Скачать 163.01 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ города МОСКВЫ» Методическое пособие для проведения Теоретического занятия Тема: «Электронная оболочка атомов.». Дисциплина : ОДп.02 Химия Специальность: 34.02.01 СД 2016 Методическое пособие составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности34.02.01 СД Рассмотрено на заседании «Утверждаю» ЦК ЕНД Заместитель директора Протокол № ______ по учебной работе от «__» __________ 2016 г. Галкина Г.Г. ___________ Председатель ЦК «___» ___________ 2016г. Савченко О. А.___________ Автор: Савченко О.А. — преподаватель химии Предназначение: Методическое пособие предназначено для проведения занятия на I курсе по специальности 34.02.01 СД. Может быть также использовано студентами для самостоятельной работы на занятии. Оглавление: 1.Методический блок-------------------------------- ------3стр. 2. Контроль исходного уровня знании -----------------------------------------------7стр. 3.Информационный блок----------------------------------7стр. 4. Обучающая часть-------------------------------------- --10стр. 5. Блок контроля знаний-----------------------------------11стр. 6. Литература------------------------------------------------14стр. 7.Приложение------------------------------------------------14стр. Методический блок. Тема: «Электронная оболочка атомов.». Вид занятия: теоретическое Продолжительность: 90 минут Цели занятия После изучения теоретического материала и практической деятельности студент должен
Воспитательные цели:
Мотивация В химических реакциях во взаимодействие вступают не ядра атомов, а их электронные оболочки, именно последние определяют характер и тип взаимодействия между разными типами атомов. Знания об этом позволят нам более глубоко понимать причинно-следственные связи взаимодействия различных групп атомов. Междисциплинарные связи: Физика – «Электронное строение атома» Внутридисциплинарные связи: сквозная тема курса Место проведения занятия - кабинет химии. Оснащение занятия: ТСО Методическое обеспечение занятия: слайды презентации, карточки После выполнения заданий пособия студентам будет предложено следующее домашнее задание. При выполнении домашнего задания студенты будут пользоваться литературой. Задание на дом: Прочитайте § выполните задание № Литература:
Хронокарта занятия :
ХОД УРОКА
Контроль исходного уровня знаний Ответьте на вопросы параграфа: История открытия атома? Из чего состоит атом? Изотопы – это? Из каких частиц состоит атомное ядро? Что называется химическим элементом? Какая частица состоит из 8 протонов 10 нейтронов и 8электронов? Операционно - познавательный блок Информационный блок 1. Состав атома. Атом состоит из атомного ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов (p+) и нейтронов (n0). У большинства атомов водорода ядро состоит из одного протона. Число протонов N(p+) равно заряду ядра (Z) и порядковому номеру элемента в естественном ряду элементов (и в периодической системе элементов). N(p+) = Z Сумма числа нейтронов N(n0), обозначаемого просто буквой N, и числа протонов Zназывается массовым числом и обозначается буквой А. A = Z + N Электронная оболочка атома состоит из движущихся вокруг ядра электронов (е-). Число электронов N(e-) в электронной оболочке нейтрального атома равно числу протонов Zв его ядре. Масса протона примерно равна массе нейтрона и в 1840 раз больше массы электрона, поэтому масса атома практически равна массе ядра. Форма атома - сферическая. Радиус ядра примерно в 100000 раз меньше радиуса атома. Химический элемент - вид атомов (совокупность атомов) с одинаковым зарядом ядра (с одинаковым числом протонов в ядре). Изотоп - совокупность атомов одного элемента с одинаковым числом нейтронов в ядре (или вид атомов с одинаковым числом протонов и одинаковым числом нейтронов в ядре). Разные изотопы отличаются друг от друга числом нейтронов в ядрах их атомов. Обозначение отдельного атома или изотопа: (Э - символ элемента), например: . 2. Строение электронной оболочки атома Атомная орбиталь - состояние электрона в атоме. Условное обозначение орбитали - . Каждой орбитали соответствует электронное облако. Орбитали реальных атомов в основном (невозбужденном) состоянии бывают четырех типов:s, p, d и f. Электронное облако - часть пространства, в которой электрон можно обнаружить с вероятностью 90 (или более) процентов. Примечание: иногда понятия "атомная орбиталь" и "электронное облако" не различают, называя и то, и другое "атомной орбиталью". Электронная оболочка атома слоистая. Электронный слой образован электронными облаками одинакового размера. Орбитали одного слоя образуют электронный ("энергетический") уровень, их энергии одинаковы у атома водорода, но различаются у других атомов. Однотипные орбитали одного уровня группируются в электронные (энергетические)подуровни: s-подуровень (состоит из одной s-орбитали), условное обозначение - . p-подуровень (состоит из трех p-орбиталей), условное обозначение - . d-подуровень (состоит из пяти d-орбиталей), условное обозначение - . f-подуровень (состоит из семи f-орбиталей), условное обозначение - . Энергии орбиталей одного подуровня одинаковы. При обозначении подуровней к символу подуровня добавляется номер слоя (электронного уровня), например: 2s, 3p, 5d означает s-подуровень второго уровня, p-подуровень третьего уровня, d-подуровень пятого уровня. Общее число подуровней на одном уровне равно номеру уровня n. Общее число орбиталей на одном уровне равно n2. Соответственно этому, общее число облаков в одном слое равно также n2. Обозначения: - свободная орбиталь (без электронов), - орбиталь с неспаренным электроном, - орбиталь с электронной парой (с двумя электронами). Порядок заполнения электронами орбиталей атома определяется тремя законами природы (формулировки даны упрощенно): 1. Принцип наименьшей энергии - электроны заполняют орбитали в порядке возрастания энергии орбиталей. 2. Принцип Паули - на одной орбитали не может быть больше двух электронов. 3. Правило Хунда - в пределах подуровня электроны сначала заполняют свободные орбитали (по одному), и лишь после этого образуют электронные пары. Общее число электронов на электронном уровне (или в электронном слое) равно 2n2. Распределение подуровней по энергиям выражается рядом (в прядке увеличения энергии): 1s, 2s, 2p, 3s, 3p, 4s, 3d, 4p, 5s, 4d, 5p, 6s, 4f, 5d, 6p, 7s, 5f, 6d, 7p ... Наглядно эта последовательность выражается энергетической диаграммой: Распределение электронов атома по уровням, подуровням и орбиталям (электронная конфигурация атома) может быть изображена в виде электронной формулы, энергетической диаграммы или, упрощенно, в виде схемы электронных слоев ("электронная схема"). Примеры электронного строения атомов: Валентные электроны - электроны атома, которые могут принимать участие в образовании химических связей. У любого атома это все внешние электроны плюс те предвнешние электроны, энергия которых больше, чем у внешних. Например: у атома Ca внешние электроны - 4s2, они же и валентные; у атома Fe внешние электроны - 4s2, но у него есть 3d6, следовательно у атома железа 8 валентных электронов. Валентная электронная формула атома кальция - 4s2, а атома железа - 4s23d6. Обучающая часть Внимательно прочитайте, заранее проанализируйте, дайте правильный и обоснованный ответ. Оцените правильность выполненного задания по эталону ответов. Пример 1. Определите количество орбиталей на третьем электронном уровне. Какие это орбитали? ответ:Для определения количества орбиталей воспользуемся формулой Nорбиталей = n2, где n - номер уровня. Nорбиталей = 32 = 9. Одна 3s-, три 3p- и пять 3d-орбиталей. Пример 2. Определите, у атома какого элемента электронная формула 1s22s22p63s23p1. ответ:Для того, чтобы определить, кокой это элемент, надо выяснить его порядковый номер, который равен суммарному числу электронов атома. В данном случае: 2 + 2 + 6 + 2 + 1 = 13. Это алюминий. Убедившись, что все необходимое усвоено, переходите к выполнению заданий. Желаем успехов. Блок контроля знаний С целью определения эффективности обучения, а так же закрепления материала предлагаются следующие письменные задания: 1. Заряд ядра атома железа равен: 1)+8; 2)+56; 3)+26; 4)+16. 2.Электронная конфигурация атома германия: 1)1s22s22p63s23p63d64s24p6; 2)1s22s22p63s23p63d64s24p2; 3)1s22s22p63s23p63d104s24p2; 4)1s22s22p63s23p63d104p4 3. Электронную конфигурацию, идеентичную конфигурации атома аргона, имеет ион: 1)Na+; 2)Cu2+; 3)S2-; 4)F- 4. Общее число электронов у иона Mn2+: 1)23; 2)25; 3)27; 4) 55. 5. Ядро атома4019 К содержит: 1) 19p и 19n; 2) 40p и 19n; 3) 19p и 40n; 4) 19p и 21n. 6. Наименьший радиус имеет атом: 1) S; 2)Al; 3)Cl; 4)Ar. 7. Наименьший радиус имеет ион: 1)Mg2+;2)S2-; 3)Al3+; 4)Cl-. 8)Наибольший радиус имеет атом: 1)Ba; 2)Mg; 3)Ca; 4)Sr. 9.Электронную конфигурацию внешнего электронного слоя 3s23p6 имеют соответственно атом и ионы: 1)Ar0, Cl-, S2-; 2)Kr0, K+, Ca2+; 3)Ne0, Cl-, Ca2+; 4)Ar0, Cl-, Ba2+. 10.Число d-электронов у атома серы в максимально возбуждённом состоянии равно: 1)1; 2)2; 3)4; 4)6. 11. Распределение электронов в нормальном состоянии в атоме серы по энергетическим уровням соответствует ряду цифр: 1)2,8,6; 2)2,8,8; 3)6,8,8; 4)2,8,2,4. 12. Наибольшую электроотрицательность имеет атом: 1) кислорода; 2) серы; 3)селена;4)теллура. 12. (1). Все элементы находятся в одной группе периодической системы. Электроотрицательность сверху вниз уменьшается, т.е. чем выше химический элемент в группе. тем выше электроотрицательность. 13. Элементы расположены в порядке убывания восстановительных свойств: 1)Li, Na, K, Rb; 2)Rb, K, Na, Li; 3)Rb, K, Li, Na; 4)Mg, K, Na, Li; 14.Атому фосфора в возбуждённом состоянии соответствует электронная конфигурация внешнего электронного уровня: 1)3s23p3; 2)3s13p33d1;3)3s13p23d2; 4)3s13p13d3 15.Чему равно число электронов в атоме кислорода: 1)2; 2)6; 3)8; 4)10. 16. Валентные возможности атома хлора в нормальном и возбуждённом состоянии: 1)1, 2, 3, 4; 2)1,2,5,7; 3)1,3,5,7; 4)3,4,5,7. 17. Какова наивысшая валентность атома серы: 1)2; 2)3; 3)4; 4)6. 18.Распределение электронов по энергетическим уровням в ионе Fe3+соответствует ряду чисел: 1)2,8,12,2; 2)2,8,13,0; 3)2,8,11,2; 4)2,8,10,3. 19.Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице: 1) Li+; 2)K+; 3)Cs+; 4)Na+. 20.Число энергетических уровней и число внешних электронов атома фосфора равны соответственно: 1)3,5; 2)5,3; 3)3,3; 4)3,4. 21.Число электронов на внешнем электронном уровне в атоме алюминия: 1)1; 2)2; 3)3; 4)4. 22.Два электронных слоя имеются у элементов: 1)Li,Na,K; 2)Na,Mg,Al; 3)Na,Mg,B; 4)B;C;N. 23.d-элементами являются: 1) алюминий, бор, фосфор; 2)кремний, фосфор, сера; 3)титан, ванадий, хром; 4)магний, скандий, германий Литература: основная: Химия. Г.М.Чернобельская, И.Н.Чертков, изд. «Альянс», М., 2006. дополнительная: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», изд «Академия», М.,2005. Интернет ресурсы. Приложение:
1. (3). Заряд ядра соответствует порядковому номеру химического элемента периодической системы, взятому со знаком "+" 2.(3) Германий является p-элементом, на 4p-подуровне у него 2 электрона (второй p-элемент 4 периода), у p-элементов полностью заполнены предвнешний d-подуровень, в данном случае 3d-подуровень (10 электронов)и заполнен внешний s-подуровень 4s2 3.(3). У аргона 18 электронов, они распределены по слоям:2,8,8. У атома серы 16 электронов:2,8,6. У иона S2- число электронов равно 18, за счёт присоединения 2 электронов на внешний электронный слой. 4. (1).В атоме марганца 25 электронов (число соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической системе). Атом марганца превратился в ион Mn2+ за счёт отдачи 2 электронов. 5. (4). Число протонов соответствует порядковому номеру-19, число нейтронов можно найти вычтя из атомной массы порядковый номер 40-19=21 6. (4). Все элементы находятся в одном периоде, а атомные радиусы уменьшаются слева направо. Правее всех в периодической системе находится Ar. 7. (3). Все ионы образованы элементами одного периода. Наименьший радиус будет иметь ион Al3+(он принимает конфигурацию инертного газа неона, также как и Mg2+) за счёт более сильного электростатического взаимодействия ядра с электронами( избыточный положительный заряд +3) 8.(1). Все элементы находятся в одной группе, следовательно, число электронных слоёв разное. Чем их больше, тем больше радиус атома. У бария-6. (Число слоёв соответствует номеру периода в котором расположен элемент). 9.(1). У всех заполнен внешний слой до 8 электронов (s и p-подуровни). 10.(2).Электронная конфигурация третьего слоя серы в невозбуждённом состоянии имеет вид: В возбуждённом состоянии один из спаренных электронов с 3s и 3p- подуровня переходит переходит на 3d-подуровень: 11. (1). 12. (1). Все элементы находятся в одной группе периодической системы. Электроотрицательность сверху вниз уменьшается, т.е. чем выше химический элемент в группе. тем выше электроотрицательность. 13. (2). Все элементы расположены в одной группе, а восстановительные свойства сверху вниз по периодической системе возрастают 14.(2). 15.(3).Число электронов в атоме соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической системы, порядковый номер кислорода-8. 16.(3). 1)1, 2, 3, 4; 2)1,2,5,7; 3)1,3,5,7; 4)3,4,5,7. 17. (4).Сера находится в VI группе, следовательно, высшая валентность равна 6. 18.(2). В атоме железа распределение электронов следующее: 2,8,14,2. В ионе железа Fe3+ в отличии от атома электронов на 3 меньше. Атом железа их отдал с четвёртого слоя 2, и с третьего-1. 1)2,8,12,2; 2)2,8,13,0; 3)2,8,11,2; 4)2,8,10,3. 19. (2). В данной конфигурации 1s22s22p63s23p6 18 электронов, а так как все ионы имеют заряд+1, следовательно, в атоме должно быть 19 электронов. Этим атомом является калий. 1) Li+; 2)K+; 3)Cs+; 4)Na+. 20. (1).Фосфор находится в третьем периоде, следовательно, число слоёв равно 3, и в главной подгруппе пятой группы , значит, число внешних электронов равно 5. 1)3,5; 2)5,3; 3)3,3; 4)3,4. 22.(4).Два электронных слоя будет у элементов, находящихся во втором периоде, это B;C;N. 23.(3). |
Научить учащихся составлять электронные формулы атомов через использование информационно-коммуникационных технологий, актуализировать... | Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих бухгалтерский учет | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Рекомендовано к изданию и использованию в качестве методических рекомендаций для выполнения курсовой работы студентами 2 курса специальности... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения теоретических семинаров и практических занятий со студентами, обучающимися... | Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, получающих образование... | ||
Уважаемые коллеги! Настоящее методическое пособие разработано с целью оперативного и грамотного рассмотрения заявлений и жалоб членами... | ... | ||
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения | Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |