Скачать 7 Mb.
|
Сканирование: Юрий Фигатнер | Правка, форматирование: Янко Слава Умберто Эko Отсутствующая структура Введение в семиологию ББК 87.4 Э. 40 У. ЭКО. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с. Перевод книги — А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник Редактор — М. Г. Ермакова © 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Sp.a Via Pisacane, 26 - Milano. Умберто Эко известен в России, прежде всего как автор двух романов: "Имя Розы" и "Маятник Фуко". Специальные работы философа и ученого широкому российскому читателю до последнего времени были недоступны. Как с ученым читающую публику познакомил с У. Эко Ю. М. Лотман. обрисовав в общих чертах в послесловии к роману "Имя Розы " его семиотическую концепцию. Обстоятельства сложились так. что мы все еще плохо знакомы с деятельностью одного из самых крупных представителей мировой семиотики, тем более достойного внимания, что У. Эко никогда не замыкался в узких границах специальных исследований. Он всегда, и едва ли не в первую очередь, философ и искусствовед с самыми широкими интересами. Общие проблемы семиотики, разграничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т. д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры. кино. современной живописи, музыки, рекламы и пр. Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем. кто на практике имеет дело со средствами массовой информации. Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Регионального издательского центра Института "Открытое общество" (OSI — Budapest) и Института "Открытое общество. Фонд Содействия." (OSIAF — Moscow) Э 1403000000-001 У 34-03-98 ISBN 5-86708-114-1 © ТОО ТК "Петрополис", 1998 г. © А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г. Предисловие 7 1. Размышления 1980 7 2. Размышления 1971/1972 14 Введение 22 A. Сигнал и смысл (Общесемиологические понятия) 24 1. Мир сигнала 25 I. Знаковые системы 25 II. Коммуникативная модель 26 III. Информация 28 IV. Код 31 2. Мир смысла 33 I. Значение "значения". Денотация и коннотация 33 II. Коды и лексикоды* 38 III. Структура как система, держащаяся внутренней связью 40 IV. Структура как теоретическая модель 41 V. Семиология источника 45 VI. Коды и их модификации 46 VII. Сообщение как источник и семиологическая информация 48 3. Эстетическое сообщение 50 I. Неоднозначное и авторефлексивное сообщение 50 II. Идиолект произведения искусства 54 III. Кодифицируемость уровней 56 IV. "Открытая" логика означающих 59 4. Побудительное сообщение 61 I. Античная риторика и риторика современная 61 II. Риторика: между избыточностью и информацией 63 III. Риторика как хранилище устоявшихся формул 65 5. Риторика и идеология 67 I. Идеология и код 67 II. Взаимоотношения риторики и идеологии 68 Б. Дискретное видение (Семиология визуальных сообщений) 76 1. Визуальные коды 76 I. Обоснование подхода 76 II. Иконический знак 78 III. Возможность кодификации иконических знаков 84 2. Миф двойного членения 89 3. Артикуляция визуальных кодов 92 I. Фигуры, знаки, семы 92 II. Коды: анализ и синтез 94 III. Иконическая сема 95 4. Некоторые пояснения : кино и современная живопись 99 I. Кинематографический код 99 II. От нефигуративности к новой изобразительности 105 5. Некоторые пояснения: реклама 107 I. Соображения общего порядка 107 II. Риторические коды 108 III. Регистры и уровни рекламных кодов 110 IV. Примеры анализа рекламных сообщений 113 V. Заключение 122 В. Функция и знак (Семиология архитектуры) 123 1. Архитектура и коммуникация 123 I. Семиология и архитектура 123 II. Архитектура как коммуникация 124 III. Стимул и коммуникация 125 2. Знак в архитектуре 126 I. Характеристики архитектурного знака 126 II. Денотация в архитектуре 128 III. Коннотация в архитектуре 130 3. Коммуникация в архитектуре и история 131 I. Первичные и вторичные функции 131 II. Архитектурные означаемые и история 133 III. Потребление и воспроизводство форм 134 4. Архитектурные коды 137 I. Что такое код в архитектуре 137 II. Классификация архитектурных кодов 139 5. Архитектура: вид массовой коммуникации? 141 I. Риторика в архитектуре 141 II. Информация в архитектуре 142 6.Внешние коды 143 I. Архитектура обходится без собственных кодов 143 II. Антропологические коды 145 III. Заключение 151 Г. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных моделей) 154 1. Структуры, структура и структурализм 154 I. Понятие "структуры" в истории мысли 154 II. Уроки Аристотеля: теория структуры как конкретной формы и как формальной модели 156 2. Сомнение первое: объект или модель? 157 I. Структурная модель как система различий, приложимая к разным феноменам 157 II. Структурализм и генетический структурализм 159 III. Структурализм и структуралисты 160 IV. Структурализм и феноменология 162 V. Структурализм и критика 163 VI. Художественное произведение как структура и как возможность 167 3. Второе сомнение: онтологическая реальность или оперативная модель? 171 I. Структура как оперативная модель 171 II. Методология Леви-Строса: от оперативной модели к объективной структуре 172 III. Философия Леви-Строса: неизменные законы Духа 176 4. Структурное и серийное мышление 180 I. Структура и "серия" 180 II. Леви-Строс как критик современного искусства 183 III. Возможность порождающих структур 186 IV. Призрачные константы 188 V. Структура как константа и история как процесс 190 5. Структура и отсутствие 192 I. Саморазрушение Структуры 192 II. Лакан: логика Другого 193 III. Лакан: структура детерминации 195 IV. Лакан: последствия для "новой критики" 196 V. Лакан: лик Отсутствия 199 VI. Лакан и Хайдеггер 201 VII. Отмена структурализма (Деррида и Фуко) 203 VIII. O последнем прибежище Отсутствия... 207 IX. ... И о том, как с ним быть 209 6. Методы семиологии 213 I. Оперативная фикция 213 II. Структура и процесс 214 III. Языковые универсалии 216 IV. Фактор психолингвистики 218 V. Произвольность кодов и временный характер структурной модели 219 VI. Эпистемологический генезис структуры 221 VII. Действовать так, как если бы Структуры не было 223 Д. Граница семиологии 224 1. Систематизирующаяся система 224 I. Семиология и семиотики 224 II. По поводу возможной каталогизации 226 2. Семиотики 227 1. Коды, считающиеся "естественными" 227 II. Паралингвистика 228 III. Кинезика и проссемика 229 IV. Музыкальные коды 231 V. Формализованные языки 231 VI. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды 232 VII Естественные языки 232 VIII. Визуальные коммуникации 232 IX. Семантика 233 X. Структура сюжета 234 XI. Культурные коды 234 XII. Эстетические коды и сообщения 235 XIII. Массовые коммуникации 236 XIV. Риторические и идеологические коды 237 3. Границы семиологии и горизонты практики 238 Примечания 241 Именной указатель 241 |
Йского творческого конкурса «Слава созидателям!» (далее – Положение, Конкурс), разработано на основе Положения о проведении Всероссийского... | |||
Структура экономики: воспроизводственная, региональная, социальная и отраслевая структура | ... | ||
Технологии несанкционированного доступа к информации и информационным технологиям 22 | Индексация – сущность процесса, основные принципы. Формула сметной стоимости и структура сметы. Сметно-нормативная база 1984 г структура... | ||
Индексация – сущность процесса, основные принципы. Формула сметной стоимости и структура сметы. Сметно-нормативная база 1984 г структура... | Если Ваш турагент не заполнил его и не указал всю необходимую информацию, то каждый пассажир должен заполнить эту форму до посадки... | ||
Для назначения единовременного денежного вознаграждения одному из родителей, удостоенных медали "Родительская слава", представляю... | Уголовный закон: понятие и структура. Структура уголовно-правовой нормы. Толкование уголовного закона |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |