Скачать 295.92 Kb.
|
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №2 АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ Составила: старший воспитатель Бабенко С.В. Сатка, 2013г. СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами. Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры. Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой. Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности. Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей. 1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Схема анализа игровой деятельности. 1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности. 2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой. 3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение. 4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр. 5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры. 6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр. 7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры. 8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания). 9. Приемы руководства разным видами игр. 10. Окончание игры. Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя. 1. По чьей инициативе возникла игра? 2. Планировали ли дети заранее ее ход? 3. Сколько детей участвовало в игре? 4. Какие роли были и как они распределялись? 5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? 6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми? 7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? Э. Сколько времени продолжалась игра? 9. Связана ли данная игра с другими играми детей? 10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? 11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя? 12. Соответствует ли игра возрасту детей? 13. Каков уровень развития игровой деятельности детей? 14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности? 15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали? 16. Как проходило распределение ролей? 17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру? 18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? 19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они устранялись? 20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре? 21. Взаимоотношения педагога и ребенка. 22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности. Анализ наблюдения игровой деятельности детей Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем. 1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры; - расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры); - интересовался: «Во что играете?»; - предлагал новые игровые действия; - предлагал новые роли; - вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; - предлагал новые игровые ситуации; - давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»; - задавал вопросы, которые направляли развитие игры; - брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру; - давал оценку (анализ) игры; 2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры? - вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); - сам организовывал вокруг себя коллектив для игры; - побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках); - предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил); - побуждал детей объединять разные игры между собой; - использовал какие-то другие приемы. Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня. 1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности. 2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой. 3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение. 4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр. 5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры. 6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр. 7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры. 8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания). 9. Приемы руководства разными видами игр. 10. Окончание игры. Настольно-печатные игры. 1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится. 2. Воспитательно-образовательная ценность игры. 3. В какой группе может быть использована и почему? 4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр. Схема анализа детской игры. 1. Доставила ли игра детям радость? 2. Причины достигнутого результата - подготовка к игре: - планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой; - создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра); - подготовка детей; - по чьей инициативе возникла игра; - имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом; - самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя; - в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления); - не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством? - деятельность детей в игре; - как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии; - как была закончена игра - организованно или неожиданно; - как проведен анализ. 3. Как бы Вы руководили этой игрой? Игры со строительным материалом.
А) по заданной теме; Б) по замыслу; В) по условиям; Г) «по моделям».
2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д ОШКОЛЬНИКОВ Критерии развития игровой деятельности I. Условия для возникновения и развертывания игр детей
II. Условия для развития общения между детьми в игре
III. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре
IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей
V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры
Диагностический лист по определению уровня развития игры детей
Порядок заполнения таблицы. Выявленный показатель развития ребенка отражается в диагностическом листе знаком « + »; отсутствие показателя – знаком «-». Например: 1а - « + » (замысел игры появляется с помощью взрослого). 1а - « - » (в появлении замысла игры взрослый не принимал участия). 16 - « + » (ребенок сам придумал, как будет играть). 16 - « - » (ребенку требуется помощь в появлении замысла игры). 2 - « + » (замыслы игр у ребенка разнообразные). 2 - « - » (замыслы игр у ребенка однообразные, изо дня в день повторяются). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИГРУШЕК:
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:
Преимущества перспективного планирования:
Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ. |
Объективные механизмы оценки деятельности педагогов доу, стимулирующие профессиональное и личностное саморазвитие, с каждым годом... | Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей | ||
В последнее время в педагогической литературе активно обсуждаются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще... | Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее доу) | ||
С. Е. Анфисова, О. В. Дыбина, И. В. Груздова, А. Ю. Кузина) предназначена для слушателей курсов повышения квалификации практических... | Методические рекомендации предназначены для студентов и методистов специальности 09. 02. 05 «Прикладная информатика» (по отраслям)... | ||
Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации... | Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление... | ||
Методические рекомендации предназначены для ассистентов-руководителей практики «Помощник врача стационара: Акушерство» медицинских... | Методические рекомендации предназначены для студентов, осваивающих профессию «Продавец, контролер-кассир» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |