Программа преддипломной практики студентов 5 курса
по специальности 040104 «Организация работы с молодежью»
Сроки проведения практики: 4 недели, 9 семестр Цель преддипломной практики: совершенствовать профессиональные умения и навыки в процессе самостоятельной организации деятельности с различными возрастными молодежными группами в учреждениях, организациях или объединениях. Задачи преддипломной практики:
систематизировать теоретические и практические знания по специальности «Организация работы с молодежью», развивать умения применять полученные знания при решении конкретных задач в работе с молодежной аудиторией;
способствовать совершенствованию личностных и формированию профессиональных качеств, необходимых специалисту по организации работы с различными категориями молодежи для решения профессиональных задач;
развивать умения разрабатывать общую концепцию научно-практического исследования, планировать его этапы, выбирать адекватные поставленной цели методы исследования;
формировать навыки организации и проведения научно-исследовательской работы по программе дипломного проекта;
учить обобщать результаты научно-практического исследования, формулировать выводы, разрабатывать рекомендации;
отрабатывать профессиональные навыки специалиста по работе с молодежью в форме стажировки в качестве штатного работника организации (учреждения, объединения).
При разработке программы были использованы материалы учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях Е.С. Берковченко, Ю.Г. Волкова, А. В Волочай, Ю.Н. Галагузовой, Е.Ю. Голубевой, Л.Г. Гусляковой, Р.И. Даниловой, В.И. Добренькова, Т.Ф. Золотарёвой, Н.П. Клушиной, Г. И. Колесниковой, Г.В. Сорвачевой, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.
Содержание и характер деятельности студентов
Задания
| Виды деятельности
| Сроки
| Форма отчётности
| 1
| 2
| 3
| 4
| Подготовительный этап
| Ознакомиться с программой практики, распределением по организациям, учреждениям или объединениям.
| Участие в работе установочной конференции.
| Установочная конференция проводится за неделю до начала практики
| Оформить в «Дневнике практики» (см. Приложения 3, 3а):
• цель и задачи практики,
• содержание заданий,
• адресные данные базы практики, ф.и.о. руководителей учреждения или организации.
| Основной этап
| 1. Изучить специфику работы учреждения (организации, объединения).
2. Изучить программы, формы, методы и технологии работы в молодежной аудитории.
3. Составить общий совместный план организации стажерской работы и проведения научно-исследовательской деятельности.
| 1. Встреча с представителями администрации, коллективом специалистов учреждения (организации или объединения). Ознакомление с правилами внутреннего распорядка; составление и заполнение «Визитной карточки» учреждения.
2. Согласование плана стажерской и научно-исследовательской работы студента на время прохождения практики с администрацией и групповым руководителем практики.
3. Распределение обязанностей, ответственности за предстоящие виды деятельности на период прохождения практики.
4. Консультирование студентов-стажеров специалистами учреждения (организации или объединения) по вопросам организации и проведения предстоящих видов деятельности.
| Первая неделя
| В «Дневнике практики»:
- указать перечень нормативно-правовых и законодательных документов, регламентирующих деятельность учреждения (организации или объединения);
- оформить «Визитную карточку» учреждения (см. Приложение 7);
- отметить основные направления деятельности учреждения (организации или объединения);
- составить схему внутренней структуры учреждения;
- записать наиболее эффективные формы, методы и технологии работы в молодежной аудитории;
- записать общий план (график) совместной деятельности на время прохождения практики (см. Приложение 5).
| 1. Составить индивидуальный план проведения научно- исследовательской деятельности (по программе дипломного проекта).
| 1. Совместно с групповым руководителем и специалистами учреждения (организации или объединения) составить план проведения научно-исследовательской работы, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения, утвердить график проведения экспериментального научного исследования (по теме выпускной квалификационной работы).
| Первая неделя
| В «Дневнике практики»:
- записать согласованный план научно-исследовательской работы (по согласованию с научным и групповым руководителями) (см.Приложение 5).
| 1. Проанализировать собственные действия при организации и проведении молодежных мероприятий.
| 1. Участие в планировании, организации и проведении мероприятий для подростков и молодежи. Совместная работа со специалистами учреждения (организации или объединения), подготовка и проведение мероприятий. Выполнение конкретных поручений специалистов, помощь специалисту в его повседневной работе.
| Вторая неделя
| В «Дневнике практики»:
- зафиксировать мероприятия, проведённые совместно со специалистами учреждения (организации или объединения), указать целевую группу (для кого проводилось мероприятие), цель и задачи деятельности;
- дать краткую оценку проведенной деятельности.
| 1. Организация и проведение научно-исследовательской работы в условиях учреждения, ориентированного на работу с молодежной аудиторией.
| 1. Научно-исследовательская работа (по плану дипломного проекта).
2. Составление примерного плана рекомендаций по результатам проведенного
исследования.
| Вторая, третья недели
| В «Дневнике практики»:
- кратко проанализировать промежуточные результаты исследования;
- написать примерный инновационный проект по итогам исследования.
| 1. Проанализировать деятельность учреждения и специалистов (на основании ранее разработанных критериев).
| 1. Составление отчета о деятельности учреждения (организации или объединения); отчета о деятельности специалиста, работающего с молодежью (за месяц).
| Четвертая неделя
| В «Дневнике практики»:
- отразить итоги анализа деятельности учреждения (организации или объединения).
| Итоговый этап
| 1. Обобщить полученные в ходе прохождения преддипломной практики результаты.
| 1. Обобщение результатов своей практической деятельности, подготовка доклада (презентации) для выступления на заключительной конференции.
2. Выступление с сообщением на заключительной конференции (см. Приложение 11).
| Первая неделя после окончания практики
| 1. Оформление отчетной документации:
- «Дневник практики»;
- отчета по практике в установленной форме (см. Приложение 9);
- оформление характеристики-отзыва у группового руководителя (см. Приложение 12).
|
Организация деятельности студентов Преддипломная практика представляет собой стажировку студента в качестве специалиста по организации работы с молодежью в учреждении (организации или объединении), а также предполагает сбор и анализ материалов по определенной теме исследования в рамках выпускной квалификационной работы, проведение исследования и выработку методических рекомендаций по его итогам.
База практики определяется в соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы. На период практики каждый студент закрепляется за определенным специалистом учреждения, с которым согласовывает свой график работы.
За время прохождения преддипломной практики студент осваивает содержание деятельности и специфику работы в учреждении (организации или объединении).
В соответствии со спецификой учреждения студент участвует в его работе, реализует указанные выше задачи преддипломной практики.
В течение всего периода практики студент ведет «Дневник практики». Заполнение дневника осуществляется в конце каждого дня практики. Записи должны отражать содержание работ, выполненных в течение дня, описание событий дня, деловых контактов, личных наблюдений.
Преддипломная практика может быть организована на базе образовательных и социальных учреждений, центров социального обслуживания молодежи, детских подростковых клубов, культурно - досуговых учреждений, различных фондов, организаций, объединений. (см. Приложение 1)
Ожидаемые результаты В ходе практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:
основных направлений и приоритетов молодежной политики в России, и в Мурманской области;
организационных структур работы с молодежью (государственный и негосударственный) секторы;
законодательных и правовых норм, регулирующих защиту детей, подростков и молодежи;
особенностей моделей комплексных, специализированных служб, ориентированных на работу с молодежью;
основных принципов планирования и организации различных видов деятельности;
методов организации и проведения исследовательской деятельности.
В ходе прохождения преддипломной практики студенты должны овладеть умениями и навыками:
использовать на практике междисциплинарные подходы, методы и технологии в процессе изучения и решения молодежных проблем;
использовать нормативные и законодательные документы и материалы;
организовывать самостоятельно работу в различных молодежных аудиториях;
изучать и анализировать опыт работы специалистов;
планировать и проводить научно-исследовательскую деятельность по теме выпускной квалификационной работы, использовать современные научные знания;
определять перспективы развития молодежной организации (учреждения, объединения).
Формы отчетности
Дневник преддипломной практики, включающий: план-график работы; ежедневные наблюдения студента, записи результатов всех предусмотренных программой заданий.
Результаты проведенного исследования; примерные рекомендации по его итогам.
Отзыв (характеристика) группового руководителя (оценка и печать учреждения).
Отчет о прохождении (обобщающий вывод по итогам преддипломной практики), информацию об участии в семинарах, конференциях, общественных акциях, социальных проектах и др.
Тезисы выступления на итоговой конференции.
Итоговая аттестация Вся отчетная документация сдается для проверки групповому руководителю в течение первой недели после окончания преддипломной практики. По итогам практики проводится конференция, на которую приглашаются групповые руководители из базовых учреждений (организаций или объединений). Студенты в форме заранее подготовленных выступлений обмениваются своими впечатлениями о результатах прохождения практики. При оценивании итогов практики студентом руководитель принимает во внимание: оформление и содержание отчетной документации; качество организации и проведения научно-исследовательской работы; выступление на заключительной конференции и характеристику, предоставленную им с места прохождения практики.
Список литературы
Аверина С.Г. и др. Организация, технологии и методы управления социальной защитой населения: опыт, проблемы, перспективы. – Электросталь, 1998.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М., 1995.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н /Д.: Феникс, 2001.
Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. М., 2001.
Гарднер Р. Психология детских проблем. – СПб., 2002.
Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб., 1997.
Горшков М.К., Шереги Ф.З. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. М., 2004.
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студ. Вузов, обуч. По спец. «Социальная работа» Григорьев С.И., Гуслякова ЛГ., Гусова С.А. – М.: Гардарики, 2008. – 204 с. – (Социальное образование в России в 21 веке).
Данилова Р.И. и др. Программа практического обучения социальной работы. – Архангельск: ПГУ, 2005.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М, 2002.
Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – Спб.: Издательство «Речь», 2003.
Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций для вузов / Дивицына Н.Ф. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
Доэл М., Шардлоу С. Практика социальной работы (пер. с англ.) / Под ред. Б.Ю. Шапиро. – М., 1995.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективной творческой деятельности. – М., 1986.
Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.
Квале С. Исследовательское интервью / Под ред.Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2003.
Киблицкая М., Масалков И. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стадии. – М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003.
Клушина Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Соц. работа». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Колесникова Г. И., Берковченко Е. С., Волочай А. В.. Психологический практикум по консультированию – М.: Феникс, 2007
Кон И.С. Юность как социальная проблема. - 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1973.
Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: Самоопределение в новой реальности: Проф. ориентации рос. старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация / Рос. акад. образования. Центр социол. образования, РАН Ин-т социологии. – М.: Центр социол. образования РАО, 1999.
Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики (учеб. пособие). – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.О. Крыштановский; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1998.
Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учеб. пособие для вузов / Р.Л. Агабекян, М.М. Кириченко С.В. Усатиков. – Ростов н\Д: Феникс, 2005.
Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, моделирование: Учеб. пособие для студентов. – М.: Аспект Пресс, 2007.
Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2002.
Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. – Минск, 2001.
Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов всех курсов дневного отделения специальности «Социальная работа» / Авт. – сост.Е.А. Миронова, А.Ю. Шевченко. – Изд-во «Самарский университет», 2003.
Михневич Т.П., Мартынова В.В., Клипинина В.Н., Лаврович А.П. Практическая подготовка социальных педагогов. – Минск, 2002.
Молодежь: будущее России / Под ред.И.М. Ильинского. – М., 1995.
Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб., 2007.
Немов Р.С. Психология: В 3 т. Т. 3. – М., 1998.
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». – М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
Организация и проведение практики студентов по специальности «Социальная работа»: Методические рекомендации для студентов юридического факультета / Сост. Е.С. Новак, В.Г. Краснова, А.Ю. Чернов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
Организация, контроль и оценка педагогической практики студентов: Методические указания. / Автор-составитель Т.Б. Гребенюк. - Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000.
Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. – М.: Академический проект, 2001.
Положение молодежи в России. Аналитический доклад. – М., Издательский комплекс «Машмир», 2005.
Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985 - 1995 годы: Сборник / РАН. Ин-т социологии; Под ред. В.С. Магуна. – М., 1998.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
Руководство по организации практик по специальности «350500 – «Социальная работа» /А.М. Вязьмин, Т.И. Великолуг, Е.П. Константинова, Л.Г. Градова, Е.Б. Федорова. – Архангельск: СМГУ, 2004.
Сборник задач и упражнений по социальной работе / Под ред. Л.Г. Гусляковой и др. 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул, 2000.
Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности 040101 «Социальная работа»/ Отв. Ред. Е.Н. Шовина. – Мурманск: МГПУ, 2008
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М., 2002.
Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.
Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи: (По материалам массовых социол. обследований) / РАН. Ин-т социологии; Отв. ред. В.Н. Шубкин. – М., 1999.
Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С.Васильевой. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. – М., 2002.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. – М., 1999.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – Изд. 2. – М., 2006.
Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. – М., 2000.
Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. – М., 2004.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социал ьной реальности. – М.: «Добросвет»,
|