«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»


Название«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»
страница1/11
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

(материалы краевого педагогического форума 26-28 марта 2010 года, посвященного Году учителя)

Федеральное агенство по образованию

Администрация Алтайского края

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай»

Краевой центр гражданского образования

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

(материалы краевого педагогического форума 26-28 марта 2010 года, посвященного Году учителя)

Выпуск I

Барнаул 2010 год

Рецензенты:

к.и.н. Грушин С.П.

к.п.н. Демин А.М.

Ответственный редактор:

Н.В. Молчанова

Редакционная коллегия:

Н.В. Несвежева, М.В. Кабакова, Л.С. Вознесенская.

Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин». Основная задача педагогического сообщества Алтайского края, объединенного этим направлением, – формирование мотивированного процесса самообучения и самовоспитания школьников не только в образовательном учреждении, но и в окружающей среде, где закладывается система ценностей личности, формируются собственные законы субординации и межличностных отношений, умение отстаивать свои права. Для решения этой задачи используются не только традиционные формы обучения, но и продуктивные методы, которые включают в себя частично – поисковый, исследовательский и метод социального проектирования. В сборник вошли статьи педагогов, успешно использующих продуктивные методы обучения в течение ряда лет.

Содержание.

Молчанова Н.В. - КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай». Краевой конкурс «Гражданин» как условие формирования у школьников активной гражданской позиции и успешной социализации.

Марухина Н.Н. - МОУ «Малаховская средняя общеобразовательная школа», Косихинский район. Из опыта школьного социального проектирования.

Кабакова М.В. - КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай». Сотрудничество Краевого центра гражданского образования и избирательной комиссии Алтайского края в формировании основ правовых знаний школьников.

Белоглазова Г.Н. - Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул. Роль исследовательской фондовой деятельности школьных музеев в сохранении исторической памяти.

Верченко О. В. - МОУ «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа», Поспелихинский район. Школьный музей, как центр гражданско-патриотического воспитания личности школьника.

Черкова Т.А. - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», г. Барнаул. Формирование гуманистических ценностей детей и подростков через патриотическое воспитание на базе школьного музея.

Несвежева Н.В. - КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай». Экскурсионный метод как средство гражданского образования учащихся.

Зикратая Е. Н. - МОУ «12 лет Октября средняя общеобразовательная школа», Поспелихинский район. Роль исследования в формировании гражданской позиции учащихся.

Даньшин О.В. - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Бийск. Реализация регионального компонента в учебно – воспитательном процессе школы как средство формирования учебной мотивации и социализации школьников (из опыта работы).

Абраменко Г.С. - МОУ "Тамбовская средняя общеобразовательная школа", Романовский район. Реализация содержания регионального компонента в поисковых и исследовательских проектах школьников.

Дегтярёва Н.К. - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55», г. Барнаул. Использование регионального, исторического и культурологического компонентов в организации научно - исследовательской работы школьников.

Тишкина О.В. - МОУ «Новосклюихинская средняя общеобразовательная школа», Рубцовский район. Проектная деятельность как форма организации образовательной, развивающей и исследовательской деятельности учащихся.

Холодкова Л.П. - МОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа №6». Научно – исследовательская работа учащихся и её значение в сохранении культурного и исторического наследия р. п. Тальменка.

Кузьмичева Г.И. - МОУ «Гимназия №42», г. Барнаул. Изучение памятников истории и культуры г. Барнаула в гимназии №42.

Кайзер Т.В. - КГС (К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Алтайский район. Проектная деятельность литературно-краеведческого клуба.

Гончарова А. И. - МОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2», Поспелихинский район. Организация исследовательской работы со школьниками.

Иванова Т.Н. - МОУ «Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа». Особенности организации научной деятельности учащихся в условиях интеграции с элементами довузовской профориентационной подготовки.

Димитриева Н.А., Иноземцева М.М. - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 103», г. Барнаул. Гражданское воспитание в школе как результат клубной и социально-значимой деятельности учащихся.

Верменичева М.А. - МОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», Локтевский район. Формирование основ правовых знаний учащихся через организацию ученического самоуправления в условиях модернизации образования.

Вознесенская Л.С. - КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай». Изучение родословной как фактор воспитания личности ребенка.

Тырина Е.В. - МОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». Общественно – полезная деятельность учащихся.

Уважаемые коллеги!
2010 год в России и на Алтае объявлен Годом учителя! Это год ещё более пристального внимания к качеству  профессиональной деятельности учителя; к  проблемам образования; это пора подведения некоторых, пусть даже промежуточных, итогов.  Хочется верить, что этот год станет временем осуществления самых  смелых учительских надежд и у педагогов появится много возможностей для самореализации.

Однако, как показывает  опыт,  настоящий учитель не ждёт, когда ему представится эта возможность, он создаёт её сам.

В наше не простое время сложилось мнение о том, что в большинстве своем современному российскому учителю ближе позиция специалиста, передающего знания и контролирующего их усвоение, чем координатора, побуждающего учащихся к действию и дающего им свободу творчества.

Гражданское образование, утверждая демократические ценности, несет в себе бережное отношение к народным традициям и культуре, к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, улицы, места, где родился и вырос, к своей стране. Уважение к точке зрения собеседника, бережное отношение к правам человека позволяет подросткам и молодежи строить конструктивный диалог с органами законодательной и исполнительной власти, вести дискуссию с местным сообществом, целенаправленно использовать интерактивные методы получения и ретрансляции материла.

Данное издание является обобщением опыта педагогов Алтайского края, которое станет подспорьем в работе начинающему коллеге и шагом к взаимному сотрудничеству, к диалогу с обществом и нашими детьми

Директор краевого государственного образовательного
учреждения дополнительного образования детей «Детский


оздоровительно-образовательный центр «Алтай»,

руководитель Краевого центра гражданского образования

Наталья Васильевна Молчанова

Н.В. Молчанова

КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай»,

КРАЕВОЙ КОНКУРС «ГРАЖДАНИН» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

Традиционная цель гражданского образования и воспитания в образовательном учреждении - формирование сознательного гражданина, имеющего базовые правовые знания, эффективно участвующего в демократическом процессе, знающего правила и нормы поведения в обществе. Так как каждый ребенок растет и развивается в социуме, то приоритетным ориентиром для образования и развития личности с активной гражданской позицией становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей страны и малой родины.

Существенным фактором гражданского становления молодых жителей Алтайского края является их активная социализация и участие в социально-значимой и общественно-полезной деятельности.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо и применительно к граждановедению, правоведению, изучению отечественного и международного права, социально-значимой и социально-активной деятельности детей и молодежи.

Ныне уже заметен процесс адаптации системы образования к принципиально новым условиям политической демократии, свободного развития гражданского общества и современной экономики. В этих условиях образование берет на себя решение задач адаптации молодежи в рыночной среде через формирование ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, через освоение молодым поколением основных социальных навыков, практических умений в области экономики, права и социальных отношений.

Каковы же основные черты гражданина нового общества?

- Прежде всего, он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества.

- Это должен быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.

- Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.

Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые изо дня в день будут ориентировать молодежь на овладение общечеловеческими культурными ценностями, помогут ей найти свое место в гражданском обществе.

Соответствующие знания, навыки и ценности должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству – школе, городу, стране.

Одним из интенсивных методов включения юных жителей Алтая в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.

Общепризнанно, что активную гражданскую позицию молодого человека легче сформировать в процессе деятельного освоения явлений социально-экономического спектра: когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, практически осваивает новые правовые и документальные пласты, вырабатывает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.

Для того чтобы развить у детей демократические привычки, помочь им стать подготовленными и активными гражданами демократического общества, следует раздвинуть стены школы.

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай», Краевой центр гражданского образования, Избирательная комиссия Алтайского края выступили организаторами конкурса, активно применяющегося в Российских школах социально-образовательного проекта “Гражданин”.

На протяжении последних 7 лет разные патриотические и гражданские инициативы школьников из многих городов и районов Алтайского края, реализуются в рамках Всероссийских акций «Я - гражданин России», основной целью которых является формирование у школьников активной гражданской позиции, успешной социализации в современном обществе.

Для мотивации данной деятельности и ее успешной реализации с 2005 года ежегодно в дни зимних, осенних каникул проводятся краевые фестивали – тренинги по обучению технологии социального проектирования для учащихся образовательных учреждений Алтайского края; в течение всего года - обучающие семинары для педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, координаторов детских и молодежных социальных проектов; в марте - финал краевого конкурса «Я – гражданин России», в июле - краевая профильная смена «Гражданин», где наряду с проектной деятельностью, участники познают азы ученического самоуправления, основанные на методике деловой игры «Выборы».

Ежегодно разные патриотические и гражданские инициативы школьников реализуются в рамках Всероссийских акций «Я - гражданин России», которые координируются и проводятся в Алтайском крае созданным по соглашению с Министерством образования Российской Федерации от декабря 2003 года и по приказу Комитета администрации Алтайского края по образованию от 2004 года Краевым центром гражданского образования.

За этот период детьми и молодежью Алтайского края реализовано 856 проектов разной направленности – школьные проекты, затрагивающие важные аспекты школьной жизни, изменяющие существующие и разрабатывающие новые правила для школьного сообщества.
Добровольческие проекты, направленные на решение актуальных локальных проблем социума. Проекты общественного взаимодействия, решающие социальные задачи во взаимодействии с разными слоями общества и органами власти. Проекты молодежного социально-ответственного бизнеса, направленные на удовлетворение общественно-значимых потребностей, осуществляющиеся во взаимодействии с обществом и органами власти. Нормотворческие проекты, разрабатывающие в ходе проектной деятельности поправки к законам, бюджетам, предлагающие новые муниципальные, региональные и федеральные правовые акты, и привлекающие к их обсуждению и принятию представителей общества и органов власти.

По результатам заочных конкурсов, в финал ежегодно проходят от 30 до 69 проектов. За 7 лет эта цифра составила 458 проектов. Наиболее активными следует признать учащихся образовательных учреждений г.г. Алейск, Барнаул, Бийск, Заринск, Змеиногорск, Рубцовск, Новоалтайск, Славгород, районов: Алтайский, Алейский, Каменский, Косихинский, Смоленский, Суетский, Советский, Тюменцевский, Чарышский, Рубцовский, Усть-Калманский, Павловский, Поспелихинский, Баевский, Курьинский, Тальменский, Шипуновский, Заринский, Змеиногорский.

В рамках проектной деятельности и реализации собственных проектов учащиеся Алтайского края определяют роль и место проектной команды в местном сообществе; значение молодежи и ее влияние на происходящие в территориях изменения, определяют спектр развития молодежных инициатив. В ходе проектной деятельности молодежь повышает свою правовую грамотность, учится работать с различными нормативно – правовыми и локальными актами, осваивает технологию взаимодействия с органами государственной власти различного уровня.

Презентация проектов на финальном конкурсе позволяет определить ряд первоочередных задач: актуальность и важность поставленных проблем; социальная значимость; юридическая правомерность действий проектной группы; самостоятельность разработки проекта; разноуровневость взаимодействия с властными структурами; реалистичность, экономичность, перспективность, практические результаты и личное включение каждого участника в разработку и реализацию проекта.

Краевой конкурс социально-образовательных и социально-значимых проектов в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России», показал, что в образовательных учреждениях городов и районов края ведется активная работа по методике социально-образовательного проекта «Гражданин», о чем свидетельствует увеличение количества участников финала конкурса за последние 3 года с 29 до 47 %. Отмечается высокий уровень подготовки команд, актуальность и реалистичность решаемых проблем.

Пять лучших проектов – победителей краевого финала становятся участниками заочного Всероссийского этапа. С 2005 года команды: города Рубцовска муниципального образовательного учреждения «Лицей «Эрудит», муниципального образовательного учреждения «Веселоярская средняя общеобразовательная школа» Рубцовского района, муниципального образовательного учреждения «Тальменская средняя общеобразовательная школа № 3» Тальменского района, муниципального образовательного учреждения «Хлеборобская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района стали победителями Всероссийского финала. Очное участие приняли команды города Рубцовска и Рубцовского района в 2005 и 2006 году соответственно.

Лучшие проектные команды 2009 года приняли участие в межрегиональных и Всероссийских заочных конкурсах социально – значимых и исследовательских проектов, таких как «Моя страна – моя Россия», «Поколение XXI», «Свой мир мы строим сами».

Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях. Нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Основой воспитания гражданственности является вовлечение молодежи в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом.

Проект “Гражданин” знакомит школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности и дает им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом.

Он предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем своего села, города или района, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование пакетов предложений по изменению ситуации в той или иной области социальной практики.

Он минимально затрачен по ресурсам, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности ребятам с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности педагогов школы.

В результате проведенного мониторинга Краевым центром гражданского образования в 2009 году начата работа по созданию опорных пунктов дополнительного образования детей по развитию социально – значимой и социально – активной деятельности и ученическому самоуправлению с использованием методики социального проектирования «Гражданин» и технологии выборов ученического самоуправления, разработанной Избирательной комиссией Алтайского края и методических разработок Краевого центра гражданского образования.

Основой для создания опорного пункта является наличие педагога – тьютора, обученного по данным методикам и имеющего соответствующий документ о повышении квалификации и проектно – педагогической или проектно – ученической команды.

Комплексная работа по созданию единого гражданско-правового образовательного пространства невозможна без тесного взаимодействия с местным сообществом, родительской общественностью и другими социальными и общественными институтами. Примером такого взаимодействия явились он-лайн конференции «Я и моя семья» - 2006 год, «Школа и местное сообщество» - 2007 год, «Права ребенка в XXI веке» - 2008 год; краевой марафон «Мои права и мои обязанности» - 2008 год, ежегодные краевые конференции и краевые конкурсы исследовательских и творческих работ по правам человека и граждановедению в которых принимают участие не только проектные группы учащихся, но и семьи, детские и молодежные общественные объединения, государственно-общественные институты образовательных учреждений; региональный сетевой образовательный проект «Мозаика граждановедения».

Большую роль в развитии социальных инициатив детей и молодежи играет сочетание новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции и расширение социального опыта в результате социально-значимой деятельности, дающий практический результат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconРуководство пользователя Оглавление
Списание/внутреннее перемещение тмц (счет Х105ХХ) через Оборотную ведомость по товарно-материальным ценностям 181

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconКонференция посвящается 25-летию Конвенции о правах ребенка 20 21 ноября 2014 г
Обращение от министерства образования и науки Красноярского края к участникам и гостям VII всероссийской научно-практической конференции...

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconГражданское образование и здоровьесбережение как сосставляющие экологической культуры

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconПрограмма учебной практики направление 050100 «Педагогическое образование»
«Педагогическое образование», квалификация – «бакалавр», профиль «Дошкольное образование»

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconМолодой Ярославль" Академия гражданского образования "
Кроме того, Федеративная республика Германия имеет богатый и интересный опыт в организации работы с молодёжью. Молодёжная работа...

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconНовости 9
Грызлов: вклад алексия II в возвращение людей к духовным ценностям трудно переоценить 24

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconУчебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский...
Учебно-методический комплекс подготовлен Образцовым А. В., кандидатом юридических наук, доцентом

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconКафедра гражданско-правовых дисциплин учебно-методический комплекс...
Дисциплина «Гражданское процессуальное право» изучается в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целью учебной дисциплины...
«Юриспруденция». Для освоения дисциплины «Гражданское процессуальное право» используются знания и практические навыки, сформированные...

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям» iconНовости образования. Дайджест сми
Среднее образование в России должно через систему бакалавриата переходить в высшее, заявил президент РФ владимир Путин на встрече...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск