Деловая репутация как объект гражданских прав


НазваниеДеловая репутация как объект гражданских прав
страница1/15
ТипАвтореферат
filling-form.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Южный федеральный университет»


На правах рукописи
Карайчева Ольга Владимировна


ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Специальность 12.00.03 – гражданское право; семейное право; предпринимательское право; международное частное право

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент

Бакаева Ирина Владиленовна

Ростов-на-Дону – 2014
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Деловая репутация как нематериальное благо: понятие, правовая природа, место в системе объектов гражданских прав…………………..17

    1. Нематериальные блага как объекты гражданских прав…………… 17

    2. Деловая репутация в системе объектов гражданских прав…………… 33

Глава 2. Гражданско-правовой механизм определения стоимости деловой репутации…………………………………………………………..75

2.1. Особенности оценки деловой репутации в гражданском обороте……….75

2.2. Системный подход и его применение при определении стоимости деловой репутации……………………………………………………………..94

Глава 3. Гражданско-правовая защита деловой репутации…………. 100

3.1. Гражданско-правовые способы защиты деловой репутации…………..100

3.2. Компенсация репутационного вреда……………………………………….140

Заключение…………………………………………………………………...160

Список использованных источников………………………………..….171

Приложения…………………………………………………………………..201

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется значительным расширением под влиянием ряда факторов международно-правового, социально-политического и экономического характера перечня нематериальных благ, признаваемых объектами гражданских прав, а также способов их гражданско-правовой защиты. В условиях рыночной экономики вовлечение определенной части таких благ в гражданский оборот трансформирует некоторые их традиционные признаки и наделяет эти блага новыми характеристиками, свойственными материальным благам – такими, как товарность, отчуждаемость, возможность денежной оценки и др. Это обстоятельство делает возможным рассмотрение прав на такие блага с позиции имущественных благ.

Один из актуальных аспектов проблемы более четкой идентификации нематериальных благ в системе объектов гражданских прав – преодоление правовой идентичности нематериальных благ, являющихся неотъемлемыми благами личности (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и т.п.), и благ, приобретших в настоящее время сложную личностно-имущественную природу вследствие нарастания процессов интеграции их экономических и правовых признаков. К таким благам, прежде всего, относится деловая репутация, законодательно вводимая в число объектов гражданских прав через обобщенное понятие нематериальных благ. В аспекте своих имущественных свойств подобные блага способны участвовать в гражданском обороте, сохраняя при этом свои признаки неимущественного характера, характерные для нематериальных благ. Двойственный характер определенной части нематериальных благ, в том числе деловой репутации, является недостаточно исследованным в науке гражданского права и требует глубокого теоретического осмысления, в том числе в целях более четкого выявления их правовой природы и места в системе объектов гражданских прав.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит деловую репутацию к объектам гражданских прав через обобщенное понятие нематериальных благ, что предопределяет соответствующие способы ее защиты, с единственной оговоркой о возможности наличия деловой репутации юридических лиц. На момент принятия Гражданского кодекса РФ, в условиях неразвитости рыночной экономики данное положение было оправдано. Однако происходящие в социально-экономической и правовой сферах России и других странах мира изменения привели к тому, что на фоне обострения рыночной конкуренции деловая репутация стала непосредственным источником получения прибыли, мощным ресурсом организаций, которые вправе пользоваться им по своему усмотрению.

Деловая репутация в современных условиях рыночной экономики составляет важный фактор успешного ведения предпринимательской деятельности, являясь одним из основных неценовых факторов спроса.

Считается, что известная торговая марка в состоянии обеспечить только 20-30 процентов премии к проданному товару или услуге. Деловая репутация же может увеличить эту премию еще как минимум вдвое. Существует немало примеров, когда организации-банкроты были куплены исключительно в целях приобретения новым собственником права распоряжаться их главным активом – деловой репутацией. По исследованиям агентства «Бренд Актив», руководствоваться деловой репутацией компании при выборе товара предпочитают более 70 процентов потребителей1.

Вполне очевидно, что незаконное использование деловой репутации существенно снижает реальную стоимость активов хозяйствующего субъекта, что требует усиления эффективности гражданско-правовой защиты деловой репутации, поскольку ее незаконное использование существенно снижает реальную стоимость активов хозяйствующего субъекта. В связи с этим особого внимания заслуживают вопросы выявления правовой природы деловой репутации как нематериального блага, а также формирования на этой основе действенной системы правовой защиты деловой репутации.

Уровень научной разработки проблемы. В науке гражданского права проблеме нематериальных благ и личных неимущественных прав традиционно уделялось достаточное внимание. Диссертационное исследование опирается на наследие таких основоположников теории цивилистики, как М.М. Агарков, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.П. Грибанов, О.С. Иоффе, Н.С. Малеин, В.А. Рясенцев, В.А. Тархов, Ю.К. Толстой, Е.А. Флейшиц и др.

Наиболее системные попытки изучения нематериальных благ и личных неимущественных прав прослеживаются в работах А.Л. Анисимова, Б.Т. Безлепкина, Е.А. Ковалева, В.Д. Костюк, Л.О. Красавчиковой, М.Н. Малеиной, Б.Н. Мезрина, С.А. Николаева, М.Л. Нохриной, В.С. Толстого, Н.П. Шарило, А.М. Эрделевского, К.Б. Ярошенко и др.

Достаточно полно изучались, в частности А.М. Эрделевским1, проблемы компенсации морального вреда, причиненного нарушением нематериальных благ, включая деловую репутацию, и личных неимущественных прав.

Отличительной чертой многих цивилистических исследований является рассмотрение вопросов защиты деловой репутации исключительно через призму ее принадлежности к нематериальным благам и, как правило, в одном ряду с вопросами защиты чести и достоинства.

В специальной литературе уделяется внимание также вопросам диффамации и способам защиты от нее. Данный вопрос освещен в работах А.М. Эрделевского, Д.А. Самородова, С.В. Потапенко и других авторов.

Несмотря на обращение в последнее время ряда авторов (Л. Грось, Л.В. Смолина, С.В. Потапенко, Ю.Г. Иваненко, Л.А. Соловьева, Ю.А. Герасимова и др.) к изучению собственно деловой репутации, соответствующие исследования представлены преимущественно журнальными статьями и охватывают лишь отдельные аспекты заявленной нами проблематики, связанные, как правило, с правовой регламентацией ее защиты.

В последние годы появился также и ряд кандидатских диссертаций по обозначенной проблематике. Среди них заслуживают быть особо отмеченными диссертационные работы А.В. Беспалова, Н.В. Бонг, В.В. Быковского, А.Р. Гусаловой, Н.Ю. Никуличевой, Ю.З. Сахапова, А.Ф. Суржика, Т.В. Черкасовой.

Признавая научную и практическую значимость проведенного цивилистами анализа деловой репутации как объекта гражданских прав, следует одновременно подчеркнуть, что до сих пор не реализован в полной мере теоретический подход, связанный с комплексной оценкой правовой природы деловой репутации как объекта гражданских прав и межотраслевой гражданско-правовой категории, отражающей ее специфические признаки как личностно-имущественного блага, занимающего особое место в системе объектов гражданских прав, а также нуждающегося в адекватных гражданско-правовых механизмах его правового регулирования и защиты.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является установление на основе анализа действующего гражданского законодательства, теоретико-методологических концепций и правоприменительной практики правовой природы деловой репутации как объекта гражданских прав, ее места в системе нематериальных благ, разработка механизма определения стоимости деловой репутации, а также теоретических и практических предложений по совершенствованию ее гражданско-правового регулирования.

Реализация поставленной цели определяет необходимость и логическую последовательность решения следующих конкретных задач:

– выявление социально-экономической сущности деловой репутации как нематериального блага, ее гражданско-правовых признаков, предопределяющих двуединую правовую природу деловой репутации как личностно-имущественного блага;

– теоретико-правовой анализ родовых признаков нематериальных благ как объектов гражданских прав и идентификация на его основе места деловой репутации как нематериального блага в системе объектов гражданских прав;

– исследование гражданско-правовой сущности понятия «репутация» и оснований деления репутации на виды, в том числе на «профессиональную» и «деловую» репутации;

– выявление ключевых факторов, влияющих на формирование деловой репутации;

– разработка на основе анализа существующих в современной науке концептуальных подходов и методов определения стоимости деловой репутации механизма ее системной оценки как нематериального блага;

– анализ особенностей способов нарушения деловой репутации и определение путей устранения законодательных коллизий в сфере гражданско-правовой защиты деловой репутации;

– обоснование авторского механизма определения размера компенсации репутационного вреда.

Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся между участниками гражданского оборота по поводу деловой репутации, как объекта гражданских прав.

Предметом исследования выступают закономерности развития и современное состояние гражданско-правового регулирования отношений, связанных с правовым режимом деловой репутации как объекта гражданских прав, положения научной доктрины и правоприменительная практика.

Теоретико-методологической и нормативной основой исследования послужили системный подход и теоретико-методологические концепции гражданского правоотношения, объектов гражданских прав, нематериальных благ, включая деловую репутацию, нормы международных и российских правовых актов, в том числе Конституции РФ, федеральных законов в части регламентации имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с деловой репутацией. В качестве методологической базы диссертационной работы выступают общенаучные методы аналитического исследования нормативно-правовых и эмпирических материалов, методы структурно-логического, ретроспективного анализа, юридического моделирования и сравнительного правоведения. В работе проанализированы публикации российских и зарубежных авторов, а также материалы судебной практики (включая неопубликованные в официальных источниках), и практики Европейского суда по правам человека.

Методологическую базу исследования в области нематериальных благ, а также теории объектов гражданских прав составили труды И.В. Ершовой, С.А. Зинченко, О.С. Иоффе, Л.О. Красавчиковой, В.А. Лапача, М.Н. Малеиной, В.В. Ровного, В.И. Сенчищева, В.А. Тархова, Р.О. Халфиной, Д.Ю. Шапсугова, и др.

По проблемам социологического анализа понятия репутации и ее видов –работы ученых-социологов П. Бурдье, М. Вебера, Ж. Тощенко и др.

Анализ деловой репутации не только в виде правовой, но и экономической категории обусловил необходимость использования трудов российских и иностранных ученых-экономистов в области исследования нематериальных активов, интеллектуального капитала и их влияния на функционирование организации. Среди них работы А.П. Аксенова, А.Л. Гапоненко, А. Заман, Н.В. Манохиной, Т. Сакайя, Д.Дж. Тиса, Р. Тиссен, Л. Эдвинссон и др. Основу для разработки авторской методики оценки деловой репутации составил метод анализа иерархий, автором которого является Т. Саати.

По вопросам гражданско-правовой защиты деловой репутации теоретико-методологическую базу исследования составили работы А.Л. Анисимова, Б.Т. Безлепкина, Л. Грось, Ю.Г. Иваненко, Е.А. Ковалева, В.Д. Костюк, Л.О. Красавчиковой, С.А. Николаева, Н.Ю. Никуличевой, С.В. Потапенко, Д.А. Самородова, Л.В. Смолиной, А.Ф. Суржика, Э.А. Цадыковой, Е.Д. Шевчук, А.М. Эрделевского и др.

Научная новизна исследования, определяющая также и личный вклад соискателя, состоит в развитии цивилистической теории деловой репутации как объекта гражданских прав, в рамках которой разработаны авторские представления о деловой репутации в виде экономико-правовой категории, правовая природа которой определяется не только традиционными для нематериальных благ неимущественными, но и имущественными характеристиками, что предопределяет ее особое место в системе объектов гражданских прав в качестве личностно-неимущественного блага, а также в исследовании на основе обозначенных теоретических положений специфики применения к деловой репутации гражданско-правовых способов защиты, соответствующих ее правовой природе и поддержанных гражданско-правовым механизмом системной оценки деловой репутации как нематериального актива организации.

Применение новой методики исследования деловой репутации как объекта

гражданских прав позволило автору достичь следующих основных результатов, обладающих научной новизной и выносимых на защиту:

1. Определено и всесторонне обосновано обособление деловой репутации среди нематериальных благ как объектов гражданских прав. С учетом анализа ее сущности в качестве социально-правового явления подтверждена правомерность включения деловой репутации в систему объектов гражданских прав через обобщенное понятие нематериальных благ, что исключает возможность ее отнесения к объектам гражданских прав через общепринятое понятие имущества и позволяет обеспечить адекватное отражение в ее гражданско-правовом режиме и способах защиты.

Обосновано, что деловая репутация, как явление объективной действительности, по своим сущностным характеристикам является именно нематериальным благом, поскольку она формируется исключительно нематериальными факторами – общественными мнением, оценками, отношением и т.п. и приобретает значимость в качестве объекта гражданских прав через ее аксиологическую интерпретацию, восприятие социально-экономической и юридической ценности, а не формализацию через какую-либо овеществленную форму.

Как нематериальное благо деловая репутация характеризуется такими юридическими свойствами, как индивидуализация обладателя, специфика оснований возникновения, изменчивость, невозможность использовать вещно-правовые способы защиты. Деловая репутация обладает естественным происхождением – так же как и иные нематериальные блага, она принадлежит лицу вне зависимости от воли государства, которое лишь признаёт и охраняет её.

Деловая репутация как нематериальное благо приобретает стоимостную форму и выраженные имущественные характеристики, участвует в гражданском обороте как имущественное благо, вследствие чего она утрачивает ряд конституирующих признаков нематериальных благ (неразрывная связь с личностью, неимущественный характер, неотчуждаемость).

2. Выявлены и исследованы специфические имущественные характеристики деловой репутации, принципиально отличающие ее от конституирующих признаков нематериальных благ, отождествляемых по своей правовой природе с естественными и неотъемлемыми правами человека – честью, достоинством, личной неприкосновенностью и т.д.

Деловая репутация представляет собой целостную систему общественной оценки совокупности имиджевых качеств и показателей осуществления организацией предпринимательской деятельности, влияющей (способной повлиять) на участие организации в гражданском обороте и ее социальное, в том числе имущественное, положение.

3. В обозначенной теоретической конструкции аналитически обоснованы двуединая правовая природа и особое место деловой репутации в системе объектов гражданских прав в качестве личностно-неимущественного блага. Доказано, что это место определяется симбиозом её специфических характеристик, детерминирующих одновременно с сохранением нематериальной природы её особую ценность для успешного развитии бизнеса и необходимость денежной оценки.

Возможность имущественной оценки, вовлечение деловой репутации в гражданский оборот, а также с учётом её характеристик как нематериального блага юридического лица позволяет приравнять ее к имуществу, обладающего оборотоспособностью наряду с материальными благами.

4. Доказано с использованием положений современных правовых и социологических доктрин, что правовая природа деловой репутации принципиально отличается от природы другой разновидности родового понятия «репутация» – профессиональной репутации. Если профессиональная репутация индивида как общественная оценка его социального статуса принадлежит гражданину-работнику, позволяя ему занимать определенное положение в обществе, иметь социальные льготы и преимущества и является, таким образом, классическим нематериальным благом, то деловая репутация обусловлена появлением особого класса предпринимателей как активных субъектов рыночной экономики, позволяет получать экономическую прибыль, что обусловливает формирование иных характеристик деловой репутации, отличных от родовых признаков традиционно для гражданского права трактуемых нематериальных благ. Обосновывается предложение о необходимости законодательной корректировки предусмотренного ст. 150 ГК РФ перечня нематериальных благ посредством введения в него в качестве самостоятельного блага профессиональной репутации, отличной по своей правовой природе от деловой репутации.

5. Выделены и систематизированы факторы, влияющие на наличие и уровень деловой репутации. Классификация выделенных факторов на внутренние, определяемые и контролируемые организацией в целях формирования репутационной политики (миссия и стратегия организации, качество продукции, социальная ответственность, отношения с персоналом, личность и деловые качества руководителя, динамика финансовых показателей) и внешние, позволяющие оценить уровень деловой репутации организации ее окружением – контрагентами, потребителями ее товаров, работ и услуг, а также любыми другими лицами (имидж, коммерческий опыт, деловые связи, уровень квалификации и отношения сотрудников, информационная среда, репутация продукции) дает возможность выявить лимитирующие и благоприятные факторы и дать на этой основе комплексную оценку деловой репутации.

6. Разработан и апробирован в порядке эксперимента в ряде коммерческих организаций новый механизм определения стоимости деловой репутации, опирающийся на один из наиболее известных методов системного анализа проблем любой природы – метод анализа иерархий, сочетающий в себе строгость алгоритмического подхода с элементами субъективного структурирования задачи принятия решений. Авторская методика позволяет на основе многоэтапного попарного сравнения критериев, в качестве которых применяются выявленные внешние и внутренние факторы деловой репутации, по заданной шкале сделать вывод о наличии «высокой положительной», «низкой положительной» или «отрицательной» деловой репутации организации. Показано, что одним из актуальных направлений прикладного использования оценочной методики является обоснование размера компенсации репутационного вреда при гражданско-правовой защите деловой репутации.

8. Выделены и проанализированы способы нарушения деловой репутации, в том числе иные по сравнению с обозначенными в современном гражданском законодательстве, – распространение порочащих сведений, являющееся наряду с некорректным сравнением хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими юридическими лицами, незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, одним из проявлений недобросовестной конкуренции, нарушающим право на деловую репутацию; использование чужого товарного знака; недобросовестная реклама; действия контрагентов, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязательств. Показано, что выделенные способы нарушения деловой репутации предполагают применение соответствующих способов ее гражданско-правовой защиты.

9. Для преодоления проблемы неэффективного использования такого имущественного способа защиты деловой репутации, как возмещение убытков, предложена и обоснована процедура гражданско-правовой защиты, ключевым этапом которой является система экономического расчета понесенных вследствие умаления деловой репутации убытков, основанная на вычислении динамики стоимостных индикаторов уровня деловой репутации организации с использованием количественных методов ее оценки, преимущественно метода избыточных прибылей и производных от него методов, поскольку они позволяют получить точное денежное выражение деловой репутации на основе показателей финансового учета, имеющихся в любой организации. Данная рекомендация базируется на авторской позиции, в соответствии с которой умаление деловой репутации можно рассматривать в качестве реального ущерба лица, поскольку его имущественное положение ухудшается, что находит отражение и в финансовой документации, упущенной выгоде в виде незаключенных договоров, падении продаж и т.п.

10. Разработана с целью унификации процедуры компенсации причиненного организациям репутационного вреда система определения размера компенсации данного вреда путем вычисления и последующего перемножения величины презюмируемого репутационного вреда и коэффициента, определяемого по результатам интегральной оценки деловой репутации в соответствии с разработанным многокритериальным методом. Данная разработка составила основу проекта Положения о порядке проведения независимой оценки деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации, регламентирующего процедурные вопросы.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется актуальностью поставленных задач исследования и достигнутым уровнем разработанности проблематики, степенью обобщения и уровнем осмысления фундаментального и прикладного аспектов исследования деловой репутации как объекта гражданских прав, ее правовой природы, выявлением и обоснованием факторов и механизма оценки стоимости деловой репутации, а также обоснованием особых способов ее гражданско-правовой защиты.

Полученные автором результаты могут быть использованы в качестве основы для последующей нормотворческой работы, теоретической базы для осуществления дальнейших исследований нематериальных благ в целом и деловой репутации в частности как объектов гражданских прав, а также в правоприменительной деятельности и в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена на кафедре гражданского права юридического факультета ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». Основные выводы диссертационного исследования изложены в опубликованных статьях, а также научных сообщениях, сделанных на научных и научно-практических конференциях. В их числе: VI Международная научно-практическая конференция «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (г. Таганрог, 10-12 сент. 2009 г.); конференция «Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях» (г. Уфа, 7-8 окт. 2009 г.); II Международная научно-практическая конференция «Частное право: проблемы и тенденции развития» (г. Москва, 28-29 окт. 2010 г.); IX ежегодная международная научно-практическая конференция «Проблема правосубъектности: современные интерпретации» (г. Самара, 25 февр. 2011 г.); IX научный форум «Актуальные проблемы частно-правового регулирования» (г. Самара, май 2011 г.); Международная научно-практическая заочная конференция «Проблемы совершенствования законодательства на современном этапе развития государства и права» (г. Ростов н/Д, 25 нояб. 2011 г.); Международная научно-практическая конференция «Новая индустриализация и инновационное развитие России» (г. Сочи, 26-28 янв. 2012 г.); Международная научно-практическая конференция «Глобальный мир: антикризисные императивы, модернизация, институты» (г. Ростов н/Д, 24-26 мая 2012 г.), Международная научно-практическая конференция «Экономическое развитие России в условиях глобальной нестабильности: тенденции и перспективы» (г. Сочи, 24-26 янв. 2013 г.).

Автором опубликовано 16 научных статей, в том числе четыре – в журналах, рекомендованных ВАК, общим объемом 5 печатных листов, их список приводится в автореферате диссертации.

Структура и содержание диссертации обусловлены логикой и последовательностью решения в рамках исследования задач, направленных на достижение его цели. Диссертационное исследование включает введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, и список использованных источников, насчитывающий 376 наименований, 4 приложения. Работа проиллюстрирована 6 рисунками и 4 таблицами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Деловая репутация как объект гражданских прав icon23 Деловая репутация и опыт работы
Информируем Вас, что ООО «Жировой комбинат» (г. Екатеринбург) объявляет тендер на поставку сахара-песка, категории тс2

Деловая репутация как объект гражданских прав iconОбобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел о признании...
В статье 153 гк сделки определены как "действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение...

Деловая репутация как объект гражданских прав iconМетодические указания по изучению дисциплины «Объекты гражданских...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Деловая репутация как объект гражданских прав iconМетодические указания по изучению дисциплины «Объекты гражданских...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Деловая репутация как объект гражданских прав icon1. Гражданское право как отрасль права
В лекциях по Гражданскому праву освещаются общие положения о гражданском праве, проблемы осуществления, защиты гражданских прав и...

Деловая репутация как объект гражданских прав iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
«Приобретательная давность как основание возникновения права собственности на объекты гражданских прав»

Деловая репутация как объект гражданских прав iconРабочая программа элективного курса «Деловая кореспонденция»
«Деловая корреспонденция» для учащихся 11 «б» класса (социально-экономический профиль) учителя английского языка мбоу лицей №1 Козлович...

Деловая репутация как объект гражданских прав iconТема Понятие гражданского права
...

Деловая репутация как объект гражданских прав iconКак правильно оформить декларацию?
Это достаточно простой документ заполняется на русском языке на один объект недвижимого имущества, собственноручно печатными буквами,...

Деловая репутация как объект гражданских прав iconУчебное пособие «Деловая корреспонденция немецкого языка»
Деловая корреспонденция немецкого языка: учеб пособ. / Р. А. Гаманко. Самара. Самар гос техн ун-т, 2009. с., 10 ил., 13 табл., библиогр.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск