Методические рекомендации для воспитателей доу


Скачать 295.92 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для воспитателей доу
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №2

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Составила: старший воспитатель

Бабенко С.В.

Сатка, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ:


Пояснительная записка

3

  1. Варианты анализа игровой деятельности

5

  1. Диагностика игровой деятельности дошкольников

10

  1. Планирование игровой деятельности дошкольников

16

Список литературы

28




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.


1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

10. Окончание игры.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

устранялись?

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

- расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

- интересовался: «Во что играете?»;

- предлагал новые игровые действия;

- предлагал новые роли;

- вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

- предлагал новые игровые ситуации;

- давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

- задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

- брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

- давал оценку (анализ) игры;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры?

- вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

- сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

- побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);

- предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

- побуждал детей объединять разные игры между собой;

- использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.
Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата - подготовка к игре:

- планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

- создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

- подготовка детей;

- по чьей инициативе возникла игра;

- имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

- самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

- в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

- не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

- деятельность детей в игре;

- как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

- как была закончена игра - организованно или неожиданно;

- как проведен анализ.

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

  1. Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

  2. Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

  3. Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

  4. Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

  5. Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

  6. Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

А) по заданной теме;

Б) по замыслу;

В) по условиям;

Г) «по моделям».

  1. Место и время для игры.

  2. Объединения детей.

  3. Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

  4. Воспитательная направленность игры.


2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д ОШКОЛЬНИКОВ
Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

  • Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

  • Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

  • В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами - «Съедобное - несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

  • Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

  • Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

  • Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).

  • Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

  • Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре

  • Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

  • Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

  • Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

  • Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

  • Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

  • Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей

  • Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей).

  • Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

  • Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

  • Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

  • Организуют сюжетно-ролевую игру.

  • Организуют игры с правилами.

  • Способствуют возникновению режиссерской игры.

  • Организуют игры-драматизации.

  • Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

  • Организуют подвижные спортивные игры.

  • Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

  • Приобщают к играм разных народов.

Диагностический лист

по определению уровня развития игры детей

Показатели развития

Фамилия, имя ребенка

1

2

I. Содержание игры

1. Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно




2. Разнообразие замыслов




3. Количество игровых задач




4. Разнообразие игровых задач




5. Самостоятельность при постановке задач:

а) вставит взрослый;

б) с помощью взрослого;

в) самостоятельно




II. Способы решения игровых задач

6. Разнообразие игровых действий с игрушками




7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развернутые;

б) обобщенные




8. Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно




9. Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно




10. Принимает роль




11. Разнообразие ролевых действий




12. Выразительность ролевых высказываний




13. Наличие ролевых высказываний




14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка




15. Ролевая беседа возникает:

а) со взрослым;

б) со сверстником




16. Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка




17. Содержательность ролевой беседы




III. Взаимодействие детей в игре

18. Вступает во взаимодействие:

а) со взрослым;

б) со сверстником




19. Ставит игровые задачи:

а) взрослому;

б) сверстнику




20. Принимает игровые задачи:

а) от взрослого;

б) от сверстника;

в) отказывается




21. Длительность взаимодействия:

а) кратковременное;

б) длительное




Порядок заполнения таблицы. Выявленный показатель развития ребенка отражается в диагностическом листе знаком « + »; отсутствие показателя – знаком «-». Например:

1а - « + » (замысел игры появляется с помощью взрослого).

1а - « - » (в появлении замысла игры взрослый не принимал участия).

16 - « + » (ребенок сам придумал, как будет играть).

16 - « - » (ребенку требуется помощь в появлении замысла игры).

2 - « + » (замыслы игр у ребенка разнообразные).

2 - « - » (замыслы игр у ребенка однообразные, изо дня в день повторяются).


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИГРУШЕК:

  1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

  2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

  3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления).

  4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

  5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

  6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

  7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

  8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление


3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:

  1. Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим.

  2. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды).

Преимущества перспективного планирования:

  1. Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра».

  2. Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни.

  3. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности.

  4. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.

Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):

    • ознакомление с окружающим;

    • обогащение игрового опыта;

    • изменение игровой среды;

    • активизация общения взрослого с ребенком.


ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ.

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации для воспитателей доу iconМетодические рекомендации Портфолио педагога доу
Объективные механизмы оценки деятельности педагогов доу, стимулирующие профессиональное и личностное саморазвитие, с каждым годом...

Методические рекомендации для воспитателей доу iconТема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в доу»
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей

Методические рекомендации для воспитателей доу iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Методические рекомендации для воспитателей доу iconМетодические рекомендации документация воспитателя
Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее доу)

Методические рекомендации для воспитателей доу iconПрограмма для слушателей курсов повышения квалификации практических работников
С. Е. Анфисова, О. В. Дыбина, И. В. Груздова, А. Ю. Кузина) предназначена для слушателей курсов повышения квалификации практических...

Методические рекомендации для воспитателей доу iconМетодические рекомендации по оформлению документации на программный продукт
Методические рекомендации предназначены для студентов и методистов специальности 09. 02. 05 «Прикладная информатика» (по отраслям)...

Методические рекомендации для воспитателей доу iconИнновации в туризме Методические рекомендации кострома
Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации...

Методические рекомендации для воспитателей доу iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...

Методические рекомендации для воспитателей доу iconМетодические рекомендации для преподавателей
Методические рекомендации предназначены для ассистентов-руководителей практики «Помощник врача стационара: Акушерство» медицинских...

Методические рекомендации для воспитателей доу iconУчебно методическое сопровождение практики обучающихся Методические...
Методические рекомендации предназначены для студентов, осваивающих профессию «Продавец, контролер-кассир»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск