Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права»


НазваниеРабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права»
страница1/8
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
Юридический факультет


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе
______________ А.Ю. Александров
«______»______________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА»

Направление подготовки

030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника

АСПИРАНТ
Форма обучения

очная

Чебоксары

2011

Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, утвержденного Приказом Минобрнауки 04.05.2010 г. № 464.
Составитель:

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Анисимов Юрий Леонидович. ______________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры – уголовно-правовых дисциплин (протокол № _____ от ___________2010 г.).
Зав. кафедрой:

Доктор юридических наук, ПРОФЕССОР Тасаков Сергей Владимирович. ______________
Рабочая программа согласована с Методической комиссией выпускающего факультета – юридического.
Председатель комиссии, декан юридического факультета:

кандидат юридических наук, доцент Иванова Е.В. ________________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. начальника УМУ: доцент М.Ю. Харитонов __________________


1. Цели освоения дисциплины

Курс « Научные основы уголовно-исполнительного права» подразделяется на общую и особенную части. В Общей части освещаются теоретические вопросы правового регулирования исполнения уголовных наказаний. Целью изуче­ния данного раздела является усвоение аспирантами основ научного исследования кате­горий уголовно-исполнительного права:

Предмет науки уголовно-исполнительного права и его структура, принципы научного познания источников, норм, уголовно-исполнительных правоотношений и правового статуса лиц осужденных за совершение преступлений. Значительное внимание уделяется рассмотрению уголовно-исполнительной по­литики, ее взаимосвязи с одноименной отраслью права, становле­ния и развития права и уголовно-исполнительной системы в раз­личные периоды советского и постсоветского государства, а также других теоретических проблем, имеющих важное значение для де­ятельности уголовно-исполнительной системы.

Особенная часть курса посвящена познанию основ научного анализа правового регули­рования конкретных направлений деятельности учреждений и ор­ганов, исполняющих наказания.

Значительная часть в курсе отведена изучению теоретико-правовых аспектов наказания в ви­де лишения свободы как самому суровому и широко применяемо­му судами при назначении наказаний. Вместе с тем, программа предусматривает усвоение содержания порядка исполнения нака­заний, не связанных с изоляцией от общества.

Составной частью курса научных основ уголовно-исполнительного права яв­ляется отечественный и зарубежный опыт исполнения наказания, а также решение пенитенциарных проблем на международном уровне.

В целом задачами курса являются:

  • усвоение аспирантами основных теоретико-правовых положений и тенденций раз­вития в современный период уголовно-исполнительной полити­ки;

  • получение аспирантами общего представления о научных принципах исследования механизма ис­полнения уголовного наказания;

  • изучение аспирантами проблем совершенствования уголовно-исполни­тельного законодательства Российской Федерации;

выработка у аспирантов навыков научного анализа практики применения норм уголовно-исполнительного законодательства.
2. Место дисциплины в структуре подготовки аспирантов

Научные основы уголовно-исполнительного права являются составной частью научного познания уго­ловно-правового комплекса регулирования соответствующих отношений, в который входят также уголовное, уголовно-процессуальное и ряд других отраслей права. Нормы это­го комплекса с различных позиций регулируют общественные отно­шения, возникающие и складывающиеся в процессе и по поводу применения уголовного наказания. Например, если само назначе­ние наказания осуществляется в соответствии с нормами уголовно­го и уголовно-процессуального законодательства, то уже порядок исполнения и отбывания назначенного наказания _ в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Уголовно-исполнительное право тесно связано и с другими от­раслями права, в частности, с административным, гражданским, семейным, трудовым.

Вышеизложенным объясняется роль и значение необходимос­ти изучения студентами курса «Уголовно-исполнительное право».
3. Компетенции аспиранта, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные: (ОК-1), (ОК-5), (ОК-6), (ОК-8).

Профессиональные: (ПК-5), (ПК-8), (ПК-15), (ПК-19).

В результате освоения дисциплины аспирант должен:

    Знать:

  • научную значимость своей подготовки, обладать достаточным уровнем методологии познания уголовно-исполнительных правоотношений

  • культуру проведения научного исследования, готов к кооперации с коллегами, работе в научно-исследовательском;

  • выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

  • научно толковать различные правовые акты.

    Уметь:

  • иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в научно-профессиональной деятельности.

    Владеть:

  • способностью понимать сущность и значение научной информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

  • способностью эффективно осуществлять правовое воспитание бакалавровО.



4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 120 часов.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ. зан.

Лабор. зан.

КСР *

СРС **

Всего

Из ауд. зан. в интер. форме



Научные основы Общей части УИК РФ

Понятие уголовно-исполнительного, его предмет и принципы права.

1

1-4

2

8







2

12




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала;



Теоретико-правовые аспекты уголовно-исполнительного законодательства, его система, нормы и источники

1

5




2







2

4




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала;



История науки изучения становления и развития уголовно-исполнительного права и системы учреждений и органов, исполняющих наказания

1

6-7




2







2

4




контрольное тестирование; опрос



Правовое регулирование исполнения и отбыва­ния наказания и применения мер исправительного воздействия как предмет научного познания

1

8-10




2







2

4




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала; устный опрос



Основы научного познания правового положения и законодательных гарантий обеспечения статуса осужденных

1

11-14

2

8







2

12




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала;



Система учреждений и органов, исполняющих наказания как предмет научного исследования

1

15-18




2







2

4




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала; контрольное тестирование;



Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

2

19-27




2







2

4




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала;



Особенная часть Научные основы классификации осужденных к лишению свободы и их распределение по ИУ

2

28-30

2

8







2

12




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала;



Теоретико-правовые основы формирования средств исправления осужденных к лишению свободы и их правовое регулирование

2

31-34

4

12







4

20




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала;



Правовое регулирование исполнения и отбыва­ния наказания в виде лишения свободы и при­менения основных средств исправления в ИУ различного вида режима как составляющая предмета научного познания уголовно-исполнительных отношений

2

35-36

2

12







6

20




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала



Теоретико-правовые основы регулирования исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоля­цией осужденного от общества, и иных мер уголовно-правового характера








2

8







2

12




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала



Институты освобождения осужденных от дальнейшего отбывания наказания








2

8







2

12




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала



Участие общественных формирований и представителей религиозных конфессий в работе учреждений и органов, исполняющих наказания











2







2

4




Повторение пройденного на лекции и предыдущем практическом занятии материала



Исполнение наказания в зарубежных странах и международное сотрудничество по пенитенциарным проблемам







2

8







2

12




экзамен;




Итого







16

78







34

128








* Контроль самостоятельной работы: аудиторные занятия для проверки самостоятельной работы студентов, приема зачета, проведения текущих консультаций.

** Самостоятельная работа студента, включая курсовой проект, курсовую работу, расчетно-графические работы.
4.2. Содержание лекционных занятий

Настоящие методические указания преследуют цель помочь аспирантам в изучении научных основ уголовно-исполнительного права и в подго­товке к успешной защите диссертации. Знание и понимание научных основ норм уголовно-исполнительного права способствуют уяснению места учреждений и органов, исполня­ющих наказания, среди других правоохранительных органов, веду­щих борьбу с преступностью, особенно в плане профилактики реци­дивной преступности среди лиц, отбывающих уголовное наказание. Важное значение имеет усвоение и понимание необходимости прове­дения на государственном уровне работы, связанной с закреплением достигнутых результатов в исправительном процессе и оказанием им помощи в социальной адаптации.

Объем знаний, необходимый аспирантам, обусловлен учебной программой по научным основам уголовно-исполнительного права. Аспиранты должны уметь пользоваться и знать, в каком разделе содержит­ся определенная тема, тот или иной вопрос, какая научно-исследовательская литература ре­комендуется для изучения темы, вопросы.

Что касается литературы, то ее перечень приведен в конце программы, а также по каждой теме семинарских занятий. При этом литература делится на основную и дополнительную. Изуче­ние дополнительной литературы способствует углублению знаний по изучаемому курсу.

Особое внимание надо обратить на изучение диссертаций посвященных проблемам исследования уголовно-исполнительных отношений. Содержание уголовно-исполнительных норм следует изучать, пользуясь в пер­вую очередь не текстом диссертаций, учебников или учебных пособий, а официальным текстом законодательных и других нормативных актов. Перечень этих актов также указан в настоящем учебно-методическом комп­лексе.

Одной из особенностей научных основ уголовно-исполнительного права явля­ется то, что они (особенности) наряду с законодательными актами предполагает необходимость большого количества подзаконных нормативных актов. В их числе указы Президента РФ, постановления Правительства, приказы, инструкции Минюста, касающиеся вопросов организации исполнения уголовных наказаний. Аспиранты должны иметь четкое представление о них.

Среди ведомственных нормативных актов важнейшее место за­нимают Правила внутреннего распорядка ИУ, последний вариант которых был утвержден Минюстом России 3 ноября 2005 г. Поми­мо этого источника, надо знать Положение об отряде осужденных исправительного учреждения, Инструкцию о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества и ряд других.

Кроме того, рекомендуется изучить постановления Пленума Верховного Суда РФ, касающиеся вопросов назначения наказа­ния, определения осужденным к лишению свободы вида ИУ и их распределения по подразделениям, оснований освобождения осужденных от отбывания наказаний.

Вся общая теоретическая часть курса базируется на положени­ях теории государства и права. Кроме того, он тесно связан с уго­ловным правом, уголовным процессом, криминологией и други­ми как юридическими, так и неюридическими дисциплинами. Поэтому знания, полученные аспирантами при изучении перечис­ленных дисциплин, должны быть использованы при усвоении научных основ уголовно-исполнительного права. Прежде всего следует обратить внимание на содержание глав 1—5, 9—15 УК РФ и ст. 397—399 УПК РФ.

Помимо литературных и нормативных источников, аспиранты должны быть в курсе практики и проблем деятельности учрежде­ний и органов, исполняющих наказания. Сведения об этом можно получить в журналах Минюста России «Преступление и наказа­ние», «Ведомости уголовно-исполнительной системы», на офици­альном сайте Федеральной службы исполнения наказания, в дру­гих средствах информации. Обо всех изменениях в действующем уголовно-исполнительном законодательстве аспиранты подробно информируются преподавателем в процессе проведения занятий.

Изучение курса завершается сдачей экзаменационного зачета. При этом аспиранты должны выполнить все виды работ, предусмотренных учебным планом. Главным образом те, которые указаны в планах семинарских занятий и заданиях к ним.

Зачеты сдаются по билетам, охватывающим все основные воп­росы, предусмотренные программой курса. Перечень этих вопро­сов публикуется в конце учебно-методического комплекса. Каж­дый билет состоит из двух вопросов, один из которых относится к Общей, а другой — к Особенной части курса.

Ответы на поставленные вопросы должны быть обстоятельны­ми и конкретными, со ссылками на статьи действующего законо­дательства.

Практика сдачи и приема зачетов свидетельствует, что наиболее слабые знания у студентов выявляются по следующим вопросам Общей части курса: понятие уголовно-исполнительного права, особенно его предмет правового регулирования; факторы, опреде­ляющие содержание уголовно-исполнительной политики и осо­бенности ее взаимодействия с соответствующей отраслью права; понятие исправительного (воспитательного) процесса и связан­ных с ним правовых институтов; отличие законных интересов осужденных от их прав; понятие системы уголовных наказаний и их виды и, соответственно, кто исполняет эти наказания; персонал учреждений, исполняющих наказания, и предъявляемые к нему требования; понятие уголовно-исполнительной системы; эффек­тивность деятельности учреждений, исполняющих наказания, и критерии ее оценки.

Из Особенной части курса аспиранты неуверенно отвечают на та­кие вопросы, как классификация осужденных к лишению свободы и ее взаимосвязь с системой ИУ; прием и учет осужденных в этих учреждениях; требования режима исполнения лишения свободы; средства обеспечения режима; прогрессивная система отбывания наказания в местах лишения свободы; самодеятельные организа­ции осужденных; из досрочных видов освобождения — условно-досрочное освобождение, контроль за условно-осужденными и женщинами, получившими отсрочку от отбывания наказания.

Обычно аспиранты усваивают более или менее благополучно по­рядок исполнения лишения свободы и допускают серьезные пробелы в правовом обеспечении порядка исполнения других видов наказания.

С учетом изложенного ниже даются некоторые советы по изу­чению отдельных, наиболее важных, тем курса. Вместе с тем надо уяснить, что предлагаемые указания имеют лишь вспомогательное значение. И хотя в них в основном изложены все последние изме­нения, внесенные в уголовно-исполнительное законодательство, они все же не могут заменить учебники (последних лет издания) и нормативные источники.

Методические указания к отдельным темам

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconФонд оценочных средств дисциплины «Уголовно-исполнительное право»
История развития уголовно-исполнительного права и его место в системе российского права

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconРабочая программа дисциплины «Основы экологического права»
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины общеобразовательной программы студентам очной формы...

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconО конкурсе «Научные командировки и научные стажировки молодых исследователей и аспирантов рггу»
Настоящее Положение разработано в целях стимулирования научно-исследовательской деятельности работников и аспирантов федерального...

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconСамостоятельная работа студентов
Понятие уголовно – исполнительного права и его соотношение с другими отраслями права

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Проблемы теории и практики...
...

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconРабочая программа (РП) по учебной дисциплине «доказывание в уголовном судопроизводстве»
Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «доказывание в уголовном судопроизводстве» разработана на основе требований Федерального...

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconЮридический факультет
Печатается по решению кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Псковского государственного университета

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconПояснительная записка 2 Планируемые результаты обучения дисциплине...
Рабочая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания...

Рабочая программа подготовки аспирантов по дисциплине «научные основы уголовно-исполнительного права» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 12. Налоги и налогообложение
Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск