эко-логического ко-нтроля, его виды,современные требования к методам кон-троля окружаю-щей и природ-ной среды,-основные при-боры , исполь-зуемые в сис-теме экологи-ческого конт-роля.
уметь: -поль-зоваться при-борной базой, применяемой в системе эколо-гического мо-ниторинга;--выбирать наи-более приемле-мые для дан-ных условий методы и при-боры эколо-гического кон-троля;-обеспе-чить квалифи-цированные умения и реше-ния профессио-нальных задач с учетом знаний, связанных с предупреждением отрицатель-ного воздейс-твия деятель-ности челове-чества на окру-жающую сре-ду:– изучение и анализ необхо-димой инфор-мации, техни-ческих средств, контроля окру-жающей среды, показателей оценки ее сос-тояния, их обобщение и систематизация проведение не-обходимых расчетов с ис-пользованием современных технических средств;
владеть: -методами опре-деления и нор-мативные уров-ни допустимых негативных воздействий на природную среду;- прин-ципами и методами про-ведения эколо-гической эксп-ертизы; -мето-
дами работы с основными приборами, ис-пользуемыми в системе эко-логического контроля.
| Слайд-лекция
| 6
| Тема3.3. Производственный экологический контроль (ПЭК). Общественный экологический контроль (ОЭК).
| 4
|
| Экологическая паспортизация предприятий как метод экологического контроля
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.
Комплексные показатели оценки антропогенной нагрузки на окружаю-щую среду. Индекс загрязнения атмосферного воздуха.
Индекс загрязнения воды. Суммарный пока-затель загрязнения поч-вы. Интегральная оценка техногенной нагрузки на окружающую среду.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| 7
| Раздел 4.
Методы лабораторного контроля загрязнения объектов окружающей среды .
Тема 4.1. Режим и условия отбора проб
| 2
| 2
| Отбор проб атмосферного воздуха. Принци-пиальная схема прибора для отбора проб воздуха. Поглотительные при-боры, фильтры, расхо-домеры, побудители рас-хода.Электроаспираторы. Отбор проб воды. Разовая и усредненная пробы. Отбор проб на глубине. Батометры. Отбор проб почвы. Подготовка проб почвы к анализу.
Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде. Требования, предъявляемые к методам определения загрязняющих веществ в объектах окружающей среды.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| 8
| Тема 4.2. Методы лабораторного контроля
| 4
|
| Газовая хроматография. Детекторы. Расчеты в количественном хроматографическом анализе. Метод абсолютной калибровки. Нормировка площадей. Метод внутреннего стандарта. Высокоэффективная жидкостная хроматография. Тонкослойная хроматография. Ионная хроматография. Хроматомасс-спектрометрия. Полярография. Анализ атмосферного воздуха с помощью газоанализаторов. Колориметрический анализ. Фотоэлектроколориметры и спектрофотометры. Атомно-абсорбционный спектральный анализ
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| знать: -наз-начение содер-жания и общую структуру эко-логического ко-нтроля, его виды,современные требования к методам кон-троля окружаю-щей и природ-ной среды,-основные при-боры , исполь-зуемые в сис-теме экологи-ческого конт-роля.
уметь: -поль-зоваться при-борной базой, применяемой в системе эколо-гического мо-ниторинга;--выбирать наи-более приемле-мые для дан-ных условий методы и при-боры эколо-гического кон-троля;-обеспе-чить квалифи-цированные умения и реше-ния профессио-нальных задач с учетом знаний, связанных с предупреждением отрицатель-ного воздейс-твия деятель-ности челове-чества на окру-жающую сре-ду:– изучение и анализ необхо-димой инфор-мации, техни-ческих средств, контроля окру-жающей среды, показателей оценки ее сос-тояния, их обобщение и систематизация проведение не-обходимых расчетов с ис-пользованием современных технических средств;
владеть: -методами опре-деления и нор-мативные уров-ни допустимых негативных воздействий на природную среду;- прин-ципами и методами про-ведения эколо-гической эксп-ертизы; -мето-
дами работы с основными приборами, ис-пользуемыми в системе эко-логического контроля.
| Слайд-лекция
| 9
| Тема 4.2 (продолжение) Методы
лабораторного контроля
| 4
|
| Экспресс методы оценки загрязненности воздуха рабочих зон.
Основные характеристики качества воды и их определение (температура, грубодисперсные примеси, сухой остаток, прозрачность, цветность, запах, вкус, активность ионов водорода, концентрации приоритетных загрязнителей, жесткость, ХПК, БПК). Сущность методов определения загрязняющих веществ в почве.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| 10
| Раздел 5. Приборы экологического контроля
Тема 5.1. Приборы контроля загрязнения воздуха, воды, почвы.
| 2
| 2
| Аппаратура для отбора воздуха и воды. Аспирационные устройства. Индикаторные трубки. Хроматографы. Фотометры. Колориметры. РН – метры. Ионометры. Полярометры. Хромато – масспектрометры. Радиометры. Спектрометры (гамма-, бета-, альфа-излучений).
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| 11
| Тема 5.2. Автоматизированные системы экологического контроля.
| 2
|
| Приборы контроля загрязнений атмосферы, воды и почвы, устанавливаемые на спутниках земли и самолетах. Метеозонды. Лидары. Автоматизированные системы контроля загрязнения атмосферы и воды города.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| знать: -наз-начение содер-жания и общую структуру эко-логического ко-нтроля, его виды,современные требования к методам кон-троля окружаю-щей и природ-ной среды,-основные при-боры , исполь-зуемые в сис-теме экологи-ческого конт-роля.
уметь: -поль-зоваться при-борной базой, применяемой в системе эколо-гического мо-ниторинга;--выбирать наи-более приемле-мые для дан-ных условий методы и при-боры эколо-гического кон-троля;-обеспе-чить квалифи-цированные умения и реше-ния профессио-нальных задач с Слайд-лекция учетом знаний, связанных с предупреждением отрицатель-ного воздейс-твия деятель-ности челове-чества на окру-жающую сре-ду:– изучение и анализ необхо-димой инфор-мации, техни-ческих средств, контроля окру-жающей среды, показателей оценки ее сос-тояния, их обобщение и систематизация проведение не-обходимых расчетов с ис-пользованием современных технических средств;
владеть: -методами опре-деления и нор-мативные уров-ни допустимых негативных воздействий на природную среду;- прин-ципами и методами про-ведения эколо-гической эксп-ертизы; -мето-
дами работы с основными приборами, ис-пользуемыми в системе эколо-гического контроля.
| Слайд-лекция
| 12
| Тема 5.3. Приборы контроля энергетических загрязнений.
| 2
|
| Яркометры. Люксметры. Шумомеры. Виброметры. Приборы контроля электромагнитного излучения радиодиапазона (низкочастотные, высокочастотные, ультравысокочастотные и сверхвысокочастотные диапазоны). Дозиметры.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| 13
| Тема 5.4. ЭВМ как средство проведения экспертной системы оценки
| 2
|
| ЭВМ как средство проведения экспертной системы оценки и прог-нозирования загрязнения окружающей природной среды.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| 14
| Раздел 6. Метрологическое обеспечение экологического контроля
Тема 6.1. Требования к точности проведения измерений.
| 2
|
| Систематическая погрешность. Случайная погрешность. Суммарная погрешность. Выбор методов и приборов контроля загрязнения окружающей среды по оценке точности измерений
.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
| б
| Тема 6.1. Аттестация методов и средств экологического контроля.
| 2
|
| Аттестация методов и средств экологического контроля.
| ОК-12:
ОК-13:
ОК-16
ПК-8:
ПК-9:
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ОПК-2:
ПК-19:
ПК-14:
| Слайд-лекция
|
|
| 36
| 6
|
|
|
|
| |