Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Общая характеристика программы
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, — антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (7 класс), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Цели изучения обществознания в основной школе.
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; •трудовой, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической.
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
7 КЛАСС. 34 ЧАСА
Программа: Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 7 класс. М.: «ВАКО», 2009.
Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание: человека, право, экономика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.
№
| Количество часов
| Наименование разделов и тем по истории
| Домашнее задание
| Планируемые результаты
|
| Предметные
| Метапредметные
(УУД – познавательные, коммуникационные, регулятивные)
| Личностные
| 1
| 1
| Вводный урок. Государство и граждане. Права и обязанности
| С.4-8
| Понимание значения понятий – поведение, государство, граждане, права, обязанности
| П.: подчеркнуть новые понятия в тексте;
К.: дать определения понятиям;
Р.: составить план устного ответа
| Осознание себя гражданином государства
| 2
| 14
| Раздел I. Человек и закон
Что значит жить по правилам. Правила в жизни человека. Привычки. Правила этикета
| §1 (с.10-21), задания 3 и 4 на с. 22
| Иметь представление о многообразии правил, соотношении правила и закона, знание этикета.
| П.: классификация правил – таблица;
К.: работа в группах – выработка правил;
Р.: «Правила для достижения успеха»
| Понимание важности правил, того, как правила регулируют общественную жизнь; этикет как правила вежливости.
| 3
|
| Что значит жить по правилам. Социальные нормы и санкции
| §1 (с.10-21), задания 2 и 5 на с.22, документы
| Виды социальных норм, обычаи и привычки, общественные санкции – формальные и неформальные; общение в интернете – нормы и санкции.
| П.: таблица – классификация социальных норм;
К.: дать определение социальной норме;
Р.: лабораторная работа – социальные нормы нашего класса
| Осознание себя членом общества, на которого тоже влияют социальные нормы. Понимание, что общение в интернете тоже налагает обязанности по соблюдению социальных норм.
| 4
|
| Права и обязанности граждан. Права человека. Кто, что и как обеспечивает права человека
| §2 (с.23-28), задания 1 и 2 на с.32
| Политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права человека. Нарушение прав человека. Акты, обеспечивающие соблюдение прав человека.
| П.: составление таблица – виды прав человека;
К.: сделать вывод из текста о второй мировой войне и Нюрнбергском трибунале;
Р.: написать план «Механизмы защиты прав человека».
| Осознание своих прав, понимание того, что Конституция РФ гарантирует равные права. Понимание недопустимости нарушения естественных прав человека.
| 5
|
| Права и обязанности граждан. Права и обязанности
| §2 (с.23-30), задание 7 на с.32-33, документы
| Права ребенка. Соотношение прав и обязанностей.
| П.: составить схему «Права и обязанности»; К. и Р.: работа по парам – «Распределение прав и обязанностей детей и родителей»
| Понимание факта, что любому праву корреспондирует обязанность – больше прав, значит больше обязанностей
| 6
|
| Почему важно соблюдать законы. Закон устанавливает порядок в обществе
| §3 (с.33-39), задания 1 и 2 на с.40-41
| Закон и порядок, беззаконие во время смуты. Закон в широком и узком понимании.
| П.: дать решение правовой задачи;
К.: сделать вывод после прочтения текста;
Р.: написать законы для придуманного «государства»
| Осознание важности закона и порядка.
| 7
|
| Почему важно соблюдать законы. Закон и справедливость. Закон и свобода
| §3 (с.33-39), задания 5 и 6 на с. 41, документы
| Закон – на страже справедливости. Закон и границы свободы поведения.
| П.: составить схему «закон-свобода-справедливость»; К.: дискуссия о свободе и ответственности;
Р.: найти ошибку в утверждении
| Понимания закона как средства достижения справедливости в обществе.
| 8
|
| Защита Отечества. Долг и обязанности граждан. Зачем нужна регулярная армия
| §4 (с.41-47), задания 1, 4 и 5 на с. 52-53
| Долг и обязанность, военная служба в истории.
| П.: составить схему «воинская служба»;
К.: дать определение понятиям;
Р.: найти ошибку в утверждении.
| Понимания важности военной службы как долга и обязанности гражданина.
| 9
|
| Защита Отечества. Военная служба
| §4 (с.41-52), задания 4 и 7 на с. 53, документы
| Военная присяга как клятва. Готовность к исполнению долга.
| П.: составить таблицу – «герои»;
К.: подготовка докладов на тему «Защитники»;
Р.: обосновать верность утверждения
| Уважение к воинам и защитникам Отечества.
| 10
|
| Что такое дисциплина. Общеобязательная и специальная дисциплина
| §5 (с.54-58), задания 1 и 2 на с. 62-63, составить таблицу
| Трудовая, специальная и воинская дисциплина.
| П.: классификация понятий, составить таблицу;
К.: подготовка доклада «Как я себя дисциплинирую»;
Р.: найти ошибку в утверждении
| Понимание важности дисциплины для собственной жизни и достижения
целей.
| 11
|
| Что такое дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание
| §5 (с.58-61), задания 5 и 6 на с. 63
| Знать и понимать понятия урока, как заниматься самовоспитанием.
| П.: составление кроссворда по понятиям;
К.: дискуссия «Дисциплина в нашем классе»;
Р.: составить план устного ответа по теме
| Понимание важности внутренней дисциплины, воспитание силы воли и характера.
| 12
|
| Виновен – отвечай. Зачем нужно знание законов. Законопослушный человек
| §5 (с.64-66), задания 1, 2 и 3 на с. 74
| Противозаконное поведение, правонарушение и их виды. Что такое правовой нигилизм.
| П.: классификация понятий, виды правонарушений; К.: дать определение понятиям;
Р.: обосновать правильность утверждения
| Понимание важности соблюдения законов и знания законов.
| 13
|
| Виновен – отвечай. Противозаконное поведение
| §6 (с.64-73), задания 5 и 6 на с. 75
| Правозанонное поведение и санкции. Известные юристы.
| П.: вставить нужные слова в текст;
К.: проигрывание ситуаций из жизни;
Р.: составить план устного ответа
| Понимание ответственности каждого человека за противозаконное поведение.
| 14
|
| Кто стоит на страже закона. Суд осуществляет правосудие
| §7 (с.75-84), задания 1, 2 и 3 на с. 85, сообщения
| Правоохранительная система и ее структура.
| П.: составление схемы «Правоохранительная система»;
К.: работа в группах – распределение ролей и проигрывание ситуаций;
Р.: обосновать правильность утверждения
| Понимание структуры правоохранительных органов и их важной общественной функции
| 15
|
| Кто стоит на страже закона. Милиция. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности
| §7 (с.75-84), задания 7 и 8 на с. 86, составить таблицу
| Суд и правосудие, принципы судопроизводства в РФ. Презумпция невиновности. Полиция.
| П.: составление графика «Принципы судопроизводства»;
К.: ответить на вопросы по тексту;
Р.: составить план устного ответа
| Понимание задач и целей судебных и правоохранительных органов.
| 16
|
| Обобщающее повторение по теме «Человек и закон»
| §1-7, конспект
| Итоговая контрольная работа
| П.: работа с таблицами и схемами;
К.: дать определение понятиям;
Р.: найти неверное утверждение
| Закрепление понимания общественных и правовых норм
| 17
| 16
| Раздел II. Человек и экономика
Экономика и ее основные участники. Что такое экономика и зачем она нужна
| §8 (с.88-92), задание 3 на с. 96
| Что такое экономика.
| П.: составление конспекта; К.: дискуссия «Зачем нужна экономика»; Р.: подготовка плана для устного ответа
| Понимание связи процессов распределения благ с потребностями людей.
| 18
|
| Экономика и ее основные участники. Товарное хозяйство. Основные участники экономики
| §8 (с.88-95), задание 5 на с. 96, составить таблицу
| Материальные блага, производительность труда, натуральное и денежное хозяйство. Производитель и потребитель.
| П.: составление схемы;
К.: дополнить высказывание; Р.: подготовка плана для устного ответа «Я потребитель?»
| Понимание сути экономических отношений в обществе, важности рационального выбора.
| 19
|
| Золотые руки работника. Из чего складывается мастерство работника
| §9 (с.96-100), задания 1 и 3 на с. 106, творческое задание
| Мастерство и квалификация.
| П. и К.: даны первое и последнее предложение, написать эссе о знаменитом мастере;
Р.: обосновать верность утверждения
| Желание достичь мастерства в профессии, которая будет выбрана в будущем
| 20
|
| Золотые руки работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда
| §9 (с.96-103), задание 8 на с. 107
| Трудовой кодекс, соотношение труда и зарплаты. Качество труда.
| П.: составить кроссворд на тему;
К.: дискуссия на тему «Количество и качество труда»; Р.: найти неверное высказывание.
| Понимание ценности человеческого труда.
| 21
|
| Производство: что и как производить?
| §10 (с.107-110), задание 1 на с. 116
| Кто, как и для кого производить. Затраты производства.
| П.: вставить пропущенные понятия;
К.: дополнить предложения;
Р.: составить план устного ответа по теме
| Понимание задач производителя
| 22
|
| Производство: затраты, выручка, прибыль. Затраты производства. Рациональная организация производства
| §10 (с.110-113), задания 2 и 4 на с. 116, сообщения
| Затраты производства. Рациональная организация производства
| П.: составление схему «Организация производства»; К.: ответы на вопросы к тексту; Р.: обоснование верности утверждения
| Умения продумывать рациональную организацию производства.
| 23
|
| Производство: затраты, выручка, прибыль. Разделение труда на производстве
| §10 (с.113-116), задания 4 и 5 на с. 117
| Затраты, выручка, прибыль. Разделение труда на производстве
| П.: определение по рисункам важности процессов;
К.: вставить пропущенные словосочетания в текст; Р.: построить интеллект-карту «Организация производства»
| Умения планировать и продумывать правильную организацию производства
| 24
|
| Что такое бизнес? Роль предпринимательства в истории и в современной экономике
| §11 (с.117-121), задание 1 на с. 125
| Бизнес, виды бизнеса, история бизнеса, роль предпринимательства
| П.: составление графика «Роль предпринимателей»; К.: дополнить высказывание; Р.: найти ошибку в утверждении
| Понимание важной роли бизнеса в обществе
| 25
|
| Виды и формы бизнеса
| §11 (с.121-125), задание 2 на с. 125, составить таблицу
| Виды бизнеса, способы организации.
| П.: классифицировать понятия, составить таблицу;
К.: ответить на вопросы по тексту; Р.: составление плана устного ответа по теме.
| Понимание творческой составляющей бизнеса и важной его роли.
| 26
|
| Виды и формы бизнеса. Предпринимательская этика и этикет
| §11 (с.117-125), задание 3 на с. 134, сообщения
| Предпринимательская этика как общественно-важная задача
| П.: заполнить таблицу данными из текста; К.: обсуждение проблемной ситуации;
Р.: решение задачи «Бизнес-этика»
| Понимания важности выработки общих правил ведения бизнеса, охраняющих права и свободы других участников общественных экономических отношений
| 27
|
| Обмен: зачем люди обмениваются? Должно ли государство регулировать обмен?
| §12 (с.126-130), задание 3 на с. 134
| Обмен как форма ведения хозяйствования
| П.: составить таблицу;
К.: обсуждение высказывания;
Р.: обосновать верность высказывания.
| Понимание важности обмена в рамках экономики
| 28
|
| Торговля и ее формы. Реклама – двигатель торговли
| §12 (с.130-134), задание 4 на с. 134, творческое задание
| Торговля как основа рынка. Формы торговли.
| П.: классификация понятий;
К.: работа в группах – дополнить высказывание; Р.: составить план устного ответа по теме.
| Понимание процессов, связанных с торговлей. Пиар и реклама как воздействие на общественное мнение.
| 29
|
| История денег
| §13 (с.135-136), задания 1 и 2 на с. 147
| Функция и история денег
| П.: составить конспект;
К.: ответить на вопросы по тексту;
Р.: обосновать верность утверждения
| Понимание значения денег в историческом процессе
| 30
|
| Функции денег
| §13 (с.136-146), составить схему
| Функции денег, деньги как мера стоимости
| П.: определить по рисункам виды и функции денег; К.: дополнить предложения; Р.: найти ошибку в высказывании
| Понимание процессов, связанных с деньгами. Связь стоимости монеты и общественной стабильности.
| 31
|
| Экономика семьи: ресурсы семьи
| §14 (с.149-153), задания 1 и 2 на с. 156
| Имущество и доходы семьи.
| П.: составление опорной таблицы;
К.: работа в группах – составление эссе на ему доходы семьи;
Р. Составить план устного ответа по теме
| Понимание важности экономики в жизни семьи
| 32
|
| Экономика семьи: семейный бюджет. На что семья тратит деньги?
| §14 (с.153-155), задания 4, 5 и 6 на с. 156-157
| Семейный бюджет, умение планировать, доходы и расходы семьи
| П., К. и Р.: составление таблицы «Бюджет моей семьи» самостоятельная работа).
| Умение планировать семейный бюджет, определять обязательные и необязательные траты.
| 33
|
| Обобщающее повторение по теме «Человек и экономика»
| §8-14, конспект, вопросы на с. 158-160
| Тест по теме «Экономика»
| П.: работа с выбором правильного ответа на вопрос;
К.: дополнить высказывание;
Р.: составление плана на предложенную тему.
| Закрепление полученных личностных результатов
| 34
|
| Итоговое обобщение
|
| Доклады детей по теме.
| П.: составление таблиц к докладам;
К.: устное выступление;
Р.: самостоятельная подготовка выступления.
| Понимание важности усвоенных норм и правил.
| |