Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Институт экономики и предпринимательства
Утверждаю_______________
Директор института экономики
и предпринимательства
А.О. Грудзинский
"_____"__________________20 г.
Рабочая программа дисциплины Менеджмент
Специальность среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) Квалификация выпускника
Техник по информационным системам
2017 Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) Автор
К.э.н., доцент ______________ С.В. Едемская
(подпись) Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры сервиса и туризма Института экономики и предпринимательства 17.05.2017 протокол №8 Зав. кафедрой сервиса и туризма
ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского,
д.э.н., профессор ____________ Ефремова М.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...4
| СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….5 | условия реализации программы дисциплины…………………....11 | Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины……..11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке в области управления и информационных систем.
.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. 1.3. Цели и задачи дисциплины; требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: развитие у обучающихся способности принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности
Задачи:
- исследование места менеджмента в системе научных знаний;
- изучение эволюции организационно-управленческих идей и концепций;
- способствовать развитию у обучающихся восприятия организации как хозяйствующего элемента во внешней среде;
- изучение процессов, проходящих в организации, в том числе процесса принятия управленческих решений;
- способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развитие к ней устойчивого интереса. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности современного менеджмента;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
-информационные технологии в сфере управления
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;
- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;
- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;
-применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;
-оценивать ситуацию и принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
Код
| Наименование результатов обучения
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ПК 1.1
| Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
| ПК 1.2.
| Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
| ПК 1.8
| Владеть навыками проведения презентации.
|
1.4. Трудоемкость учебной дисциплины:
Общая трудоемкость учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Общая трудоемкость учебной нагрузки (всего)
| 90
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 52
| в том числе:
|
| теоретические занятия
| 26
| лабораторные работы
| *
| практические занятия
| 26
| контрольные работы
| *
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| *
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 38
| Промежуточная аттестация в форме -
зачета
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| Содержание учебного материала Предмет и задачи курса. Сущность понятий «менеджмент», «менеджер», «организация». Объект менеджмента. Виды менеджмента.
| 1
| 1
| Практическое занятие:
Решение ситуационных задач
| 1
|
| Самостоятельная работа:
Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе)
Подготовка к практическому занятию.
| 2
|
| Тема 1.
История развития менеджмента
| Содержание учебного материала
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
Наука управления или количественная школа.
Системный подход . Ситуационный подход.
Современные подходы в менеджменте.
| 1
| 1,2
| Практическое занятие:
Обсуждение докладов в виде презентаций и проблем, поднятых на них
| 1
|
| Самостоятельная работа:
Подготовка к практическому занятию
Выполнение индивидуальных заданий в форме рефератов
| 3
|
| Тема 2.
Организация как открытая система
| Содержание учебного материала
Понятие «организации». Организация как система управления. Цели и задачи организации. Субъект и объект управления, условия их эффективного взаимодействия
Внутренняя среда и ее элементы.
Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия.
Основные свойства внешней среды и их характеристика
| 2
| 1,2
| Практическое занятие.
Решение практического задания.
| 2
|
|
| Самостоятельная работа:
Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе)
Подготовка к практическому занятию.
| 3
|
| Тема 3.
Система методов управления
| Содержание учебного материала
Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические, правовые, их достоинства и недостатки, характер воздействия. Формы управления: понятия и виды.
| 2
| 1,2
| Практическое занятие
Решение практического задания
| 2
|
| Самостоятельная работа:
Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе)
Подготовка к практическому занятию.
| 3
|
| Тема 4.
Планирование в системе менеджмента
| Содержание учебного материала Понятие, сущность и роль планирования в организации.
Планирование как функций управления. Миссия организации.
Постановка целей организации. Тактическое планирование.
Стратегические цели организации.
Разновидности планов.
| 2
| 1, 2
| Практическая работа.
Решение практического задания.
| 2
|
| Самостоятельная работа:
Подготовка к практическому занятию.
Разработка и составление целей и миссии организации. Анализ миссии организации.
| 3
| Тема 5.
Организация как функция управления
| Содержание учебного материала
Понятие организационной структуры. Основные принципы построения организационных структур. Разработка структуры.
Уровни управления. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная. Их преимущества и недостатки.
Принципы построения организационных структур.
| 2
| 1,2
| Практическое занятие
Решение практического задания
| 2
|
| Самостоятельная работа
- проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе),
- подготовка к практическому занятию.
| 3
| Тема 6.
Мотивация и потребности
| Содержание учебного материала
Мотивация. Потребность. Мотив. Мотивирование.
Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
Первичные и вторичные потребности. Современные теории мотивации.
Мотивация и вознаграждения.
| 2
| 1,2
| Практическое занятие
Решений практических ситуаций по проблеме мотивации в организациях
| 2
|
| Самостоятельная работа:
- проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе),
- подготовка к практическому занятию.
| 3
| Тема 7.
Контроль как
функция менеджмента
| Содержание учебного материала
Контроль: понятие, сущность, выработка стандартов и критериев.
Виды контроля. Процесс контроля, его основные этапы, их содержание. Внешний и внутренний контроль.
| 2
| 1, 2
| Практическое занятие
Решение практических заданий
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе)
Подготовка к практическому занятию.
| 3
|
| Тема 8.
Коммуникации в организации.
| Содержание учебного материала
Коммуникация и ее роль в процессе управления. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Процесс передачи информации. Виды коммуникации (коммуникационные сети ). Коммуникации с внешней средой. Межуровневые (вертикальные), горизонтальные, неформальные коммуникации. Информационные технологии в сфере управления. Деловая коммуникация.
| 2
| 1, 2
| Практическое занятие
Решение практических ситуаций
| 2
|
| Самостоятельная работа
- проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе),
- подготовка ответов на вопросы для самопроверки
| 3
|
| Тема 9.
Процесс принятия
управленческих решений
| Содержание учебного материала
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Экспертные и неэкспертные методы принятия решений.
Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений.
| 2
| 1, 2
| Практическое занятие
Решение практического задания
| 2
|
| Самостоятельная работа
- подготовка ответов на вопросы для самопроверки;
- выполнение индивидуальных заданий по теме.
| 3
|
| Тема 10.
Стили управления и организационная культура.
| Содержание учебного материала
Стили управления и факторы его формирования.
Классификация стилей управления. Совместимость стилей.
| 2
| 1, 2
| Практическое занятие
Решение практического задания
| 2
|
| Самостоятельная работа:
Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе)
Подготовка к практическому занятию.
| 2
|
| Тема 11.
Конфликты и стрессы
| Содержание учебного материала
Конфликты: источники и причины, виды конфликтов.
Управление конфликтами и стрессами.
Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
| 2
| 1,2
| Практическое занятие:
Решение практического задания
| 2
|
| Самостоятельная работа:
Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе)
Подготовка к практическому занятию
| 2
|
| Тема 12
Руководство и
власть партнерство
| Содержание учебного материала
Власть и влияние. Формы власти.
Лидерство и власть. Стиль управления. Характеристика стилей
| 2
| 1,2
| Практическое занятие
Решение практических ситуаций.
| 2
|
| Самостоятельная работа
Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной литературе)
Подготовка к практическому занятию.
| 3
| Тема 13.
Деловое общение
| Содержание учебного материала
Деловое общение, его характеристика.
Виды и формы делового общения, этапы и фазы.
Правила ведения бесед и совещаний.
Факторы повышения эффективности делового общения.
Управленческое общение, его законы, функции, назначение.
Психологические приемы достижения расположенности подчиненных.
| 2
| 1,2
| Практическое занятие
Решение практических ситуаций.
| 2
|
| Самостоятельная работа:
- работа с источником информации по изучению технологии организации и проведения совещаний, переговоров
- подготовка к итоговой аттестации.
| 2
|
| Всего:
| 90
|
|
|
|
|
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета: доска, учебная мебель, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (ЖК панель, компьютер)
В процессе обучения реализуется активные и интерактивные методы обучения: подготовка презентаций, работа в минигруппах, тестирование, ситуационные задачи
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины 1. Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для СПО / А. Л. Гапоненко ; отв. ред. А. Л. Гапоненко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 396 с. —. https://biblio-online.ru/viewer/757E0C5A-30E5-4C24-9E4D-7268F7249EAB
2. Кнышова Е. Н. Менеджмент: Учебное пособие/Кнышова Е. Н. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0106-9 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=492807 Дополнительные источники:
1. Менеджмент. Практикум : учебное пособие для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 246 с. — https://biblio-online.ru/book/1AF41788-4E77-4C8F-8839-9F947E0A48F1
2. Лифиц, И. М. Товарный менеджмент : учебник для СПО / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 405 с. - https://biblio-online.ru/viewer/05A6AB2B-1A76-480A-8FA9-28570DBFE8BE#page/1 Справочники
Справочная система Консультант плюс
Журналы
Менеджмент в России и за рубежом https://elibrary.ru/title_about.asp?id=9628
Менеджмент теория и практика about:blank
Интернет-ресурсы:
1. Библиографические базы данных Института научной информации http://www.inion.ru, свободный доступ;
2. Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU http://www.elibrary.ru, свободный доступ;
3. Университетская информационная система "Россия" http://uisrussia.msu.ru,
свободный доступ;
4. Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru,свободный доступ;
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru, свободный доступ
6. Электронно-библиотечная система «Polpred.com» http://www.polpred.com, свободный доступ
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru, свободный доступ;
8. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru, свободный доступ; 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;
| - устный опрос;
-собеседование;
- тестирование по отдельным темам ;
- оценки практических занятий;
- защита рефератов;
- контроль внеаудиторной самостоятельной работы.
| -принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;
| - мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями
| - применять приемы делового общения в профессиональной деятельности
| Знания:
| - особенности современного менеджмента
| - функции, виды и психологию менеджмента;
| - основы организации работы коллектива исполнителей;
| - основы организации работы коллектива исполнителей;
| - принципы делового общения в коллективе;
| - особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
| - информационные технологии в сфере управления.
|
Описание шкал оценивания
Критерии оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине - зачета
Оценка
| Уровень подготовки
| Зачтено
| Уровень подготовки от минимально достаточного до высокого. Студент показывает необходимый уровень теоретических знаний, имеющихся умений, навыков достаточно для решения практических задач. Выполнение заданий текущего контроля заданий от 50 до 100%.
Студент посещал и работал на практических занятиях.
| Не зачтено
| Подготовка и работа в течение семестра недостаточная и требует дополнительного изучения материала. Формы текущего контроля не пройдены или пройдены на низком уровне. Выполнение заданий текущего контроля менее 50%. Компетенции в полной мере не сформированы. Знаний, умений, навыков недостаточно для решения практических задач.
Студент пропустил большую часть практических занятий.
|
|