Агапова Технология «Портфолио в современной школе»


Скачать 377.78 Kb.
НазваниеАгапова Технология «Портфолио в современной школе»
страница1/2
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2
Л.В. Агапова

Технология
«Портфолио в современной школе»

Методическое пособие



Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 38 II вида» г. Новокузнецк

Методическое пособие «Технология «Портфолио в современной школе» посвящена проблеме взаимодействия, сотрудничества учителя, ученика, родителей.
В пособии описаны: «Типы портфолио», «Структура портфолио», «Правила сбора материалов и оформления портфолио».



Автор останавливается на проблеме «Портфель достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха».
В пособии представлена точка зрения автора на обоснование введения технологии «Портфолио» в начальной школе.


Методическое пособие адресовано учителям, воспитателям, социальным педагогам, психологам современной школы.





Содержание




I


Введение


2

1.1

Технология «Портфолио» в современной школе.

2

1.2

Обоснование введения технологии «Портфолио» в начальной школе

3

II

Технология

7

2.1

Типы портфолио

8

2.2

Структура портфолио

9

2.3

Правила сбора материалов и оформление портфолио.

12

2.4

Этапы создания портфолио.

15


III

Содержание.

17

3.1

Портфель будущих достижений первоклассников в системе без- отметочного обучения.

23

3.2

Портфель достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.


35

IV

Заключение.

43


V

Литература.


48

Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Технология «Портфолио» в современной школе.

Под термином «портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений. Портфолио – новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях, то слово «портфолио» обнаруживается только в орфографическом словаре Российской академии наук (в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:

  • антология работ учащегося, предполагающая его непос­редственное участие в их выборе, а также их самоанализ и само­оценку;

  • выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обу­чения (четверть, полугодие, год);

  • коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирую­щая не только его учебные результаты, но и усилия, приложен­ные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

  • способ фиксирования, накопления и оценки индивиду­альных достижений школьника в определенный период его обучения;

  • форма целенаправленной, систематической и непрерыв­ной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

Портфолио позволяет решить две основные задачи:

  1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем, вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

  2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)».


1.2 Обоснование введения технологии «Портфолио» в начальной школе.

Возникает закономерный вопрос: если данная система направлена на определение конкретных образовательных результатов, отслеживание индивидуального продвижения ученика, то почему же возникает необходимость введения технологии «Портфолио» с первого класса?

Этому есть свое объяснение:

Во-первых, данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс, поскольку классный руководитель и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объем информации о каждом из них, нежели раньше. В начальной школе портфолио представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его усилия, продвижение и достижения в различных предметах. Эти данные, при умелом их пользовании учителями, помогут преодолеть адаптационный период, а учителям определить их дальнейший образовательный маршрут.

Во-вторых, в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, для более эффективного решения задач, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которые позволили бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно-ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует. Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Именно поэтому основным подходом к организации безотметочного обучения в 1 классе и одним из видов оценки в последующих классах выступает портфолио учащегося.

«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.

Цель портфолио:

Дать ученику возможность самоактуализации, помочь сформировать концепцию собственной жизни, развить свой научный, творческий, человеческий потенциал.

Задачи портфолио:

 Определить факторы развития успешности личности ученика;

 Стимулировать деятельность учащихся по самопознанию;

 Выработать критерии успешной личности;

 Составить личную программу развития младшего школьника «Мои успехи»;

 Сформировать систему методической и педагогической поддержки ученика.

 Создать «учебное портфолио»;

 Определить роль родителей в технологии «Портфолио» ученика;

Гипотеза:

 внедрение технологии «Портфолио» может стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся;

сущность технологии «Портфолио» вероятно заключается в организационной форме взаимодействия учителя и учащегося;

основными структурными компонентами технологии «Портфолио», возможно, являются разделы: «Презентация Я», при заполнении которого осуществляется анализ и самооценка личности; «Дневник моего роста» - отражает динамику учебной и творческой активности ученика; «Копилка достижений» - содержит комплект документированных индивидуальных образовательных достижений; «Волшебный сундучок» - творческие работы учащегося;

 критерием эффективности применения технологии «Портфолио», вероятно, являются, уровни развития рефлексии; наличие самоинтереса и потребности в самопознании, навыки самоконтроля, сформированность рефлексивных умений и навыков в учебной деятельности;

 портфолио возможно является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.

 широкое использование данной технологии может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей, связанных с развитием.

Предполагаемый результат:

Итогом реализации проекта будет более осознанное и мотивированное отношение к учебе, самостоятельность, повышение качества знаний, востребованность и реализация индивидуальных склонностей ученика.

II. ТЕХНОЛОГИЯ

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода к образованию. Важная цель портфолио – наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
2.1 Типы портфолио

Цель определяет структуру и содержание портфолио. Соответственно, можно выделить три основных типа портфолио:

Портфолио документов – комплект индивидуальных образовательных достижений ученика.

Портфолио работ – собрание различных творческих работ.

Портфолио отзывов – включает оценку своих достижений, проде ланный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

В педагогической практике портфолио часто бывают смешанного типа.

В портфолио может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений в обучении данного ребенка. Каждый элемент содержания желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

В зависимости от цели, портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно наличие в портфолио четко-сформулированного содержания/оглавления (с названиями разделов, наименования материалов и т.п.).
2.2 Структура портфолио

В педагогической практике разработаны различные варианты представления достижений учеников. В начальной школе может быть предложена для использования следующая структура портфолио:

Титульная страница – наименование образовательного учреждения, юридический адрес, ФИО ученика, класс, период создания портфолио (дата начала и окончания), ФИО учителя.

I раздел. «Презентация Я» - информация о владельце портфолио.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. В этом разделе помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты психологической диагностики. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т.д.

II раздел. «Дневник моего роста» - учебные достижения учащегося, познавательная активность.

Материалы, представленные в данном разделе дают широкое представление об учебной творческой активности ученика. Листы индивидуальных достижений дают возможность включить механизм самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением

III раздел. «Копилка достижений» - комплект документированных индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, благодарственные письма, свидетельства и т.д. Допускается представление копий документов.

Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша заполняется затем классным руководителем.

IV раздел. «Волшебный сундучок»

В данный раздел ученик помещает различные творческие работы: рисунки, аппликации, сочиненные стихи, сказки и т.д.

Представленные материалы дают широкое представление о динамике и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель.

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным учителем. Поощряется любая инициатива.
2.3 Правила сбора материалов и оформления портфолио:

При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия ребенка) включать материалы его в портфолио.

2. При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять ребенка ни в коем случае не следует. Ребенок сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечные продукт, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. Также ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относится к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени. С другой стороны, взрослым следует активно помогать ребенку при сборе материала портфолио: посоветовать использовать различные способы демонстрации своих достижений, подсказать возможность подготовить и выступить с докладом или сообщением и т.д. То есть, в работе с портфолио требуется соблюдение принципа «золотой середины» нельзя подменять ребенка в вопросе о наборе материалов в портфолио и не оставлять без необходимой психологической и практической поддержки.

3. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного образования. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

4. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более, не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к качественному отбору документов и материалов для портфолио.

5. При сборе информации для портфолио не увлекаться сбором только официальных сертифицированных документов. Разумеется, сбор официальных документов очень ценен. Однако, не стоит при этом игнорировать творческие работы, самоотчеты,. Поскольку основной замысел сбора материалов заключается в том, чтобы помочь самому школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации, главное – демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций.

6. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего своё портфолио как папку личных достижений. Портфолио не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) – дело самого ребенка.

7. Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как разовую акцию.

8. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

При формировании портфолио должны учитываться:

открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса);

многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития школьника);

содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели, но и процесс обучения);

гуманистическая направленность (учет индивидуальных способностей каждого школьника);

вариативность (учет индивидуальных целей, потребностей и интересов учащихся).

Вывод: Технология «Портфолио» - это педагогический организационный процесс анализа активности ученика, показывающий индивидуальный прогресс в достижении поставленных целей.
  1   2

Похожие:

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconПортфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны, структура портфолио,...
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconПортфолио ученика начальной школы
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconПоложение о портфолио ученика моу сош №16 Портфолио
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconТехнология портфолио дошкольника Портфолио
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconЗадачи составления Портфолио. Основными задачами ведения Портфолио...
Портфолио представляет собой пакет материалов, позволяющих фиксировать индивидуальные достижения учащегося в различных сферах деятельности....

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconПортфолио как итоговая аттестация младших школьников
...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconПоложение о портфолио в гбоу школе №555 «белогорье»
Настоящее Положение регламентирует требования к портфолио как способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconО портфолио обучающегося основной школы муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Портфолио это собрание личных достижений обучающегося, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности...

Агапова Технология «Портфолио в современной школе» iconПоложение о портфолио ученика основной школы общие положения
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск