Скачать 146.88 Kb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кудымкарское медицинское училище» Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История Изучение национально-освободительного движения в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан для специальностей 34.02.01 Сестринское дело (2 курс), 31.02.01 Лечебное дело (1 курс) Практическое занятие Автор: Н.П. Пикулева, преподаватель первой квалификационной категории 2015 ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище» Оглавление Введение 3Учебно-методическая карта занятия 4Конспект занятия 6Введение Методическая разработка занятия по теме «Изучение национально-освободительного движения в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело, рабочей программой по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История и предназначена для проведения практического занятия изучения нового материала с использованием персональных компьютеров. Многие страны Юго-Восточной Азии в современном мире занимают положение «новых индустриальных стран», хотя еще в первой половине ХХ века они находились под властью других государств. Освобождение от колониальной зависимости и ставка на развитие экспортных отраслей промышленности по японскому образцу способствовали их дальнейшему и довольно быстрому развитию. Крупнейшие страны Азиатского региона в наше время являются не только экономическими, но и политическими партнерами России, что делает изучение данной темы актуальной. Содержание материала и методы, используемые в ходе проведения занятия, направлены на формирование следующих универсальных учебных действий и общих компетенций:
Занятие проводится с использованием частично-поисковых методов (с применением персональных компьютеров), целью использования которых является максимально полное усвоение студентами знаний по теме. Учебно-методическая карта занятия 1. Тема занятия: «Изучение национально-освободительного движения в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан». 2. Цели занятия: Образовательные: Изучение методов борьбы жителей стран Юго-Восточной и Южной Азии за национальную независимость; определение влияния исторических событий на современную ситуацию. Развивающие: Развитие навыков самостоятельной работы; развитие логического мышления, внимания, памяти; формирование умения работать с текстом, картами, умения сравнивать объекты, представлять информацию в разных формах, использовать ИКТ в качестве средства достижения цели; формировать общие компетенции ОК 2, ОК 4, ОК 12, ОК 13. Воспитательная: Воспитание ответственности, целеустремленности. 3. Форма занятия: Самостоятельная работа по изучению нового материала. 4. Общее время: 90 мин. 5. Место проведения: Учебный кабинет, оборудованный персональными компьютерами. 6. Средства обучения (материально-техническое обеспечение): Персональные компьютеры; информация на электронном носителе. 7. Межпредметные и метапредметные связи:
8. Требования к оцениванию уровня сформированности общих компетенций (в рамках данного занятия):
9. Литература:
ХОД УРОКА:
Конспект занятия I. Организационный момент. Приветствие; проверка присутствующих; организация личного рабочего места в соответствии с правилами техники безопасности при работе с компьютерами. II. Вводная беседа и инструктаж. Вопросы студентам: 1) Какие страны Юго-Восточной Азии вы знаете? 2) Что вам известно об Индонезии, Индокитае, Филиппинах, Индии, Пакистане? Многие страны Юго-Восточной Азии в современном мире занимают положение «новых индустриальных стран», хотя еще в первой половине ХХ века они находились под властью других государств. Освобождение от колониальной зависимости и ставка на развитие экспортных отраслей промышленности по японскому образцу способствовали их дальнейшему и довольно быстрому развитию. Крупнейшие страны Азиатского региона в наше время являются не только экономическими, но и политическими партнерами России. (Сообщается тема занятия; студенты совместно с преподавателем формулируют цели занятия; преподаватель проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы). III. Изучение нового материала. План:
Задание 1: Познакомиться с содержанием файла «Страны Юго-Восточной Азии в годы второй мировой войны», изучить карту «Страны Юго-Восточной и Восточной Азии во второй половине ХХ века» и заполнить таблицу (в формате документ Microsoft Word) «Процесс деколонизации в странах Юго-Восточной Азии»:
Страны Юго-Восточной Азии в годы второй мировой войны Период второй мировой войны – важнейшая веха в политической истории государств Юго-Восточной Азии. Фактически все они, за исключением Таиланда, который под угрозой японского завоевания в январе 1942 г. стал ее союзником, объявив войну Великобритании и США, оказались оккупированы Японией. Японская оккупация ЮВА имела свою специфику в каждой стране. В Индокитае до марта 1945 г. существовали японская и французская колониальная администрация в виде «двойного протектората». Филиппины были объявлены свободной республикой, а Бирма независимым государством, поэтому сначала в этих странах Япония встретила поддержку и понимание со стороны значительной части лидеров национально-освободительного движения. Но когда японские власти запретили деятельность всех политических организаций и установили режим террора и репрессий в отношении своих политических противников, «поддержка и понимание» закончились. В Малайе и Сингапуре японские власти проводили дифференцированную политику по отношению к местному населению: китайцы физически уничтожались, к малайскому и индийскому населению отношение лояльное. В Брунее проводилась осторожная политика. Султан и его сановники сохранили прежний статус (в отличие от английских чиновников), а оккупация была представлена как «освобождение от ига белого империализма». Но последующая жесткая политика японизации вызвала сопротивление местного населения, жестоко подавлявшееся оккупантами. Индонезия в период оккупации Голландии фашистской Германией оказалась оторванной от метрополии. Японские войска высадились здесь в начале 1942 г. Япония сразу же запретила в стране всякую общественно-политическую деятельность, объявив все партии и профсоюзы вне закона, но, понимая важность исламского фактора, разрешила мусульманам создать собственную организацию, чем сумела расширить опору своего режима. Японская оккупация и неспособность метрополий оказать серьезное сопротивление вызвали среди местного населения подъем освободительного движения. В этих условиях значительно вырос авторитет левых организаций, в частности коммунистов, предлагавших вооруженные методы борьбы за национальное освобождение. Под их руководством стали создаваться народные антияпонские фронты и армии, распространяться партизанское движение. В Индокитае коммунистами было организовано несколько восстаний, и к лету 1945 г. на севере Вьетнама образовались обширные районы, где установилась власть Вьетмина — Лиги борьбы за независимость Вьетнама, возглавляемой компартией. Конец японской оккупации также наступил в разных странах ЮВА по-разному: или под давлением национально-освободительных сил, или в результате победы военных сил антигитлеровской коалиции, или благодаря их совместным действиям. Так, после военного разгрома Японии в августе 1945 г. во Вьетнаме было принято решение о начале всеобщего восстания и установлении демократической республики. В октябре 1945 г. после успешных действий национально-освободительных сил было провозглашено независимое государство Лаос. В феврале 1945 г. японская армия на Филиппинах была разгромлена войсками США. В мае 1945 г. войсками союзников при поддержке местных вооруженных отрядов была освобождена от оккупантов Бирма. Сопротивление японских гарнизонов в Малайе, Сингапуре и Брунее было подавлено английскими войсками к середине сентября 1945 г. Задание 2: Изучить содержание файлов «Индия в период второй мировой войны. Нарастание национально-освободительной борьбы» и «Британская Индия и создание Пакистана», а также карту «Страны Среднего Востока и Южной Азии во второй половине ХХ века» и ответить на вопросы:
Ответы сформулировать в виде тезисов. Индия в период второй мировой войны. Нарастание национально-освободительной борьбы В сентябре 1939 г. английский вице-король объявил Индию воюющей страной. Вторая мировая война возложила огромные тяготы на сотни миллионов простых людей Индии и усилила ненависть народа к колонизаторам. В период второй мировой войны с большей остротой выявилась деградация сельского хозяйства. Еще до войны Индии приходилось ввозить продовольствие. В годы войны в связи с японской оккупацией Индокитая, Бирмы, Таиланда, ввоз риса из этих стран в Индию прекратился. Помимо этого Индия вынуждена была снабжать продовольственным зерном индийские и английские войска, находившиеся на североафриканском театре военных действий. В результате на внутреннем рынке страны цены на рис и пшеницу выросли в 5 раз. В Индии начался голод, достигший наибольшей остроты в 1943 г. Английские власти спекулировали зерном в голодающих районах и не принимали эффективных мер по борьбе с голодом и болезнями. Тяжело отразился на положении индийского крестьянства разрыв мировых хозяйственных связей. Резко сократился экспорт джута и хлопка, цены на них снизились. Одновременно с этим повышалась арендная плата, появились новые военные налоги. 70 % крестьян стали должниками ростовщиков и помещиков. В результате – резкие вспышки недовольства и многочисленные сельские бунты. Война внесла изменения и в промышленное развитие страны. Несмотря на рост спроса на промышленные товары, английские власти тормозили развития индийской промышленности, стремясь не допустить возникновения машиностроения и производства вооружения. Но зато индийская буржуазия во время войны сумела увеличить свой капитал. Индийские капиталисты скупили акции некоторых английских предприятий (джутовой, угольной и чайной промышленности). В годы войны значительно повысилась централизация индийского капитала. Крупнейшие индийские монополии стали создавать собственные банки и скупать акции промышленных предприятий. Некоторый рост промышленности в годы войны привел к увеличению численности рабочего класса (до 6 млн. чел.). Одновременно усиливалась эксплуатация: рабочий день удлинен до 12 часов, специальным законом были запрещены забастовки, расширилось применение женского и детского труда, рост стоимости жизни значительно превышал повышение заработной платы. Британская Индия и создание Пакистана В XVIII–XIX вв. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757 г., Синд в 1843 г., Пенджаб в 1849 г. В 1857 г. вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было подавлено, Бахадур-шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование. После 1857 г. лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817–1898). Он настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 г. он основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 г. ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии для индусов и мусульман. В 1887 г. Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885 г. Раздел Бенгалии в 1905 г. побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 г. в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая начала борьбу за образование Пакистана. Закон, принятый английским парламентом в 1909 г., предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в законе 1919 г. и в Законе об управлении Индией 1935 г. В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 г. в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930 г., Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 г. Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан. Лахорская резолюция 1940 г. декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом». В 1946 г. направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 г. на политической карте мира появились два новых независимых государства – Индия и Пакистан. IV. Подведение итогов. Обсуждение вопросов к заданию 2; формулировка выводов по теме; рефлексия. Для осмысления студентами своей собственной деятельности им предлагается заполнить мини-анкеты:
|
Опоп), реализуемых ноу спо «Техникум Кисловодского гуманитарно-технического института» (далее – ноу спо «Техникум кгти») в соответствии... | ... | ||
Цели: изучение структуры и функций экосистем, общих закономерностей их функционирования, законов их изменчивости в пространстве и... | Каков порядок истребования документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств- членов Содружества... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями фгос по специальности (специальностям) спо (приказ... | ... | ||
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос спо по специальности 19. 02. 10 «Технология продукции общественного... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100800 «Товароведение» и профилю подготовки – Товарный... | ||
... | Национальные библиотеки государств участников Содружества Независимых Государств. / Сост. Н. П. Игумнова – М., 2006. 118 с |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |