Методические рекомендации г. Сатка, 2012г


Скачать 469.64 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации г. Сатка, 2012г
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» Саткинского муниципального района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №2 (г. Сатка)

КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Методические рекомендации

г. Сатка, 2012г.

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

МКДОУ ЦРР – Д/С№2

__Протокол №2 от 06.02.2012г.

____________________________

/Гилязова С.Р./

Бабенко С.В., Гилязова С.Р., Ильдерова А.И., Прибытова З.Ф. Комплексная информатизация дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации.- Сатка, 2012.- 43 с.

В методических рекомендациях раскрываются предпосылки и условия комплексной информатизации ДОУ, рассматриваются информационно-коммуникационные технологии в воспитании и обучении дошкольников, педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников, основные задачи в работе с детьми, психолого-педагогические аспекты эффективного использования компьютерных программ при работе с детьми на занятиях в детском саду, методика организации компьютерных игр, основные принципы последовательного предъявления компьютерных программ, организация сотрудничества с родителями на основе применения информационно-коммуникационных технологий, применение информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ, организационно-управленческая деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, представлены некоторые результаты экспериментальной деятельности ДОУ по апробации электронных образовательных ресурсов. В приложении представлены дополнительные материалы по применению информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, варианты анкет для родителей и педагогов, конспекты занятий с использованием электронных образовательных ресурсов. Рекомендации могут быть полезны заведующим ДОУ, старшим воспитателям, педагогам, руководителям компьютерно-игровых комплексов.

© Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №2 (г. Сатка).

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........

С.3

  1. Предпосылки и условия комплексной информатизации ДОУ……..




  1. Информационно-коммуникационные технологии в воспитании и обучении дошкольников……………………………………………………..

С.8

    1. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников………….........................................

С.8

    1. Задачи в работе с детьми………………………………………..

С.9

2.3. Психолого-педагогические аспекты эффективного использования компьютерных программ при работе с детьми на занятиях в детском саду………………………….…………………...............

С.12

    1. Методика организации компьютерных игр…….………...…...

С.14

    1. Основные принципы последовательного предъявления компьютерных программ………………..……………………………………

С.17

  1. Организация сотрудничества с родителями на основе применения информационно-коммуникационных технологий…………………………

С.21

  1. Применение информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ……………………………………………………

С.22

  1. Организационно-управленческая деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий…………………..………

С.27

  1. Экспериментальная деятельность ДОУ по апробации электронных образовательных ресурсов…………………………………………………..

С.32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…..……….…

С.38

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…………….

С.40

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

С.44

ВВЕДЕНИЕ
В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы стратегической целью государственной политики в области образования называется повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Впервые в истории человечества поколения идей и технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одно из важных условий обновления - использование новых информационных и коммуникационных технологий.

Проект государственной программы по комплексной информатизации системы образования предусматривает создание единой информационной образовательной среды. Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы.

Цель информатизации дошкольного учреждения:

  • Обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий.

  • Всестороннее развитие ребенка, обеспечение развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей, их подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», восприятие компьютера как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

Задачи:

  • Создание условий для социального развития детей дошкольного возраста путём формирования основ компьютерной грамотности.

  • Повышение информационной культуры педагогов.

  • Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения согласованного доступа к информации всех участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения.

Комплексная информатизация в дошкольном учреждении – долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм воспитания и образования детей дошкольного возраста, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Перспективными направлениями в комплексной информатизации дошкольного учреждения считаем:

  • совершенствование и наполнение информационного пространства дошкольного учреждения учебным и информационным материалом;

  • расширение возможностей и освоение новых форм использования информационных технологий в образовательном процессе;

  • переработка имеющегося методического и учебного материала в электронную форму и создание электронного тематического каталога;

  • создание условий для эффективного использования возможностей информационной среды Интернет всеми сотрудниками; повышение уровня информационной культуры педагогов.

Исходя из сказанного, основными направлениями инновационной деятельности по комплексной информатизации ДОУ являются:

1. Информационно-образовательная среда: разработка и применение цифровых образовательных ресурсов.

2. Административно-хозяйственное направление: пополнение материально-технической базы ДОУ, а именно приобретение автоматизированных рабочих мест педагогов; приобретение недостающего оборудования для комплексной компьютеризации и автоматизации ДОУ, обновление программного обеспечения.

3. Организационно-педагогическое направление: дальнейшее повышение компетентности педагогов в применении интерактивного оборудования; овладение педагогами ОУ информационными и коммуникационными технологиями, приёмами эффективной работы с новыми ЦОРами через систему повышения квалификации (курсы, семинары, конференции), свободный доступ к медиатеке, выходу в Интернет.

4. Научно-методическое направление: создание банка компьютерных обучающих средств, разработка и публикация дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

5. Контрольно-аналитическое: мониторинг образовательного процесса и управления качеством обученности на основе ИКТ.



      1. Предпосылки и условия комплексной информатизации ДОУ


По инициативе губернатора Челябинской области в 2007-2008 годах был проведен конкурс проектов программ использования новых информационных технологий в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. По итогам конкурса 22 учреждения, реализующих программы дошкольного образования, получили компьютерно-игровые комплексы для работы с детьми дошкольного возраста. Наш детский сад стал одним из победителей конкурса.

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) - одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно-развивающей среды ребенка, расширение возможности познания окружающего мира, индивидуализацию образовательного процесса.

Компьютерно-игровой комплекс представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». В состав КИК входят:

  • ноутбуки (6 для детей и 1 для педагога), снабженные программой Windows XP, объединенные в единую сеть;

  • цветной лазерный принтер, обеспечивающий повышение качества подготовки и проведения занятий;

  • мультимедийный проектор и экран, позволяющие использовать КИК не только для индивидуальной, но и для фронтальной работы;

  • комплекты развивающих и обучающих игр, обеспечивающих всестороннее познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка (Приложение 4);

  • комплекты детской мебели (из экологически чистого материала);

  • наборы мягких игровых предметных средообразующих модулей, настольно-печатные и народные игры и игрушки.

Важно отметить, что все оборудование компьютерно-игрового комплекса соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Компьютерно-игровой комплекс в детском саду органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Активно используются возможности его применения не только в специально организованной деятельности, но и в дополнительном образовании.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1.1249-03 индивидуальные занятия на компьютере проводятся с детьми старшего дошкольного возраста два раза в неделю не более 15 минут. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран). Данная работа повышает интерес детей к изучаемому материалу и расширяет возможности моделирования игровых ситуаций.

Кроме того, в ДОУ имеется АРМ руководителя, старшего воспитателя, медиатека цифровых образовательных ресурсов для педагогов и специалистов ДОУ.

В своей деятельности ДОУ руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666, Положением об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1123.
2. ИКТ в воспитании и обучении дошкольников.

2.1. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников
Работа с детьми - ведущий раздел, который требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно деятельностью целой подгруппы. Педагог постепенно приобщает дошкольников к новой для них деятельности - компьютерным играм. С целью успешного освоения игровой задачи разработано перспективное планирование, составлены конспекты занятий с использованием заданий, предложенных на дисковом материале.

Развитие детей в условиях взаимодействия с компьютером основывается на создании у них соответствующих мотивационных установок, на изменении (при необходимости) характера и объема заданий, на обеспечении активности в работе с компьютером, в ходе которой дети постепенно становятся субъектами деятельности. А все это ведет к осознанию ребенком своих возможностей, их росту, увеличению самостоятельности в общении с компьютером и в итоге к решению основной задачи - развитию личности, адаптированной к «компьютерной деятельности».

Необходимо отметить, что компьютерные игры - это своего рода индикатор деятельности воспитателя, нередко в ходе игры выявляется недостаток знаний в той или иной образовательной области.
2.2. Задачи в работе с детьми:


  • Знакомство с компьютером как современным инструментом получения и обработки информации.

  • Содействие освоению детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотности.

  • Формирование первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере: работа с клавиатурой, мышью, с выбором объектов из меню, их видоизменением, фиксацией на экране.

  • Ознакомление детей с правилами поведения в компьютерном классе, с правилами безопасной работы не компьютере.

  • Уточнение и расширение знаний детей по основным линиям развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое посредством использования компьютерных игр.

  • Формирование и развитие навыков поиска и обработки информации, необходимые в дальнейшей учебной деятельности.

  • Развитие мотивационной стороны деятельности посредством компьютерных игр, навыки учебной деятельности, познавательную активность.

  • Развитие психических процессов – восприятие, внимание, память, мышление.

  • Развитие мелкой моторики рук.

  • Приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, отзывчивому отношению к товарищам.

  • Воспитание самостоятельности, усидчивости, собранности, сосредоточенности.

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости в процессе совместной деятельности, чувство коллективизма, стремление к свободному, доброжелательному речевому общению.

Педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой включает в себя: предкомпьютерную подготовку; работу за компьютером, физминутки. Длится от 15 до 30 мин. При этом дети могут быть за экраном не более 5 — 10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 5 — 7 человек, для обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 — 3 часов.

Компьютер - мощное средство индивидуализированного воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша. В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Педагог КИК - всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка (его действий, эмоциональных проявлений, речи) на результаты, полученные в ходе игры (изображения на экранах компьютеров), побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп. В детском саду составлен четкий график занятий детей в КИК на неделю. В основном они занимаются индивидуально. Иногда содержание компьютерной игры требует, чтобы дети играли парами на предкомпьютерной подготовке. Например, в играх «Уникуб», «Хамелеон», «Собери узор», «ЛОГИКО-Малыш» играющие должны выступать как партнеры. При индивидуальной организации компьютерных игр новичка лучше посадить с ребенком, который может объяснить, как играть. Не стоит запрещать детям играть парами, если они хотят и умеют действовать вдвоем. Вместе они планируют свои действия, добиваются интересных решений.

Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Так, планируя работу на каждое полугодие, целесообразно заранее подобрать от 10 до 16 предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро на одном занятии. Трудные по содержанию игры увлекают детей.

При организации тематических занятий вносятся предметы, например глобус перед игрой «Климат», иногда подготовить новые пособия, картинки, пластинки, кассеты для прослушивания музыки, освободить все игровое пространство, чтобы дети могли, например, из крупных средообразующих моделей построить необходимые сооружения и т. д.

В детском саду реализуется принцип развивающего обучения и используются дифференцированные формы организации занятий с применением компьютеров, специального игрового оборудования и мультимедийной (видео) техники. На основе тематического годового плана каждой группы руководитель КИК осуществляет планирование в зависимости от программных задач и состава группы. Компьютер помогает ребенку стать активнее, самостоятельнее, полнее раскрыть свою индивидуальность.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconПостановлением Главы Чукотского муниципального района от «30» ноября 2012г. №14
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconПостановлением Главы Чукотского муниципального района от «30» ноября 2012г. №14
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям...

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconЖилищных и коммунальных услуг и обоснованности
Методические рекомендации по расчету размера платы за жилищные услуги (далее Методические рекомендации)

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconЭлектронное портфолио студента (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций спо

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconМетодические рекомендации Ставрополь
Методические рекомендации предназначены для преподавателей медицинских вузов, слушателей фпдо стгму и практических врачей

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Методические рекомендации г. Сатка, 2012г iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики
Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гпоу то «ттэк им. А. Г. Рогова» №1 от 07. 09. 2015г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск