Скачать 275.34 Kb.
|
Методическое пособиев помощь руководителям и специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с семьями группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении Майма 2009 Введение Все отклонения в поведении несовершеннолетних - безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ - имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой - в семье. Без изменения семейной ситуации в целом, любые изменения в ребенке не носят стабильного характера. 1. Основные понятия В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24 июня 1999 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, ведомственными нормативными актами и инструктивно-методическими материалами вводятся следующие основные понятия, используемые в работе с подростками девиантного поведения и их семьями. Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Группа риска - группа, члены которой уязвимы вследствие каких-либо обстоятельств или могут понести ущерб от определенных социальных воздействий окружающей cреды. К таким группам относятся, например, малообеспеченные многодетные, неполные семьи; матери-одиночки, семьи, имеющие детей-инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, прибывшие на постоянное место жительство в район в результате сделок с недвижимостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Дезадаптация социальная - следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей, - игры, познания, труда, общения. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный из них. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Индивидуальная программа комплексной реабилитации - форма ведения документации. Содержит подробные записи о семье, ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, ориентированных на реабилитацию ребенка и его семьи; данные о происходящих в семье изменениях. Комплексный подход - принцип, предполагающий взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми. Контрольное посещение семей - периодическое посещение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации жилищ подучетных семей, находящихся в социально опасном положении, специалистами администраций округов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью оказания различных видов помощи и контроля за ситуацией. Периодичность посещений может устанавливаться в зависимости от сложности ситуации: 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 2 раза в год. Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение или антиобщественные действия. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Основными критериями при определении семей этой категории являются: неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий); отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.); отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни); вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.); жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку); отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка); семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение. Внимание! Из определений “несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении” и “семья, находящаяся в социально опасном положении” следует, что даже если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении. Социальное сиротство - следствие устранения или неучастия родителей в выполнении их обязанностей по отношению к детям (искажение родительского поведения). Социальные сироты - особая социально-демографическая группа детей в возрасте до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим медицинским причинам (“сироты при живых родителях”). Определение “социальное” указывает на то, что в конечном счете именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия. 2. Общие положения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 2.1. Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” устанавливает систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 11); органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (ст.12-13); органы управления образованием и образовательные учреждения. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа управления образованием (ст.14-15); органы опеки и попечительства (ст.16); органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения (ст. 18); органы службы занятости (ст.19); органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; (ст.17) органы внутренних дел (ст.20), подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ст.21), центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст.22), подразделения криминальной милиции органов внутренних дел (ст.23); органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма (ст.24, ч.1); уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции (ст.24, ч.2). Участие глав сельских поселений в функционировании системы профилактики осуществляется в пределах их компетенции и в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безандзорности и правонарушений несовершеннолетних” (ст.4, п.3). 2.2. Основные задачи субъектов системы профилактики, работающих с семьей, находящейся в социально опасном положении: 1. Изучение явления дезадаптированности несовершеннолетних; выявление его особенностей, характерных для территории. 2. Разработка и внедрение целостной структуры реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних и их семей (во взаимодействии всех учреждений, ведомств, организаций). 3. Реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу, подчиненному единой логике, основанному на единой информационной базе. 4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 5. Формирование активной позиции населения территории к проблеме защиты прав детства. 2.3. Аспекты профилактической и реабилитационной работы с семьями: информационный и организационный. 2.3.1.Информационный аспект включает в себя порядок обмена информацией, формирование баз данных. Организатором данной деятельности являются комиссии по делам несовершеннолетних различного уровня. База данных формируется и хранится в отделении помощи семье и детям центра социального обслуживания населения или в центре «Семья» (при наличии в территории). 2.3.2 Организационный аспект. Работа организуется по 3 уровням: 1) уровень сельских поселений муниципального образования; 2) уровень районного центра муниципального образования; 3) уровень правительства РА. 3. Организация работы с семьями на уровне сельских поселений муниципального образования 3.1. Основные субъекты системы профилактической работы с семьями и их функции
3.2. Планирование работы Глава сельского поселения организует составление и утверждает годовой план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Примерная схема плана работы Совета по профилактике представлена в приложении № 1. 3.3. Организация работы по выявлению и учету семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении Выявление семей может осуществляться в следующих формах: 1). активное выявление: подворные обходы ( 1 раз в год и по мере необходимости); рейды в места массового отдыха, на рынки, ярмарки и т.д.; беседы с гражданами, проведение работы с ними, объяснение им признаков семей, находящихся в социально опасном положении и порядка информирования о выявленных семьях сельского поселения; 2). выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистов. Факт о неблагополучии в семье незамедлительно сообщается в сельское поселение, фиксируется специалистами администрации в журнале поступления информации (приложение № 2). Сельское поселение в течение 3-х дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи, результатом которого должен быть акт обследования с рекомендациями по работе с данной семьей (приложение № 3), представляемый в Совет по профилактике. Полученная информация анализируется и в зависимости от ситуации принимается следующее решение:
Информация о вновь выявленных семьях, находящихся в социально опасном положении, направляется в КДН в форме акта первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи (приложение № 3). Копия материала остается в сельском поселении и хранится в социальных паспортах семей (личных делах) (приложение № 4). Информация о семьях, находящихся в социально опасном положении, может поступать в сельское поселение из КДН, которая рассматривает протоколы об административном правонарушении или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, поступившие в комиссию, минуя сельское поселение. При главе сельского поселения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям: семьи группы риска; семьи, находящиеся в социально опасном положении. 3.4. Организация индивидуально профилактической работы. На каждую семью, находящуюся в социально опасном положении, при рассмотрении персональных дел на заседании Совета по профилактике при главе сельского поселения, которые проводятся 1 раз в месяц, составляются индивидуальные программы комплексной реабилитации семей (приложение № 5). В зависимости от степени неблагополучия семьи может быть установлена различная периодичность посещений для контроля за ситуацией и оказания помощи: 1 раз в неделю - посещение семей, где родители дебоширят, допускают физическое насилие в отношении детей, где дети голодают; 1 раз в месяц - посещение семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими веществами, не контролируют поведение ребенка, являются правонарушителями или ребенок является правонарушителем; 2 раза в год – посещение семей группы риска. После каждого контрольного посещения семьи специалистами составляется акт контрольного обследования с указанием рекомендаций по дальнейшей работе с семьей (приложение № 6), который затем хранится в социальном паспорте семьи (личном деле). 3.5. Контроль за работой с семьями Советом по профилактике составляется график посещения семей в зависимости от установленной периодичности посещения (см. приложение № 7) и контролируется его выполнение. Не реже двух раз в год на основе изучения контрольных актов обследования и результатов мероприятий по работе с семьей при главе сельского поселения проводится консилиум специалистов (членов комиссии), на котором рассматривается вопрос о снятии с учета или продолжении работы с семьями, состоящими на учете. В случае изменения обстановки в семье периодичность контрольных посещений может быть увеличена или уменьшена, либо принято решение о ходатайстве по лишению родительских прав. Отчет о работе за год (приложение № 8) направляется в районную комиссию по делам несовершеннолетних. Приложение № 1. Примерный план работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при сельском поселении
Приложение № 2 Журнал первичного учета семей, находящихся в социально опасном положении Совета по профилактике безнадзарности и правонарушений несовершеннолетних при_______________________ сельском поселении Муниципального образования «Майминский район» Начат _________ Окончен _________
Приложение № 3 Акт первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи___________________ от __________200___ года Комиссия в составе:___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ провела обследование условий семьи____________________ и установила следующее. Адрес, телефон:_______________________________________________________________ Ф.и.о., дата рождения: отца_____________________________________________________ матери___________________________________________________ Место работы, профессия род занятий, размер зарплаты: отца_________________________________________________________________________ матери_______________________________________________________________________ Сведения о детях (Ф.и.о., год рождения, посещаемое образовательное учреждение): _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Состояние здоровья членов семьи (состоят ли на учете в диспансерах, имеют ли хронические заболевания, инвалидность и т.п.): _____________________________________________________________________________ Квартира (частный дом) имеет жилую площадь:_________________________________. (Далее отмечается санитарное состояние комнат, наличие условий для проживания, питания, обучения детей, наличие подсобного хозяйства, огорода, сада) _____________________________________________________________________________ Признаки нахождения семьи в социально опасном положении:____________________ _____________________________________________________________________________ Заключение: (излагаются предложения по работе с семьей)________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подписи членов комиссии: Подпись главы сельского поселения: Место печати Приложение № 4 Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении содержит следующие документы. 1. Акт первичного обследования жилищно-бытовых условий. 2. План работы с семьей (составляется при рассмотрении персональных дел несовершеннолетних и их родителей на заседаниях Совета по профилактике. 3. Акты контрольных посещений семей. 4. Записи о решении консилиума специалистов при главе сельского поселения при проведении анализа изменения ситуации в семье (не реже 2 раз в год). Приложение № 5 Примерная индивидуальная программа комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении (для сельских поселений)
Приложение № 6 Акт контрольного обследования семьи _____________________________ от __________200___ года Мы, комиссия в составе:____________________________________________ __________________________________________________________________ Провели контрольное обследование семьи_____________________и сообщаем следующее. Описание условий на момент посещения:_____________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________Описание проделанной работы в момент посещения:__________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Мнение соседей о ситуации в семье:__________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации по дальнейшей работе с семьей:________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Подписи членов комиссии: Подпись главы сельского поселения: Место печати Приложение № 8 Отчет о работе Совета по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при _____________________ сельском поселении муниципального образования «Майминский район» Сведения на семьи группы риска и семьи, находящиеся в социально опасном положении: 1. Многодетные (семей/детей) Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей) 2. Матери - одиночки (семей/детей) Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей) 3. Неполные (семей/детей) Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей) 4. Семьи, где родители или члены семьи инвалиды (семей/детей) Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей) 5. Семьи, имеющие детей-инвалидов (семей/детей) Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей) 6. Семьи, прибывшие на постоянное место жительство в округ в результате сделок с недвижимостью (семей/детей) Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей)
Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей) 8. Всего: семей группы риска / детей Из них находящихся в социально опасном положении (семей/детей) Число несовершеннолетних, состоящих на учете, всего в Совете по профилактике ________; в КДН________; в ПДН РОВД_______; употребляющих спиртные напитки работающих не работающих, не учащихся учащихся школ учащихся ПУ Проведено заседаний Совета по профилактике (всего) Обсуждено профилактических вопросов (всего) (приложить отдельно перечень профилактических вопросов, обсуждавшихся на заседаниях); Число несовершеннолетних, дела которых рассмотрены на Совете по профилактике (всего): из них: учащихся школ_______; учащихся ПУ_______;учащихся других учебных заведений_______; работающих________; не работающих, не учащихся_______ направлено ходатайств в КДН _______ Составлено индивидуальных планов работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (всего): Снято с учета семей, находящихся в социально опасном положении в связи с исправлением: Переведено семей на менее жесткий режим контроля: Снято с учета в связи с лишением родительских прав: Снято с учета по другим причинам: Защита прав несовершеннолетних: возвращено в учебные заведения трудоустроены: а) временно б) постоянно организован летний отдых вовлечены в занятия в кружках, секциях, клубах Социально-правовая помощь семьетрудоустроено родителей( при содействии Совета по профилактике) оказана материальная помощь Проведено бесед в дни профилактики в учебных заведениях участковыми (сотрудниками РОВД) работниками ФАП Приложение № 9 Схема движения информации о семьях, находящихся в социально опасном положении
Уровень администрации муниципального образования «Майминский район»
Уровень сельского поселения
|
Утвержден на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области 14 апреля... | Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности... | ||
Основные направления деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с главой II федерального закона от 24 июня 1999 года... | Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания,... | ||
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности... | Комендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних... | ||
Б основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних №120 от 24. 06. 1999г., ст. 14. 5 обозначена необходимость... | По материалам семинара-совещания структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||
Фз №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |