Содержание
1. Пояснительная записка. ………………………………………………………………… стр 3
2. Годовой календарный учебный график МОБУ «Боевогорская СОШ» для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) на 2014-2015 учебный год…………….стр 8
3. Учебный план образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) ………………………. …………………………………………………….. стр 11
4. Содержание рабочих программ образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) ………………………………………... стр 12
5. Система оценивания достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы и методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) …....................... стр 269
Пояснительная записка
Обоснование
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах – обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения.
В настоящее время в системе специального образования наметились определенные позитивные изменения: появились нормативно-правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствуя в основном международным нормативно-правовым актам; идет дальнейшее развитие системы школьных коррекционно-образовательных учреждений. Сегодня функционирует 8 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья; возникли и получают распространение инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки. Это выразилось в переориентации образовательной политики на ребенка с его проблемами и отклонениями в развитии. В основу современных педагогических стратегий положены научные теории на основе исследований Л.С. Выготского , В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А .Р. Лаурия, Л.В.Занкова и пр. Идеи поиска оптимальных условий развития личности ребенка как своеобразной индивидуальности стала центральной задачей учебно-воспитательного процесса.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр. Учреждения коррекционного направления, в первую очередь, реализуют учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка.
Адаптированная образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Боевогорская СОШ» нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Нормативно-правовая база программы
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ
3.Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-3 (ст.15).
4.Закон РФ «Об основах системы безнадзорности, профилактики и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 - ФЗ.
5.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 – ФЗ.
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии».
7. Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) ОУ I – VIII вида» (с изменениями от 26.12.2000г.).
8.Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.04.1999г. № 27/511 - 6.
9.Письмо Министерства образования РФ от 28.06.2000г. № 27/1012 – 6 «Об итогах Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно – развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», г. Москва, 15-16 февраля 2000г.
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендаций» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
12. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
Приоритетные направления, цель и задачи образовательной программы
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей; реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Цель адаптированной образовательной программы - создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач: Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, досуговой деятельности местного сообщества; Создание постоянно действующей системы мониторинга за качеством социально-педагогических услуг:
- диагностика проблем развития ребенка;
- мониторинг защиты прав детей;
- социально - педагогическая поддержка семьи.
Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса;
Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников; Совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;
- Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;
- Создание чёткой структуры медико-психолого-социально-педагогического сотрудничества с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ;
- Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы.
Таким образом, в ходе реализации программы обеспечивается содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).
Основные принципы
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ, Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип сотрудничества - построение взаимоотнощений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки обучающихся, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого школьника, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития детей; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого обучающегося.
Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей малыша и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения, повторения и учения на всех ступенях образования.
Принцип активизации речевого общения обуславливается необходимостью реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности детей с ОВЗ.
Содержание и этапы реализации программы
Содержание программы
Адаптированная образовательная программа МОБУ «Боевогорская СОШ» реализуется во второй ступени образования. Представляет собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения адаптированной общеобразовательной программы, профессионально - трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.
Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса Виды деятельности школьника: индивидуальная и коллективная учебная деятельность проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта, социальная деятельность, творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание, спортивная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом, научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности, выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами: реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах, подготовить учащихся к выбору профессии, организовать систему социальной жизнедеятельности создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
5 - 6 классы
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса является - формирование базы основных знаний, умений и навыков. Расширение знаний об окружающем мире, развитие устной речи; развитие умения делать выводы и обобщения, правильно выражать свою мысль, развитие измерительных и вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением. Закрепление навыков правильного письма. Сообщение профессиональных умений, практических знаний. Особую важность имеет межпредметная связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса к процессу обучения на основе индивидуальных возможностей учащихся в усвоении программного материала. Воспитание в учебной деятельности правильных межличностных отношений.
7 -9 классы
Формирование общей культуры личности
обучающихся, воспитанников на основе усвоения образовательного минимума общеобразовательных программ. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Развитие коммуникативных возможностей с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия.
Проведение мониторинговых исследований с целью сбора банка данных об уровне учебных достижений обучающихся, воспитанников по направлениям:
- сформированность ОУУН;
- результативность обучения (ЗУНы);
- качество обученности профессионально трудового обучения;
- результативность коррекционной подготовки;
- развитие базовых социальных и эмоциально- психологических компетенций;
- медицинский аспект;
- воспитательная деятельность.
Коррекционная работа (психолого-педагогическое сопровождение)Учитывая особенности работы учреждения, воспитание и обучение дифференцированно и, в большей степени индивидуально, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.
Организация образовательного процесса в школе реализуется с помощью медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах обучения.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
Использование и учет ограниченных, психофизических возможностей детей с ОВЗ.
Активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей;
Вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием;
Гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей;
Организация речевой среды как условие овладение средствами общения;
Использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ.
Годовой календарный учебный график МОБУ «Боевогорская СОШ» для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) на 2014-2015 учебный год Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ, статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» предписывает:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется по адаптированной образовательной программе, разрабатываемой образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Боевогорская СОШ» работает в режиме пятидневной рабочей недели в 1 классе и в режиме шестидневной рабочей недели в 2-9 классах.
Продолжительность учебного года в 1 классе 33 учебных недели, в 2-9 классах – 35 учебных недель с учетом государственной итоговой и переводной аттестации.
Организация учебного процесса образовательного учреждения осуществляется в две смены.
Учебные занятия в общеобразовательном учреждении в первую смену начинаются в 9 часов 00 минут. Продолжительность уроков в 1-4 классах – 40 минут, в 5-9 классах – 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.
В 1 классе между 1-2 уроком организуется динамическая пауза 40 минут, в 2-4 классах между 3и 4 уроком – 20 минут.
Учебный год в школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком, согласованным с Министерством образования Оренбургской области и приказами районного управления образования Соль - Илецкого района.
Установлено следующее распределение учебных недель по четвертям в 2014-2015 учебном году:
учебные четверти
| начало
| окончание
| продолжительность
| Первая
| 1сентября 2014
| 31 октября 2014
| 9 недель
| Вторая
| 10 ноября 2014
| 30 декабря 2014
| 8 недель
| Третья
| 12 января 2015
| 19 марта 2015
| 10 недель
| Четвертая
| 30 марта 2015
| 31 мая 2015г
| 8 недель
|
Срок проведения государственной итоговой переводной аттестации по окончанию учебного года устанавливается директором школы по согласованию с районным управлением образования.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней
Дополнительные каникулы для обучающихся 1 класса проводятся в феврале – 7 дней:
учебные четверти
| начало
| окончание
| продолжительность
| осенние
| 01 ноября 2014
| 9 ноября 2014г
| 9дней
| зимние
| 31 декабря 2014
| 11 января 2015г
| 12 дней
| весенние
| 20 марта 2014
| 29 марта 2015г
| 10 дней
| дополнительные
| 09 февраля 2015
| 15 февраля 2015г
| 7 дней
| Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:
Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, факультативах во второй половине дня составляет 45 минут. В это время организуется отдых обучающихся.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсии, ролевые игры. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.
Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Количество учащихся 2014-2015 учебный год:
3 класс - 2 ученика
5класс -1ученица В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В I - IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально - трудовое обучение. В V класс введено природоведение, VIII - IX классы - обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V - IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
К коррекционным занятиям в младших (I - IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V - IX) классах - социально - бытовая ориентировка
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые.
Продолжительность урока в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин. (1 и 2 четверть), начиная со 3 четверти - 45 мин.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия отводится 15 - 25 мин.
Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.
Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV - IX и X - XII классов (I - III курсов) делятся на 2 группы (мальчики и девочки)
По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.
Учебный план
МОБУ «Боевогорская СОШ» по состоянию
для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО)
на 2014-2015 учебный год
|
| 1 кл
| 2
кл
| 3
кл
| 4 кл
| 5
кл
| 6
кл
| 7
кл
| 8
кл
| 9
кл
| Образовательные области
|
| Учебные предметы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Чтение и развитие речи
| 5
| 5
| 5
| 4
| 4
| 4
| 3
| 3
| 3
| 1.Образовательные области
| 2.
| Письмо и развитие речи
| 5
| 5
| 5
| 5
| 5
| 4
| 4
| 4
| 4
| 3.
| Математика
| 6
| 5
| 6
| 6
| 6
| 6
| 5
| 5
| 4
| 4.
| Природоведение
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
| 5.
| Биология
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 6
| География
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 7
| История Отечества
|
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2
| 8
| Обществознание
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 1
| 9
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| 10
| Музыка и пение
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
| 11
| Физическая культура
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 12
| Трудовое обучение
| 2
| 2
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 2. Трудовая подготовка
|
| Социально-бытовая ориентировка
|
|
|
|
| 1
| 2
| 2
| 2
| 2
|
| Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| 3. Коррекционная подготовка
| 13
| Профессионально- трудовое обучение
|
|
|
|
| 6
| 8
| 10
| 12
| 14
|
| Ритмика
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| 13
| Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
|
| 2
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
|
|
| 4. Обязательные занятия по выбору
|
| Максимальный объем учебной нагрузки при 6-ти дневной уч. недели
| 24
| 25
| 26
| 27
| 29
| 33
| 35
| 36
| 36
|
|
|