МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гуманитарный юридический колледж
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГЮК ОГУ
____________ Н.М. Бородавкина
«____» ____________________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экологического права
Направление подготовки
030912 – Право и организация социального обеспечения
(код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Юрист
Форма обучения
очная
Оренбург 2013
Рецензент кандидат юридических наук, доцент Воронина И.А.
Рабочая программа дисциплины «Основы экологического права» / сост. Л.П. Шаймарданова - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013. – 31 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины общеобразовательной программы студентам очной формы обучения по направлению подготовки 030912 Право и организация социального обеспечения в 4 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 030912 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. №770. Составитель____________________________Л. П. Шаймарданова
(подпись)
03.09.2013 г.
Шаймарданова Л.П., 2013
ГЮК ГОУ ОГУ, 2013 Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………......
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ОПОП СПО.......……………………………................
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины......................................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………………...................
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины....................................................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.......................................................................................................
| 9
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....……………………………………........................
| 10
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………......................
| 11
| 5
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях …………………………………………………………………………………..
| 11
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации............................................................................................................................
|
12
| 6.1
| Задания для проведения текущего контроля успеваемости
| 12
| 6.2
| Образцы тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы
обучающегося ……………………………………………………………………………
|
18
| 6.3
| Контрольные вопросы для экзамена по дисциплине ………………………………….
| 25
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................…………….
| 26
| 7.1
| Основная литература……………………………………………………….....................
| 26
| 7.2
| Дополнительная литература……………………………………………….....................
| 26
| 7.3
| Периодические издания .....…………………………………….…………......................
| 28
| 7.4
| Интернет-ресурсы................................................................................................................
| 28
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям .........................................................
| 29
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………….....................
| 29
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…………………....................
| 30
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………....................
| 31
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины (модуля): овладение принципами, понятиями и категориями науки экологического права, обоснованными теоретически и характерными для эколого-правовых институтов; изучение современных научных представлений о состоянии эколого-антропогенных систем, экологическое воспитание и формирование экологической культуры, воспитание гражданских качеств будущих юристов.
Задачи:
1) теоретический компонент:
- экологические права и обязанности человека;
- правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды;
- правовые основы экологического нормирования;
- правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;
- экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды;
- изучить юридическую ответственность за экологические правонарушения;
- особенности правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов; природных объектов;
- международное право окружающей среды.
2) познавательный компонент:
- изучать законодательство и практику его применения;
- уметь трактовать эколого-правовые понятия и приводить примеры их применения;
- получить базовые навыки исследования норм экологического права, нормативно-правовых актов;
- составлять необходимые документы для работы в суде: исковые заявления, жалобы, проекты судебных решений
3) практический компонент:
- иметь навыки по применению в практической деятельности методов научного познания;
- уметь работать с нормативно-правовым материалом, научной, учебной литературой;
- правильно классифицировать факты и обстоятельства;
- иметь навыки реализации норм материального права;
- владеть навыками анализа различных правовых явлений;
- разрешать спорные вопросы. 2 Место дисциплины в структуре ОПОП СПО Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам общеобразовательной программы.
Дисциплина опирается на дисциплины, изученные студентом ранее, такие как теория государства и права, муниципальное право, и параллельно изучаемые, такие как административное право, конституционное право.
Для освоения данной дисциплины студент должен:
Знать: базовый курс среднего учебного заведения, законы и проблемы развития современного общества, роль экологического права в его развитии.
Уметь: обобщать свой собственный опыт и опыт окружающего социума и делать обоснованные выводы на его основе, а также определять возможные пути решения проблем развития современного общества.
Владеть: межотраслевыми и отраслевыми методами исследования правовой действительности и обработки полученной информации.
Содержание данной дисциплины является опорой для освоения таких дисциплин как:
- ОП. 00: общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла: ОП.09 страховое дело; ОП.07 семейное право; ОП.17 жилищное право; ОП.05 трудовое право; ОП.08 гражданский процесс;
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ОПОП СПО по данному направлению подготовки:
а) общих (ОК):
- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5);
- работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6);
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);
- ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК 9);
- соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда (ОК 11);
- соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения (ОК 12);
- проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (ОК 13).
б) профессиональных (ПК):
- осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.1);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: понятие и источники экологического права, экологические права и обязанности граждан; право собственности на природные ресурсы, правоприродопользования; правовой механизм охраны окружающей среды; виды экологических правонарушений и ответственность за них.
Уметь: толковать и применять нормы экологического права; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям; применять правовые нормы для решения практических ситуаций.
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной деятельности; разрешения правовых проблем и коллизий.
Приобрести опыт анализа норм права; пользования законодательством, судебной и арбитражной практикой, по применению в практической деятельности методов научного познания; работы с нормативным, правовым материалом, научной, учебной литературой; правильной классификации фактов и обстоятельств; составления проектов нормативных актов; разрешения спорных вопросов.
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 4.1 Содержание разделов дисциплины Таблица 1 - Содержание разделов дисциплины
№
раздела
| Наименование
раздела
| Содержание
раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Экологическое право как отрасль российского права.
| Предмет экологического права. Методы правового регулирования в экологическом праве. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права. Система экологического права. Принципы экологического права.
| Домашнее задание
Тестирование
| 2
| Источники экологического права.
| Понятие, особенности и система источников экологического права. Система источников экологического права. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений.
| Домашнее задание
Тестирование
| 3
| Право собственности на природные объекты.
| Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты. содержание права собственности на природные объекты.
| Домашнее задание
Тестирование
| 4
| Право экологопользования.
| Понятие права эколопользования. Содержание права экологопользования. Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования. Особый вид экологопользования.
| Домашнее задание
Тестирование
| 5
| Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды.
| Понятие и принципы государственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды. Система и компетенция государственных органов управления экологопользованием и охраной окружающей среды. Формы, экологические функции и методы государственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды
| Домашнее задание
Тестирование
| 6
| Организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы
| Понятие организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности окружающей среды. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды. Нормирование и стандартизация хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной деятельности. Единая государственная система экологического мониторинга. Экологическое страхование. Экологическая сертификация. Экологический аудит. Экологический контроль.
| Домашнее задание
Тестирование
| 7
| Эколого-правовая ответственность.
| Понятие эколого-правовой ответственности. Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования. Административная ответственность в сфере экологопользования. Уголовная ответственность в сфере экологопользования. Материальная ответственность в сфере экологопользования. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования. Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.
| Домашнее задание
Тестирование
| 8
| Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения.
| Понятие экологического вреда. Виды экологического вреда. Способы устранения экологического вреда.
| Домашнее задание
Тестирование
| 9
| Эколого-правовой режим использования и охраны земли.
| Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды. Особенности государственного управления эколого-правым режимом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды. Предприятия, учреждения, организации и граждане как субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды. Правовая охрана земель. Особенности ответственности за нарушения земельного законодательства.
| Домашнее задание
Тестирование
Рубежный контроль.
| 10
| Эколого-правовой режим недропользования.
| Недра как объект эколого-правового режима недропользования. Особенности государственного управления эколого-правым режимом недропользования: понятие, органы, функции. Право недропользования и его виды. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
| Домашнее задание
Тестирование
| 11
| Эколого-правовой режим водопользования.
| Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда. Особенности государственного управления эколого-правым режимом водопользования. Право водопользования и его виды. Ответственность за нарушение водного законодательства.
| Домашнее задание
Тестирование
| 12
| Эколого-правовой режим лесопользования.
| Леса как объект эколого-правового режима лесопользования. Особенности государственного управления эколого-правым режимом лесопользования: понятие, органы, функции. Право лесопользования и его виды. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
| Домашнее задание
Тестирование
| 13
| Эколого-правовой режим пользования животным миром.
| Животный мир как объект эколого-правового режима. Особенности государственного управления эколого-правым режимом пользования животным миром: понятие, органы, функции. Право пользования животным миром и его виды. Правовая охрана животного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.
| Домашнее задание
Тестирование
| 14
| Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
| Атмосферный воздух как объект экологических отношений. Правовые меры охраны атмосферного воздуха. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
| Домашнее задание
Тестирование
| 15
| Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов.
| Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда Российской Федерации. Особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов.
| Домашнее задание
Тестирование
| 16
| Международное экологическое право.
| Понятие и общая характеристика международного экологического права. Основные принципы международного экологического права. Важнейшие источники международного экологического права. Субъекты международного экологического права. Международная
| Домашнее задание
Тестирование
|
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов Таблица 2 – Структура дисциплины
Вид работы
| Трудоемкость, часов
|
4 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 48
| 48
| Аудиторная работа:
| 32
| 32
| Лекции (Л)
| 16
| 16
| Практические занятия (ПЗ)
| 16
| 16
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа:
| 16
| 16
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
|
|
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
|
|
| Реферат (Р)
|
|
| Эссе (Э)
|
|
| Самостоятельное изучение разделов
|
|
| Контрольная работа (К)
|
|
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
|
|
| Подготовка и сдача экзамена
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
|
|
Таблица 3 - Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Экологическое право как отрасль российского права.
| 3
| 2
| 1
| -
| 0
| 2
| Источники экологического права.
| 3
| 0
| 1
| -
| 2
| 3
| Право собственности на природные объекты.
| 3
| 2
| 1
| -
| 0
| 4
| Право экологопользования
| 3
| 0
| 1
| -
| 2
| 5
| Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды.
| 3
| 0
| 1
| -
| 0
| 6
| Организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы
| 3
| 2
| 1
| -
| 2
| 7
| Эколого-правовая ответственность.
| 3
| 2
| 1
| -
| 0
| 8
| Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения.
| 3
| 0
| 1
| -
| 2
| 9
| Эколого-правовой режим использования и охраны земли.
| 3
| 2
| 1
| -
| 0
| 10
| Эколого-правовой режим недропользования.
| 3
| 0
| 1
| -
| 2
| 11
| Эколого-правовой режим водопользования.
| 3
| 2
| 1
| -
| 0
| 12
| Эколого-правовой режим лесопользования.
| 3
| 0
| 1
| -
| 2
| 13
| Эколого-правовой режим пользования животным миром.
| 3
| 2
| 1
| -
|
| 14
| Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
| 3
| 0
| 1
| -
| 2
| 15
| Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов.
| 3
| 0
| 1
| -
| 2
| 16
| Международное экологическое право.
| 3
| 2
| 1
| -
| 0
|
| Итого:
| 48
| 16
| 16
| -
| 16
|
4.3 Практические занятия (семинары) Таблица 4 – Практические занятия (семинары)
№
заня
тия
| №
раздела
|
Тема
| Кол-во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1-2
| Экологическое право как отрасль российского права.
Источники экологического права.
| 2
| 2
| 3-4
| Право собственности на природные объекты.
Право экологопользования
| 2
| 3
| 5-6
| Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды.
Организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы
| 2
| 4
| 7-8
| Эколого-правовая ответственность.
Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения.
| 2
| 5
| 9-10
| Эколого-правовой режим использования и охраны земли. Эколого-правовой режим недропользования.
| 2
| 6
| 11-12
| Эколого-правовой режим водопользования.
Эколого-правовой режим лесопользования.
| 2
| 7
| 13-14
| Эколого-правовой режим пользования животным миром. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
| 2
| 8
| 15-16
| Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов. Международное экологическое право.
| 2
|
|
| Итого:
| 16
|
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины Таблица 5
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во
часов
|
|
|
| 1
| Источники экологического права.
| 2
| 2
| Право экологопользования
| 2
| 3
| Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды.
| 2
| 4
| Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения.
| 2
| 5
| Эколого-правовой режим недропользования.
| 2
| 6
| Эколого-правовой режим лесопользования.
| 2
| 7
| Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
| 2
| 8
| Международное экологическое право.
| 2
|
| Итого:
| 16
|
5 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 процентов от всего объема аудиторных занятий. Таблица 6 - Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемые интерактивные
образовательные технологии
| Количество
часов
| 4
|
Л
| Лекция-визуализация
Лекция с применением технологий проблемного обучения
Лекция-диалог
Лекция – пресс-конференция
| 2
2 4
4
|
ПР
|
Мастер-класс
Деловая игра
Встреча с практическими работниками (адвокат)
Решение конкретных правовых ситуаций
|
2
2
2
2
| Итого:
| 20
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 6.1 Задания для проведения текущего контроля успеваемости
|