Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США


Скачать 315.52 Kb.
НазваниеУчитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4




© 2001 г.
В.Ф. Петренко, О.В. Митина
РОССИЯНКИ И АМЕРИКАНКИ: СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Введение

Психосемантические модели, изначально применявшиеся для описания внутренней картины мира субъекта, впоследствии получили широкое распространение для исследований картин мира "обобщенного" субъекта (общественного сознания), в частности, для изучения социальных идей и связанных с ними социальных установок и поведенческих стереотипов, включая стереотипы гендерного поведения. При исследовании обыденного сознания или различных стереотипов поведения в рамках кросскультурных исследований, психосемантические методы обладают определенным преимуществом по сравнению с традиционными опросниками, позволяя реконструировать плохо осознаваемые респондентами представления и установки.(Митина, Петренко 2000).

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования.
Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США1
Методология исследования. В качестве основного метода исследования стереотипов женского поведения в различных культурах нами использовалась методика “множественной идентификации” (В.Петренко 1987), впервые опробованная для сопоставительного анализа женских стереотипов русских и азербайджанцев. Полученные результаты показали общность поло-ролевых представлений в рамках одной культуры. Так сопоставление представлений об идеале, одобряемом или не одобряемом поведении женщины свидетельствует о сходстве этих позиций у мужчин и женщин в рамках одной культуры в значительно большей степени, чем между представителями одного пола из разных культур. Забегая вперед, отметим, что настоящее исследование также подтвердило гипотезу о сходствке представлений мужчин и женщин внутри одной культуры о роле-половом поведение.. О сходных результатах говорят и другие исследователи. Еще в середине этого века известный американский антрополог М.Мид (1950), изучая примитивные культуры папуасов пришла к выводу, что различия между полами в различных культурах в значительной степени зависят от того, в чем и как эти культуры различаются. И.Дубов (1997) отмечает, что различия в выборе ценностей мужчинами и женщинами весьма незначительны. Также минимальны различия между позициями мужчин и женщин в поддержке/отвержении высказываний о распределении ролей в семье и обществе. Отличия во взглядах на социальную роль женщины вызваны, главным образом, спецификой образа жизни. Все эти исследования свидетельствуют о том, что гендерные установки и стереотипы у мужчин и женщин, принадлежащих к одной культуре, достаточно близки. То есть в представлениях о гендерных ролях и стереотипах люди едины в рамках одной культуры и не существует “особого женского мнения”.

Мы также хотели сравнить базисные основания категоризации поступков – системообразующие факторы, отражающие “стили поведения”, а также проследить наиболее характерные различия во взглядах на идеал и “хорошее” поведение в обеих странах. Вопросы (ситуации), включенные в опросник, были отобраны таким образом, чтобы они были понятны, знакомы и не вызывали недоумения у респондентов ни той, ни другой страны.

Респондентами нашего исследования были женщины и мужчины всех возрастов начиная с 18 лет. Американская выборка представляет практически всю страну. Приглашение участвовать в опросе было дано через интернет в специальных конференциях, как научных (для психологов, социологов, культурологов, изучающих гендерные проблемы), так и феминистских. Среди откликнувшихся были люди, проявляющие различные виды активности, связанные с гендерными проблемами: члены женских организаций, участники дискуссий по данной тематике, абоненты соответствующих электронных конференций и т.д., рассматривающие заполнение анкеты как один из видов интересующей их “гендерной” деятельности и желающие сами ответить на вопросы анкеты, а также охватить опросом своих знакомых. Наряду с ними в среди респондентов были студенты университетов и колледжей, в массе своей нейтральные к данной проблематике. То есть была получена достаточно объемная выборка, 372 человека из 16 штатов (от больших городов, как Нью-Йорк, до маленьких поселков в штате Канзас). Что касается российской выборки, то из-за меньшей распространенности интернета, анкеты распространялись исключительно благодаря непосредственным контактам. Поэтому большую часть российских респондентов составили москвичи – члены некоторых женских организаций, студенты психологического факультета МГУ и их более старшие родственники и знакомые, а также жители (студенты-гуманитарии и члены женских организаций) Вятки, Смоленска, Кургана и Нижнего Новгорода – в общей сложности 294 человека.

Строго говоря, российская выборка не является репрезентативной, однако как показал сопоставительный анализ мнений московских респондентов и жителей регионов на основании имеющихся данных, различия в этой области оказались практически не существенными. Поэтому мы сочли корректным использование имеющихся данных в нашем исследовании.

Процедура исследования была следующей. Каждому респонденту предлагалось оценить возможность свершения того или иного поступка (из списка в 100 возможных) для каждой из шести ролевых позиций по семибальной шкале (от –3 до +3). В качестве ролевых позиций (образов значимых других), которым приписывались (атрибутировались) поступки были выбраны следующие: Я сама (для респондентов мужского пола предлагалось оценить образ женщины, которую он хорошо знает (жена, сестра, мать, близкая подруга и т.д.), идеальная женщина, счастливая женщина, презираемая всеми женщины, типичная россиянки, типичной американки. В дальнейшем, когда речь будет идти о точке зрения респондентов на типичную женщину своей страны, мы будем использовать термин автостереотип, а когда о типичной женщине другой страны – гетеростереотип. Кроме того, респонденты заполняли анонимный опросник, содержащий социально-демографические сведения.

Индивидуальные матрицы всех респондентов были суммированы в четыре групповые матрицы, согласно различению по двух параметрам: полу и стране проживания. Таким образом, мы получили мужскую и женскую матрицу для россиян и мужскую и женскую матрицу для американцев. Как уже отмечалось, сопоставление усредненной мужской и усредненной женской матриц ответов на вопросы как для России, так и для Америки показали их значительное сходство между собой.

Поэтому в настоящей работе мы приводим только результаты ответов женщин (см. таблицу 1). Первые числа в каждой клетке соответствуют усредненному ответу на соответствующий вопрос для соответствующей ролевой позиции российских женщин, а вторые – американских.
Обсуждение результатов
Анализ корреляций. Наиболее простой формой обработки исходных матриц данных является сопоставление ролевых позиций путем вычисления коэффициентов корреляций для пар ролевых позиций, т.е. вертикальных столбцов в матрице ранговых данных отдельно для российской выборки, отдельно для американской. В таблице 2 представлены эти коэффициенты. По аналогии с формой представления первичных данных в таблице 1, в таблице 2 представлены коэффициенты корреляции таким образом, что первые числа в каждой клетке соответствуют корреляциям между типажами для российской выборки, а вторые для американской. Сопоставляя полученные для каждой из выборок результаты, отметим более высокую степень совпадения образа Я (позиция Я сама) с идеалом и образом счастливой женщины для американских респонденток, по сравнению с россиянками (соответствующие коэффициенты корреляции для американской выборки равны  = 0.41 и  = 0.1, для российской  = 0.32 и  =  0.23). Такие результаты могут свидетельствовать о более высоком самоуважении, самооценке, самоприятии американок нежели наших соотечественниц. При этом в наибольшей степени отличаются коэффициенты корреляции образа Я со счастливой женщиной: у американских респонденток он, хоть и не значимо, но положителен, а у российских значимо (с уровнем значимости 0.05) меньше нуля. Этот факт можно рассматривать как еще одно подтверждение различного отношения к счастью, вернее к ощущению себя счастливым в США и России. Известный английский ученый М.Аргайл (1990) в своем исследовании психологии счастья указывал на то, что американцам свойственно оценивать себя более счастливыми, чем то как они себя реально ощущают. В нашей стране ситуация скорее противоположная: россиянин признанием себя счастливым боится “спугнуть” свое счастье и поэтому склонен жаловаться на судьбу, жизнь и т.д. И. Джидарьян (1997) в своем исследовании представлений о счастье в русском менталитете отмечает, что наши известные соотечественники в своих интервью, в отличие от своих зарубежных коллег, особенно американских, при ответе на традиционный вопрос “Счастливы ли Вы?” стараются ответить уклончиво, без торжественных интонаций. По выражению одного известного публициста, быть счастливым у него “совести не хватает”. Еще А.С.Пушкин писал, что “несчастье жизни семейственной есть отличительная черта русского народа”. В цитируемой статье Джидарьян приводятся результаты кросс-культурного исследования, в котором Россия по количеству людей, считающих себя несчастливыми, оказалась непревзойденным лидером, оставив далеко позади себя Англию, Францию и США. Разброс показателей по странам впечатляет: несчастливыми себя считают 45% опрошенных россиян, 25% французов, 1% англичан и 0% американцев.

В этой связи можно привести данные результатов нашего исследования. Так при ответе на вопрос о том на сколько тому или иному типажу свойственно “испытывать чувство неудовлетворенности собой” наши соотечественницы

склонны приписывать себе это чувство (0.46), при отрицательной его оценке для счастливой женщины (–0.35) и нейтральной, близкой к нулевому значению для идеала (-0.03) . Американки лишь в очень малой степени (практически нулевой 0.09) допускают чувство неудовлетвоенности для самих себя, и в определенном смысле идеализируют отсутствие такого чувства у идеала (–0.22), в сравнении даже со счастливой женщиной (–0.11). В наибольшей степени испытывать чувство неудовлетворенности собой, с точки зрения американцев, свойственно презираемой женщине (0,31). В российском менталитете такое чувство не вызывает отрицания, презираемая женщина получила нейтральные ноль баллов. Наибольший балл по этому пункту - “испытывать чувство неудовлетворености собой” - россиянки выставили типичной россиянке (0.57).

Как и следовало ожидать, презираемая всеми женщина и у американской выборки, и у российской отрицательно коррелирует с типажами, имеющими явно выраженную положительную коннотацию – идеалом и счастливой, а также с рефлексивной позицией я сама. Хотя опять-таки, подтверждая нашу гипотезу о большем самоуважении и самоприятии американок по сравнению с россиянками, у первых отрицательная корреляция презираемой женщины с образом я сильнее, чем у вторых. (Для американской выборки  = –0.55, для российской  = –0.32).

С другой стороны, несколько неожиданной выглядит также присутствующая в обоих культурах отрицательная корреляция автостереотипа (типичная женщина моей страны) с ролями, имеющими положительную коннотацию, и позицией Я сама. Однако у американской выборки эти отрицательные значения меньше по абсолютной величине и не являются значимыми (соответствующие коэффициенты корреляции  равны –0.19, –0.1, –0.07), в то время как у российской выборки отрицательная корреляционная связь значима (соответствующие коэффициенты корреляции  равны –0.63, –0.41, –0.52 с уровнем значимости не превышающим 0.05).

Одновременно с этим ситуация с коэффициентами корреляции гетеростереотипа (типичная женщина другой страны) с ролями имеющими положительную и отрицательную коннотацию практически зеркальна. У россиянок они лишь незначительно отличаются от нуля, причем коэффициент корреляции типичной американки и счастливой женщины у россиян даже положителен. У американской выборки выявлена значимые (с уровнем значимости 0.01) корреляционные связи образа типичной россиянки и презираемой женщины – положительная, а идеалом и счастливой – отрицательные. По всей видимости, более позитивное отношение российских респонденток к типичной американке связан с тем, что имидж Америки, как “рая на земле” (с высоким уровнем жизни, демократическими свободами, комфортом) занял достаточно прочное место в сознании наших соотечественников, а для американцев – Россия хоть и великая страна, но страна постоянных катаклизмов, революций, форс-мажорных ситуаций, с низким уровнем жизни и высокой преступностью, где люди не могут жить в свое удовольствие, как им того хочется, а постоянно вынуждены вести борьбу за свое существование.

Атрибуция поступков, т.е. их приписывание различным ролевым позициям (имеющим как положительную, так и отрицательную коннотацию)

русскими и американками выявила сходные ценностные установки женщин в этих культурах.

Так, например, респондентки обеих стран высоко оценивают для женщины наличие высшего образования и профессии высокой квалификации. Женщина должна уделять внимание своей внешности, здоровью, заниматься спортом, туризмом, посвящать свободное время творческой деятельности, искусству. Идеальные семейные отношения должны строиться на принципах равноправия.

С точки зрения респондентов обеих стран женщина не должна заниматься проституцией, пить, курить, употреблять наркотики, не работать, рассчитывая на помощь родителей, выходить замуж без любви, по расчету. Отрицательно оценивается женщина бездетная (не желающая иметь детей, полагая, что лучше прожить жизнь без них) и неверная (изменяющая мужу), женщина, не выполняющая свой долг жены и матери (готовая развестись с мужем-инвалидом, или отказаться от ребенка-инвалида).

В то же время выявлены и определенные различия, относящиеся главным образом к предпочитаемым стилям жизни, что проявляется в профессиональном выборе, выборе желаемого спутника жизни.

Так с точки зрения россиянок женское счастье особенно полно может быть реализовано в семье, По их мнению счастлива женщина, имеющая возможность, посвятить свою жизнь семье, быть домохозяйкой, заниматься рукоделием, кулинарией.

Американские респондентки, наоборот, считают, что женское счастье достижимо в профессиональной реализации. Наиболее удачными для женщины областями для карьеры с точки зрения американок являются возможности работы в сфере медицины, массовой коммуникации, или наличие своего собственного дела.

Кроме того, в американском общественном сознании негативно оценивается человек страдающий, который на вопрос как дела не может ответить о’кей.

Графическая форма представления данных существенно облегчает анализ и интерпретацию данных. Часть пунктов опросника была сгруппирована по отдельным смысловым блокам.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно построить графики для всех значений, содержащихся в таблице. Однако, можно выделить и наглядно изобразить некоторые смысловые блоки. К таковым были отнесены пункты опросника, отражающие отношения женщин к браку и выбору мужа, построению семейных и родительских отношений, профессиональному самоопределению. Нас интересовало насколько допустимым является тот или иной поступок, жизненный сценарий непосредственно для самих респонденток. Для представления на графиках нами использовались данные из столбца, соответствующего рефлексивной позиции я сама для представительниц обеих стран.


  1. Выйти замуж за человека более высокого социального статуса2

  2. Выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего "земными" проблемами

  3. Выйти замуж за человека другой национальности

  4. Выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить

  5. Выйти замуж за бизнесмена

  6. Выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке

  7. Выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста)

  8. Выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу

  9. Выйти замуж за военнослужащего

  10. Выйти замуж за политического деятеля

  11. Выйти замуж за рабочего

  12. Находиться на "содержании" у состоятельного мужчины

  13. Выйти замуж за "звезду" (спорта, эстрады, кино)

  14. Выйти замуж без любви, по расчету

  15. Выйти замуж за фермера

  16. Выйти замуж за человека другой расы

  17. Не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной

  18. Выйти замуж за глубоко религиозного человека

  19. Выйти замуж за представителя криминальных структур
  1   2   3   4

Похожие:

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconПояснительная записка цель программы: формировать представления о...
Ыстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconИсследование сценариев поведения потребителей проводилось в форме...
Единого портала является изучение сценариев поведения пользователей, выявление их потребностей и типичных затруднений. Указанную...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconИспользуя материал данного курса в своей работе, обучающиеся узнают...
Ответ yes, of course/ sure, столь привычный для россиян, не годится «на все случаи жизни» для выражения согласия, т к он воспринимается...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconМетодическое обеспечение профилактики суицидального поведения детей...
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconМетодические рекомендации по составлению резюме Введение
Исследования Гарвардского университета показали, что успех в карьере на 85% зависит от личных качеств и правильного поведения. И...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconНа правах рукописи
Некоторые значимые этнокультурные стереотипы национальных культур России, США и Европы

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconЗа большевизм в коммунистическом движении
Мы сочли целесообразным 2-е издание дополнить рядом материалов из предыдущего периода публикаций, что поможет читателю более глубоко...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconЗа большевизм в коммунистическом движении
Мы сочли целесообразным 2-е издание дополнить рядом материалов из предыдущего периода публикаций, что поможет читателю более глубоко...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconКарта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов...
СК). Ск отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом Ск образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении кн...

Учитывая, что стереотипы поведения редко осознаются полностью, мы сочли целесообразным использование данного подхода для реализации целей приводимого ниже исследования. Изучение стереотипов женского поведения методами психосемантики на материале России и США iconТема Работа с обучающимися
Изучение спецификации экзаменационной работы. Правила поведения на егэ. Демоверсия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск