Скачать 102.93 Kb.
|
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО. 1. Цели и задачи дисциплины, требования к уровню знаний поступающего в аспирантуру Цели: изучение структуры и функций экосистем, общих закономерностей их функционирования , законов их изменчивости в пространстве и во времени под влиянием естественных и антропогенных факторов. Задачи: определение границ деятельности человека по использованию природы, организация рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с требованиями Федерального государственного компонента к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников высшей школы , поступающий в аспирантуру должен обнаружить познания в области следующих разделов экологии: 1) предмет экологии, отношение экологии к другим наукам и ее значение для цивилизации; 2) факториальная экология ( классификация экологических факторов, закономерности их влияния на живые организмы); 3) структурная экология ( строение экосистем, их свойства); 4) функциональная экология – механизм функционирования экосистем при различных сочетаниях факторов среды, энергия в экосистемах, изменчивость и устойчивость экосистем ; 5) прикладная экология – реализация технологий рационального природопользования, экологически безопасного производства и потребления, охраны окружающей среды. На экзамене по экологии поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать: - понимание современной экологии как самостоятельной фундаментальной науки по изучению структуры и функций экосистем, теоретической основы рационального природопользования; - знания закономерностей изменчивости экосистем , их устойчивости к негативным воздействиям естественных и антропогенных факторов; - экологическое мышление в подходах к оценке региональных экологических проблем , задачах на современном этапе и методах их решения; - осознание экологии как интегрирующей в системе наук о природе, ее значимости как науки о выживании человека в биосфере. Поступающий в аспирантуру должен знать: - фундаментальные понятия экологии ( экосистема, экологическая ниша, пищевые сети и трофические уровни, экологическая пирамида); - типы межвидовых взаимодействий в сообществах; - лимитирующие факторы; - законы лимитирующих факторов и их применение в практической деятельности ; - концепцию биосферы и экологические принципы ее нормального функционирования; - антропогенный стресс и токсические отходы как лимитирующий фактор современной техногенной цивилизации; - Концепцию устойчивого развития как новую парадигму развития цивилизации в ХХ1 веке. Поступающий в аспирантуру должен уметь: - использовать знания законов экологии применительно к тематике научных исследований, интерпретации научных результатов; - выявлять факторы негативного влияния хозяйственной деятельности в регионе на состояние экосистем; - решать конкретные природоохранные задачи ; - использовать собственный арсенал методов полевых и лабораторных исследований структуры и функций экосистем. 2. Основное содержание разделов дисциплины
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1.Алексеев В.В., Крышев И.И.,Сазыкина Т.Г. Физическое и математическое моделирование экосистем.- СПб, 1992. 2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера // Б-ка трудов акад. В.И.Вернадского. Живое вещество и биосфера.М., 1994. 3. Гиляров А.М. Популяционная экология.-М.: 1990. 4. Голубев А.П. Основы количественной экологии.- Мн.: Изд-во МНЭУ им. А.Д.Сахарова. 2007. 5. Камлюк Л.В. Глобальная экология.- Мн.:Изд-во БГУ,2004.-345 с. 7. Керженцев А.С. Функциональная экология.- М.: Наука, 2006.-257 с. 8. Миркин Б.М.,Наумов Л.Г. Курс лекций по устойчивому развитию. -М.: Тайдекс Ко, 2005.-248 с. 9. Одум Ю. Экология. М.: Мир. 1986. тт.1,2. 10. Петров К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы. СПб, 1998-278 с. 11.Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М .: ACADEMIA , 2002.-478 с. 12. Шилов И.А. Экология.- М.: Высшая школа. 2003. 13.Чернова Н.М. Экология.- М.2004. Дополнительная литература 1.Бурятия: стратегия устойчивого развития.- М.: ИД «Круглый год.-2000.-513 с. 2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология.- М.: Юнити, 1998.-454 с. 3.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.М.: ИД Форум, 2003.-255 с. 4. Корсунова Т.М., Имескенова Э.Г., Татарникова В.Ю., Коновалова Е.В. Устойчивое развитие сельских территорий.-Улан-Удэ, изд-во БГСХА, 2012.-225 с. 5. Котляр М.Я., Корсунова Т.М., Поломошнова Н.Ю.Озеленение и ландшафтный дизайн. 6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь.-М.: Тайдекс Ко, 2003.-383 с. 7. Наше общее будущее.Доклад М КОСР.- М.:Прогресс, 1989.-373 с. 9. Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993. тт 1,2. 10. Новиков Ю.В. Экология, окружащая среда и человек. М.2000.-315 с 11. Природопользование : под ред. Э.А.Арустамова.- М.2000.-248 с. 12.. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России.- М.: "Фининсы и статистика", 2000.-664 с. 13.Розенберг Г.С.,Рянский Ф.Н.Теоретическая и прикладная экология.НГПИ,2005.-292 с 14. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. -М.1980. 15. Чумаков Л.С. Охрана природы.- Мн., Современная школа, 2008. Интернет-ресурсы 1.Wikipedia.The Free Еncyclopedia"; 2.wku.edu/-smithch/biogeog/index2.htm; 3.ecoinfo.baikal.net/glossaru/about.html; 4.www.rosdnk.narod.ru/ekolslov.htm. Руководитель программы «Экология» к.б.н., профессор ____________ Т.М.Корсунова Вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру
24.Миграция загрязнителей по пищевым цепям 25.Причины и масштабы экологических проблем 26.Характер воздействия человека на биосферу 27.Понятие «экологический кризис», «экологическое бедствие» 28.Причины возникновения «парникового эффекта» 29. Причины разрушения озонового слоя, экологические последствия 30.Понятие «кислотный дождь», причины и экологические последствия 31.Нормативы качества окружающей среды 32. Понятия ПДК, ПДУ, ДОК, ПДВ, ПДС, ПДН 33.Проблем бытовых и промышленных отходов , пути решения 34.Основные направления утилизации бытовых отходов 35.Основные направления утилизации промышленных отходов 36.Концепция устойчивого развития 37. Экологические проблемы Байкальского региона 38.Озеро Байкал как Памятник всемирного природного наследия 39.Закон «Об охране озера Байкал». Экологическое зонирование БПТ 40.Стратегия устойчивого развития Байкальского региона (БПТ) БИЛЕТЫ Для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 03.02.08 Экология ( биологические науки ) БИЛЕТ № 1 1.Экология как наука о структуре и функциях природы. Предмет и задачи экологии, ее значение на современном этапе развития общества 2.Почва как среда обитания живых организмов. Экологические функции почв в биосфере 3.Пищевые цепи. Привести примеры пастбищной, детритной, паразитической пищевой цепи БИЛЕТ № 2 1.Определение, состав, структура и границы биосферы. Компоненты биосферы. Функционирование биосферы по В.И.Вернадскому 2.Охарактеризовать основные типы межвидовых взаимодействий в экосистеме. Примеры 3. Кислотные дожди: причины и экологические последствия. Источники выпадения кислотных осадков в Байкальском регионе БИЛЕТ № 3 1.Классификация экологических факторов, особенности их проявления в экосистемах. 2.Парниковый эффект как глобальная экологическая проблема. Экологические и социально-экономические последствия 3. Основные направления утилизации отходов сельского хозяйства ( на примере Байкальского региона ). БИЛЕТ № 4 1.Трофические цепи и трофические уровни в экосистемах. Экологическая пирамида 2. Охарактеризуйте экологические нормативы качества окружающей среды 3. Причины возникновения и экологические последствия разрушения озонового слоя БИЛЕТ № 5
БИЛЕТ № 6
БИЛЕТ № 7
БИЛЕТ № 8
БИЛЕТ № 9 1.Экологический стандарт вида. Толерантность. 2.Антропогенный фактор как источник экологических кризисов. 3. Привести примеры видов-стенобионтов озера Байкал и на БПТ БИЛЕТ № 10
БИЛЕТ № 11 1.Этапы становления экологических идей. История развития экологии. 2. Экологически эквивалентные виды. Принцип Гаузе. Межвидовая конкуренция, ее экологическое значение .Симпатрия. 3.ООПТ Байкальского региона. БИЛЕТ № 12
|
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100800 «Товароведение» и профилю подготовки – Товарный... | ... | ||
Составлена в соответствии с требованиями фгос спо по специальностям 34. 02. 01 Сестринское дело и 31. 02. 01 Лечебное дело, рабочей... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций примерной программы по специальности «Медико-профилактическое... | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: О.... | ... | ||
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос спо по специальности 19. 02. 10 «Технология продукции общественного... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 110500. 68 "Садоводство", утверждённого приказом... | ||
... | Рабочая программа по учебной дисциплине «Современные технологии производства товаров» составлена в соответствии с требованиями ооп... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |