|
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию _______________ В.Я. Шевченко ______________
(дата)
| Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
(РГППУ)
| ПОЛОЖЕНИЕ
| №
| г. Екатеринбург
| О портфолио магистранта
|
1.Общие положения.
Настоящее Положение определяет требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения портфолио достижений магистра ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (далее - РГППУ).
Положение разработано на основании следующих документов:
– Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральными государственными образовательными стандартами ФГОС ВПО и ФГОС ВО;
– Устава РГППУ.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки образовательных достижений магистра, отображает уровень его подготовленности и активности в образовательной, творческой, социальной, научно-исследовательской и других видах деятельности в РГППУ и за его пределами.
Формирование портфолио является обязательным для магистров РГППУ. Портфолио создаётся в течение всего периода обучения, его формирование завершается вместе с завершением обучения и в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и др.
Портфолио формируется магистрами самостоятельно, начиная с первого года обучения. Администрация РГППУ обеспечивает проведение консультаций и обучение магистров основам ведения портфолио. Заведующие выпускающих кафедр ответственны за внедрение в образовательный процесс портфолио.
Наличие портфолио является обязательным условием для допуска к государственной (итоговой) аттестации наряду с документами (Положение о магистерской подготовке (магистратуре) от 28.05.2014 №01-Р/614П), подтверждающими освоение общих и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и прохождения практики.
Портфолио не влияет на итоговую оценку государственной (итоговой) аттестации.
2. Цели и задачи портфолио.
Цель портфолио: отслеживание и оценивание формирования общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и профессиональной активности и самостоятельности студента. Основной целью создания портфолио магистра является представление и анализ значимых результатов освоения общих и профессиональных компетенций, готовности обучающегося к выполнению профессиональной деятельности, его способности практически применять приобретенный опыт, умения, знания, личностные качества.
Портфолио позволяет решать следующие задачи:
оценка эффективности саморазвития по результатам, свидетельствам учебно-профессиональной и проектной деятельности;
поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
отслеживание индивидуальных достижений магистра, динамики развития профессионально-значимых качеств, успешности развития общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.
Требования к оформлению портфолио.
Портфолио оформляется в печатном (папка-накопитель с файлами) и/или электронном виде. Хранится на выпускающей кафедре.
Типовая форма портфолио магистранта РГППУ - приложение 1.
Портфолио включает в себя следующие разделы: титульный лист, введение, содержание, автобиографию, портфолио достижений, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, результаты рефлексии.
На титульном листе магистр самостоятельно записывает или оформляет общие сведения о себе в соответствии с образцом (приложение 1).
Во введении формулируются цели портфолио, определяется совокупность задач, описывается планируемый результат и способы его достижения.
Автобиография. В данном разделе магистр лично в свободной форме указывает автобиографические сведения о себе, свои жизненные планы и цели, хобби и увлечения.
Портфолио достижений включает перечень достижений магистра в различных видах деятельности. Все достижения должны быть систематизированы по видам деятельности:
достижения в результате освоения основной образовательной программы: успеваемость, сведения о рефератах, докладах, контрольных и курсовых работах, о дипломной работе, об участии в предметных олимпиадах, свидетельства о прохождении дополнительных образовательных программ (приложение 2);
достижения в исследовательской деятельности: участие в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, научных кружках и т.п. (приложение 3);
достижения в общественной жизни: участие в работе органов студенческого самоуправления; в социально-ориентированной, культурно-просветительской деятельности; в спортивных мероприятиях; в фестивалях, концертах и т.п. (приложение 4).
Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. В этом разделе помещаются все имеющиеся у обучающегося официальные документы, подтверждающие уровень его образования и индивидуальные достижения: документ о предыдущем образовании; копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение студента по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие студента в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.); другие документы по усмотрению автора (приложение 5).
В портфолио работ для подтверждения внесённых записей прилагаются творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы, фото- (видео-) материалы и т.д.
В портфолио отзывов магистр вкладывает характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, благодарственные письма, отзывы о достижениях магистра научного руководителя, преподавателей, руководителей разных уровней, рецензии на разработки.
Результаты рефлексии содержат итоги самоанализа различных результатов собственной деятельности; материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, открывающихся возможностей, возникающих опасностях; планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления; самооценивание своего портфолио. В форме представления материалов данного раздела записывается название методик выявления качеств личности, полученные результаты, методы саморазвития и самосовершенствования.
4. Процедура оценки портфолио.
Оценивание портфолио осуществляется на основе самооценки магистра и заключения экспертов. В качестве экспертов выступают преподаватели учебных дисциплин, ответственные за прохождение практики, научный руководитель магистерской диссертации, куратор группы.
Результаты портфолио достижений фиксируются магистром в конце каждого семестра в виде таблиц (приложения 2, 3, 4). По каждому виду деятельности должны быть названы приобретенные компетенции и уровень их сформированности. Оценивание выполняет сам магистр, записывая в комментариях свои аргументы в пользу поставленной отметки. Эксперт выставляет свою отметку, подтверждая её возможными комментариями.
Для фиксации результатов рассмотрения и оценки портфолио обучающихся формируется сводная ведомость оценки материалов портфолио (приложение 6).
Оценка сформированности компетенций проводится в соответствии с приложением 7.
5. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение.
Рассмотрение предложений по внесению изменений и дополнений в настоящее положение осуществляет рабочая группа, формируемая из числа научно-педагогических работников, представителей административно-управленческих подразделений и молодежных студенческих объединений. Персональный состав рабочей группы утверждается приказом ректора. В компетенцию рабочей группы входит: формирование идеологии рейтинговой системы оценки, определение перечня показателей, применяемых для оценки достижений пользователей и их «весовых значений», отнесение показателей к тому или иному уровню.
Правом внесения предложений по совершенствованию системы рейтинговой оценки обладают все обучающиеся и научно-педагогические работники, руководители учебных, научных и административно-управленческих подразделений университета.
Все вносимые изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются Ученым советом Университета и утверждаются приказом ректора.
Утверждено на заседании НМС
Протокол № 5 от 21.01.2015 Приложение 1
Форма портфолио магистра ФГАОУ ВПО РГППУ
ПОРТФОЛИО
Место для фотографии
Фамилия
| _______________________________________
| Имя
| _______________________________________
| Отчество
| _______________________________________
| Дата рождения
| _______________________________________
| Домашний адрес
| _______________________________________
| Телефон
| _______________________________________
| Е-mail
| _______________________________________
| Наименование института
| _______________________________________
| Наименование образовательной программы
|
_______________________________________
| Форма обучения
| _______________________________________
| Период, за который предоставлены документы
|
_______________________________________
| Личная подпись
| _______________________________________
|
Приложение 2
Перечень возможных индивидуальных
образовательных достижений магистра
Достижения в освоении основной образовательной программы (в дополнительном образовании)
| №
п/п
| Вид образовательных достижений
| Подтверждение уровня (факта) индивидуальных образовательных достижений
| Критерии оценки образовательных достижений. Приобретенные компетенции
| 1.
| Уровень успеваемости
| Ведомость промежуточной аттестации
| Средний балл успеваемости (СБ) за все семестры и итоговую аттестацию (mаx – 5 баллов)
| 2.
| Параллельное освоение 2-х и более основных образовательных программ
| Ведомость промежуточной аттестации
| 5 баллов
| 3.
| Успешное прохождение практик
| Положительный отзыв (благодарность) от руководства организации с указанием личных достижений студента
| 2 балла за каждую практику
| 4.
| Подготовка творческих работ (телеэссе, рефератов и др.) исследовательского, прикладного или аналитического характера в рамках выбранной профессии
| Положительный отзыв преподавателя–экзаменатора
| 2 балла за каждую работу
| 5.
| Освоение дополнительных специализаций (спецкурсов, профильных курсов)
| Получение сертификата
| 2 балла за каждую дополнительную специализацию
| 6.
| Получение рекомендаций ГАК для:
- применения материалов ВКР в профессиональной деятельности или при разработке учебных продуктов РГППУ;
- для продолжения обучения в аспирантуре
| Протокол заседания ГАК
| 5 баллов
| 7.
| Другие проявления образовательной активности
|
|
| Приложение 3
Перечень возможных индивидуальных
образовательных достижений магистра
Достижения в исследовательской деятельности
| №
п/п
| Вид образовательных достижений
| Подтверждение уровня (факта) индивидуальных образовательных достижений
| Критерии оценки образовательных достижений. Приобретенные компетенции
| 1.
| Участие в тематических олимпиадах, конкурсах
( внутривузовских, региональных, федеральных, международных)
| Указывается наименование мероприятия, дата проведения. В случае получения призового места – вид награды
| Внутривузовский уровень:
0,5 балла за участие;
2 балла – призовое место;
3 балла - победитель
| 2.
| Публикация статей в печатных изданиях
| Ксерокопия статьи с указанием печатного издания и даты публикации
| 3 балла за каждую статью
| 3.
| Участие в научно-практических конференциях, семинарах, слетах, научных кружках и других научных и творческих мероприятиях (внутривузовских, региональных, федеральных, международных)
| Указывается наименование мероприятия, дата или период проведения, описание степени участия
| Внутривузовский уровень:
0,5 баллов за участие в каждом мероприятии;
Выступление с докладом-2 балла;
| 4.
| Участие в НИР РГППУ
| Указывается наименование темы исследования, период участия в исследовании, описание степени участия
| 2 балла за каждую тему НИР
| 5.
| Участие в разработке и внедрении учебных продуктов РГППУ
| Сертификат РГППУ
| 3 балла за каждый внедренный учебный продукт
| 6.
| Другие проявления достижения в исследовательского и творческой деятельности
|
|
|
Приложение 4
Перечень возможных индивидуальных
образовательных достижений магистра
Достижения в общественной жизни
| №
п/п
| Вид образовательных достижений
| Подтверждение уровня (факта) индивидуальных образовательных достижений
| Критерии оценки образовательных достижений. Приобретенные компетенции
| 1.
| Участие в студенческих советах и других органах самоуправления студентов (на внутривузовском, региональном федеральном уровне)
| Указывается наименование органа самоуправления студентов, период деятельности студента, его функции
| Членство в органе самоуправления – 1 балл;
Руководство – 2 балла
| 2.
| Участие в культурных и спортивных мероприятиях (внутривузовских, региональных, федеральных)
| Указывается наименование мероприятия, дата его проведения, описание степени участия
| Внутривузовский уровень: не более 5 баллов за период обучения
| 3.
| Участие в мероприятиях общественно-полезной деятельности
(поддержание общественной безопасности,
природоохранная деятельность и т.п.)
| Указывается наименование мероприятия, дата или период проведения, описание степени участия
| 2 балла за мероприятие, но не более 10 за период обучения
| 4.
| Другие проявления социальной активности магистра
|
|
| Приложение 5
Официальные документы
|
| Наименование документа
| Номер и дата выдачи
| Содержание документа (о чем свидетельствует документ, за какие достижения выдан)
| Документ о предыдущем образовании
|
|
|
|
| Документы о получении дополнительного образования/повышение квалификации
|
|
|
| Документы, подтверждающие участие и достижения различного уровня олимпиадах, конференциях, конкурсах
|
|
|
| Документальные подтверждения публикаций о магистре в журналах, газетах и иных изданиях
|
|
|
|
| Иные документы
|
|
|
|
Приложение 6
Сводная итоговая ведомость оценки материалов портфолио
Фамилия, имя, отчество
№ п/п
| Раздел «Портфолио»
| Итоговый балл
| 1.
| Официальные документы
|
| 2.
| Автобиография
|
| 3.
| Достижения в освоении основной образовательной программы
|
| 4.
| Достижения в дополнительном образовании
|
| 5.
| Достижения в исследовательской деятельности
|
| 6.
| Достижения в общественной жизни
|
| 7.
| Отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах
|
|
| Итого
|
|
|
|
| ______ ___________20___ г.
Ответственное лицо РГППУ /ФИО/
| Приложение 7
Форма оценки уровня сформированности компетенции Ф.И.О. магистра ____________________________________________
Курс ____________ группа____________
Направление подготовки ______________________________________
Профиль подготовки __________________________________________
Исследуемая компетенция ______________________________________
Ф.И.О. наблюдателя ___________ ______________________________
Дата проведения исследования «_____» __________________________
Компонент «Знание»
№ п/п
| Формулировки компонента
| Оценка
| Самооценка
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| …
|
|
|
|
Компонент «Умение»
№ п/п
| Формулировки компонента
| Оценка
| Самооценка
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| …
|
|
|
|
Компонент «Владение»
№ п/п
| Формулировки компонента
| Оценка
| Самооценка
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| …
|
|
|
|
1. Код компетенции соответствует коду, указанному в реестре компетенций.
2. В графе «Формулировки компонента» заносятся все, относимые к данной компетенции требования к личностным и профессиональным качествам выпускника, определяемые в соответствии с ФГОС ВПО
3. В графе «Оценка» заранее проставляется средний балл или процент, полученный данным студентом по результатам всех видов испытаний (тестов, экзаменов и т.д.) по всем видам подготовки, предусмотренных учебным планом направления (средняя оценка по 5-бальной шкале или процент от максимальной суммы баллов по всем способам оценки, в зависимости от системы оценки результатов образования в вузе). Здесь также учитываются результаты оценки выполнения тестовых заданий.
4. В графе «Самооценка» испытуемому необходимо проставить собственную оценку.
5. Результат – отметка наблюдателя оценка результативного балла самооценки одной компетенции, который рассчитывается по формуле:
Рк=Рз*Вз+Ру*Ву+Рв*Вв,
где Рз, Ру, Рв – результативные баллы оценки компонентов (элементов) – знаний, умений, владений, в рамках одной компетенции, коэффициенты Рз, Ру, Рв принимают значения от 0 до 1;
Вз, Ву, Вв – веса вкладов в формирование компетенции знаний, умений, владений, коэффициенты Вз, Ву, Вв принимают значения от 0 до 3.
В зависимости от значения коэффициента Рк устанавливается соответствие уровню освоения компетенции исследуемого.
В данном методе для установления соответствия применяется правило Парето (20% к 80%):
при 0<Рк<0,79 результаты самооценки не достигают «Порогового уровня» освоения компетенции;
при 0,8<Рк<1,59 результаты самооценки соответствуют «Пороговому уровню» освоения компетенции;
при 1,6<Рк<2,39 результаты самооценки соответствуют «Продвинутому уровню» освоения компетенции;
при 2,4<Рк<3 результаты самооценки соответствуют «Высокому уровню» освоения компетенции.
3> |