Руководство по усвоению материала №


Скачать 173.92 Kb.
НазваниеРуководство по усвоению материала №
ТипРуководство
filling-form.ru > Туризм > Руководство
Тема «Химический состав клетки»


задания

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

1

I.Выполните задание:

1. Укажите, какие из перечисленных ниже химических элементов относятся к макроэлементам, а какие к микроэлементам. Почему их так называют?

О; Сu; С; Н; Mn; N; Ni; S; Fe; Se; Со; Ca; Zn; J; К

Химические элементы



См.параграф 5

2. Вставьте в текст пропущенное слово:

«в органических соединениях важным элементом, который способен вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по составу, строению, длине и форме является ...».

3. О чем свидетельствует наличие одних и тех же

химических элементов в телах живой и неживой

природы?

-2

Цель: изучить биологические функции и значение

воды для клетки.




I. Выполнить задание.

1. Перечислить биологические функции воды:

а) б) в)


См.параграф 5

2. Известно, что большинство клеток более чем на 60—80% состоят из воды. Какой вывод можно сделать из этого факта?

Обсудите устно в паре

3. Вставьте в текст пропущенные слова: «По отношению к воде вещества делятся на ... и .... К ... веществам относятся многие соли, кислоты, щелочи, спирты, углеводы, некоторые белки и т.д. К ... соединениям относят жиры, клетчатку.

Работайте с учителем

-3

Цель: познакомиться с особенностями строения и биологическими функциями углеводов и липидов




I. Выполните задания:

1. Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус). Углеводы: глюкоза, фруктоза, крахмал, рибоза, дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза, хитин


Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды





































Свойства

Свойства

Свойства

1

1

1

2

2

2



См.параграф 5

2. В состав каких органических соединений входят рибоза и дезоксирибоза?

3. Углеводы - важная составная часть клетки.

Перечислите их биологические функции:

а)

б)

в)


II. Выполните тестовое задание:

1. В состав углеводов входят элементы:

а) С, Н. N; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.

2. Мономером крахмала является:

а) аминокислота; б) дезоксирибоза;

в) глюкоза; д) фруктоза.

3. В качестве запасного вещества животные накапливают:

а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.

4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:

а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.

5. Крахмал — продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:

а) клеток растений;

б) клеток животных; клеток грибов.

Работайте самостоятельно

-4

Цель: познакомиться с органическими соединениями — липидами, выясните их биологические функции.




I. Выполните задания:

1. Из перечисленных органических соединений выпишите вещества, которые входят в состав липидов: глюкоза, аминокислоты, глицерин, хитин, гликоген, высшие жирные кислоты, дезоксирибоза.

См.параграф 5

2.Перечислите основные биологические функции липидов:

а) б) в)

II. Выполните тестовое задание:

1. Наибольшее количество энергии выделяется

при расщеплении 1 грамма:

а) жира; б) глюкозы;) белка; г) воды.

2. Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры:

а) сохраняют воду в организме;

б) выделяют воду при окислении;

в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.

3. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды:

а) хорошо растворимые в воде;

б) нерастворимые в воде.

Работайте самостоятельно


Тема: «Химический состав клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты»

задания

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

-1

Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.

I. Выполните следующие задания:

1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.

См.параграф 6

2. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?

См.параграф 6

-2

Цель: изучить структурную организацию белковой молекулы и ее свойства.

I. Выполните следующие задания:

1. Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ... структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО— и —NH— группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали — это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида — ... структура белка. Следующий уровень организации белковой, молекулы - ..., который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».


В тетрадь запишите только вставленные словосочетания или термины

-3

Цель: изучить биологические функции белков

1 Выполните следующие задания:

1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:

Типы белков

Функции

Примеры

1 Структурные.







2. Ферменты.







3. Гормоны.







4. Сократительные.







5. Транспортные.







6. Защитные.














Работайте с тетрадью и учителем

-4

Выполните лабораторную работу «Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля».

Цель: доказать ферментативный характер реакций обмена веществ; показать, что ферментативная активность присуща лишь живым клеткам.

В тетради оформите вывод:

1.Укажите от каких факторов зависит скорость ферментативных реакций:

а)

б)

в)

2. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

работа выполняется демонстрационно с учителем

Тема: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ»


задания

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

-1

Цель: выяснить особенности строения ДНК.

I. Выполните следующие задания:

1. Вставьте пропущенные слова:

Сложные углеводы, белки, ... относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот—... и ...


Подумайте самостоятельно




2. Рассмотрите рисунок.

1. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК (А, 1-3).

2. Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК И РНК? В тетради выпишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК (рис. Б, 1-4).




Работайте с рисунками

параграфа 6

3. Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?


Подумайте самостоятельно

4. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплиментарности. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь: А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-А


Работайте в паре




5. Выполните тестовое задание.

1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;

2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;

3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин.

2. Мономерами нуклеиновых кислот является:

1) аминокислоты; 2) глюкоза; 3) глицерин и высшие жирные кислоты; 4) нуклеотиды

3. Вторичная структура ДНК поддерживается за счет водородных связей между:

1) соседними нуклеотидами;

2) комплиментарными основаниями в двух цепях;

3) остатками фосфорной кислоты в остове цепей.

4. В клетке ДНК содержится в:

1) ядре и митохондриях;

2) только в ядре;

3) в ядре и цитоплазме.

5. Какова функция ДНК в клетке:

1) хранение и передача наследственных свойств;

2) перенос аминокислот на рибосомы;

3) ускорение химических реакций.




Работайте индивидуально

-2

Цель: ознакомиться с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

I. Выполните следующие задания:

1. Рассмотрите рисунок.

1. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов РНК (А, 1—3);

2. Какие типы нуклеотидов встречаются в молекулах РНК (Б, 1-4]





Работайте в паре




2.Заполните таблицу.

Основные виды РНК

Вид РНК


Функции

1




2




3








Работайте с параграфом 6




3. Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу.

Признаки сравнения

ДНК

РНК

1. Структуры молекулы (сколько цепей, их форма)







2. Количество цепей







3. Моносахариды в нуклеотидах







4. Локализация в клетке (размещение)







5. Функции












Работайте в паре


Урок «Строение клетки»

задания

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

-1


I. Ответьте на поставленные вопросы:

1. Какие органеллы клетки относятся к одномембранным структурам?

1-?

2-?

3-?

4-?



Параграф 8

2. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изображен на нем? Какие виды встречаются в клетке, укажите их функции

Что располагается на поверхности указанной органеллы?




Работайте с рисунками и дополнительным материалом

3. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изображен на нем? Каковы его функции?



Работайте с рисунками и дополнительным материалом

4. Установите соответствие между строением и функциями ЭПС и аппарата Гольджи (АГ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите полученный ответ в нижнюю таблицу.

Строение и функции органелл

Органеллы

1) состоит из группы полостей с пузырьками на концах

А) ЭПС

2) состоит из системы связанных между собой канальцев

Б)АГ

3) участвует в биосинтезе белка




4) участвует в образовании лизосом




5) участвует в образовании клеточной мембраны




6) осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки







1

2

3

4

5

6























Работайте самостоятельно с параграфом 8

5. Какая органелла является самой мелкой из одномембранных компонентов клетки? Укажите их функции.

Параграф 8

6. Каково значение вакуолей, характерных для растительных клеток?

1)

2)

Работайте с дополнительным материалом

-2


Цель: познакомиться с немембранными органеллами клетки — клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения и клеточными включениями.


Внимательно прочитайте цель вашей работы

I. Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова:

1. «В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют....»

2. «Цитоскелет состоит из ..., полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами.»


Работайте с дополнительным материалом

II. Ответьте на вопросы:

1. Какая органелла изображена на рисунке? Каковые ее функции?




Работайте с рисунками и дополнительным материалом

2. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем представлена? Где в клетке встречается эта органелла? С какими клеточными структурами связана ее деятельность? Каковы ее функции?



Работайте с рисунками и дополнительным материалом

III. Вставьте в текст пропущенные слова:

«Помимо постоянных органелл в клетке могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации ... Они могут быть представлены в виде капель, гранул или зерен различной величины».

Работайте самостоятельно с параграфом 7

-3


Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями полуавтономных органелл клетки.

I. Выполните задания.

1. А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем изображена.



Работайте с рисунками и дополнительным материалом




Б. В соответствии с указанными цифрами запишите названия компонентов органеллы: 1-? 2-? 3-? 4-? 5-? В. Какие функции выполняет эта органелла в клетке?


Работайте с рисунками и дополнительным материалом




2. А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла на нем изображена?


Б. В соответствии с указанными цифрами запишите названия компонентов органеллы:

1~? 2-? 3-? 4-? 5-? 6~?

В. На какие группы делятся пластиды:

1-? 2-? 3-?


Работайте с рисунками и дополнительным материалом




3. Установите соответствие между группами пластид и выполняемыми ими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую во втором столбце. Выпишите полученный ответ в нижнюю таблицу:


1) фотосинтез;

А — хромопласты

2) накопление запасного крахмала;

Б — хлоропласты

3) окраска лепестков, плодов и осенних листьев.


В - лейкопласты




1

2

3













Работайте самостоятельно с пароагрфом 8




4. Выполните тестовое задание:

4.1. Компонентами клеток каких организмов являются пластиды

А. грибов; Б. бактерий; В. растений; Г. животных

4.2. Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органеллами

А. имеют собственную ДНК;

Б. внутренняя среда отграничена мембраной;

В. характерны для эукариотических клеток.

4.3. Какой признак не является общим для пластид и митохондрий А. двойная мембрана,

Б. наличие собственной ДНК и рибосом;

В. способность к делению;

Г. характерны как для клеток растений, так и животных.

Работайте индивидуально

-4

Цель: познакомиться с самой крупной органеллой эукаритической клетки — ядром и его содержимым.

I. Выполните задания.

1. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки изображена на нем? Какие структуры ядра обозначены цифрами 1-6? 1-? 2-? 3-? 4-? 5-? 6-?

Для ответа используйте следующие понятия: ядерная мембрана наружная, внутренняя ядерная мембрана, кариоплазма (ядерный сок), хроматин, ядерные поры.

2. Что представляет собой хромосома? Из каких веществ построена хромосома?

3. В какой части клетки располагаются хромосомы?



Работайте с рисунками и дополнительным материалом

Заполните схему, используя приведенные ниже слова


Формы жизни

Клеточные

Неклеточные

1

4

1

2

5

2

3







Слова для справок: эукариоты, прокариоты, вирусы, бактерии, цианобактерии, вирусы растений, животные, грибы

Работайте с параграфом 7

Похожие:

Руководство по усвоению материала № iconМетодические рекомендации по усвоению учебного материала и организации...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 36

Руководство по усвоению материала № iconМетодические рекомендации по усвоению учебного материала и организации...
Заочная (сокращенная) на базе высшего профессионального образования форма обучения 10

Руководство по усвоению материала № iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по усвоению...
Гордеева Е. Ю. «Professional Lexical Minimum for Customs Students». Методические указания к самостоятельной работе студентов по усвоению...

Руководство по усвоению материала № iconОбразцы написания заявлений
Обязуюсь обеспечить посещение дополнительных занятий по предметам для восполнения пропущенного материала (или создать условия для...

Руководство по усвоению материала № iconКгбоу дпо «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической...
Адь педагога предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Пособие...

Руководство по усвоению материала № iconТехническое задание на поставку медицинского расходного материала для функциональной ди
Объект закупки: Поставка медицинского расходного материала для функциональной диагностики для обеспечения нужд фгбу «нмиц рк» Минздрава...

Руководство по усвоению материала № iconКонтрольная работа по учебной дисциплине «Семейное право» является...
Выполнение контрольной работы должно способствовать усвоению студентом методики юридического анализа конкретного семейного правоотношения,...

Руководство по усвоению материала № iconЛучше всего в качестве «базовой модели» приобрести себе костюм на...
«базовой модели» приобрести себе костюм на каждый день, то есть костюм из материала неброского цвета в мелкую клетку или полоску,...

Руководство по усвоению материала № iconРабочая программа предмета «Английский язык» для 5 класса на 2011-2012...
Тематическое планирование рассчитано на 140 часов из расчёта 4 часа в неделю, из них 35 часов (1 час в неделю) выделен на расширение...

Руководство по усвоению материала № iconУстюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея...
Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии «ркмчп» в начальной школе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск