Скачать 404.67 Kb.
|
Анисимова А.Э.1 Гагельстром А.О.2 РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА Ключевые слова: высшее образование, рынок труда, перспективные специальности, экономическая выгода, перспектива трудоустройства, аналитическое исследование, упущенные навыки, рейтинг вузов по трудоустройству. Keywords: education for jobs, future occupations, economical benefits, employment, analytical issue, skill gap, university employment ranking. Современный российский рынок труда имеет малоэффективную связь с системой высшего образования, не обладающей, в свою очередь, достаточными ресурсами для регулярного обновления набора специальностей и учебных планов. Прямых механизмов вмешательства в дела университетов сегодня не существует, поскольку большинство университетов в настоящее время - автономные организации. Однако возможно оказывать влияние на институты высшего образования путем формирования спроса на образовательные услуги. Российским потребителям рынка образовательных услуг в значительной мере мешает недостаточная информированность об эффективности работы вузов. Данная работа позволяет сформировать механизм предоставления информации населению о качестве услуг московских вузов и их связях с региональным рынком труда. В работе исследованы параметры, позволяющие оценивать связь вузов с рынком труда: стоимость обучения, уровень заработной платы, количество учебных мест, количество рабочих мест по отдельным специальностям. В качестве основных источников были использованы информационные ресурсы сайтов headhunter.ru, rabota.ru, ucheba.ru. Группой исследователей проводился и опрос работодателей. Онлайн-объявления о работе являются специфической формой информации о работе. Как правило, специализированными сайтами пользуются работодатели, предлагающие рабочие места для сотрудников средней и высшей квалификации, легко ориентирующихся в Интернете и способных составить качественное резюме. Поскольку в этой работе мы исследуем специальности, требующие высшей квалификации, сайты по поиску работы являются подходящей базой данных для анализа. Есть отдельные направления (например, работа в правительстве, военной отрасли), которые представлены в онлайн-объявлениях недостаточно. Это означает, что работников для этих областей чаще принимают по знакомству или по направлению. Можно сказать, что мы проводим данное исследование для тех выпускников вузов, которые будут искать работу, не обладая необходимыми знакомствами. К сожалению, в России пока не получили широкого распространения спайдерские программы, собирающие информацию о работе с потенциальных сайтов работодателей в автоматическом режиме. Подобной программой в США является «Burning glass» [1, 2]1. Это связано с том числе с тем, что объявления о работе на большинстве российских порталов являются платными для работодателей (исключение составляет только дочерний портал Rabota.ru – раздел Работа на Mail.ru). Однако в России уже есть порталы, собирающие значительное число объявлений о работе, в том числе за счет объединения ресурсов различных сайтов. Федеральная служба по труду и занятости также имеет свою базу актуальных вакансий, однако более скромную, чем российские Интернет-порталы. Профессии и специальности Действующий в настоящее время список специальностей и направлений обучения (http://www.ucheba.ru/for-abiturients/speciality) только отчасти отвечает актуальному списку профессий, востребованных на рынке труда. Для большинства профессий в списке специальностей можно найти соответствующее наименование, однако встречаются такие виды профессиональной деятельности, которые не подкреплены действующими вузовскими программами (SEO специалист, контент-менеджер, логист, системный администратор). Для того чтобы получить рабочее место по этим направлениям, соискателям требуется получить дополнительное образование самостоятельно или пройти обучение на рабочем месте. В списке специальностей и направлений обучения для высших учебных заведений есть целые направления и отрасли, найти работу по которым уже практически невозможно (например, конструирование гражданских летательных аппаратов, ввиду угасания в России отрасли самолетостроения). Рейтинги вузов Современная система рейтингования российских вузов настроена, в основном, на оценку научных успехов преподавателей и студентов. Применение индексов цитирования при оценке преподавателей не позволит определить качество вуза с точки зрения трудоустройства выпускников. Первые попытки создания рейтингов вузов на основе статистики трудоустройства выпускников предпринимались в последние годы газетой «Коммерсант», федеральными агентствами, ответственными за российское высшее образование. Однако такие рейтинги следовало бы выпускать чаще с учетом меняющегося спроса на отдельные специальности. Сотрудники кадровых служб ключевых предприятий1, предлагающих работу по наиболее «эффективным» специальностям (архитектор, системный администратор), были опрошены в рамках настоящего обследования. Им задавался следующий вопрос: Выпускников каких вузов Вы приняли на работу по специальности … за последние два года? По каждой из специальностей было опрошено не менее 30-40 предприятий. Всего ответов было получено 20. Результаты опроса представлены в табл. 1. Таблица 1 Выпускников каких вузов ваша компания принимала на работу по специальности … за последние два года?
Как оказалось, существует значительное число вузов, готовящих специалистов по специальности, которых потом не принимают (или принимают редко) на работу. Для всех обследованных специальностей это относится к большинству вузов. Кроме того, обозначились такие виды деятельности, для выполнения которых работодатели предпочитают принимать на работу выпускников, окончивших смежные факультеты, но в более качественных вузах. Такая ситуация наблюдается для специальности «системный администратор». Выпускников Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова хозяева фирм явно предпочитают выпускникам других вузов, имеющим профильную специализацию. Квалифицированный подбор специальности При выборе будущей специальности следует учитывать не только будущие заработки, но и цену на образование, собственные когнитивные, организаторские, лидерские способности, количество рабочих мест на рынке труда. Для обычного выпускника школы, не имеющего специальных инструментов принятия решений в этой области, сделать правильный выбор будет крайне сложно. Для упрощения этой задачи можно воспользоваться информацией о профессиях, имеющейся в Интернете, пройти тестирование, определить свои склонности и способности. Немалую роль в информационном освещении ситуации на рынке труда играют аналитические исследования, сделанные в режиме реального времени. Мы провели собственное такое исследование путем ранжирования данных по четырем основным параметрам, определяющим качество принятия решения о будущей профессии: средний уровень заработной платы для начинающих и опытных специалистов, средняя стоимость обучения в вузе, количество факультетов по специальности в г. Москве, количество единовременных предложений на рынке труда. Информация для первой и четвертой колонки собиралась на сайте hh. Для второй и третьей колонки были использованы сведения, полученные на сайте Учеба.ру. Прочерк означает отсутствие сведений. Таблица 2 Экономическая выгода и перспективы трудоустройства для ряда специальностей, по данным hh
Собранные данные дают возможность обычному пользователю выбирать среди специальностей, в большей мере отвечающих его материальному положению. Таблица позволяет разделить специальности на дешевые, средние и дорогие (соответственно 1, 2 и 3 второй колонки). При этом с экономической точки зрения более предпочтительными будут считаться те специальности, которые имеют показатель первой колонки (уровень зарплаты) равный или выше, чем показатель во второй. Так, например, для небогатых семейств удачным будет считаться выбор следующих профессий: архитектор, инженер-строитель, инженер-энергетик, менеджер по закупкам, менеджер гостиничного и ресторанного дела, менеджер по продажам, программист, системный аналитик, таможенник и технолог пищевого производства. Из этого списка следует исключить системного аналитика, имеющего неблагоприятный прогноз по трудоустройству (значение четвертой колонки уступает значению в третьей). При этом особенно благоприятными с точки зрения трудоустройства можно считать специальности: архитектора, менеджера по закупкам, инженера-конструктора, менеджера по продажам. Для молодых людей, представителей среднего класса (или высшей ступени низшего класса), в России выбор специальностей невелик. Даже если прогноз обещает экономическую выгоду от профессий геолога или химика-технолога, перспектив трудоустройства в этих областях экономической деятельности в настоящее время не наблюдается. Состоятельные молодые люди, не стесненные денежными проблемами, могут выбирать специальности с наилучшим прогнозом по трудоустройству и наибольшими зарплатами. Например, специальность врача подразумевает большие затраты на обучение, средние дивиденды в будущем, но наилучшие перспективы по трудоустройству. Эта область профессиональной деятельности подразумевает на только врачебные услуги, но и медицинские продажи, обучение, производство и обслуживание медицинской техники. Следует при этом отметить, что в России сектор «дорогих специальностей» остается практически пустым, в силу неразвитости инновационного сектора экономики. Это хорошо подтверждают полученные данные. Профессии графического дизайнера, ландшафтного дизайнера, искусствоведа, финансового менеджера, стоматолога, эколога можно порекомендовать только тем, кто не испытывает финансовых проблем и при этом имеет природную склонность к одному из вышеупомянутых занятий. Большим количеством рабочих места по этим специальностям экономика в настоящее время не располагает, успех гарантировать могут только личный талант и горячий интерес к специальности. |
Базовое образование высшее образование технического профиля с квалификацией «Инженер», «Бакалавр» (кроме квалификации «Специалист»,... | В конкурсе участвуют лица, имеющие среднее профессиональное, неполное высшее (очная ф о. – 2 курса, заочная ф о. – 3 курса) и высшее... | ||
На 01. 09. 2014 года в школе работало 37 педагогических из них 3 руководящих работников. Высшее профессиональное образование имеют... | Кроме того, присутствуют члены экспертной группы, в том числе профессор Коровкин это один из ведущих специалистов в области рынков... | ||
На таких обособленных подразделениях фармацевтическая деятельность теперь может быть осуществлена силами сотрудников имеющих высшее... | Экономика недвижимости: учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Высшее образование, 2008. 806 с | ||
Магистратура университета «Дубна» по направлению «Менеджмент» магистерские программы «Инновационный менеджмент», «Проектное управление... | Образование: Высшее. Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева. 1981г | ||
В дошкольном учреждении следующий кадровый состав: 1 руководитель и 12 педагогов: из них 6 – воспитателей и 6 специалистов. Все педагогические... | Образование: высшее, инженер по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |