Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с.Читаево
Утверждаю:
Директор МБОУ «ООШ» с.Читаево
__________________ В.Н.Лузянина
Приказ № 46__ от _01__ . ___09_________ 20__15__
Основная
общеобразовательная программа
основного общего образования по ФГОС
Срок реализации: 5 лет
с. Читаево
1.
| Целевой раздел
| 1.1.
| Пояснительная записка.
| 3
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
| 9
| 1.3.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
| 66
| 2.
| Содержательный раздел
| 2.1.
| Программа развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования.
| 75
| 2.2.
| Программы отдельных учебных предметов.
| 89
| 2.3.
| Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования.
| 152
| 2.4.
| Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
| 174
| 2.5.
| Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
| 187
| 2.6.
| Программа коррекционной работы.
| 198
| 3.
| Организационный раздел
| 3.1
| Учебный план основного общего образования.
| 212
| 3.2.
| План внеурочной деятельности
| 217
| 3.3
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
| 235
| 3.4
| УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
| 262
| Содержание
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с.Читаево - это программный документ, который разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, учитывая региональные особенности Республики Коми, Прилузского района, села Читаево, улица Центральная д.22 и направлен на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинает функционировать с 1 сентября 2015/2016 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» в ФГОС 5-х классов последующих наборов учащихся.
Школа руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ и РК, постановлениями Правительства РФ и РК, Указами Президента РФ и Главы РК, Законами РФ и РК «Об образовании», нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами Министерства образования РК, актами органов местного самоуправления и выборных должностных лиц муниципального района «Прилузский», договором с Учредителем, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Главными задачами школы являются: повышение качества обучения, совершенствование учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы, повышение профессионального мастерства педагогов, создание безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса. Коми язык как государственный изучается с 1 класса, английский язык со 2 класса, уроки информатики включены в базисный учебный план со 2 класса, в 4 классе введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
Школа сотрудничает со многими структурами села и района:
Социальные партнеры школы:
МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» с. Объячево, Районный центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе администрации муниципального района "Прилузский", Детская музыкальная школа с. Объячево, МБУДО «Станция юных натуралистов» с. Объячево, ГУЧ «Отделение социальной помощи семье и детям» ГБУ РК «ЦЗН Прилузского района», отделение 62 пожарной части, МБОУ «СОШ» с. Объячево, МАУК «Дом Кино и досуга», Детская районная библиотека, Районный центр культуры и досуга , Районный краеведческий музей им. И. А. Яборова , инспекция ГИБДД , МУЗ «Центральная районная больница», Прилузский лесхоз.
Внеурочной деятельностью охвачены все обучающиеся 5 класса, для них организованы разные кружки и секции. Внеурочную деятельность с учащимися проводят учителя – предметники, педагоги – организаторы в кружках, секциях. В школе организовано ученическое самоуправление.
Режим работы МБОУ « ООШ» с.Читаево. Продолжительность учебного года на ступени основного общего образования составляет 35 недель для 5-8 классов, 34 недели для 9 класса. Продолжительность каникул в течение учебного года - 30 дней. Пятые – девятые классы обучаются в режиме 6-дневной учебной недели в одну смену.
Разработка МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с.Читаево основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением Педагогического совета, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
Программа соответствует основным принципам государственной политики в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
гуманистический характер образования;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом:
государственного заказа (создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности);
социального заказа (организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях, обеспечение качества образования, воспитание личности ученика, обеспечение досуговой занятости, формирование навыков здорового образа жизни);
заказа родителей: (возможность получения качественного образования, создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, сохранение здоровья).
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
ООП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.
Этапы реализации ООП:
Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
первый этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, бесстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете (предметах).
Предназначение основной образовательной программы основного общего образования:
Подготовка школьников к обучению в старшей школе или в профессиональных учебных заведениях;
Формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентностей;
Формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
Поддержка учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
Непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества;
Развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
Овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом от учебных действий, осуществляемых только под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки, перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития, стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками, особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира, процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического», обострённой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, сложными поведенческими проявлениями, изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий.
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень образовательной подготовки выпускников школы.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии образовательного учреждения:
существенно возросла конкурентоспособность ОУ ( в школе тенденция к увеличению количества обучающихся);
более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, информационного потенциалов;
расширяются возможности использования информационной среды за счет использования локальной сети;
наблюдается ежегодный рост удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;
формируется «лицо» школы с неповторимыми и индивидуальными чертами.
Понимание необходимости происходящих перемен в российском образовании нашло свое отражение в Основной образовательной программе школы, поиске подходов к ее реализации.
При реализации ООП ООО образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательного процесса, с:
Уставом школы, другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса, которые расположены в разделе «Документы» на страницах школьного сайта;
их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы основного общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
|