Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан


Скачать 287.2 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан
страница1/2
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Методическое пособие
  1   2

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан

Уважаемые коллеги! Настоящее методическое пособие разработано с целью оперативного и грамотного рассмотрения заявлений и жалоб членами участковой избирательной комиссии в период подготовки и проведения избирательных кампаний любого уровня выборов.

Настоящий Порядок объединяет действующие правовые нормы, регламентирующие порядок подачи и рассмотрения обращений, конкретизирует порядок и формы работы с обращениями граждан и других участников выборов и референдумов в участковых избирательных комиссиях.

Содержание
1. Полномочия участковой избирательной комиссии по рассмотрению обращений граждан на нарушение избирательных прав………………….. 3-6

2. Порядок подачи заявления, жалобы…………………………………….. 6-8

3. Регистрация обращений…………………………………………………... 8-9

4. Сроки рассмотрения обращений………………………………………….9-10

5. Порядок рассмотрения обращений……………………………………..11-14

6. Особенности рассмотрения жалоб (заявлений) в день голосования...15-17

7.Порядок обжалования решения участковой избирательной комиссии…18

8. Практика рассмотрения обращений в период подготовки и проведения выборов……………………………………………………………………..18-21

Приложение 1 (извлечение из № 67-ФЗ)…………………………………….22

Приложение 2………………………………………………………………23-25


1. Полномочия участковой избирательной комиссии по рассмотрению обращений граждан на нарушение избирательного законодательства
Соблюдение избирательных прав граждан, создание всех необходимых условий для волеизъявления граждан – главные цели работы избирательных комиссий. Исходя из этих целей, рождается множество задач перед членами участковых избирательных комиссий. В ходе реализации этих задач является важным и необходимым наличие знаний избирательного законодательства всеми членами избирательных комиссий и умение вести конструктивный диалог с участниками избирательного процесса.

Письменные обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и защиты законных прав граждан при подготовке и проведении выборов.

Законы, которыми руководствуется участковая избирательная комиссия при приеме и рассмотрении обращений граждан:
1) Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», касающиеся порядка рассмотрения обращений граждан.

2) Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Так как при принятии решения по обращению граждан на нарушения избирательного законодательства участковая комиссия в обязательном порядке проводит заседание комиссии, то к нормативным документам можно отнести Регламент комиссии, где закреплен порядок проведения заседаний, порядок голосования, а также порядок принятия решения.

В нашем пособии используются следующие термины:

ОБРАЩЕНИЕ– направленное в комиссию письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в комиссию гражданина, избирателя, участника референдума, иных участников избирательного процесса;

ЗАЯВЛЕНИЕпросьба гражданина, избирателя, участника референдума, иных участников избирательного процесса о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе в работе комиссии, государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

ЖАЛОБА – просьба гражданина, избирателя, участника референдума, иных участников избирательного процесса о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Полномочия участковой избирательной комиссии по рассмотрению жалоб (заявлений) на нарушения федерального закона, иных законов, регламентируется на выборах федерального уровня п.6 ст.27 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.10 ст.28 Избирательного Кодекса Свердловской области при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области и органов местного самоуправления.

Важно помнить, что решения по существу поставленного в обращении вопроса участковая избирательная комиссия вправе принимать только в рамках своих полномочий, которые закреплены законом.

Согласно закону, участковая избирательная комиссия:

1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

6) выдает открепительные удостоверения;

7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

8) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию;

9) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

10) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение федерального закона, устанавливающего основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

11) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Таким образом, обращение может быть рассмотрено по существу в случае содержания в нем вопроса по любому из перечисленных выше пунктов.

Например, если жалоба поступила от избирателя на размещение кандидатом агитационного материала в городской газете без указания об оплате из избирательного фонда, решение этого вопроса находится в компетенции территориальной (муниципальной) избирательной комиссии, и принять решение по существу вопроса участковая избирательная комиссия не имеет права.

Если жалоба поступила на размещение агитационных материалов кандидата на территории избирательного участка без исходящих данных об изготовителе или местах, запрещенных законом, то в этом случае комиссия вправе требовать письменных объяснений от кандидата, запрашивать документы, обращаться в органы внутренних дел об изъятии тиража и принимать решение о рассмотрениижалобы по существу вопроса.

2. Порядок подачи заявления, жалобы
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством о выборах и референдумах правом на обращение в избирательную комиссию пользуются граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом.

Обращение может быть подано как самим гражданином, полагающим, что его права, свободы и законные интересы нарушены, так и его уполномоченным представителем. Полномочия представителя должны быть оформлены в соответствии с законом.

Обращения могут быть письменными, либо устными.

Заявителям следует иметь в виду, что письменное обращение должно содержать:

- наименование и адрес избирательной комиссии;

-фамилию, имя, отчество, место жительства, работы или учебы заявителя;

- изложение существа предложения, заявления или жалобы;

- дату составления обращения.

Письменное обращение должно быть подписано личнозаявителем.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении обжалуется судебное решение, обращение возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Участковая избирательная комиссия при получении обращения, содержащего оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается.

Устные заявления принимаются по телефону, либо при личном присутствии заявителя. На устные обращения может быть дан устный ответ.

Устные обращения рассматриваются в случае, если содержащиеся в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. В случае, если содержащиеся в устных обращениях факты не очевидны и требуют дополнительной проверки, гражданин должен подготовить письменное обращение.Члену избирательной комиссии необходимо оказать содействие при написании обращения.

Устные обращения должны содержать изложение существа предложения, заявления или жалобы, а также сведения о заявителе: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому может быть направлен ответ по итогам рассмотрения обращения. Если устное обращение не отвечает перечисленным требованиям, то оно признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
3.Регистрация обращений




Обращения, касающиеся нарушений избирательных прав граждан в период подготовки и проведения выборов, регистрируются членом комиссии с правом решающего голоса в день поступления в участковую избирательную комиссию.

Как устное, так письменное обращение, принятое членом участковой избирательной комиссии на избирательном участке, вносится в реестр жалоб (заявлений), который находится в журнале участковой избирательной комиссии. В случае просьбы заявителя о заверении второго экземпляра жалобы (заявления), член комиссии, принявший жалобу должен сделать запись «Получено», поставить дату, указать номер избирательного участка, фамилию, инициалы, а также проставить свою подпись.

Избирательная комиссия не вправе отказать в принятии обращений. Поступившее в комиссию обращение по вопросу, не относящемуся к ее ведению, направляется комиссией в течение пяти дней со дня регистрации по подведомственности с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, а  при личном приеме разъясняется, куда следует обратиться по данному вопросу.

В случае, если в письменном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение незамедлительно направляется в правоохранительные органы.

Нарушения закона при приеме заявлений (жалоб) носят разнообразный характер: это и отказы принимать заявление, и отказы его рассматривать, отказы выдавать решение, заносить число поданных заявлений в протокол об итогах голосования и т.д. Часто избирательные комиссии, нарушая порядок делопроизводства, отказываются визировать копию заявления, что в дальнейшем приводит к невозможности доказать, что оно вообще подавалось.

Нарушение порядка приема заявлений (жалоб) влечет за собой нарушение других избирательных прав, поскольку препятствует предотвращению и фиксации нарушений. Это, помимо всего прочего, приводит к совершенно противоположным оценкам количества нарушений со стороны организаторов выборов и со стороны их участников.
4. Сроки рассмотрения обращений
Обращения, поступающие в комиссию, рассматриваются в сроки, установленные законодательством о выборах и референдуме, отсчет срока рассмотрения ведется со дня поступления обращения в комиссию и регистрации его в установленном порядке.

В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. О продлении срока рассмотрения жалобы, заявления сообщается заявителю.

Особая статья закона регламентирует сроки решения обращений по списку избирателей. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов, с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы, затем либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно.

Однако надо понимать, что немедленное рассмотрение жалоб в день голосования не предполагает остановки процедуры голосования (подсчета голосов) и проведения заседания избирательной комиссии. Именно слаженная работа членов Рабочей группы по обращениям граждан даст хорошие результаты по решению возникающих спорных ситуаций.

Конкретно порядок рассмотрения жалоб в день голосования изложен в главе 6 данного пособия.
5. Порядок рассмотрения обращений
Для рассмотрения обращений граждан, поступивших в период подготовки и проведения выборов в участковую избирательную комиссию, создается Рабочая группа. В состав, которой целесообразно включить трех членов комиссии с правом решающего голоса, в том числе заместителя председателя и секретаря комиссии.

Именно заместитель председателя и секретарь комиссии (не считая председателя) являются более компетентными в вопросах избирательного законодательства, так как проходят ежегодное обучение, проводимое вышестоящими избирательными комиссиями.

Функции Рабочей группы:

1) Рассмотреть обращение и дать правовую оценку;

2) Собрать возможные доказательства правонарушения в случае необходимости (например, зафиксировать факт расклейки агитационных материалов в неустановленном законом месте, запросить образец заверенного агитационного материала в вышестоящей избирательной комиссии и т.д.);

3) Пригласить для дачи письменного объяснения кандидата или иного лица;

4) Подготовить проект решения (ответа) комиссии по существу поставленного вопроса.

Сведения о нарушениях закона, прав избирателей, иных участников избирательного процесса, участников референдума, сообщаемые в жалобе, при необходимости могут быть проверены членом избирательной комиссии, привлеченными специалистами с выездом на место. Решение об этом принимается председателем комиссии, как по своей инициативе, так и по предложению руководителя Рабочей группы либо члена комиссии, рассматривающего жалобу.

Комиссия с учетом существа поступившего обращения вправе направить в правоохранительные и другие государственные органы представление о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законов, регулирующих подготовку и проведение выборов. О направлении представления сообщается автору обращения.

Непосредственно на заседании участковой избирательной комиссии рассматриваются и принимаются решения по наиболее значимым и сложным обращениям, требующим обсуждения и решения коллегиального органа. При этом комиссия вправе рассмотреть и принять решение по любому поступившему в комиссию обращению, относящемуся к ее ведению, в том числе может пересмотреть решение, принятое председателем либо Рабочей группой комиссии.

Проект решения комиссии после обсуждения и принятия на заседании комиссии дорабатывается секретарем с учетом принятых комиссией предложений и замечаний, подписывается председателем и секретарем комиссии.

При рассмотрении обращений комиссия вправе истребовать и получать необходимые документы и материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан.

Заявитель имеет право участвовать в заседании комиссии при рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне и часе рассмотрения обращения заявитель должен быть извещен заблаговременно.

При рассмотрении обращения участковая избирательная комиссия:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

После рассмотрения жалобы комиссия обязана вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу (заявление) без удовлетворения;

б) направить указанное обращение в вышестоящую комиссию, в орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной другой орган по подведомственности;

в) принять решение по существу (совершить определенное действие).

По структуререшение участковой избирательной комиссии о результатах рассмотрения соответствующего обращения, должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В таком решении должно быть указано:

• дата и время подачи обращения;

• фамилия, имя, отчество и статус лица, подавшего обращение;

• изложение краткого содержания обращения;

• обоснование правовой позиции, которой руководствуется участковая избирательная комиссия при принятии решения, с указанием соответствующей нормы закона, иного нормативного правового акта;

в резолютивной части – полная формулировка принимаемого решения участковой избирательной комиссии (в строгом соответствии с установленными п. 6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ требованиями к решениям комиссии по итогам рассмотрения обращений);

• номер, дата и время принятия решения;

• подписи председателя и секретаря участковой избирательной комиссии;

Ответ на обращение, принятое в форме решения, подписывается председателем и секретарем комиссии, а в отсутствие председателя, его заместителем или иным уполномоченным лицом комиссии и направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Решение комиссии, принятое по обращению, направляется заявителю, иным заинтересованным организациям и лицам в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству в избирательных комиссиях.

В случае отказа в удовлетворении жалобы без рассмотрения ее на заседании комиссии, в ответе заявителю указываются мотивы отказа с возможным разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Решения на действия (бездействие) комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, либо в суд согласно подсудности, установленной статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ГПК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы в случае, если аналогичная жалоба принята к рассмотрению судом, о чем сообщается заявителю. Аналогичной считается жалоба, поданная в суд тем же лицом (его уполномоченным представителем) по тому же вопросу.

В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

При неоднократном обращении гражданина, иного участника избирательного процесса по одному и тому же вопросу ему, с согласия комиссии, может быть направлено уведомление о прекращении дальнейшей переписки при условии, что заявителю давался исчерпывающий письменный ответ по существу обращения.

6. Особенности рассмотрения жалоб (заявлений) в день голосования.
Рассмотрение обращений участковой избирательной комиссии в день голосования можно выделить в «особое» производство и необходимо изучить с проведением практических занятий.

День голосования является завершающим этапом всей избирательной кампании любого уровня. Именно поэтому со стороны участников избирательного процесса пристальное внимание к действиям участковых избирательных комиссий. От того, как председатель участковой избирательной комиссии организует работу на избирательном участке, какой создаст настрой членам комиссии и другим лицам, имеющим право находиться в помещении для голосования, во многом зависит «психологический климат» дня голосования.

Можно дать несколько ценных рекомендаций на основе многолетнего опыта работы избирательных комиссий.

ПЕРВОЕ.На избирательном участке в обязательном порядке должны находиться все законы, постановления, рекомендации, инструкции, методички, регламентирующие порядок подготовки и проведения тех или иных выборов. Именно они станут первыми помощниками в разрешении конфликтных и спорных вопросов. Возьмите за правило общаться с кандидатами, наблюдателями, избирателями и другими участниками избирательного процесса с Избирательным кодексом или другим федеральным законом в руках. Когда мнение участковой избирательной комиссии наглядно подтверждается чтением статьи или раздела закона или иного нормативного акта, вопрос, как правило, снимается в пользу избирательной комиссии.

ВТОРОЕ.Очень важно осознать, что избирательные комиссии организуютдемократический процесс, называемый выборами. Поэтому,количество жалоб – это показатель непрофессионализма организаторов выборов. Чем больше жалоб, тем ниже оценка работы участковой комиссии.Можно с уверенностью сказать, что законодательство о выборах детально знают только члены избирательных комиссий и именно незнание этого законодательства другими участниками избирательного процесса порождает огромное количество жалоб. Поэтому суметь разъяснить действующее законодательство и предотвратить нарушения на избирательном участке – является главной задачей избирательных комиссий.

ТРЕТЬЕ.Не стоит заниматься самодеятельностью. Если возникает ситуация, в разрешении которой у участковой избирательной комиссии нет однозначного решения, необходимо позвонить в территориальную избирательную комиссию и проконсультироваться. Совместно принятое решение с вышестоящей комиссией позволит избежать многих ошибок.

Не забывайте также, что в день голосования на избирательном участке вместе с вами на страже порядка находятся сотрудники полиции, которые имеют полномочия по составлению административных протоколов на нарушителей избирательного процесса. Перечень статей КоАП РФ, по которым уполномочены сотрудники полиции составлять административные протоколы в приложении № 2 настоящего пособия.

Также необходимо помнить, что устные заявления и жалобы в день голосования не указываются в протоколе об итогах голосования. Это значит, что если избиратель устно пожаловался на отсутствие в кабине для голосования информации о кандидатах, то председатель или секретарь участковой избирательной комиссии обязаны приложить все свои силы на убеждение и урегулирование данной жалобы в устной форме (зачитать статью, сделать заметку по предложению о дальнейшем внесении изменений в законы и т.д.)

Если все-таки не удалось избежать письменной жалобы, то жалоба регистрируется в реестре, проводится заседание рабочей группы, собираются необходимые доказательства в подтверждение нарушения прав граждан и вырабатываются способы их устранения. Таким образом, идет процесс немедленного рассмотрения жалобы в соответствии с нормами закона.



Особое внимание необходимо обратить на соблюдение процедуры подсчета голосов. Именно жалобы, поступившие после окончания проведения голосования, могут в дальнейшем стать предметом отмены результатов голосования на избирательном участке.

После проведения всех необходимых действий и подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором в первую очередь рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Важно знать, что в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая избирательная комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решениео незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства(ручного подсчета).

К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии.
7. Порядок обжалования решения участковой

избирательной комиссии.
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

После официального опубликования результатов выборов, жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
8. Практика рассмотрения обращений в период

подготовки и проведения выборов.
Работа участковых избирательных комиссий Свердловской области построена по принципу гласности и открытости. Невыполнение либо недобросовестное выполнение обязанностей, возложенных на избирательные комиссии, как правило, влечет нарушение прав участников избирательного процесса и, как следствие, обращения о восстановлении нарушенных прав.

Каждую избирательную кампанию вышестоящими избирательными комиссиями проводится анализ обращений с целью выявления причин возникновения избирательных споров. В день голосования наиболее частыми являются жалобы на проведение предвыборной агитации, наорганизациюподвоза избирателей на избирательные участки, подкупом избирателей, а так же по вопросам неточностей в списках избирателей.

Конкретный пример принятия решения участковой избирательной комиссией в рамках закона:Гражданин С., зарегистрированный по месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе, имея на руках договор безвозмездного пользования жилым помещением, расположенного в одном из районов г. Екатеринбурга, обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка с просьбой выдать ему избирательный бюллетень для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. Однако участковая избирательная комиссия отказалась включать гр. С. в список избирателей и выдать ему избирательный бюллетень, мотивируя свое решение отсутствием подтверждения нахождения его адреса места жительства на территории г. Екатеринбурга.

Отказ участковой избирательной комиссии в реализации активного избирательного права гр. С. обжаловал в районный суд г. Екатеринбурга. Рассмотрев его заявление по существу, суд пришел к выводу, что в силу положений избирательного законодательства основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участкеявляется факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а такое место жительства на территории избирательного участка у гр. С. отсутствовало.

Следовательно, правовых оснований для включения гр. С. в список избирателей на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области у участковой избирательной комиссии на указанном выше избирательном участке не имелось. Ссылка заявителя на положения ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Российской Федерации», а также на наличие у гр. С. договора безвозмездного пользования жилым помещением, расположенным на территории избирательного участка, суд в качестве достаточного доказательства для удовлетворения заявления С. не принял, поскольку Федеральный закон и Избирательный кодекс Свердловской области связывают наличие у избирателя места жительства либо временного пребывания на территории определенного избирательного участка, только в случае установления таковых органами регистрационного учета граждан Российской Федерации.  Суд также констатировал факт отсутствия активного избирательного права у гр. С. на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.

В практике естьжалобы на действия членов участковых комиссий, нарушающих законодательство о выборах. Например, на избирательном участке в городе N члены участковой избирательной комиссии избирательного участка дали себя убедить наблюдателю предоставить возможность проголосовать дважды одному и тому же избирателю в ходе выездного голосования, потому что в первый раз, избиратель, якобы испортил бюллетень, но понял это только тогда, когда этот бюллетень оказался в переносном ящике для голосования.

Все избирательные бюллетени в этом ящике были признаны при подсчете голосов, недействительными. Это результат не уверенности членов комиссии в своих знаниях. Что мешало членам комиссии позвонить председателю комиссии или в вышестоящую комиссию и проконсультироваться в своих дальнейших действиях?

Есть случаи, как с жалобой от одного кандидата из Nтерритории на отказ в праве осуществлять наблюдение за процедурой выездного голосования, который имел место, по его мнению, в отношении его наблюдателя. Участковая избирательная комиссия формально отписалась, а кандидат пожаловался в Избирательную комиссию области. И уже по требованию Облизбиркома были подняты акты о проведении голосования вне помещения для голосования, в которых имелась подпись этого наблюдателя, и вопрос был исчерпан. Что мешало участковой комиссии сделать то же самое, сослаться на акт и разъяснить кандидату, что его претензии к комиссии не обоснованы?

Избирательные комиссии не вправе, рассматривая жалобы в день голосования, перед установлением итогов голосования и результатов выборов, просто формально отписываться заявителям, что они – не правы. Любая отписка – это повод жаловаться в вышестоящую избирательную комиссию, иные органы, ставить под сомнение результаты волеизъявления избирателей.

Немалую долю среди всех поступивших обращений составляют обращения, не связанные непосредственно с избирательной кампанией, а основанные на необходимости решить текущие проблемы жизнедеятельности граждан – жалобы на очень высокие тарифы и некачественные услуги ЖКХ, неблагоприятную политическую ситуацию на территории муниципального образования, загрязнение окружающей среды, чистоту улиц, ремонт жилых домов, пенсионное обеспечение, наличие бродячих собак, проблемы с регистрацией по месту жительства и т.д. Заявители, направляющие подобные обращения, обычно пытаются использовать избирательную кампанию для решения своих социальных, материальных, хозяйственно-бытовых и других проблем и полагают, что их разрешение входит в компетенцию участковой комиссии. Данные обращения должны быть направлены по подведомственности.

В заключении хочется отметить, что в избирательном процессе мелочей не бывает, поэтому изучение законодательства о выборах является приоритетной задачей всех членов избирательных комиссий.

Приложение № 1
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  1   2

Похожие:

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconМетодическое пособие в помощь участковой избирательной комиссии при...
Главными направлениями работы участковой избирательной комиссии являются разнообразное информирование избирателей, работа со списками...

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconРабочий блокнот участковой избирательной комиссии Часть первая Общие...
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения участковыми избирательными...

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconМетодическое пособие в помощь председателю участковой избирательной...
Главными направлениями работы участковой избирательной комиссии являются разнообразное информирование избирателей, работа со списками...

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconИнструкция по делопроизводству в участковой избирательной комиссии Общие положения
Инструкция по делопроизводству в участковой избирательной комиссии (далее – Инструкция) устанавливает порядок работы с документами,...

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconИзбирательный бюллетень
...

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconПриморского края 14 сентября 2014 года рабочий блокнот
Полномочия участковой избирательной комиссии. Основы организации работы участковой избирательной комиссии 4

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconПриморского края 14 сентября 2014 года рабочий блокнот
Полномочия участковой избирательной комиссии. Основы организации работы участковой избирательной комиссии 4

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconРешение участковой избирательной комиссии
Р е ш е н и е о распределении обязанностей среди членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в день голосования...

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconИнструкция разработана на основании: Федерального закона от 12. 06....
О типовой инструкции по делопроизводству участковой избирательной комиссии в Новосибирской области и Типовой номенклатуре дел участковой...

Методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан методическое пособие по работе участковой избирательной комиссии с обращениями граждан iconРешение о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
Порядок работы участковой избирательной комиссии с членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателями,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск