Ежедневный мониторинг СМИ 28 МАРТА 2013
Вернуться в оглавление
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ВЛАДИМИР ТАЮРСКИЙ; 28.03.2013; ИЗ ТОЙ ЖЕ СЕРИИ Якутия нуждается в надежных и проверенных самолетах марки «Ан»
В ближайшие годы Якутия может стать одним из самых крупных заказчиков для отечественного авиапрома. Такой вывод прозвучал на состоявшейся в столице республики необычной конференции, посвященной судьбе одного самолета – Ан-140.
Форум, в котором приняли участие представители органов власти, предприятия-производителя и региональной авиакомпании, был созван по тривиальной причине: если не изменить ситуацию в отечественном самолетостроении, через несколько лет в Якутии станет не на чем летать. До 2018-го в республике будут поэтапно списаны работяги Ан-24 и Ан-26 1968-1976 годов выпуска. На замену им был подготовлен лайнер третьего класса из того же семейства – Ан-140. Но его производство по разным причинам ограничилось штучным выпуском нескольких машин.
Всего эксплуатантам переданы семь таких самолетов. В 2006-2010 годах четыре из них приобрела авиакомпания «Якутия». За этот период на воздушных судах третьего класса компания перевезла 1,2 миллиона человек, и 205 тысяч из них – на Ан-140.
Это очень высокий показатель, если учесть количество машин. Тем более что сейчас три практически новых самолета стоят в ангарах, поскольку к ним нет запчастей. Летает только один.
- Самолеты Ан-140 полностью подтвердили свои летно-технические характеристики в условиях низких температур и посадок на грунтовые аэродромы, – отметил выступивший на конференции вице-премьер правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин. – Мы неоднократно обращались в федеральные органы исполнительной власти с предложениями возобновить серийное производство таких лайнеров для нужд гражданской авиации. Писали о возможности решения вопроса по размещению консолидированного заказа на Ан-140 регионами Российской Федерации. Однако пока, несмотря на заинтересованность республики, решение не принято.
Поскольку предложений от отечественного авиапрома нет, авиаторы ищут подходящую технику за границей
Незадолго до этой конференции примерно о том же говорил министр транспорта России Максим Соколов, докладывая о проблемах, тормозящих развитие рынка региональных перевозок.
- Мы видим, что потребность в региональных самолетах растет, естественно, одновременно с прогнозируемым развитием сети перевозок и увеличением количества пассажиров, – заявил министр.
В Якутии обновление парка воздушных судов осуществляется на основании государственной программы. Поскольку предложений от отечественного авиапрома нет, местные авиаторы вынуждены искать подходящую технику за границей – в Китае, Канаде, других странах. По сути, государственные деньги вкладываются в развитие самолетостроения за рубежом. Как отметили на конференции, это тем более непонятно, если учесть, что есть готовый отечественный образец, не просто испытанный, но и успешно эксплуатирующийся на Севере. Причем у него есть важнейшее преимущество перед западными аналогами – он способен приземляться на грунтовые аэродромы.
В ближайшие пять лет республике потребуются 30 самолетов типа Ан-140 или их аналогов на замену списываемой технике. В целом по стране, как подсчитали в минтрансе России, региональным перевозчикам нужно искать более ста машин такого класса. Речь идет о солидном пакете заказов. Вопрос в том, кто его получит.
Якутские авиаторы отмечают, что основные недостатки Ан-140 – это дороговизна самого самолета и запчастей к нему, а также проблемы, связанные с техническим обслуживанием. Но все эти препятствия – следствие штучного производства.
В итоговой резолюции участники конференции рекомендовали минтрансу РФ поддержать организацию серийного выпуска самолета, отметив, что потребности дальневосточных перевозчиков в подобных машинах в ближайшие пять лет составят не менее десяти единиц ежегодно. Правда, дальше идет длинный перечень условий, которые при этом необходимо соблюсти. В их числе – создание на территории страны технических центров по ремонту и обслуживанию двигателей и узлов, производство запасных частей, разработка тренажера для экипажей.
|