Негосударственное образовательное учреждение Школа «Ника»
117303 г. Москва ул. Одесская д. 21/29 т. 310-51-66, 316-85-25
nou@nika-school.ru
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании кафедры зам. директора по УВР Директор НОУ Школа «НИКА»
Протокол _________ Е.Т. Дудко __________ И.А.Рублева
от__________ № ___
Зав. кафедрой _______ Приказ от ___________ № ___ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по всеобщей истории
для учащихся 10 класса
ступень обучения: среднее (полное) общее образование
уровень: базовый
на 2013-2014 учебный год
Программу составила:
учитель
высшей квалификационной категории
Ремизова Надежда Ильинична
Москва
2013 г.
При изучении курса всеобщей истории на базовом уровне в 10-11 классах рекомендуется планирование, рассчитанное на 68 часов (соответственно: в 10 классе – 34 часа и в 11 классе – 34 часа). В этом случае основной задачей учителя становится формирование целостной картины мирового опыта человечества и создание условий для осмысления основных событий; для освоения основных исторических источников. Это становится основой развития способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
Рабочая программа составлена на основе
Примерной программы по истории,
федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Программы Всеобщая история. История России. 10-11 кл. Программа и тем. планирование. Авт.-сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Мнемозина, 2009
Алексашкина Л.Н. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни)/ Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина; под ред. Л.Н. Алексашкиной. – М.: Мнемозина, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории
«уметь»:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта,таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Календарно — тематическое планирование курса «Всеобщая история» / 10 класс
№
п/п
| Название раздела,
тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания, основные термины, понятия
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Домашнее задание
| Дата урока:
план/
факт
| 1
| Наука история: предмет, содержание, функция, место в системе других наук.
| Урок знакомства с новым учебным материалом
| История – наука многоотраслевая, комплексная, социальная. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории.
| Знать основные положения урока: называть основные этапы, пройденные исторической наукой, объяснять, чем определялось продвижение от одного этапа к другому; характеризовать основные системы периодизации всемирно-исторического процесса; раскрывать содержание основных функций исторической науки; приводить примеры, обосновывать имеющиеся точки зрения, работать с источниками.
| Стр. 5-13, задания рубрики «Изучаем источники,
решаем проблемы»
|
| Раздел1. Первобытность (1ч.)
2-3
| Первобытное общество.
| Урок знакомства с новым учебным материалом
| Эпоха первобытности. Основные этапы эволюции человека. Палеолит: становление человеческого общества. Мезолит: эпоха перемен. Неолит: эпоха «неолитической революции».
| Знать основные положения урока: давать определение понятию материальная культура; объяснять значения понятий; знать, почему и как орудия труда из камня служат основой для периодизации развития первобытного общества
| Глава 1, стр. 14-26,
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| Раздел 2. Древний мир (6 часов)
4
| Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье
| Комбиниро-
ванный урок
| Древний мир и Древний Восток: понятия и хронология. Древний Египет (Раннее царство, Старое царство, Среднее царство, Новое царство). Месопотамия (города – государства Шумера, Аккадскко – Шумерское государство саргонидов, государство III династии Ура, Старовавилонский период, Новоассирийское царство, Нововавилонское царство). Восточное Средиземноморье (Финикия, Палестина, Израильско – Иудейское царство, движение пророков).
| Знать основные положения урока: сравнивать географическое положение и природные условия, в которых сформировались две важнейшите цивилизации – Египта и Месопотамии. Называть и показывать на карте крупнейшие державы древнего Ближнего Востока. Раскрывать определения понятий; характеризовать функции письменности и ее роль.
| Глава 2. Стр. 26 – 44. Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 5-6
| Древний Восток: Иран, Индия, Китай.
| Комбиниро-
ванный урок
| Персидская держава Ахеменидов (Мировая держава Ахеменидов, Зороастризм, Дарий I и реформирование державы, Крушение Персидской империи ). Древняя Индия (Индийская цивилизация, Ведийский периодВ в истоии Индии, Общеиндийская держава Маурьев,Главные религии Индии, Кушанская империя. Династия Гуптов). Древний Китай (Эпоха Шан, Эпоха Западного Чжоу, Эпоха Восточного Чжоу, Цинь – первая китайская империя, Империя Хань)
| Знать основные положения урока: составлять сопоставительную характеристику крупнейших держав, существующих на территории Южной и Восточной Азии в древности; объяснять значение принадлежности человека к определенной социальной группе; какие задачи пытались решить правители Древнего Китая, проводя административные и хозяйственные реформы; характеризовать известных деятелей Ирина, Индии, Китая
| Глава 3. стр. 45 -62.
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 7
| Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса
| Комбиниро-
ванный урок
| Крито – микенский период (Критская цивилизация, Микенская Греция). Ранняя Греция (Темные века, Архаическая Греция). Два главных Греческих полиса (Афины, Спарта). Греко – персидские войны (битва при Марафоне, Фемистокл и флот, Битва при Фермопилах, Битва при Саламине, Битва при Платеях и Микале). Классическая Греция (Афины – морская держава).
| Сравнивать устройство минойского и микенских государств: что общего и в чем различие; чем отличалась община греческого полиса от древневосточных общин; характеризовать причины и итоги Греко – персидских войн; определять в чем достижения и ограниченность демократии при Перикле
| Глава 4, стр.63- 77, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 8
| Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям
| Комбиниро-
ванный урок
| Пелопонесская война. .Кризис полисной системы. Эпоха Александра Македонского. Македония и Греция. Поход на Восток. Эллинистический мир. Эллинистические государства. Культура эллинизма.
| Знать основные положения урока: каковы принципиальные различия между Пелопонесской и Греко – персидской войнами; каковы главные черты полиса; уметь сравнивать территории ахеменидской Персии и державы Александра Македонского, чем они различались.
| Глава 5, стр.78 - 86, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 9
| Древний Рим: от основания города до падения республики
| Комбиниро-
ванный урок
| Италия до Рима. Царский Рим. Цивитас – римский полис. Римская республика. Поздняя республика. Рим – мировая средиземноморская держава. Рабовладение. Внутренний кризис.
| Знать основные положения урока; сравнивать римскую гражданскую общину (цивитас) и греческий полис; указывать их общие черты и различия; ; знать основные направления и результаты завоевательной политики Рима в период Республики; объяснять как соотносятся существующие в Римской республике понятия «патриций», «гражданин», «нобилитет»; объяснять, чем было вызвано стремление к сильной власти в поздней Римской республике.
| Глава 6, стр. 86 - 97, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 10-11
| Римская империя
| Комбиниро-
ванный урок
| Ранняя империя (патриципат), Правление Антонинов. Вечный город. Возникновение христианства. Трагический III век. Поздняя империя (доминат). Император Диоклетиан. Император Константин I Великий. Варвары против Рима. Готы.. Гунны. Вандалы.
| Знать основные положения урока. Давать определение понятиям «республика», «империя», «принципат», «доминат». Определять отличие христианства от религий Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима. Называть причины падения Западной Римской империи.
| Глава 7, стр. 97 - 110,
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| Раздел 3 . Средние века (6 часов)
12
| Начало средних веков. Раннее Средневековье.
| Комбиниро-
ванный урок
| Средние века: понятие, периодизация. Варварский мир в движении. Взаимоотношения варварского и римского миров. Европейские государства раннего Средневековья. Франкское государство. Период Меровингов. Франкское государство в VIII – середине IX в. Создание и распад империи Карла Великого. Государства раннего Средневековья в Восточной Европе. Церковь в Европе в раннее Средневековье. Христианизация варварских народов. Установление партнерства со светскими правителями. Образование папского государства. Укрепление экономического положения церкви. Монастырское строительство.
| Знать основные положения урока. Объяснять причины и масштабы Великого переселения народов. Сравнивать как происходило образование первых государств в раннее средневековье у германцев и у славян, что общего и в чем различия. Объяснять значение принятия варварскими племенами христианства. Определять основные итоги политического и экономического развития Западной Европы в раннее средневековье.
| Глава 8, стр. 111 - 128,
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 13
| Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки
| Комбиниро-
ванный урок
| Многоликая империя. Жизнь в городах и деревнях. Императорская власть. Управление страной. Церковь. Развитие культуры. Отношения с соседями. Арабы: к исламскому миру. Арабский халифат. Арабская культура. Тюркские государства на Ближнем Востоке. Борьба за Святую землю. Закат и падение Византии. Османская империя.
| Знать основные положения урока. Характеризовать политический строй Византии. Сравнивать положение христианской церкви в раннее Средневековье в Западной Европе и Византии: что общего и в чем различия. Знать основные особенности земельных отношений в мусульманских государствах в сравнении со средневековыми государствами Западной Европы. Давать оценку характера и последствий Крестовых походов
| Глава 9, стр. 128 - 150,
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 14
| Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения.
| Комбиниро-
ванный урок
| Проблема структуры средневекового общества. Феодальная иерархия. Рыцарство. Крестьянство. Города и их обитатели. Религия. Духовенство. Социальные выступления.
Парижское восстание. Жаверия. Восстание под руководством Уота Тайлера. Еретические движения.
| Характеризовать структуру западноевропейского общества; определять основные изменения произошедшие в положении основных групп населения; объяснять, что лежало в основе отношений сеньора и вассала; каким образом цеховые организации способствовали развитию ремесленного производства в Средние века и каким образом тормозили его; характеризовать роль купечества в экономическом развитии Европы в Средние века; объяснять как изменилось положение церкви в западноевропейских странах в период перехода от раннего к развитому Средневековью; определять причины возникновения и широкого распространения ересей в Средневековой Европе
| Глава 10, стр. 151 - 174,
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 15
| Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе
| Комбиниро-
ванный урок
| Власть и светская церковная. Короли и сословия.
| Знать основные положения урока. Объяснять, чем было вызвано обострение отношений между светской и церковной властью в Западной Европе; почему возник и какие последствия имел раскол папства в XIV в.; характеризовать этапы Столетней войны
| Глава 11, стр. 174 - 187,
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 16-17
| Культура средневековой Европы.
| Комбиниро-
ванный урок
| Университеты: магистры и школяры. Развитие литературы. От романского стиля к готике. Возрождение. Начало становления. Высокое Возрождение. Осень Средневековья или весна гуманизма.
| Знать основные положения урока: характеризовать роль университетов в средневековом европейском обществе; в чем выражался сословный характер культуры; чем объясняется переход от романского стиля к готике в западноевропейской архитектуре. ; описывать соборы, построенные в период готики; объяснять связь Возрождения и гуманизма
| Глава 12, стр. 188 - 212,
Подготовить сообщение об одном из представи-
телей Высокого Возрожде-
ния
|
| 18
| Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья
| Комбиниро-
ванный урок
| Монгольские завоевания. Чингисхан и государство монголов. Завоевания монголов. Завоеватели и покоренные народы. Походы Тимура. Индия. Китай. Империя и династии. Власть и общество. Развитие городов. Культура и искусство. Новая империя. Япония.
| Знать основные положения урока: какие народы были завоеваны монголами; причины распада державы Чингисхана; объяснять противоречия между абсолютной, неограниченной властью китайских императоров и частой сменой правлений. Определять влияние китайской цивилизации на японское общество..
| Глава 13, стр. 212 - 236,
Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| Раздел 3. Новое время (10 часов)
19-20
| На пути к Новому времени.
| Комбиниро-
ванный урок
| Понятие и периодизация Нового времени. Великие географические открытия. Старый и Новый Свет. Реформация и контрреволюция в Европе. Мартин Лютер. Томас Мюнцер. Распространение протестантизма. Контрреформация. Освободительная борьба в Нидерландах.
| Знать основные положения урока. Давать сравнительную характеристику действий европейских колонизаторов. Знать результаты реформационного движения в Европе XVI в.
| Глава 14, стр. 237 - 252, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 21-22
| Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII веках: между абсолютизмом и Просвещением.
| 1 урок - Урок знакомства с новым учебным материалом,
2 урок -Урок закрепления нового материала
| Абсолютизм. Власть и сословия. Политика укрепления государства. Английская революция 1640–1660 г.г.: предпосылки, ход, результат. Гражданская война. Война в ла-
гере победителей. Левеллеры. От парламентской республики к протекторату Кромвеля (1649 - 1953). От протектората к восстановлению монархии. Век Просвещения. Просвещенный абсолютизм. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование США
| Знать основные положения урока: каковы причины распространения идей Просвещения в странах Европы; давать характеристику деятелей французского Просвещения; результаты политики абсолютизма. Объяснять причины возникновения и распада «союза государей и философов».
| Глава 15-16, стр. 252 - 283,
Заполнить таблицу «Этапы английской революции 1640-1660 г.г.»
|
| 23-24
| Великая французская революция в XVIII веке
| Комбиниро-
ванный урок
| Предпосылки Великой Французской революции. Начало революции. От монархии к республике (1789 - 1792), Размежевание политических течений. Принятие Конституции 1791 г. От монархии к республике. Становление республики (IX. 1792 – VI. 1793). Якобинская диктатура (VI.1793 – VII. 1794). Правление Директории (1795 – 1799г.г.)Эпилог революции. От республики к империи.
| Знать основные положения урока: чем была вызвана революция во Франции в конце XVIII; какие противоречия привели к революционным событиям века; каковы причины принятия нескольких конституций.
| Глава 17, стр. 284 - 300, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 25-26
| Страны Европы и США в первой половине XIX века
| Комбиниро-
ванный урок
| Промышленная революция и ее последствия.Распространение социалистических идей. Социальные движения: реформы и революции. Революция 1830 г. во Франции. Революции 1848 – 1849 г.г. в странах Европы. Франция. Германские государства. Австрийская империя. Итальянские государства. Революции и идейно – политические течения.
| Знать основные положения урока: в чем выражалось лидерство Англии в осуществлении промышленной революции; высказывать суждение о том, от чего зависел выбор реформистского или революционного Путей борьбы в социальных движениях первой половины XIX в.
| Глава 18, стр. 301-316, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 27-28
| Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века
| Комбиниро-
ванный урок
| Власть и общество в странах Европы. Национальные вопросы и национальные государства. Объединение Италии. Образование Австро – Венгрии. Германия: объединение «сверху». Гражданская война и Реконструкция в США. На пороге новейшего времени.
| Знать основные положения урока; давать сравнительную характеристику политического развития Великобритании и Франции во второй половине XIX века; объяснять, почему во многих странах Европы особую остроту приобрели «национальные вопросы».
| Глава 19, стр. 336-316, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 29-
30
| Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XVI – XIX веках
| 1 урок - Урок знакомства с новым учебным материалом,
2 урок -Урок закрепления нового материала,
| Страны Азии: Османская империя, Танзимат. Провозглашение Конституции. Индия. Китай. Латинская Америка: от колонии к независимым государствам. Революция 1791 – 1804г.г. в Сан-Доминго. Война за независимость 1810 – 1826г.г. Страны Африки: наступление колониализма. Развитие работорговли. Колонизация Северной Африки. Египет. Центральная и Южная Африка.. Управление африканскими владениями.
| Знать основные положения урока: в чем проявилось и чем объясняется ослабление Османской империи в XVIII – XIX в.в.; почему британцам удалось за относительно короткий срок подчинить Индию; характеризовать основные этапы проникновения европейцев в Китай и в новое время; высказывать суждение, почему преобразования эпохи Мэдзи в Японии современники и историки называли как реформами, так и революциями. Сравнивать борьбу испанских колоний за независимость в 1810 – 1815г.г. и 1816 – 1826 г.г.
| Глава 20-21, стр. 336-273, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 31-32
| Культура Нового времени
| Комбиниро-
ванный урок
| Культура Нового времени. Переходный период (XVI - XVII). Культура XVII – XVIII в.в.: барокко и классика. Новые горизонты культуры в XIXв. Расширение культурного пространства. От романтизма к реализму. Импрессионизм.
| Объяснять, почему период XVI – начала XVII в.в. рассматривается как переходный не только в социально-политической истории, но и в культуре. Определять в чем состояло различие ведущих идей и эстетики барокко и классицизма. Давать сравнительную характеристику. Давать сравнительную характеристику того, как складывались в XIX в. Отношения художников реалистического направления с официальным академическим искусством во Франции и России.
| Глава 22, стр. 374 -293, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| 33-34
| Международные отношения в Новое время
| Комбиниро-
ванный урок
| Международные отношения в Новое время. Международные отношения в XVII – XVIII в.в. XIX век: новые веяния?. Священный Союз. «Восточный вопрос». Образование военно – политических блоков. Эскалация колониальных захватов в конце XIXв.
| Знать основные положения урока: какие альтернативные суждения о характере международных отношений высказывались в начале Нового времени; объяснять, чем определялись и как изменялись на протяжении XVII – XVIIIвв. Мотивы военных конфликтов в Европе; чем характеризовалась внешняя политика революционной Франции в конце XVIIIв. Давать сравнительную характеристику международных союзов, создававшихся в Европе в начале и конце XIXв.
| Глава 23, стр. 393 -402, Задания рубрики «Изучаем источники, решаем проблемы»
|
| |