Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму


НазваниеРегиональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму
страница1/7
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


«КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»
региональная программа и методические рекомендации

по межкультурному образованию

детей дошкольного возраста в Крыму1

Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. Алексеевна., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В.

ВВЕДЕНИЕ
Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех стран. Однако подходы к этой проблеме неодинаковы и зависят в значительной степени от конкретных исторических и социально-политических условий, состояния общества, его идеологии.

Крымский полуостров является полиэтничным и поликонфессиональным регионом. В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего этнического просвещения и привития навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.

Если проблема преподавания и функционирования национальных языков в Крыму постоянно находится в центре внимания, то вопросы возможности познания детьми в дошкольных учреждениях своей национальной принадлежности и культуры только начали обговариваться.

Во многих детских садах Крыма отчасти пытаются решить эту проблему – открываются группы с обучением детей на национальных языках (украинские, крымскотатарские), в содержание образования вводится этнокультуроведческий материал. Однако, иногда вниманию детей дошкольного возраста предлагаются фольклорные и художественные произведения, насыщенные фактами насилия и ужасов военных конфликтов, которые возникали на этнической или религиозной почве. Это может привести к формированию у детей образа врага и негативного отношения к людям иной национальности. Учитывая психические и эмоциональные особенности детей дошкольного возраста, необходимо предлагать им произведения, в которых приводятся примеры мирного сосуществования, дружбы и успешного сотрудничества представителей разных национальностей и религий. Восприятие мира как единой системы многогранных форм существования культур, языков, идей, взглядов, осознание этого разнообразия и единства обусловливают необходимость воспитания у детей таких человеческих качеств, как уважение других культур, религий, взглядов. Возрастает приоритет общечеловеческих ценностей. Усвоение мировой культуры через призму национальной поможет воспитать мировоззрение будущего гражданина Украины, способного действовать не только в своем национальном государстве, но и в мире.

Очевидно, что в целом на полуострове уже назрела необходимость разработки системного подхода в преподавании детям не просто курса народоведения, а «Культуры добрососедства», который будет способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе взаимного уважения, открытости и толерантности.


Пояснительная записка

Содержание образования детей дошкольного возраста определяет государственный стандарт – Базовый компонент дошкольного образования в Украине. В его инвариантной части определены направления работы педагогов для достижения детьми дошкольного возраста необходимого уровня развитости, обученности и воспитанности, в частности, приобретения детьми навыков личностного общения, взаимного уважения и толерантности.

Вариативная часть государственного стандарта предполагает создание программно-методических материалов, которые должны отразить особенности регионов Украины и удовлетворить потребности и интересы детей – носителей различных культур и языков.

Предлагаемый для дошкольных учебных заведений программно-методический комплекс (ПМК) «Крымский веночек» является первой частью интегрированного специального курса «Культура добрососедства», который направлен на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона. Одной из первоочередных задач современной воспитательной политики является формирование у детей толерантного сознания, в частности, этнической и конфессиональной толерантности. Отражая национальное и региональное своеобразие культур, педагоги должны уделять особое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам и религиям.
Толерантность, так же как и другие качества личности не заложены в ней от природы, а складываются постепенно в ходе социализации. Она появляется у ребенка как под воздействием общесоциальных условий, так и в результате целенаправленной деятельности определенных социальных институтов - семьи, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и средств массовой информации. Так как к 4 годам у ребенка появляются первые признаки национального самосознания, именно в этом возрасте целесообразно начинать работу по формированию этнической и конфессиональной толерантности.
Данная часть программы «Культура добрососедства» ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные учебные учреждения.


Цели и задачи

Цель программно-методического комплекса «Культура добрососедства» – воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.

Это всецело отвечает содержанию и направленности международных и украинских документов о правах ребенка и об образовании, Концепции основных направлений воспитательной работы АРК.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Воспитание начал духовной культуры, формирование духовно-нравственного отношения:

  • к семье, родному дому, городу (селу), Родине;

  • к природе родного края;

  • к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

2. Упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома и сам нуждается в его участии.

3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.

4. Воспитание любви, уважения к своей этнической группе, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

5. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающими в Крыму, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.

6. Воспитание уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

7. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

8. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных учреждениях.
Структура

Комплекс программно-методических материалов состоит из «Введения», «Пояснительной записки», «Методических рекомендаций», разделов: «Природа Крыма», «Люди Крыма и их культуры», «Работа с семьей» и Приложений: «Терминологического словаря» и «Списка литературы». Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах: «Речевое общение на родном языке и «языке соседа», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература», «Музыка», «Играем вместе».

Каждый раздел определяет основные цели и задачи в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимый объем знаний и умений детей, показатели успешного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также содержит краткие методические рекомендации, относящиеся к содержанию данного раздела.

Терминологический словарь содержит значение основных понятий, встречающихся в программно-методическом комплексе.

Список литературы содержит источники, использованные при составлении программно-методических материалов и рекомендованные педагогам для изучения.

Принципы построения программно-методического комплекса

При разработке содержания разделов мы придерживались следующих концептуальных принципов:

  • Принцип приоритета общечеловеческих ценностей: этнической и конфессиональной толерантности, «культуры мира», равноправия этнических и религиозных групп независимо от статуса, численности и времени проживания на полуострове (за основу берется алфавитный порядок упоминания этносов в программе).

  • Принцип возрождения, сохранения и развития этнокультурной самобытности и диалога культур (вопросы традиционной культуры рассматриваются по тематическому принципу).

  • Принцип доступности: формы и методы работы с детьми, объем историко-этнографического материала должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста.

  • Принцип преемственности с начальным звеном образования предполагает продолжение и углубление содержания работы по межкультурному образованию детей младшего школьного возраста.


Реализация програмно-методического комплекса
Содержание ПМК является дополнением к базисной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в Украине. Их реализация может осуществляться на организованных занятиях и экскурсиях, при подготовке и проведении утренников и вечеров развлечений (досугов), а также в повседневной жизни: в процессе прогулок, наблюдений, бесед, в индивидуальной работе, в работе с родителями, при чтении художественной литературы, при организации театрализованной деятельности и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconПрограмма по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного...
Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconМетодические рекомендации для воспитателей доу
Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconМетодические рекомендации по выполнению срс мдк 02. 03 Теоретические...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики саха (якутия)

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconПояснительная записка Образовательная программа дошкольного образования...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconПриема и отчисления
Настоящее Положение разработано в целях упорядочения приема и отчисления детей дошкольного возраста в доу; социальной поддержки семей,...

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconАдминистрации города березники пермского края
О проведении мероприятий по экологическому воспитанию, образованию, экологической пропаганде для детей дошкольного возраста, учащихся...

Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму iconТема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» воспитателя мбдоу
Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формировать у них представление о правах человека. Эта работа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск