Скачать 278 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ по ботанике Направление подготовки ЛЕСНОЕ ДЕЛО Профиль подготовки ОБЩИЙ Заочная форма обучения Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
г. Тверь 2013 г. 1. ЦЕЛИ ПРАКТИКИ Летняя полевая практика - один из важнейших этапов учебных занятий по ботанике. Полевая практика завершает изучение теоретического и практического курса Ботаники в части анатомия и морфология растений, закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные на лекциях и лабораторных занятиях. На первом курсе полевая практика посвящена общему знакомству с разнообразием растений в природе. При этом студенты учатся анализировать особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений, знакомятся с их экологией, жизненными формами. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает практически убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. Летняя полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе. Цель практикиЗнакомство с флорой района практики, изучение анатомо-морфологических и экологических особенностей видов. 2. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Курс содержательно связан дисциплиной базовой части профессионального цикла (ОПД) «Ботаника», вариативной части ОПД «Структурная ботаника», дисциплиной по выбору математического и естественно научного цикла (ЕН) «Флора и география Тверской области», спецпрактикумом «Биология высших и низших растений», учебной и производственной практиками старших курсов. 4. ВИД И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ учебная полевая 5. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ практика проводится на 1 курсе в июне – июле на базе кафедры ботаники и учебно-научной базы Тверского государственного университета «Ферязкино» 6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ по ботанике Общая трудоемкость данной практики составляет 4 недели, 192 часа из них 12 аудиторных.
8. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ) Оформление, монтирование, этикетирование гербарных материалов; отчет по знанию видового состава растений региона, их анатомических и морфологических особенностей (зачетная экскурсия, морфологические описания, изготовление материала по онтогенезу растений); собеседование, консультация по теме индивидуальной работы, отчет по выполнению отдельных глав и разделов; заполнение полевого дневника; проведение определений растений с фиксацией полученных результатов в рабочей тетради; зачет на знание латинский названий видов (в устной форме); защита результатов индивидуальных исследований с предоставлением печатных и электронных материалов; обсуждение итогов практики; сдача итогового отчета. [Примечание: При возвращении с производственной практики в вуз студент вместе с научным руководителем от кафедры обсуждает итоги практики и собранные материалы. В дневнике по производственной практике руководитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его доклад и отзыв руководителя от производственной организации, приведенный в дневнике. Студент пишет краткий отчет о практике, который включает в себя общие сведения об изучаемом объекте. Отчет о прохождении производственной практики утверждается на заседании кафедры.] 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ Содержание работы Вводное занятие. Цели и задачи работы, методика проведения экскурсий и камеральной обработки. Правила сбора и гербаризации растений. Методика морфологического анализа растений. Определение растений. Знакомство с методикой морфологического анализа. Затем студенты самостоятельно выполняют описания 3-4 предложенных растений из их сборов, определяют, оформляют этикетки. Сбор растений для гербария. Определение. Морфологические описания Цель работы: заложить основу гербария, успеть его хорошо высушить к концу практики. Лучше всего идти к опушке леса, где рядом луг и поле с культурной растительностью. Здесь богатый видовой состав из сорняков, луговых и опушечных растений. Знание их необходимо и в то же время это обычные, широко распространенные в нашей флоре виды, поэтому сбор гербария не приводит к оскудению флоры и выпадению редких видов. Определение собранных растений позволяет заложить основу знаний видового состава, что имеет значение для последующих экскурсий, для индивидуальных заданий по морфологическим описаниям. Определение растений, оформление этикетoк и морфологические описания 2-3 видов, предложенных преподавателем, проводятся во второй половине дня. Для усвоения латинских названий дается список растений, латынь которых следует выучить. РАСТЕНИЯ ЕЛОВОГО ЛЕСАЦель работы. Обратить внимание на морфологические особенности ели, собрать шишки разного возраста. Выяснить различия покровной ткани стволов разного возраста. Отметить экологические условия. Выяснить морфологические особенности травянистых растений и кустарничков и их размножение. Отметить приспособления, препятствующие испарение воды. Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов растений. Определение, гербаризация. Рассмотреть анатомические особенности. Сделать заключение о приспособительных особенностях растений произрастающих под пологом елового леса в условиях недостаточного освещения, достаточной влажности, кислых, холодных почв.. РАСТЕНИЯ СОСНОВОГО ЛЕСА И СУХИХ МЕСТООБИТАНИЙЦель работы. Обратить внимание на морфологические особенности сосны, собрать шишки разного возраста. Выяснить различия покровной ткани стволов разного возраста. Отметить экологические условия. Выяснить морфологические особенности травянистых растений и кустарничков и их размножение. Отметить приспособления, препятствующие испарение воды. Выделить склерофиты, суккуленты. Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов растений. Определение, гербаризация. Рассмотреть анатомические особенности листьев овсяницы овечьей, вереска обыкновенного, зарисовать. Сделать заключение о приспособительных особенностях растений сухих и светлых местообитаний. ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫЕ РАСТЕНИЯ РАЙОНА ПРАКТИКИЦель работы. Выяснить морфологические особенности (листорасположение, фopмy листьев, характер роста), биологические особенности и практическое значение деревьев и кустарников. Ход работы. Морфология листа. Самостоятельная работа студентов по сбору материала по предложенном темам (форма листовой пластинки, тип рассечения листовой пластинки, типы края и жилкования, сложные листья, части листа, характер прикрепления листа к стеблю). ТРАВЯНО-КУСТАРНИЧКОВЫЕ РАСТЕНИЯ СМЕШАННОГО ЛЕСАЦель работы. Основные виды, слагающие травяно-кустарничковый ярус, их морфолого-биологические особенности. Рассмотреть растения с pазличными типами корневищ (эпигеогенное - гравилат, копытень; гипогеогенное - вороний глаз, ландыш, купена), отметить способность к вегетативному размножению. Обратить внимание на типы нарастания, ветвления. Найти примеры разных жизненных форм растений (короткокорневищные, длиннокорневищные, стержнекорневые), выделить разные типы побегов и корневых систем. Метаморфозы корня (очиток пурпурный). Рассмотреть строение цветков и соцветий. Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов. Определение незнакомых видов. Выводы. Зачетная работа по видовому составу и латинским названиям деревьев и кустарников. РАСТЕНИЯ ЛИСТВЕННОГО ЛЕСАЦель работы. Основные виды, образующие фитоценоз в таком типе леса , их морфолого-биологические особенности. Рассмотреть растения с pазличными типами корневищ (эпигеогенное - гравилат, копытень; гипогеогенное - вороний глаз, ландыш, купена), отметить способность к вегетативному размножению. Обратить внимание на типы нарастания, ветвления. Найти примеры разных жизненных форм растений (короткокорневищные, длиннокорневищные, стержнекорневые), выделить разные типы побегов и корневых систем. Метаморфозы корня . Рассмотреть строение цветков и соцветий. Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов. Определение незнакомых видов. Выводы. Зачетная работа по видовому составу и латинским названиям деревьев и кустарников. РАСТЕНИЯ НИЗИННОГО И СУХОДОЛЬНОГО ЛУГАЦель работы:Определение луга, видовой состав, хозяйственная значимость луговых растений, их деление на четыре группы. Злаки, их морфологические особенности. Верховые, низовые, соотношение у них побегов с полным (генеративных) и неполным (вегетативных) циклом развития. Рыхлокустовые, плотнокустовые злаки, рaccмотреть особенности их побегообразования. По обочинам найти длиннокорневищные (пырей ползучий, костер безостый). Сравнить условия их произрастания. Бобовые растения. Рассмотреть корневую систему с корневыми клубеньками. Отметить особенности сложных листьев (тройчатые, перистые), побегов (приподнимающиеся - клевер, люцерна; цепляющиеся - горошек, чина), соцветий и цветков. Разнотравье. Видовой состав и значение отдельных видов. Морфологические особенности наиболее типичных видов: тысячелистник (характер соцветия, типы побегов, жизненная форма), смолка липкая, василистник, лапчатка и др. Морфологические особенности осок. Дать самостоятельные задания студентам по видовому составу злаков и других растений луга. Найти примеры с разными типами соцветий, цветков. Рассмотреть сборы студентов.. Ход работы. Описать и зарисовать особенности побегообразования рыхлокустового и плотнокустового злака. Дать полные морфологические описания 4-5 видов луговых растений. Определить неизвестные виды. Продолжить изучение луговых растений. Сравнить видовой состав суходольного и низинного лугов. Выделить наиболее типичнее виды. Рассмотреть морфологические особенности таволги, горца змеиного валерианы, гравилата речного и др. Отметить характер нарастания, жизненную форму, тип корневой системы. Самостоятельная работа студентов по заданию, например, предложить по конкретному виду для полного морфологического анализа. Собрать примеры различных типов корневых систем. Задание. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫСбор материала, проведение наблюдений. Студенты отчитываются о проделанной работе, получают консультацию. РАСТЕНИЯ ВОДОЕМОВЦель работы:Помимо общего снаряжения нужно взять специальное оборудование. Выяснить специфические особенности водной среды и ее отличие от воздушной. Рассказать об основных группах растений с демонстрацией отдельных видов (прибрежных, плавающих, погруженных). Понаблюдать быстрое увядание и поникание растений, вынутых из воды, обратить внимание на особенности внутреннего строения (аэренхима). Сравнить толщину и окраску листьев рдеста, водокраса, кубышки. Найти примеры гетерофилии (стрелолист, поручейник, жерушник земноводный). Выяснить особенности вегетативного размножения водных растений (ряска, водокрас, рдест гребенчатый, стрелолист, кубышка, рогоз и т.д.). Показать особенности гербаризации водных растений. Собрать растения для гербаризации и камеральной обработки. Ход работы.. Сделать описания и зарисовки наиболее характерных представителей каждой экологической группы водных растений. Выделить метаморфизированные органы. Приготовить поперечные срезы стебля рдеста и рассмотреть их под микроскопом. Зарисовать. Составить список водных растений по группам. Сформулировать выводы. Выделить латинские названия, необходимые для запоминания. РАСТЕНИЯ БОЛОТЦель работы: Кроме обычного снаряжения взять почвенные термометры. Беседa преподавателя о способах образования и типах болот, особенностях условий произрастания растений на сфагновом болоте. Рассмотреть сфагнум, выяснить его биологические и морфологические особенности. Посмотреть, какие еще мхи встречаются на болоте. Измерить температуру сфагнового покрова на поверхности и на разной глубине (20, 30, 50 см), убедиться в плохой теплопроводности сфагнума. Обратить внимание на особенности микрорельефа болота. Выяснить видовой состав древесных растений (деревья, кустарники, кустарнички). Сравнить сосну, выросшую на болоте и в бору, выбрав растения примерно одного возраста; измерить диаметр и высоту ствола, длину хвоинок, шишек. Назвать причины угнетения. Назвать общие морфологические приспособления кустарничков, приуроченность и микрорельефу. Определить тип нарастания, ветвления, величину годичных приростов. Найти листья разных лет, установить направление роста побегов, характер формирования корней. Выяснить морфолого-биологические особенности травянистых растений. Понаблюдать за росянкой. Загербаризировать названные преподавателем растения, собрать материал для работы в лаборатории. Ход работы. Оформить отчет по экскурсии, включающий краткую характеристику экологических условий, составление списка болотных растений и кратких морфолого-биологических описаний. Смонтировать в альбоме веточки кустарничков, сделать зарисовки. Рассмотреть листья багульника, брусники, сделать анатомические срезы. Выделить латинские названия, необходимые для запоминания. РУДЕРАЛЬНЫЕ И ПРИДОРОЖНЫЕ РАСТЕНИЯЦель работы. Выяснить особенности экологических условий вблизи жилья человека и вдоль дорог. Установить видовой состав рудеральных и придорожных растений, их морфо-биологические особенности. Обратить внимание на прицепки, колючки, железки разного типа на соцветиях лопуха, гравилата, побегах крапивы и других; объяснить их происхождение и значение в жизни растений. Сравнить изрезанность листьев одуванчика, выросшего в тени и на открытом месте. Рассмотреть направление роста побегов, их длину, особенности листьев птичьей гречихи, гусиной лапчатки, подорожника большого и др. Выяснить причину выносливости этих растений к вытаптыванию. Посмотреть видовой состав малопроезжих дорог. Ход работы. Морфологический анализ 3 – 4 видов, различных по продолжительности жизни и способам размножения растения. Зачет по знанию латинских названий растений. СОРНЫЕ И РУДЕРАЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. Цель работы. Распространение, происхождение, общие биологические особенности сорных растений. Выделить однолетники, найти озимые и яровые формы; многолетники. Дать задания студентам выкопать подземные органы бодяка полевого, хвоща полевого, пырея, льнянки обыкновенной, щавеля кисловатого. Рассмотреть, сравнить их, установить способ вегетативного размножения этих растений, объяснить, в чем заключается чрезвычайно высокая способность этих растений к вегетативному размножению. В конце экскурсии дать задания собрать по 20 видов сорняков и отчитаться по знанию видового состава. Обратить внимание на отличительные морфологические особенности культурных злаков, льна и других культур. Собрать растения для гербария и морфологического анализа. Рассмотреть разные типы плодов Ход работы. Оформить отчет по теме. Зарисовать подземные органы льнянки, осота, хвоща. Рассмотреть собранные плоды. Отметить приспособления к распространению плодов и семян. Составить список сорнополевых растений по продолжительности жизни и характеру строения подземных органов. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙЦель работы.Опираясь на знания студентов вспомнить, что называется большим и малым жизненным циклом, какие возрастные состояния выделяются в большом жизненном цикле растений, по каким признакам их можно различить. Показать на конкретном примере (свербига восточная, чистотел большой, копытень европейский) морфологические отличия разных возрастных состояний. Дать задания студентам подобрать материал по онтогенезу определенных видов. Ход работы.Задание Дать подробное морфологическое описание изучаемого вида и его возрастных состояний, сделать зарисовки. Собранные растения разного возраста закложить в гербарий. Требования к зачету
|
Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии | Рецензент: Панов В. П., д б н., профессор кафедры физиологии, морфологии и биохимии животных | ||
Программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учебным планом... | В программе приведена структура учебной практики для бакалавров, рекомендации по оформлению основных документов по итогам практики,... | ||
Программа предназначена для определения порядка и содержания учебной практики студентами Московского налогового института (мни) по... | |||
Программа учебной практики содержит правила организации этого типа практики, методические указания студенту по прохождению практики... | Цель учебной практики обобщение и систематизация знаний и навыков работы студентов по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического... | ||
... | Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |