Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии»


НазваниеОбразовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии»
страница1/12
ТипОбразовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра математической лингвистики

Направление: «Лингвистика»

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика»

Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии»

Кластеризация языковых выражений в корпусе текстов на основе стохастического ранжирования

Выпускная квалификационная работа
соискателя на степень магистра филологии

Букия Григория Теймуразовича

Научный руководитель

к.ф.н., доц. Митрофанова О.А.

Рецензент: Тарелкин А.В.,

руководитель группы инструментов

оценки качества, «Яндекс»

Санкт-Петербург

2016

Введение


В последние годы электронные корпуса становятся всё объемнее и разнообразнее, а количество информации в интернете увеличивается в геометрической прогрессии. Такой объем данных зачастую не поддается ручной обработке. Возникает естественная задача автоматически упорядочить коллекцию, объединяя в одну группу тематически близкие документы. Стандартные методы кластеризации, решающие данную задачу, не позволяют, однако же, определить тему той или иной группы. Если определять тему вручную, можно столкнуться с рядом проблем. Во-первых, для этого потребуется прочитать несколько документов из каждой группы – это далеко не всегда удобно. Во-вторых, очень часто автоматическая классификация, учитывающая внутренние свойства документов, не вполне согласуется с классификацией, выполненной человеком. Поэтому в качестве меток для каждого класса удобно использовать ключевые слова или выражения, характерные именно для соответствующего класса.

Цель данной работы – решение задачи автоматической кластеризации новостных документов и расстановка списка тематических меток для каждого класса. В качестве тематических меток выделяются не только ключевые слова, но и биграммные конструкции, при этом учитывается степень связи элементов каждой биграммы.

Традиционные методы выделения тематических меток словам, отвечающим сразу нескольким классам ставят меньший вес, чем словам, характерным исключительно для данного класса. Для новостных документов это не вполне отвечает интуитивному представлению иерархии ключевых слов: такие темы, как война в Сирии, должны, как нам кажется, иметь больший вес, поскольку задают контекст всего документа или кластера. Поэтому в работе предлагается новый, двухэтапный подход к составлению списка тематических меток.

Работа состоит из трех глав в соответствии с решаемыми задачами.

Первая глава посвящена кластеризации. В ней определяются понятия классификации и кластеризации, описываются наиболее используемые методы кластерного анализа и предлагаются различные метрики для оценки качества кластеризации. В последнем разделе дается общий обзор применения методов кластеризации в лингвистических задачах.

Вторая глава описывает лингвистический контекст нашего исследования – грамматику конструкций. Это молодая отрасль науки, изучающая сложным образом организованные объекты языка, функционирующие как единое целое, и возникающие в ходе взаимодействия и взаимопроникновения явлений морфологического, синтаксического, семантического и других уровней языка. Теория, развитая в работах А. Стефановича и Ст. Гриса, используется в данной работе при извлечении осмысленных биграммых меток. В следующих разделах главы обозреваются научные работы в области проставления тематических меток и выделения ключевых слов.

Третья глава содержит эксперимент, соответствующий поставленной цели. Эксперимент проводится в несколько этапов. На первом этапе производится разделение документов на два кластера. На втором этапе выделяются ключевые слова, характерные для каждого кластера. На третьем этапе полученные списки ключевых слов расширяются биграммными конструкциями, и полученные конструкции оцениваются по степени тематической направленности. На четвертом этапе после повторной кластеризации небольшим группам документов проставляются тематические метки.

Для кластеризации документов используются методы, реализованные в библиотеке Scikit-learn языка Python. В ходе работы была написана программа, реализующая описанные эксперименты. Мы использовали наиболее популярные статистические критерии, необходимые для выделения ключевых слов и конструкций, описанные в монографии А.И. Кобзаря «Прикладная и математическая статистика».

Результаты, полученные в ходе выполнения данной работы, могут найти свое применение при разработке новостных порталов. Главная идея и отличительная особенность данной работы – двухэтапная кластеризация для выделения ключевых слов – основывается на идее условного разделения документов на два класса: «серьезные» и «несерьезные», лексика которых существенно отличается. Такое условие характерно именно для новостных корпусов.

Приступая к решению поставленных задач, отметим неоценимую помощь, оказанную доцентом кафедры математической лингвистики О.А. Митрофановой, при подготовке данной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconОбразовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика»...
Задачи и методы их решения, общие для корпусной лингвистики, машинного перевода и компьютерной лексикографии 8

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Прикладная лингвистика: разработка концепции научно-образовательного комплекса «Интеллектуальные энергосистемы (Smart Grid)»

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» icon«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Энергетический институт
Прикладная лингвистика: разработка концепции научно-образовательного комплекса «Интеллектуальные энергосистемы (Smart Grid)»

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 035700 "Лингвистика"
Прагма-коммуникативный анализ языковой репрезентации улыбки в современной художественной англоязычной литературе

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconОсновная образовательная программа (ооп) регламентирует цели, ожидаемые...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 035700. 68 Лингвистика и профилю подготовки Межкультурная...

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconК. И. Бринев Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза
Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза : монография / К. И. Бринев; под редакцией Н. Д. Голева. – Барнаул...

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconВысшего профессионального образования «национальный исследовательский...
Правила подготовки и защиты курсовой работы и выпускной квалификационной работы по образовательной программе «Фундаментальная и прикладная...

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconРабочая программа производственной практики для студентов, обучающихся...
П. П. Рабочая программа производственной практики для студентов, обучающихся по направлению подготовки 230700. 62 «Прикладная информатика»,...

Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика» Профиль: «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» iconРабочая программа дисциплины б в. 4 Практикум по культуре речевого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск