Скачать 413.64 Kb.
|
Содержание семинарских занятий Семинар 1. Языковая таксономия.
Практические задания.
9. Докажите этимологическую связь русского числительного пять и немецкого fűnf, привлекая сопоставительные данные других индоевропейских языков: древнегреческое πέυτε (читается пенте), латинское quinque, санскритское раňčа (панча), кимрское рiтр, готское fimf, итальянское cinque (чинкве), старославянское ПzТЬ. Попытайтесь восстановить исходную индоевропейскую форму (архетип) слова (задания 9-16 печатаются по: Норманн Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск, 1989).
Что свидетельствует о родстве всех этих языков? Попытайтесь восстановить фонемный состав личных окончаний глагола в индоевропейском праязыке.
11. Языки народов Балканского полуострова - румынский, болгарский, албанский, новогреческий -относятся к различным языковым группам, однако характеризуются некоторыми общими чертами в фонетике, лексике и грамматике. К числу грамматических „балканизмов" относится утрата инфинитива, аналитическое выражение синтаксических отношений имени, наличие постпозитивного артикля, образование форм будущего времени при помощи глагола со значением 'хотеть' и т. п. Предположите: как могло сложиться такое сходство? Является ли оно генеалогической или типологической чертой? 12. Переведите на изучаемый западноевропейский язык (английский, немецкий, французский, испанский) следующие русские словосочетания. Обратите внимание на те случаи, когда способы выражения грамматических отношений между словами в двух языках не совпадают. С какими различиями в грамматическом строе сопоставляемых языков это связано? Слова отца, жду поезда, идем лесом, лучший подарок, платье из шерсти, чтение книги, пахнет дымом, мои родители, с пятью книгами, мне стыдно. 13.Ниже приводятся несколько русских словосочетаний и их перевод на чукотский (луораветланский) язык. Как объяснить, почему словоформе мужчина соответствуют в чукотских примерах разные словоформы, а словоформам олень и оленя - одинаковые? Какое типологическое различие между русским и чукотским языками отражено в данных примерах? Мужчина ходит - клявол чейвыркын олень ходит - кора чейвыркын мужчина убил оленя - кляволя кора чейвыркын 14. В языке суахили существительные подразделяются на классы („класс людей", „класс вещей", „класс растений", „класс круглых предметов" и т.д.), каждый из которых имеет свой формальный показатель - морфему. Ниже приводятся некоторые словосочетания на языке суахили и их перевод на русский язык. Определите типологическое сходство и различия в выражении грамматических отношений в данных двух языках: Kitu kidogo - маленькая вещь Vitu vidogo - маленькие вещи Jiwe dogo - маленький камень Mawe madogo - маленькие камни Mwanamke mdogo - маленькая женщина Wanamke wadogo - маленькие женщины 15. Сравните приведенный ниже текст на современном болгарском языке и его перевод на русскийязык. Какие при этом обнаруживаются собенности в выражении грамматических значений в двух языках? К какой группе (классу) относится болгарский язык в типологической классификации? Двамата братя, Константин (Кирил) и Методий, са родени в началото на девети век в град Солун. По-големият брат Методий бил дълги години управител на една облаcт във Византия, населена предимно съc славяни. Константин, по-малкият брат, получил блестящо образование в Цариград. Още тогава се проявил като все-странно надарена личност. Неговите качества били оценени от императора на Византия, който възлагал на младия учен важни мисии от политически и религиозен характер. Двое братьев, Константин (Кирилл) и Мефодий, родились в начале девятого века в городе Солуни. Старший брат Мефодий был долгие годы правителем в одной области Византии, населенной преимущественно славянами. Константин, младший брат, получил блестящее образование в Царьграде. Уже тогда он проявил себя как всесторонне одаренная личность. Его качества были оценены императором Византии, который возлагал на молодого ученого важные миссии политического и религиозного характера. 16. Сравните приведенные ниже словосочетания русского и узбекского языков. Какие сходства и различия в грамматическом строе двух языков обнаруживаются при этом? Какое место занимает узбекский язык в типологической классификации? хорошая книга - яхши китоб хороший дом - яхши уй хорошие дома - яхши уйлар хорошим книгам - яхши китобларга в хороших домах - яхши уйларда без хороших книг - яхши китобларсиз для хорошей книги - яхши китоб учун дома хороши - уйлар яхши |
Приглашаем Вас 19 декабря в 10 часов в актовый зал Межрайонной ифнс россии №3 по Белгородской области, по адресу: г. Валуйки, ул.... | На семинар приглашаются: руководители и специалисты кадровых служб, руководители и менеджеры отдела персонала, юристы и руководители... | ||
Семинар посвящен основным изменениям налогового законодательства с 2016 года, сложным и спорным вопросам налогообложения, которые... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4» | ||
Багана Ж., Тупейко Д. В. (Белгород, Россия) Языковая ситуация в современном Марокко | Работа выполнена на кафедре русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С.... | ||
Понятие «языковая картина мира» и основные направления изучения языковой картины мира 12 | Языковая характеристика: на русском языке, языках других народов России, иностранных европейских и восточных языках | ||
Концепция проекта: интеграция лингвистического образования, развития и отдыха детей 4 | Названия задач вида base означает, что они относятся к тем, кто посетил по соответствующей теме лекцию-семинар базового уровня, а... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |