ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2004 г. N 243 О ПРАВИЛАХ СОДЕРЖАНИЯ СОБАК, КОШЕК И ЭКЗОТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 45-З N 425-II "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Правила содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обеспечить соблюдение Правил содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 1994 года N 487 "О мерах по упорядочению содержания кошек и собак".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Макарова Л.И.), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по санитарно-эпидемиологическому надзору (Протодьяконов А.П.), Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) (Назаров А.В.), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.). Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31 мая 2004 г. N 243 ПРАВИЛА
СОДЕРЖАНИЯ СОБАК, КОШЕК И ЭКЗОТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
I. Общие положения Настоящие правила призваны регулировать отношения в сфере содержания собак, кошек, экзотических животных и обеспечивать соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и иных требований (в сфере охраны общественной нравственности и здоровья) всеми физическими и юридическими лицами, находящимися постоянно или временно на территории Республики Саха (Якутия).
Объектами регулирования настоящих Правил являются собаки, кошки и экзотические животные, содержащиеся в неволе либо находящиеся в условиях ограниченной свободы. Вопросы ветеринарного обеспечения содержания собак, кошек и экзотических животных настоящими Правилами регулируются лишь в общем плане, поскольку разработка специальных ветеринарных правил входит в компетенцию органов государственного ветеринарного надзора. Вопросы архитектурно-планировочного и градостроительного обеспечения условий, безопасных и благоприятных для содержания животных в городах и улусах, сохранения городской фауны отражаются в правилах застройки городов и населенных пунктов. II. Основные понятия и определения Содержание - целенаправленное либо опосредованное поддержание человеком жизненных функций собак, кошек и экзотических животных (именуемые в дальнейшем - животные) в условиях изоляции от внешней среды (в неволе) либо без таковой.
Передержка - временное содержание собак, кошек и экзотических животных до определения их дальнейшей судьбы.
Бродячие (бесхозные, безнадзорные) - животные независимо от породы, принадлежности и назначения, не прошедшие регистрацию в установленном порядке или прошедшие регистрацию и имеющие ошейник с номерным знаком, но находящиеся без владельца в общественных местах.
Реабилитация - оказание помощи животным с целью восстановления их нормального состояния (физического и психического).
Жестокое обращение - деяние, повлекшее гибель или увечье животных, совершенное из хулиганских или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.
Негуманное отношение - противоправное или морально неприемлемое для общества деяние, связанное с причинением физических и психических страданий животному (уничтожение, ранение, членовредительство, нанесение иных повреждений, лишение пищи, создание ненадлежащих (ненормальных) условий содержания, а также другие способы негативного воздействия на животное, в том числе при дрессировке и проведении зрелищных мероприятий с участием животных и т.п.).
В отличие от жестокого обращения действие квалифицируется как негуманное отношение к животным в случаях, когда оно не связано с хулиганскими, корыстными, садистскими методами, либо вызванное этими мотивами действие не повлекло гибели или увечья животных и было совершено в отсутствии малолетних.
Защита животных - комплекс мер по предотвращению и пресечению жестокого обращения с животными (гибели, травмирования, физических и психических страданий и т.п.) и ухудшения условий обитания животных.
Потенциально опасные животные - животные, способные при определенных условиях причинить вред здоровью людей, вызвать увечья или смерть людей, других животных (агрессивные и ядовитые животные).
Экспозиционные животные - животные зоопарков, зооцирков, зверинцев, зооуголков, террариумов, аквариумов, бассейнов, вольеров, клеток и иных искусственных сооружений и приспособлений, предназначенные для содержания в неволе и полувольных условиях с целью их созерцания, наблюдения за поведением, демонстрации посетителям.
Животные-"компаньоны" - животные, содержащиеся с целью удовлетворения потребностей в общении, образовательных и рекреационных целях, для служебных целей и др.
Лабораторные животные - животные, используемые в научных и иных исследовательских, также учебных и прикладных целях (мониторинг, тестирование, препарирование, опытническая работа, селекция). III. Управление в сфере содержания животных 3.1. Правовая основа регулирования содержания животных.
Основными нормативными правовыми актами регулирования отношений в сфере содержания животных в контексте настоящих Правил являются следующие источники права: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ; Уголовный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года N 4979-1; Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ; Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12 марта 1999 года N 52-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" от 13 августа 1996 года N 997; постановление СМ РСФСР "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" от 13 августа 1996 года N 997 (с изм. от 25 сентября 1985 года, 29 октября 1992 года); Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР и Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР от 7 июля 1981 года; Санитарные правила СП 3.1.096-96 и Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных" 1996 года; Закон Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" 45-З N 425-II от 10 июля 2002 года, Закон Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" 29-р N 59-III от 11 июня 2003 года; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Типовые правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Республики Саха (Якутия)" N 487 от 9 декабря 1994 года и иные нормативные правовые акты, принятые органами власти Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления.
3.2. Система содержания животных в населенных пунктах.
Система содержания животных в населенных пунктах - основанная на принципах гуманного отношения и экологической совместимости совокупность взаимодействующих и управляемых субъектов и объектов содержания животных, комплекс программ, проектов и мероприятий, правового, финансового, организационного и информационного механизмов, обеспечивающих:
предотвращение негативных последствий взаимодействия животных с людьми, техникой и другими животными, зданиями и сооружениями;
оптимальную численность, видовой состав и поведение животных;
щадящий отлов, передержку и реабилитацию безнадзорных и пострадавших животных;
сохранение и создание условий, безопасных и благоприятных для жизни животных;
эффективные сервис и предпринимательство в сфере содержания животных;
образование и предоставление информации в сфере содержания защиты животных и т.п.
3.2.1. К объектам содержания животных относятся:
здания, сооружения и иные объекты, а также территории (зоны, маршруты, площадки и т.п.), специально предназначенные для передержки и содержания животных.
3.2.2. К категории субъектов содержания животных относятся:
органы государственного ветеринарного и санитарного надзора;
организации служебного собаководства (клубы и т.п.), общественные объединения по защите животных;
образовательные, культурно-просветительские, спортивные организации соответствующих профилей, имеющие в своем ведении объекты содержания животных (зооуголки, зоопарки, зооцирки, вольеры, конюшни, загоны, бассейны и т.д.);
торговые организации и предприниматели, осуществляющие разведение, отлов и продажу животных;
специализированные подразделения по отлову и утилизации бродячих животных;
организации охотничьего профиля, имеющие объекты натаски собак (в т.ч. содержащие для этих целей диких животных);
юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере научного, образовательного, коммерческого, любительского, благотворительного либо иного содержания животных.
3.3. Структура управления в сфере содержания животных на территории населенного пункта представлена в зависимости от объекта регулирования следующими подразделениями:
в сфере предотвращения вредного воздействия животных на здоровье людей - органы государственного ветеринарного надзора (управления ветеринарии городов и районов), органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-противоэпидемические комиссии при администрациях городов и районов (СПК), специализированные предприятия по регулированию численности животных;
в сфере защиты животных от негативного воздействия населенных пунктов и неправомерных действий людей - органы государственного экологического контроля, экологические службы администраций городов и улусов, правоохранительные органы, подразделения МЧС, общественные организации соответствующего профиля, образовательные учреждения натуралистического профиля;
в сфере обеспечения возврата потерянных животных их владельцам (с организацией передержки на время поиска хозяев) - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: органы местного самоуправления, органы внутренних дел.
3.3.1. С целью обеспечения законности в сфере содержания животных в городах и населенных пунктах, координации действий различных субъектов содержания животных создается зоологическая комиссия при администрации города или населенного пункта. В состав комиссии входят представители экологических и ветеринарных служб, общественных организаций по защите животных, образовательных учреждений натуралистического профиля, специалисты-зоологи, представитель клуба собаководства, правоохранительных органов, администраций районов города и др. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с положением о ней, утверждаемым главой администрации города или населенного пункта.
3.3.2. Основными задачами зоологической комиссии являются:
организация разработки местных норм и правил, программ, проектов и мероприятий в сфере содержания животных;
организация и координация мониторинга состояния объектов содержания животных, сбора и обобщения данных, обмена информацией и обеспечения доступа к ней заинтересованных лиц;
подготовка заключений и предложений по вопросам содержания животных (в т.ч. соблюдения законности при обращении с животными);
утверждение списков потенциально опасных животных, требующих особых условий и ограничений содержания;
создание в населенных пунктах единой системы учета животных, осуществление общего контроля за полнотой их учета и регистрации;
подготовка и согласование материалов по тематике содержания животных для публикации (издания) и распространения их в населенных пунктах.
3.3.3. Обязанности по организации комиссии и обеспечению ее работы возлагаются на одного из заместителей главы администрации города или района.
3.4. В целях обеспечения санитарно-ветеринарного и экологического контроля на территориях городов и районов, обеспечения необходимой информацией органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц, в рамках единой системы зоологического учета осуществляется обязательный мониторинг (учет и регистрация) состояния объектов и субъектов содержания животных.
3.4.1. Обязательному кадастровому учету подлежат все группы позвоночных животных в порядке, определяемом совместно с территориальными органами Минприроды Республики Саха (Якутия). Особому учету подлежат потенциально опасные животные.
3.4.2. Регистрацию животных осуществляют следующие организации, образующие единую систему учета:
местные жилищно-эксплуатационные организации - выявление и первичный учет собак, кошек и экзотических животных, содержащихся в жилом фонде (кроме частного сектора) и на подведомственной территории. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в головное предприятие ЖКХ для последующего представления в зоологические комиссии на местах;
органы государственного ветеринарного надзора совместно с администрациями городов и районов - выявление и первичный учет животных в частном секторе. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в зоологическую комиссию;
ветеринарные учреждения - регистрацию собак (независимо от породы и их использования), кошек, экзотических животных. Владельцу выдается регистрационное удостоверение и номерной жетон;
клубы собаководства - регистрацию племенных собак выставочных пород, имеющих родословные документы;
Абзац 5 исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
специализированные муниципальные службы по отлову и временному содержанию безнадзорных животных и общественные организации по защите животных - регистрацию (при необходимости метят) бесхозных собак. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в зоологическую комиссию.
3.4.3. Периодичность и полнота проведения работ по учету объектов содержания животных определяются экологическими службами администраций городов и районов.
3.4.4. Результаты учета и регистрации животных подлежат специальному анализу, обработке соответствующими ведомствами и представлению в зоологическую комиссию в форме ежегодных отчетов о состоянии дел в сфере содержания животных, а также в форме справок - по мере запроса.
3.4.5. Сведения об учете и регистрации животных являются открытыми и бесплатными для всех организаций, входящих в единую систему. Данные организации обязаны обмениваться информацией с целью достижения более полного учета и регистрации животных, а также контроля за соблюдением настоящих Правил.
3.4.6. Администрациями городов и улусов, по предложениям зоологических комиссий и с учетом возможностей бюджетов городов и улусов, с целью пропаганды знаний в сфере содержания животных, воспитания гуманного отношения к животным:
могут издаваться и распространяться настоящие Правила, специальные справочные, учебно-методические и иные пособия (брошюры, буклеты, плакаты, памятки, календари, видео-, аудиоматериалы);
могут создаваться и поддерживаться на базе образовательных учреждений, общественных и иных организаций натуралистического профиля учебные экспозиции животных, центры реабилитации, приюты, гостиницы и иные сервисные объекты.
3.5. Нормирование нагрузок на окружающую среду при содержании животных:
предельно допустимое и оптимальное количество животных определяется городскими и районными зоологическими комиссиями на основе нормативов и расчетных показателей, позволяющих исключить негативные последствия содержания животных;
при выявлении случаев реальной вероятности негативного воздействия содержания животных на окружающую среду либо здоровье людей соответствующими надзорными органами должны приниматься необходимые меры по снижению нагрузки и предотвращению отрицательного влияния.
3.6. С целью реализации принципов и требований настоящих Правил органами местного самоуправления осуществляется активная организационная, информационная и финансовая поддержка предпринимательских, общественных и гражданских инициатив по развитию услуг и созданию условий в сфере содержания животных по следующим приоритетным направлениям:
создание пунктов (центров, приютов) передержки и реабилитации бесхозных (бездомных) и пострадавших животных;
проведение биотехнических мероприятий по улучшению условий содержания животных, ветеринарное обслуживание, обязательное проведение профилактических прививок в соответствии с ветеринарными правилами;
стерилизация животных, регуляция численности бродячих животных;
разработка средств защиты животных;
учет численности и изучение поведения животных;
управление фауной и численностью животных в населенных пунктах;
создание и поддержание объектов и условий для выгуливания животных (оборудование площадок, маршрутов, зон и т.п.);
дрессировка служебных собак и обучение их хозяев (владельцев) навыкам контроля поведения собак в местах общего пользования;
демонстрация животных и пропаганда способов их гуманного содержания и реабилитации;
консультирование в сфере содержания и защиты животных;
страхование животных;
исключение шоковых и стрессовых методов отлова, фиксаций и умерщвления животных с заменой их на щадящие методы;
ритуальные услуги по погребению трупов животных;
обезвреживание и утилизация биологических отходов;
контроль за соблюдением требований по содержанию животных.
3.7. С целью координации деятельности в сфере содержания животных, повышения эффективности отдельных мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий взаимодействия животных с окружающей средой, администрация населенного пункта для взаимодействия с общественными организациями может осуществлять разработку и выполнение целевых программ, предусматривающих:
оценку состояния объектов содержания животных (учет и регистрация);
оптимизацию численности и биологического разнообразия городских животных (в т.ч. материально-техническое оснащение служб отлова животных);
развитие инфраструктуры содержания животных (в т.ч. формирование материальной базы, пунктов временного содержания животных, оборудование и содержание маршрутов, площадок и зон для выгуливания животных);
поддержку общественных инициатив и предпринимательства в сфере защиты содержания животных;
информационное обеспечение, просвещение, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере содержания животных (в т.ч. обучение работников специализированных организаций по отлову животных гуманными методами отлова, передержки, стерилизации и иных способов регулирования численности животных, контроль соблюдения требований в сфере содержания животных.) IV. Требования по содержанию животных 4.1. При планировании, проектировании и осуществлении на территории населенных пунктов хозяйственной и иной деятельности все лица - субъекты содержания животных обязаны учитывать следующие принципы и общие требования содержания животных:
гуманного отношения;
экологической совместимости животных.
4.2. Повсеместно запрещается:
Абзац 1 исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
разрушать, повреждать, перемещать, похищать объекты содержания животных (в т.ч. кормушки для птиц и иных животных, субстратные конструкции, укрытия, зооуголки, вольеры, бассейны, указатели и информационные щиты и т.д.);
допускать нахождение собак, кошек и экзотических животных в местах, запрещенных для доступа этих животных, в т.ч. на особо охраняемых природных территориях.
допускать либо пропагандировать жестокое и негуманное обращение с животными;
содержать и использовать животных при отсутствии необходимых нормальных условий их содержания (в антисанитарных условиях, при ненадлежащем уходе, лишении животных возможности удовлетворять присущие им потребности в пище, воде, сне, моционе, контактах, приемлемых температурно-влажностных условий, освещенности, индивидуального пространства), а также с причинением вреда и неудобств соседям и иным лицам;
Абзац 6 исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
допускать загрязнение животными мест общего и специального пользования: подъездов, дворовых территорий, детских площадок, улиц, тротуаров, площадей, парков, скверов, охраняемых природных территорий и зон природоохранного назначения, территорий образовательных и иных учреждений;
выгуливать животных за пределами специально обустроенных либо согласованных мест;
выводить собак в общие дворы и на улицу без поводка и намордника, кроме собак декоративных пород;
провозить потенциально опасных животных в общественном транспорте;
разводить и использовать животных, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению неконтролируемого размножения, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
самостоятельно умерщвлять животных.
4.3. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок для выгуливания собак в соответствии со строительными нормами и правилами "Планировка и застройка городских и сельских поселений", резервируя для этих целей участки на расстоянии не менее 40 метров от окон жилых и общественных зданий.
4.4. Владельцы зоопарков, зооцирков, зверинцев, зооуголков, террариумов, аквариумов, бассейнов, вольеров, вивариев, рынков, зоомагазинов (и иных торговых точек) обязаны предотвращать случаи жестокого обращения с животными, находящимися у них на содержании, при транспортировке, содержании в витринах, на экспозиционных объектах и др.).
4.5. Запрещается содержать без регистрации и специального разрешения потенциально опасных животных, проводить с их использованием зрелищные мероприятия (бои, турниры, шоу и т.п.), натравливать на людей и других животных.
4.6. Содержание собак, кошек и экзотических животных в отдельных квартирах (в т.ч. в частных домах), занятых одной семьей, допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных и настоящих Правил, а в квартирах, где проживает несколько семей, лишь при согласии всех проживающих.
4.7. Не разрешается содержать собак, кошек и экзотических животных в местах общего пользования жилых домов: лестничных клетках, чердаках, подвалах, коридорах, балконах и лоджиях.
4.8. Собаки, кошки и экзотические животные, принадлежащие физическим и юридическим лицам, подлежат обязательной регистрации в недельный срок с момента приобретения (щенки - с 3-х месячного возраста) и ежегодной перерегистрации в ветеринарных государственных учреждениях по месту жительства граждан.
4.9. Ветеринарные учреждения, а также клубы собаководства, осуществляющие регистрацию, должны ознакомить владельцев с правилами содержания животных, что должно быть подтверждено подписью владельца в регистрационном удостоверении.
4.10. О приобретении, регистрации (перерегистрации) животного, относящегося к группе потенциально опасных животных, его владелец обязан сообщить в жилищно-эксплуатационную организацию по месту жительства.
4.11. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории (в изолированном помещении) или на привязи. О наличии собак должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.
4.12. Собаки служебных, бойцовых и спортивно-декоративных пород подлежат обязательной регистрации в клубах собаководства.
4.13. Владельцы потенциально опасных животных обязаны обладать навыками обращения с ними и предотвращать их агрессивное поведение, в течение первого года с момента приобретения животного пройти курс дрессировки собак в клубе собаководства, либо подтвердить свои навыки соответствующего обращения с животными, продемонстрировав их экзаменатору клуба.
4.14. Клубы собаководства и иные специализированные организации, обладающие квалифицированными специалистами-кинологами и правом осуществления такой деятельности, по согласованию с зоологической комиссией осуществляют обучение владельцев и дрессировку собак, обеспечивают прием экзаменов и выдачу свидетельств об освоении программного курса.
4.15. Все владельцы потенциально опасных животных обязаны обладать навыками обращения с ними и предотвращать их агрессивное поведение.
4.16. Перевозка животных в общественном транспорте может производиться лишь при условии соблюдения установленных правил пользования соответствующими транспортными средствами, обеспечения полной безопасности людей (в т.ч. исключения укусов животными и иного агрессивного поведения животных, загрязнения и повреждения салона, одежды и имущества пассажиров).
4.17. Владельцы животных обязаны обеспечивать надлежащее содержание своих животных, принимать меры, исключающие негативное физическое, психологическое, санитарно-эпидемическое воздействие животных на окружающих:
своевременно регистрировать и перерегистрировать подлежащих регистрации животных, а при перемене места жительства о наличии этих животных ставить в известность жилищно-эксплуатационные организации по новому месту жительства;
гуманно обращаться с животными (не выбрасывать, не оставлять их без присмотра, пищи, воды и т.д.);
при нежелании или невозможности в дальнейшем содержать животных передавать их (либо продавать) в установленном порядке другим организациям или гражданам, обращаясь при необходимости в пункты (центры, приюты) реабилитации животных, общественные организации по защите животных и др.;
не допускать и незамедлительно устранять загрязнения животными квартир, лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего пользования в жилых домах, а также дворов, тротуаров, улиц и т.п.;
принимать меры к обеспечению тишины в жилых помещениях;
не допускать животных на детские площадки, в магазины, столовые и другие подобные места общего пользования;
не допускать содержание животных в количестве сверх установленных норм;
предотвращать агрессивное поведение животных (кроме случаев необходимой обороны или в рамках служебной деятельности по пресечению неправомерных действий);
немедленно сообщать в органы здравоохранения о всех случаях укусов людей и животных;
по требованию ветеринарных специалистов представлять животных для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок;
немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях внезапного падежа животных или подозрения на заболевание этих животных бешенством, до прибытия ветеринарных специалистов изолировать заболевшее животное;
не допускать выбрасывания трупов животных (павшие животные подлежат утилизации или захоронению в местах и в порядке, установленных администрацией города и района);
сдавать регистрационное удостоверение и регистрационный знак павшего животного не позднее одного месяца со дня смерти в то учреждение, в котором оно было зарегистрировано;
предоставлять лицам, осуществляющим контроль за соблюдением настоящих Правил, возможность беспрепятственного ознакомления с условиями содержания животных.
4.18. Организации и предприниматели, имеющие на своей территории сторожевых собак и иных животных, обязаны:
зарегистрировать животных на общих основаниях;
исключать бесконтрольное попадание животных за пределы своей территории;
соблюдать настоящие Правила.
4.19. Юридические и физические лица (в т.ч. клубы, общественные и иные объединения и организации), деятельность которых связана с содержанием, разведением животных, торговлей животными, их дрессировкой, использованием в служебных, коммерческих, охранных, образовательных, научных и иных целях, должны быть зарегистрированы в управлении ветеринарии района.
4.20. Регистрацию животных в ветеринарных учреждениях производят в установленном порядке:
запись в регистрационном журнале сведений о животном (родословная, порода, пол, возраст, место содержания и т.д.), данных о владельце животного (ФИО, место жительства);
выдачу регистрационного свидетельства и номерного знака (жетона) к ошейнику (для собак), ветеринарный паспорт (либо отметку) о проведении обязательной вакцинации, памятки о порядке содержания животных в городе, населенном пункте.
Примечание 1. Порядок регистрации животных органами ветеринарного надзора и иными организациями, а также взимания ими сборов и иных платежей за оказываемые услуги устанавливается уполномоченными на то органами в соответствии с действующим законодательством.
Примечание 2. Особому учету (в т.ч. в клубе собаководства, а также в жилищных организациях по месту жительства, местных администрациях - в частном секторе) подлежат ядовитые животные, крупные хищники, включая собак, относящихся к категории потенциально опасных пород и их метисов (американский стаффордширтерьер, английский бульдог, аргентинский дог, бульмастиф, бультерьер, доберман, кавказская овчарка, мастино-неаполитано, мастиф, московская сторожевая, немецкий дог, питбультерьер, ризеншнауцер, ротвейлер, среднеазиатская овчарка, черный терьер и др.).
4.21. При выгуливании собак и сопровождении потенциально опасных животных их владельцы обязаны принимать меры предосторожности, исключающие возможность причинения вреда и неудобств окружающим.
4.22. Выгуливать собак и потенциально опасных животных только в специально отведенных местах (на площадках либо в зонах), а при их отсутствии - на пустырях и в иных безлюдных местах за пределами детских площадок, образовательных и медицинских учреждений, особо охраняемых природных территорий и зон природоохранного назначения.
4.23. Не допускать выгуливания агрессивных собак и сопровождение потенциально опасных животных детьми моложе 16 лет.
4.24. Безнадзорные животные (независимо от породы и назначения, наличия ошейника с номерным знаком) подлежат отлову специализированными подразделениями (бригадами) жилищно-коммунального хозяйства, оснащенными специально оборудованными автомашинами для перевозки животных.
4.25. Организации, производящие отлов, умерщвление безнадзорных животных и обезвреживание биологических отходов, обязаны:
обеспечивать проведение органами ветеринарного и санитарного надзора инструктажей среди членов бригад по отлову животных, выдавать каждому работнику бригады, успешно прошедшему инструктаж, удостоверение на право отлова безнадзорных животных;
фиксировать все выезды бригад по отлову животных в специальном журнале, вести строгий учет отловленных или поступающих иным способом животных и биологических отходов с указанием сведений о количестве отловленных (поступивших), возвращенных владельцам (переданных иным лицам), умерщвленных животных и удаленных трупов животных и биологических отходов;
представлять в зоологическую комиссию ежегодный отчет по регистрируемым данным об отлове, передаче, умерщвлении животных и удалении их трупов в конкретные пункты захоронения, обезвреживания или утилизации;
обеспечивать доступ мест содержания и умерщвления безнадзорных животных для осуществления общественного, муниципального и государственного контроля за соблюдением настоящих Правил;
производить отлов преимущественно в утренние часы до начала рабочего времени;
не допускать отлова и умерщвления животных на виду у граждан, исключать возможность наблюдения этих процедур детьми;
не допускать отлова и транспортировки животных мучительными для них способами (применение капканов, а также приспособлений, наносящих животным физические травмы, содержание животных в транспортных средствах более 8 часов);
не допускать самостоятельной передачи животных гражданам и организациям бригадами по отлову животных;
обеспечивать проведение освидетельствования отловленных животных специалистами ветеринарной службы для решения вопроса о дальнейшем их использовании, возможной передаче заинтересованным организациям, а также, при необходимости, о методах уничтожения и утилизации;
производить умерщвление животных способами, вызывающими мгновенную смерть, либо мгновенное отключение сознания (состояние глубокого наркоза).
4.26. Отловленных породистых животных, либо животных, имеющих опознавательные метки (в т.ч. ошейники, регистрационные знаки), содержат в течение трех дней и с разрешения органов ветеринарного надзора возвращают этих животных владельцам по их просьбе, а при отсутствии таких просьб могут, в соответствии с нормами гражданского права, передавать их учреждениям и организациям или продавать их.
4.27. Владельцы животных оплачивают при возвращении им отловленных животных расходы по отлову, кормлению, содержанию и проведенных ветеринарных обработок. V. Контроль и обеспечение соблюдения Правил 5.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил содержания собак, кошек и экзотических животных осуществляют специально уполномоченные специалисты:
экологической службы городов и населенных пунктов (отдела по экологии и природным ресурсам мэрии);
отделов коммунального хозяйства администраций районов, комитета по городскому хозяйству;
жилищно-эксплуатационных организаций;
органов внутренних дел;
представители общественных организаций, преследующих цели защиты животных, осуществляют при содействии органов ветеринарного надзора систематический контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией животных их владельцами.
5.2. Органы ветеринарного надзора в соответствии с ветеринарными правилами:
осуществляют регистрацию (перерегистрацию) животных, выдачу регистрационных удостоверений и номерных знаков;
совместно с органами санитарного надзора, жилищно-эксплуатационными организациями, клубами служебного собаководства, обществами охраны природы, охотников и рыболовов, домовыми комитетами и другими общественными организациями проводят разъяснительную работу среди населения в целях предупреждения заболевания животных и соблюдения санитарно-ветеринарных правил.
5.3. Органы государственного санитарного эпидемиологического надзора осуществляют надзор и контроль за исполнением санитарных требований по содержанию животных.
5.4. Правила содержания животных, адреса ветеринарных учреждений, организаций, осуществляющих отлов безнадзорных животных, а также указатели мест для выгуливания собак должны вывешиваться жилищно-эксплуатационными организациями на видном месте для сведения жителей городов и поселков.
5.5. При выявлении случаев несоблюдения требований настоящих Правил соответствующими надзорными органами и организациями, осуществляющими учет и регистрацию животных, должны приниматься необходимые меры по пресечению нарушений, а также привлечению виновных лиц к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере содержания животных и охраны животного мира.
5.6. Исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
5.7. Участие общественных объединений в обеспечении соблюдения настоящих Правил определяется уставами и иными учредительными документами данных объединений. VI. Ответственность за нарушение Правил содержания
собак, кошек и экзотических животных
на территории Республики Саха (Якутия) 6.1. В случаях ненадлежащего содержания животных, жестокого обращения с ними, к нарушителям могут применяться санкции, предусмотренные административным, гражданским и уголовным законодательствами Российской Федерации.
6.2. Исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
6.2.1. Исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
6.2.2. Исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
6.2.3. Исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
6.2.4. Исключен. - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N 644.
6.3. Возмещение вреда, причиненного собаками, кошками и экзотическими животными личности или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, возмещается владельцем животного в соответствии с гражданским и уголовным законодательствами Российской Федерации. Образец формы заявления Председателю зоологической
комиссии ___________________
____________________________
населенный пункт
от _________________________
Ф.И.О.
___________________________,
проживающего (ей) по адресу:
____________________________
____________________________
____________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас принять меры к __________________________________, владельцу
Ф.И.О
___________________, проживающему (ей) по адресу _______________________,
вид животного
за систематические причинения неудобств _________________________________
описать характер нарушения
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
"____" _____________ 200___ г. Подпись заявителя |