1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)
Рабочая программа по дисциплине «Методы и средства проектирования информационных систем и технологий» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» и относится к циклу профессиональных дисциплин (Б3).
Дисциплина «Методы и средства проектирования информационных систем и технологий» предназначена для подготовки обучающихся к проектной деятельности по созданию информационных систем.
Целью курса " Методы и средства проектирования информационных систем и технологий " является ознакомление обучающихся с основами теории и практики в области проектирования информационных систем: изучение ими основных стандартов проектирования ИС; изучение различных методов и технологий проектирования, ознакомление с современными программными средствами, профессионально применяемыми в области проектирования информационных систем; получение практических навыков проектирования экономических информационных систем и оформления проектной документации.
Задача изучения дисциплины состоит в том, чтобы обучающиеся овладели основами теоретических и практических знаний в области проектирования информационных систем и технологий
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать современные технологии проектирования ЭИС, включая технологию типового проектирования, CASE-технологии и технологию быстрого проектирования, и методики обоснования эффективности их применения
| Обучающийся должен уметь выполнять выбор средств и методов проектирования и использовать их при выполнении конкретных работ по созданию информационных систем с учетом предъявляемых требований
| Обучающийся должен владеть представлениями о базовых компонентах архитектуры информационных систем, методологий и навыками их проектирования, анализа перспектив их развития
| У обучающихся должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей (ПК-1);
способность проводить техническое проектирование (ПК-2);
способность проводить рабочее проектирование (ПК-3);
способность проводить выбор исходных данных для проектирования (ПК-4);
способность проводить моделирование процессов и систем (ПК-5)
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих
дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов
работ
| Информатика. Основы алгоритмизации и программирования. Инфокоммуникационные системы и сети. Теория систем и системный анализ. Разработка программных приложений. Теория информационных процессов и систем. Информационные технологии. Базы данных. Архитектура информационных систем. Объектно-ориентированное программирование.
| Проектный практикум. Корпоративные информационные системы. Курсовые и дипломные проекты: разработка проекта информационной системы.
| Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и обучающегося, направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающиеся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
| 24-27
| 8
| 2
| Модуль 1 «Методологические аспекты проектирования ИС»
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
ПК-5
| 24
| 2
|
| Тема «Классификация ИС»:
Понятие экономической информационной системы (ЭИС). Классы ЭИС.
| М,П,ПБ
| ПК-1
ПК-4
| 25
| 2
| 1
| Тема «Методы и средства проектирования ИС»:
Понятие технологии проектирования ЭИС и технологического процесса проектирования, состав компонент технологии проектирования. Классификация технологий, методов и средств проектирования ЭИС. Использование различных технологий проектирования в современных ИС.
Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-4
| 26
| 2
|
| Тема «Моделирование как методологическая основа проектирования ЭИС»:
Предпосылки использования формальных методов в ходе проектирования и реализации информационных систем. Виды моделей и методов моделирования ЭИС. Моделирование детерминированного поведения. Моделирование стохастического поведения. Формы описания: абстрактные объекты, конечные автоматы, сети Петри. Иерархия моделей.
Особенности моделирования информационных систем.
Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Бизнес-модель.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-4,
ПК-5
| 27
| 2
| 1
| Тема «Структура проекта ИС»:
Понятие и структура проекта ИС. Жизненный цикл ИС. Этапы создания ИС. Модели жизненного цикла ПО: каскадная модель ; спиральная модель. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО ИС. Требования к эффективности и надежности проектных решений. Критерии качества проектируемой ИС. Стандарты качества. Регламентация процессов проектирования в отечественных и международных стандартах.. Обзор современных стандартов и технологий создания ИС (CMM, ISO 12207, IBM Rational Unified Process, Microsoft Solutions Framework и др)
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
| 28-29
| 4
| 4
| Модуль 2 «Архитектура информационной системы»
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 28
| 2
| 2
| Тема «Понятие программной архитектуры»:
Необходимость введения принципов программной архитектуры в процесс проектирования и разработки. Схема Захмана архитектуры программной системы.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 29
| 2
| 2
| Тема «Современные принципы создания архитектуры ИС»:
Иерархический принцип определения архитектуры. Модульность. Функциональная классификация модулей. Разбиение системы на модули. Обзор архитектур прикладных систем. Компонентная технология. Методы создания и использования компонентов. Взаимодействие компонентов.
Распределенные системы. Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС. Принцип открытой архитектуры ИС (SOA). Драйверы ODBC- стандарт открытого взаимодействия баз данных. Стандарты СОМ, ДСОМ, CORBA и др. Интеграция моделей. Технология MDA- архитектуры.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 30-33
| 8
| 2
| Модуль 3 «Каноническое проектирование ИС»
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
| 30
| 2
| 1
| Тема «Организация канонического проектирования ЭИС»:
Состав работ на предпроектной стадии, стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие ИС, эксплуатации и сопровождения. Состав проектной документации. Предпроектная стадия создания ЭИС. Цели и задачи предпроектной стадии создания ЭИС. Объекты обследования. Методы организации обследования и сбора материалов обследования. Анализ материалов обследования. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проектирования ЭИС. Разработка технического задания (ТЗ) на проектирование ЭИС. Техно-рабочее проектирование ЭИС. Функции ЭИС. Декомпозиция функций ЭИС. Подходы к выделению функциональных подсистем. Состав функциональных подсистем, комплексов задач и задач. Описание постановки задачи.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
| 31-33
| 6
| 1
| Тема «Проектирование информационного обеспечения ИС»
Внемашинное информационное обеспечение ИС»:
Классификация информации. Понятия и основные требования к системе кодирования информации. Состав и содержание операций проектирования классификаторов. Система документации.
Внутримашинное информационное обеспечение. Процессы проектирования первичных (входных) и результатных (выходных) документов и макетов их отображения на экране ЭВМ (экранных форм и отчетов). Особенности проектирования интерфейсов пользователя. Проектирование информационной базы ЭИС.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
| 34-41
| 16
| 2
| Модуль 4 «Современные технологии проектирования ИС»
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 34-36
| 6
| 1
| Тема «Использование CASE-технологий в проектировании ИС»:
Средства моделирования ЭИС. Существующие стандарты информационного моделирования, моделирования структуры и функций информационной системы. Функционально-ориентированный и объектно-ориентированный подходы. Комбинированный подход. Язык моделирования UML. Моделирование информационных систем средствами Rational Rose.. Имитационное моделирование как инструмент оценки качества модели ИС . Моделирование данных ИС.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 37-38
| 4
| 1
| Тема «Методы и средства прототипного проектирования ЭИС»:
Технология быстрого проектирования ЭИС (RAD- технология). Содержание проектирования ЭИС с использованием RAD- технологии. Основные принципы методологии RAD . Содержание RAD-технологии прототипного создания приложений. Экстремальное программирование. Методы и средства организации метаинформации проекта ИС. Репозиторий проекта. Паттерны проектирования.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 39-40
| 4
|
| Тема « Типовое проектирование ИС»:
Понятие типового проекта, предпосылки типизации. Объекты типизации. Методы типового проектирования. Технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования. Типовое проектное решение (ТПР). Классы и структура ТПР. Состав и содержание операций типового элементного проектирования ИС. Функциональные пакеты прикладных программ (ППП) как основа ТПР. Адаптация типовой ИС. Оценка эффективности использования типовых решений.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 41
| 2
|
| Тема «Управление проектами ИС»:
Основные проблемы управления современными проектами создания ИС, причины их возникновения и способы разрешения проблем. Методы и средства организации и управления проектом ИС. Управление требованиями к ИС. Методы выявления требований (интервьюирование, анкетирование, мозговой штурм, создание прототипов, описание сценариев работы системы). Оценка трудоемкости создания и экономической эффективности ИС.
| М,П,ПБ
| ПК-2
ПК-3
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
| 24-27
| 8
|
| Модуль 1 «Методологические аспекты проектирования ИС»
| ПГ,
И, Э
|
| 24-27
| 8
|
| Тема «Методы и средства проектирования ИС»:
Изучение технологий проектирования в современных ИС.
(1С, Бэст-Офис)
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 28-29
| 4
|
| Модуль 2 «Архитектура информационной системы»
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 28-29
| 4
|
| Тема «Современные принципы создания архитектуры ИС»:
Анализ архитектуры коммерческих ИС (1С, Бэст-Офис)
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 30-33
| 8
|
| Модуль 3 «Каноническое проектирование ИС»
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
| 30-31
| 4
|
| Тема «Проектирование информационного обеспечения ИС»:
Проектирование экранных форм и отчетов приложения. Проектирование интерфейса пользователя.
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
| 32-33
| 4
|
| Тема «Проектирование информационного обеспечения ИС»:
Моделирование данных ИС
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
| 34-41
| 16
| 2
| Модуль 4 «Современные технологии проектирования ИС»
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| 34-41
| 16
| 2
| Тема «Использование CASE-технологий в проектировании ИС»:
Объектное моделирование с использованием UML. Моделирование деловых процессов в среде ППП Rational Rose.
| ПГ,
И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекционные занятия
|
|
|
| 6
|
| Тема «Методы и средства проектирования ИС»:
Понятие технологии проектирования ЭИС и технологического процесса проектирования, состав компонент технологии проектирования. Классификация технологий, методов и средств проектирования ЭИС. Использование различных технологий проектирования в современных ИС. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Тема «Проектирование информационного обеспечения ИС»:
Проектирование экранных форм и отчетов приложения.
Проектирование интерфейса пользователя.
| И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
ПК-5
|
| 8
|
| Тема «Использование CASE-технологий в проектировании ИС»:
Объектное моделирование с использованием UML. Моделирование деловых процессов в среде ППП Rational Rose.
| И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4 ПК-5
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (с)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекционные занятия
|
|
|
| 6
|
| Тема «Методы и средства проектирования ИС»:
Понятие технологии проектирования ЭИС и технологического процесса проектирования, состав компонент технологии проектирования. Классификация технологий, методов и средств проектирования ЭИС. Использование различных технологий проектирования в современных ИС. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Тема «Проектирование информационного обеспечения ИС»:
Проектирование экранных форм и отчетов приложения.
Проектирование интерфейса пользователя.
| И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4
ПК-5
|
| 6
|
| Тема «Использование CASE-технологий в проектировании ИС»:
Объектное моделирование с использованием UML. Моделирование деловых процессов в среде ППП Rational Rose.
| И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4 ПК-5
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (в)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекционные занятия
|
|
|
| 6
|
| Тема «Методы и средства проектирования ИС»:
Понятие технологии проектирования ЭИС и технологического процесса проектирования, состав компонент технологии проектирования. Классификация технологий, методов и средств проектирования ЭИС. Использование различных технологий проектирования в современных ИС.
Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС.
| М,П,ПБ
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Тема «Проектирование информационного обеспечения ИС»:
Проектирование экранных форм и отчетов приложения.
Проектирование интерфейса пользователя.
| И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
|
| 6
|
| Тема «Использование CASE-технологий в проектировании ИС»:
Тема «Использование CASE-технологий в проектировании ИС»:
Объектное моделирование с использованием UML. Моделирова-ние деловых процессов в среде ППП Rational Rose.
| И, Э
| ПК-1,
ПК-2,
ПК-3
ПК-4,
ПК-5
| |