АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПОКАЧИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 12.12.2014 № 338 - О
|
| О создании образовательными учреждениями рекомендованных в заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Покачи условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
|
| В соответствии с п.п. 1 п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 79 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ч. I, п. 23 ч. II приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», ч. III приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», ч. III приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Руководителям дошкольных и общеобразовательных образовательных учреждений города при создании рекомендованных в заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Покачи условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья руководствоваться приложением к настоящему приказу.
2. Заместителю начальника управления образования администрации города Покачи И.В.Хромовой довести данный приказ до сведения муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведомственной принадлежности управления образования администрации города Покачи.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Начальник управления
образования Л.П.Черипенко
Приложение к приказу
управления образования администрации
города Покачи
от 12.12.2014 № 338 - О 1. Возможности получения образования лицами с ОВЗ
1.1. Форма получения образования и формы обучения
В соответствии со ст. 17 Закона РФ «Об образовании в РФ» образование может быть получено:
1. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Семейное образование и самообразование осуществляется в заочной форме обучения, с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Возможно сочетание форм образования.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность возможно реализация следующих форм обучения: очная, очно-заочная, заочная.
В соответствии с п. 4 ст. 79 закона РФ «Об образовании в РФ» образование обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзия), так и в отдельных классах7, группах8 или в отдельных организациях9, осуществляющих образовательную деятельность.
7 До принятия ФЗ «Об образовании в РФ» данные классы назывались «КРО - классы коррекционно-развивающего обучения» и «ККО - классы компенсирующего обучения».
8 До принятия ФЗ «Об образовании в РФ» данные группы назывались «группы комбинированной и компенсирующей направленности».
9 До принятия ФЗ «Об образовании в РФ» данные организации назывались специальными (коррекционными) школами I-VIII вида.
Обучение детей с ОВЗ в отдельных образовательных организациях осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Данные образовательные организации создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
Дети с ОВЗ могут обучаться в отдельном классе/группе для детей с ОВЗ или совместно с нормативно развивающимися обучающимися в образовательной организации. При обучении детей с ОВЗ в отдельном классе/группе или совместном обучении с нормативно развивающимися сверстниками в образовательной организации разрабатывается адаптированная образовательная программа отдельным документом, также с учетом патологии детей с ОВЗ, но как согласованная часть образовательной программы образовательной организации, в структуру которой входят: основная образовательная программа образовательной организации и адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ.
Образовательным организациям при разработке адаптированной образовательной программы на переходный период руководствоваться Приказом Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказом ДОиМП ХМАО-Югры от 27.08.2014 г. № 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год», Приказом ДОиМП ХМАО-Югры от 08.08.2014 г. № 1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» и Письмом Министерства образования РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой10, индивидуальным учебным планом11 и индивидуальной программой реабилитации инвалида (для детей-инвалидов). 10 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
11 Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 1.2. Возможности инклюзии детей с ОВЗ
Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс12 (полная, частичная, эпизодичная инклюзия).
Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.
Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:
детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;
обучающимся по адаптированным образовательным программам:
имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;
обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).
При полной включенности рекомендуется включение не более 1-2 детей с ОВЗ в группу или класс образовательной организации. При этом необходимо обеспечить создание специальных образовательных условий и ППМС-сопровождение ребенка с ОВЗ (либо по месту обучения/воспитания, либо, в базовой школе или группе кратковременного пребывания/комбинированной/компенсирующей/оздоровительной направленности ДОО, либо на логопедических пунктах, в ППМС-центрах или учреждениях социального обслуживания и здравоохранения.
Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются при очно-заочной форме обучения.
В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому13.
13 Индивидуальное обучение на дому реализуется в соответствии с Письмом Министерства просвещения и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 г. № 281-М/17-13-186; Приказом Министерства образования и науки РФ от 02 сентября 2013 г. № 1035. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации.
Эпизодическая включенность рекомендуется:
детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому;
детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.
По рекомендации ПМПК данная категория детей в сопровождении родителей/законных представителей эпизодически объединяется с нормативно развивающимися детьми из образовательных организаций на определенный промежуток времени (в специально организованные походы, праздники, конкурсы, экскурсионные и культурно-развлекательные мероприятия, кружки и секции. Дополнительно возможно включение данной категории детей на некоторые комбинированные уроки (урок-экскурсия, урок-викторина и др.).
При реализации очно-заочной формы обучения возможно использование дистанционных технологий (по заявлению родителей/законных представителей).
При рекомендации индивидуального обучения ребенка с ОВЗ на дому необходимо информировать родителей о том, что в соответствии с:
п.5 ст. 41 закона РФ «Об образовании в РФ» основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей);
п. 3 ст. 44 закона РФ «Об образовании в РФ» родители/законные представители имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
-
ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
| В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
| ВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
| ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
| ОЧНАЯ
| ОЧНО-ЗАОЧНАЯ
| ЗАОЧНАЯ
| СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ
| ПОЛНАЯ
| ЧАСТИЧНАЯ
| ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ
|
2. Специальные педагогические методы, подходы, приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ
2.1. Методы обучения и воспитания
Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся. В ней выделяются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
репродуктивный;
частично поисковый (эвристический);
проблемное изложение;
исследовательский;
проектный.
Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. 2.2. Методы, используемые при работе с детьми с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.
Словесные (объяснение, беседа, рассказ…) обязательно в сочетании с наглядными и практическими методами.
Рассказ – небольшой по объему, не больше 10 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, словарная работа).
Объяснение – акцентировать внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут.
Беседа – качество беседы зависит от задаваемых вопросов учителя, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем при рассказе. Обращать внимание на речь учащихся – исправлять грамматические ошибки, неточности, наращивать словарный запас, требовать полных ответов.
Наглядные: показ, демонстрация, наблюдения, использование ИТК (презентации, анимации, фрагменты презентаций), картинного материала, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, памяти.
Показ – обеспечить возможность зрительного восприятия (размер иллюстрации, качество, освещение). Указывать, на что необходимо смотреть (указкой, словесно). Отмечать детали изображение. После показа объект убирают.
Демонстрация – показ предметов в движении.
Наблюдение – целенаправленное восприятие детьми по ходу урока. Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. Для лучшего восприятия используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении увеличивается дидактическая польза.
Практические: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.
Упражнение – повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).
Программированные задания – графические или текстовые (выбор вариантов ответов).
Самостоятельная работа.
Проблемно-поисковый: создание учителем проблемных ситуаций; самостоятельная деятельность детей в малых группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.
Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу.
Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок у школьников): устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Эти методы важны для формирования осознанного отношения школьника к имеющимся ошибкам устной речи и, следовательно, допускающимся ошибкам речи письменной. Полезны задания типа «Исправь ошибку», «Вставь пропущенную букву». Подобные работы должны выполняться индивидуально, совместно с учителем. Каждая допущенная ошибка анализируется учителем совместно с ребенком, проговаривается, обязательно сравнивается ошибочное написание/выполнение и правильное.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Метод игры: дидактические игры (на этапе актуализации опорных знаний) и ролевые игры (на этапе закрепления). 2.3. Принципы коррекционно-развивающего обучения
Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. В соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения речь идет не только о достижении предметных результатов, но и о развитии у учащихся высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления). Особенно это важно в отношении детей с ОВЗ. В данном случае учитель обращает больше внимания не столько на количество слов, примеров, заданий, а на качество работы каждого ученика, как была задействована в учебном процессе система анализаторов; как менялся вид деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующих учащихся к активной мыслительной деятельности и т.п.
Таким образом, целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.
Методы обучения, используемые учителем в ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут быть реализованы на основе принципов коррекционно-развивающего обучения, предложенных Е.Д. Худенко.
Направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение при организации обучения детей с ОВЗ имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психического развития.
|