Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru»


Скачать 439.04 Kb.
НазваниеИнтервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru»
страница1/8
ТипИнтервью
filling-form.ru > Туризм > Интервью
  1   2   3   4   5   6   7   8
http://www.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

Газета.ru опубликовала он-лайн интервью с ректором МГУ Виктором Садовничим.

Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета.Ru»

Здравствуйте!


Уважаемый Виктор Антонович! Несколько недель назад вузовскую и школьную общественность взбудоражили комментарии от депутатов и представителей Государственной думы Российской Федерации о том, что в новом законе «Об образовании» не будет предусмотрена возможность для предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников. Не могли бы вы, как создатель современной системы российских интеллектуальных соревнований, проводимых под эгидой Российского союза ректоров и Российского совета олимпиад школьников, прокомментировать данную информацию? Действительно ли возможна ликвидация системы льгот для победителей и призеров олимпиад и будет ли в данном случае иметь смысл их проведение? // Роман 

Сначала несколько слов об истории этого закона. Еще в середине 90-х Союз ректоров РФ выступил за принятие Кодекса об образовании. Речь шла о таком общем интегрированном законе об образовании. Но в то время, к началу 2000-х, посчиталось министерством и другими организациями, что еще не накоплен достаточный опыт, чтобы издать единый обобщающий закон об образовании.

И вот в 2009--2010 годах этот вопрос созрел, и во многом благодаря союзу ректоров и была привлечена определенная организация Минобразования и был разработан этот закон. Он был 400-страничный, и на первом обсуждении совета союза ректоров мы подвергли его очень серьезной критике. Мы посчитали, что данный вариант не может быть принят даже за основу для обсуждения. Затем на Дне учителя в Кремлевском дворце наш президент Д. А. Медведев встречался с финалистами конкурса «Учитель года России». И там был задан вопрос, как дела с законом. Дмитрий Анатольевич задал вопрос мне. Я сказал, мы обсуждали, считаем его пока неподготовленным и он очень объемный, трудный для восприятия. Дмитрий Анатольевич сразу согласился, что закон 400 страниц быть не должен, и спросил, какие предложения у союза ректоров. Я сказал, что надо создать комиссию во главе с крупным юристом, чтобы все предложения эта комиссия обсуждала. Дмитрий Анатольевич в беседе с учителями сказал, что нужно поместить этот закон на сайт и произвести его публичное широкое обсуждение, поскольку образование не менее важно, чем другие обсуждаемые законы.

И мое мнение, кстати, было, что хорошо бы, чтобы эту комиссию возглавил Яковлев, советник президента по юридическим вопросам. Это решение президент принял, такая комиссия создана, работает, собирается раз в неделю. Насколько мне известно, около 10 тыс. предложений пришло на сайт. Мы отстаиваем определенную позицию при принятии этого закона, считаем, что образование—это есть приоритет государства. Что рынок не должен быть главенствующим при определении самого понятия образования. И настаиваем на том, что образование—это приоритет государства.

Надо сказать, что комиссия в основном выполнила свою работу в отведенный срок. Но мне кажется, это мое личное мнение, что обсуждение закона будет продолжено. Я думаю, что он должен обсуждаться до тех пор, пока не будет найден надлежащий консенсус в обществе, поскольку закон об образовании—это важнейший вопрос для жизни общества.

Уважаемый Виктор Антонович, какими вы видите последствия предлагаемого Министерством образования и науки РФ профилирования старшей школы? Повлияет ли на качество и количество будущих ученых, инженеров урезание набора предметов, изучаемых в старшей школе? Возможен ли осмысленный выбор предметов/профессии учеником 9-го класса? По-вашему мнению, специалисты каких областей знания/производства/культуры и т. п. должны входить в экспертные комиссии по принятию решения о том, какими знаниями должен обладать выпускник старшей школы? // Екатерина Питерская

Выделил бы три стороны этого важного вопроса. С одной стороны, преобразования в системе образования, извините за тавтологию, вещь необходимая. Мы не можем жить достигнутым все время. И, конечно, исторический опыт, исторические традиции очень важны. Но каждое поколение, конечно, обязано делать шаг в развитии образования.

Во-вторых, система образования РФ, и это ее историческая миссия, всегда отличалась очень глубокой и фундаментальной составляющей. Наша школа, наверное, с момента возникновения гимназии тогда при Московском университете по проекту Ломоносова всегда отличалась тем, что в школе в обучении присутствовала очень четко выделенная часть, посвященная обучению, знанию наук, общественных процессов, умению рассуждать, логически мыслить. Можно привести десятки личностей и даже эпох в системе образования, которые подтверждали именно это. Поэтому при всех преобразованиях мы обязаны сохранить, на мой взгляд, эту составляющую—обучение знанию и сохранение тех основных предметов, которые этому знанию обучают.

Поэтому я очень осторожен и не положительно отношусь к тем новациям, как то ранняя профиализация. Считаю, что человек должен быть подготовлен всесторонне и стать специалистом в определенной области у него будет время. Выбрав это направление в старших классах по собственному желанию или закончив школу и продолжая свое обучение. Я, как ректор с немалым стажем, наблюдал очень много случаев, когда мамы очень убеждены, что мальчик 13 лет уже выдающийся ученый, математик, физик. Приводили в этом возрасте в Московский университет и пытались убедить, что будущее за их выдающимся ребенком. Утверждают, что с 5--6 лет он уже умеет делать то или то. Я всегда относился очень осторожно к таким случаям. Потому что ребенок должен созреть и физически, и психологически. Он должен встать на базу знаний, которые накопило до этого человечество. И, конечно, такая ранняя профилизация может пагубно сказаться на здоровье и успехах ребенка. Что однозначно было множество раз подтверждено. Поэтому я считаю, что, безусловно, увлечение школьника каким-то разделом элементарных, естественных наук очень похвально. Их надо поддерживать, давать возможность дополнительно в виде кружков, спецсеминаров заниматься этим делом, развиваться, не ограничивать его.

Но основную, фундаментальную базу знаний школьник должен получить в школе. Я с трудом представляю крупного математика, который, может так случиться в принципе, не изучал физику или химию. Потому что великий Колмогоров, математик, два столетия не повторенный, прекрасно разбирался в физике, биологии, занимался стихосложением, ему принадлежат многие работы по математической обработке стихов Пушкина. Был необычайно развитой личностью и был выдающимся математиком. Есть современный математик Новиков, академик, работает в США и часть времени в Москве. Он стал великим математиком благодаря тому, что прекрасно знал физику, химию, смежные области. Безусловно, новость стандарта в школьном образовании следует еще раз подвергнуть обсуждению экспертного совета. Думаю, что определенный выбор должен быть у школьника, но надо сделать так, чтобы школьник, заканчивая школу, знал все предметы, которые нужны для того, чтобы ему продолжить дальше спокойно идти по жизни и выбирать свое направление в жизни.

Поэтому, отвечая на вопрос читателя, могу сказать, что я не поддерживаю таких радикальных преобразований школьных стандартов, которые пока предложены.

Уважаемый Виктор Антонович! Вы были решительным противником ЕГЭ. Почему вы изменили свою гражданскую и ректорскую позицию? На вас давила власть? Или ЕГЭ стал так хорош? // Александр Протвинский

Я был и остаюсь человеком, который не согласен, что ЕГЭ является единственной формой приема в вуз. Это была моя изначальная позиция, и я ее не менял. Думаю, что кое-что нам удалось привнести в эти процессы. А именно: усилиями союза ректоров, усилиями моими личными мы создали систему олимпиад школьников. Это сейчас мощнейшее движение. В этом году в первом отборочном этапе олимпиад школьников приняло участие 700 тыс. школьников. Это значительная, даже, может, большая часть тех школьников, которые хотят потом поступать. Это означает, что олимпиады оказались востребованы молодыми людьми, поскольку это способ показать свое умение, свой уровень, свою победу получить. Это ведь соревнование, нацеленность на победу, на лучшее. Олимпиады стали неотъемлемой частью жизни нашей страны и школы. Олимпиады сейчас признанный способ и как бы сравнивать свои результаты с результатами ЕГЭ. Они имеют льготы при поступлении, в частности. И мы очень удовлетворены тем, что победители и призеры наших олимпиад школьников успешно поступают и очень успешно учатся. Мне кажется, что олимпиады воспитывают у наших молодых людей вкус к хорошему образованию.

Это есть один из, если угодно, методов поддержки талантливых людей, в то время как, к сожалению, ЕГЭ в силу своей природы настроен на усреднение. Мы стараемся через олимпиады отобрать те росточки, которые, может быть, не поддаются прямому усреднению. И такие примеры мы просто уже знаем, когда школьник решил какую-то очень трудную необычным способом задачу, а если это вопрос бы был один из вопросов ЕГЭ, это не повлияло бы на его успех. А поскольку мы оцениваем за мысль, за изюминку, то даже такой успех, как решение необычным, оригинальным способом задачи, мы засчитываем как то, что человек умеет мыслить.

Если возвращаться к вопросу, считаю хорошим, удачным явлением то, что нам удалось создать такую мощную систему олимпиад школьников. Я вхожу в состав комиссии, возглавляемой главой администрации президента Нарышкиным Сергеем Евгеньевичем по совершенствованию ЕГЭ. По моему предложению обсуждается, и думаю, что будет принято решение о проведении двух уровней ЕГЭ по математике. Один—это тот, который обязателен для всех выпускников согласно нашему закону, и это просто проверка культуры, умения рассуждать, логически мыслить. А второй—по выбору для тех, кто желает дальше заниматься точными науками, более сложными направлениями инженерного образования, математического, физического, химического. И он выбирает этот второй уровень ЕГЭ и потом предъявляет его при поступлении в выбранные им вузы. Это, на мой взгляд, тоже правильно. Поскольку по прошлым годам средняя оценка ЕГЭ по математике была где-то чуть больше 20 баллов из 100. И это, на мой взгляд, отрицательно сказывается и на психологии сдающих. И, конечно, в каком-то смысле удивляет учителей. Потому что им тоже казалось, что в среднем они не на 20 баллов учили детей. А все потому, что он един для всех без исключения. А вот два уровня, на мой взгляд, позволят правильно решить вопрос о той же профориентации.

Есть другие предложения в комиссии о совершенствовании ЕГЭ. И третье, в частности, МГУ, как университет с особым статусом, получил право на дополнительное собственное испытание кроме ЕГЭ. Таким образом, мы учитываем результаты ЕГЭ, результаты призерства на олимпиадах и проводим обязательный для всех свой экзамен, когда мы видим конкретного поступающего в МГУ.

Таким образом, сказать, что ничего не получилось в духе усовершенствования системы приема в вузы, нельзя. Я считаю, что нам удалось многое решить.

Виктор Антонович! Почему в этом году резко упал уровень организации олимпиад в МГУ? На олимпиаде «Покори Воробьевы горы» участникам пришлось несколько раз отправлять работы из-за сбоев. Объявление о срочной повторной отправке было размещено 11 января, срок загрузки установили неделю, и многие ребята просто не успели. Работы проверялись почти 1,5 месяца (результаты отборочного тура появились только 25 февраля). На олимпиаде «Ломоносов» сотни работ были просто утеряны оргкомитетом. На форуме олимпиады множество сообщений, что участники отправили работы, получили подтверждения, но не нашли себя в итоговых списках. Многие ребята (в том числе и моя дочь) потратили много времени и сил! А все их обращения игнорируются оргкомитетом. Как такое возможно в МГУ? Неужели вас не беспокоит то, что ребята отворачиваются от олимпиад? // Юрий

Виктор Антонович, как будет осуществляться прием в МГУ по итогам олимпиад в этом году? Будет ли повышена защита этой процедуры от возможности использования коррупционных схем? // Андрей Васильевич

Я считаю вопрос эмоциональным, есть и факты, и несколько эмоциональных оценок. Был факт того, что одна из олимпиад, а именно олимпиада «Покори Воробьевы горы», проводится нами совместно с газетой МК. И на сервере МК, не на нашем, действительно был сбой. Но все ребята, это не так много, были оповещены об этом сбое. Была произведена перезагрузка этих работ, и ни одна работа, по данным оргкомитета, не была утеряна. Другие олимпиады, как «Ломоносов», вообще работали без сбоев. Их семь. Но, конечно, здесь идет гонка: хорошо бы принять работу уже после того, как в интернете появляется решение этой работы, поскольку срок подачи большой. И я допускаю, что, может быть, вот этот фактор играет какую-то роль, когда люди обращаются с такими эмоциональными высказываниями.

Могу утверждать, что, по нашим данным, нет ни одной жалобы, что данная работа не поступила или не найдена. Если вдруг это не так, я беру на себя ответственность, как председатель комитета, по такому сигналу лично посмотреть, есть ли такая работа и какие основания считать ее посланной вовремя.

Еще раз подчеркну, что олимпиада—это не поступление в вуз, это соревнование. И, как всякое соревнование, они имеют свой жанр. Т. е. надо сразу после стартового выстрела побежать, не сойти с дистанции и пересечь финишную прямую. Это условия любого соревнования. Поэтому здесь нет таких как бы правил, согласно которым мы заранее считаем, что данный человек не поступил из-за этого. Если ты участвовал, дошел до финиша, у тебя есть результат—победил или не победил. Так что я думаю, что олимпиада играет свою выдающуюся роль в отборе талантливых людей.

Я вообще был противником возможности поступать по ЕГЭ в неограниченное число вузов. И противником поступать по результатам олимпиад в неограниченное число вузов. Кроме того, что это приводит к абсурдным ситуациям, я могу сказать, что поступление превращается в игру, когда, подав документы в 60 или 50 вузов, молодой человек последние дни решает, куда же он поступит, принесет оригиналы. Тем самым приемная комиссия любого университета находится в неведении до последнего часа. И часть ребят, желающих поступить именно в этот вуз, видя по рейтингу на сайте, что они не проходят, забирают документы, уезжают из данного города и идут в своей жизни уже по другой траектории, не поступив в тот вуз, в который они хотели. Я считаю, что молодой человек должен решить, кем он хочет стать и куда хочет поступить. Потом ведь можно перевестись, уйти, поступить вновь, в конце концов. И, на мой взгляд, из своего опыта, не должно быть таких больших расхождений в выборе профессии. Условно, нельзя одновременно, на мой взгляд, поступать на мехмат и, может быть, на важную специальность «пищевые продукты». Довольно разные технологии.

Поэтому мы выступали за то, чтобы и ЕГЭ ограничить в том смысле, чтобы обладатель этого документа мог подавать не более чем в 5 вузов. Что касается олимпиад, я считаю, что это более ориентированные ребята на данное направление. Мы считаем, что льгота при поступлении, как победителя олимпиады, должна быть в один вуз, в который ты хочешь. Это не запрещает подать документы еще в 4 вуза, но уже без льготы по олимпиаде. Мы выступили за такую мотивированность победителя олимпиад в выборе своего вуза. Еще раз хочу подчеркнуть, нас упрекают, что олимпиада—это способ поступления. Нет, это отбор талантов, которые уже кроме всего имеют льготу при поступлении, а не заранее, что я буду поступать через олимпиаду. Я с этим категорически не согласен.

Полный текст интервью>>

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconСценарий кругошкольного путешествия, посвященного Дню Учителя
Добрый день, дорогие гости! Сегодня у нас большой, торжественный праздник – День Учителя!

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconБиблиотека украинской литературы горячие страницы украинской печати
В выпуске: публикации газет «Культура І життя», «Дзеркало тижня», «День», «Українська літературна газета», «Освіта», «Літературна...

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconОбщественно-информационная газета
Международный день инвалидов. Это день направлен на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия....

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconДобрый день, уважаемые коллеги
Разрешите доложить о мероприятиях по контролю за подготовкой спортивного резерва по хоккею с шайбой проводимые Федерацией хоккея...

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconПсихология налоговых отношений. Как не бояться налогового инспектора?
Добрый день, мои читатели! Это краткое руководство написано специально для вас

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» icon«Ио гб, добрый день. Это издательство Главбух. Вам удобно сейчас разговаривать?»
«ИО, наверняка слышали о таких журналах как «Главбух», «Российский налоговый курьер? Да?

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconИнтервью окончено. 19
Российская газета, Татьяна Зыкова, Татьяна Конищева, Елена Кукол, Татьяна Панина, 25. 08. 2008, №178-п, Стр. 5 12

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconПамятка для родителей, отправляющих ребенка на летние смены. Добрый...
«Оранжевая Планета», которая проходит в дол «Факел+», пос. Лосево Приозерского р-на ло. С этих слов нам бы хотелось начать сотрудничество...

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconЖанны Алексеевны Ким по теме: «Вопросы декларационной кампании»
Добрый день интернет-пользователи. Ваш собеседник сегодня начальник отдела налогообложения уфнс россии по Сахалинской области Жанна...

Интервью с ректором мгу виктором Садовничим. Добрый день, Виктор Антонович! // «Газета. Ru» iconПравила прохода в корпуса Филиала дома студента мгу имени М. В. Ломоносова (фдс мгу)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск