Тема «Химический состав клетки»
№ задания
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению материала
| № 1
| I.Выполните задание:
1. Укажите, какие из перечисленных ниже химических элементов относятся к макроэлементам, а какие к микроэлементам. Почему их так называют?
О; Сu; С; Н; Mn; N; Ni; S; Fe; Se; Со; Ca; Zn; J; К
Химические элементы
| См.параграф 5
| 2. Вставьте в текст пропущенное слово:
«в органических соединениях важным элементом, который способен вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по составу, строению, длине и форме является ...».
| 3. О чем свидетельствует наличие одних и тех же
химических элементов в телах живой и неживой
природы?
| №-2
| Цель: изучить биологические функции и значение
воды для клетки.
|
| I. Выполнить задание.
1. Перечислить биологические функции воды:
а) б) в)
| См.параграф 5
| 2. Известно, что большинство клеток более чем на 60—80% состоят из воды. Какой вывод можно сделать из этого факта?
| Обсудите устно в паре
| 3. Вставьте в текст пропущенные слова: «По отношению к воде вещества делятся на ... и .... К ... веществам относятся многие соли, кислоты, щелочи, спирты, углеводы, некоторые белки и т.д. К ... соединениям относят жиры, клетчатку.
| Работайте с учителем
| №-3
| Цель: познакомиться с особенностями строения и биологическими функциями углеводов и липидов
|
| I. Выполните задания:
1. Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус). Углеводы: глюкоза, фруктоза, крахмал, рибоза, дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза, хитин
Моносахариды
| Дисахариды
| Полисахариды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Свойства
| Свойства
| Свойства
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
|
| См.параграф 5
| 2. В состав каких органических соединений входят рибоза и дезоксирибоза?
| 3. Углеводы - важная составная часть клетки.
Перечислите их биологические функции:
а)
б)
в)
| II. Выполните тестовое задание:
1. В состав углеводов входят элементы:
а) С, Н. N; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.
2. Мономером крахмала является:
а) аминокислота; б) дезоксирибоза;
в) глюкоза; д) фруктоза.
3. В качестве запасного вещества животные накапливают:
а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.
4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:
а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.
5. Крахмал — продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:
а) клеток растений;
б) клеток животных; клеток грибов.
| Работайте самостоятельно
| №-4
| Цель: познакомиться с органическими соединениями — липидами, выясните их биологические функции.
|
| I. Выполните задания:
1. Из перечисленных органических соединений выпишите вещества, которые входят в состав липидов: глюкоза, аминокислоты, глицерин, хитин, гликоген, высшие жирные кислоты, дезоксирибоза.
| См.параграф 5
| 2.Перечислите основные биологические функции липидов:
а) б) в)
| II. Выполните тестовое задание:
1. Наибольшее количество энергии выделяется
при расщеплении 1 грамма:
а) жира; б) глюкозы;) белка; г) воды.
2. Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры:
а) сохраняют воду в организме;
б) выделяют воду при окислении;
в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.
3. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды:
а) хорошо растворимые в воде;
б) нерастворимые в воде.
| Работайте самостоятельно
|
Тема: «Химический состав клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты»
№ задания
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению материала
| №-1
| Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.
I. Выполните следующие задания:
1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.
| См.параграф 6
| 2. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?
| См.параграф 6
| №-2
| Цель: изучить структурную организацию белковой молекулы и ее свойства.
I. Выполните следующие задания:
1. Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ... структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО— и —NH— группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали — это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида — ... структура белка. Следующий уровень организации белковой, молекулы - ..., который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».
|
В тетрадь запишите только вставленные словосочетания или термины
| №-3
| Цель: изучить биологические функции белков
1 Выполните следующие задания:
1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:
Типы белков
| Функции
| Примеры
| 1 Структурные.
|
|
| 2. Ферменты.
|
|
| 3. Гормоны.
|
|
| 4. Сократительные.
|
|
| 5. Транспортные.
|
|
| 6. Защитные.
|
|
|
|
|
Работайте с тетрадью и учителем
| №-4
| Выполните лабораторную работу «Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля».
Цель: доказать ферментативный характер реакций обмена веществ; показать, что ферментативная активность присуща лишь живым клеткам.
В тетради оформите вывод:
1.Укажите от каких факторов зависит скорость ферментативных реакций:
а)
б)
в)
2. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?
| работа выполняется демонстрационно с учителем
| Тема: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ»
№ задания
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению материала
| №-1
| Цель: выяснить особенности строения ДНК.
I. Выполните следующие задания:
1. Вставьте пропущенные слова:
Сложные углеводы, белки, ... относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот—... и ...
|
Подумайте самостоятельно
|
| 2. Рассмотрите рисунок.
1. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК (А, 1-3).
2. Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК И РНК? В тетради выпишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК (рис. Б, 1-4).
|
Работайте с рисунками
параграфа 6
| 3. Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?
|
Подумайте самостоятельно
| 4. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплиментарности. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь: А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-А
|
Работайте в паре
|
| 5. Выполните тестовое задание.
1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?
1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;
2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;
3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин.
2. Мономерами нуклеиновых кислот является:
1) аминокислоты; 2) глюкоза; 3) глицерин и высшие жирные кислоты; 4) нуклеотиды
3. Вторичная структура ДНК поддерживается за счет водородных связей между:
1) соседними нуклеотидами;
2) комплиментарными основаниями в двух цепях;
3) остатками фосфорной кислоты в остове цепей.
4. В клетке ДНК содержится в:
1) ядре и митохондриях;
2) только в ядре;
3) в ядре и цитоплазме.
5. Какова функция ДНК в клетке:
1) хранение и передача наследственных свойств;
2) перенос аминокислот на рибосомы;
3) ускорение химических реакций.
|
Работайте индивидуально
| №-2
| Цель: ознакомиться с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК и РНК.
I. Выполните следующие задания:
1. Рассмотрите рисунок.
1. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов РНК (А, 1—3);
2. Какие типы нуклеотидов встречаются в молекулах РНК (Б, 1-4]
|
Работайте в паре
|
| 2.Заполните таблицу.
Основные виды РНК
|
Работайте с параграфом 6
|
| 3. Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу.
Признаки сравнения
| ДНК
| РНК
| 1. Структуры молекулы (сколько цепей, их форма)
|
|
| 2. Количество цепей
|
|
| 3. Моносахариды в нуклеотидах
|
|
| 4. Локализация в клетке (размещение)
|
|
| 5. Функции
|
|
|
|
Работайте в паре
|
Урок «Строение клетки»
№ задания
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению материала
| №-1
| I. Ответьте на поставленные вопросы:
1. Какие органеллы клетки относятся к одномембранным структурам?
1-?
2-?
3-?
4-?
|
Параграф 8
| 2. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изображен на нем? Какие виды встречаются в клетке, укажите их функции
Что располагается на поверхности указанной органеллы?
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
| 3. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изображен на нем? Каковы его функции?
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
| 4. Установите соответствие между строением и функциями ЭПС и аппарата Гольджи (АГ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите полученный ответ в нижнюю таблицу.
Строение и функции органелл
| Органеллы
| 1) состоит из группы полостей с пузырьками на концах
| А) ЭПС
| 2) состоит из системы связанных между собой канальцев
| Б)АГ
| 3) участвует в биосинтезе белка
|
| 4) участвует в образовании лизосом
|
| 5) участвует в образовании клеточной мембраны
|
| 6) осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки
|
|
|
Работайте самостоятельно с параграфом 8
| 5. Какая органелла является самой мелкой из одномембранных компонентов клетки? Укажите их функции.
| Параграф 8
| 6. Каково значение вакуолей, характерных для растительных клеток?
1)
2)
| Работайте с дополнительным материалом
| №-2
| Цель: познакомиться с немембранными органеллами клетки — клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения и клеточными включениями.
|
Внимательно прочитайте цель вашей работы
| I. Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова:
1. «В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют....»
2. «Цитоскелет состоит из ..., полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами.»
| Работайте с дополнительным материалом
| II. Ответьте на вопросы:
1. Какая органелла изображена на рисунке? Каковые ее функции?
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
| 2. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем представлена? Где в клетке встречается эта органелла? С какими клеточными структурами связана ее деятельность? Каковы ее функции?
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
| III. Вставьте в текст пропущенные слова:
«Помимо постоянных органелл в клетке могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации ... Они могут быть представлены в виде капель, гранул или зерен различной величины».
| Работайте самостоятельно с параграфом 7
| №-3
| Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями полуавтономных органелл клетки.
I. Выполните задания.
1. А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем изображена.
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
|
| Б. В соответствии с указанными цифрами запишите названия компонентов органеллы: 1-? 2-? 3-? 4-? 5-? В. Какие функции выполняет эта органелла в клетке?
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
|
| 2. А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла на нем изображена?
Б. В соответствии с указанными цифрами запишите названия компонентов органеллы:
1~? 2-? 3-? 4-? 5-? 6~?
В. На какие группы делятся пластиды:
1-? 2-? 3-?
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
|
| 3. Установите соответствие между группами пластид и выполняемыми ими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую во втором столбце. Выпишите полученный ответ в нижнюю таблицу:
1) фотосинтез;
| А — хромопласты
| 2) накопление запасного крахмала;
| Б — хлоропласты
| 3) окраска лепестков, плодов и осенних листьев.
| В - лейкопласты
|
-
| Работайте самостоятельно с пароагрфом 8
|
| 4. Выполните тестовое задание:
4.1. Компонентами клеток каких организмов являются пластиды
А. грибов; Б. бактерий; В. растений; Г. животных
4.2. Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органеллами
А. имеют собственную ДНК;
Б. внутренняя среда отграничена мембраной;
В. характерны для эукариотических клеток.
4.3. Какой признак не является общим для пластид и митохондрий А. двойная мембрана,
Б. наличие собственной ДНК и рибосом;
В. способность к делению;
Г. характерны как для клеток растений, так и животных.
| Работайте индивидуально
| №-4
| Цель: познакомиться с самой крупной органеллой эукаритической клетки — ядром и его содержимым.
I. Выполните задания.
1. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки изображена на нем? Какие структуры ядра обозначены цифрами 1-6? 1-? 2-? 3-? 4-? 5-? 6-?
Для ответа используйте следующие понятия: ядерная мембрана наружная, внутренняя ядерная мембрана, кариоплазма (ядерный сок), хроматин, ядерные поры.
2. Что представляет собой хромосома? Из каких веществ построена хромосома?
3. В какой части клетки располагаются хромосомы?
|
Работайте с рисунками и дополнительным материалом
| Заполните схему, используя приведенные ниже слова
Формы жизни
| Клеточные
| Неклеточные
| 1
| 4
| 1
| 2
| 5
| 2
| 3
|
|
| Слова для справок: эукариоты, прокариоты, вирусы, бактерии, цианобактерии, вирусы растений, животные, грибы
| Работайте с параграфом 7
| |