1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7


Название1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7
страница1/4
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Кафедра торгового дела, сервиса, гостинично-туристчиеского бизнеса


экскурсоведение

Методические материалы

по изучению дисциплины для студентов,

обучающихся по направлению подготовки

43.04.02 Туризм

(магистерская программа «Технологии международного и внутреннего туризма»)

Саратов

2015

Автор-составитель:

канд. истор. наук, Алексеева Ю.В.
Стратегическое управление персоналом организации: методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 43.04.02 «Туризм» (магистерская программа «Технологии международного и внутреннего туризма») / авт.-сост. Ю.В. Алексеева / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2015. – 46 с.
Рекомендует к печати

кафедра торгового дела, сервиса,

гостинично-туристического бизнеса

20.06.2015г.

Учебное издание

Экскурсоведение
Методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 43.04.02 «Туризм» магистерская программа «Технологии международного и внутреннего туризма»
Редактор Т.П. Козлова
Подписано в печать Формат 60х84 1/16

Бумага типогр. №2 Печать RISO

Уч.-изд. л. 3 Заказ Тираж экз.
овал 2410003, Саратов, ул. Радищева 89, ССЭИ.

Содержание
Введение 3
Тема 1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6

Тема 2. Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7

Тема 3. Экскурсия как вид туристских услуг: сущность, признаки и классификация экскурсий 8

Тема 4. Методические и организационные основы экскурсионного дела 10

Тема 5. Методика проведение экскурсии: техника и особенности показа объектов 11

Тема 6. Методика проведения экскурсии: техника и особенности экскурсионного рассказа 12

Тема 7. Подготовка и проведение отдельных видов экскурсий 13

Тема 8. Профессиональная деятельность экскурсовода: подготовка и профессиональные навыки 19

Тема 9. Экскурсионная аудитория: дифференцированный подход к обслуживанию различных экскурсионных групп 20

Тема 10. Содержание и показатели деятельности экскурсионного учреждения 25
Глоссарий 37

Список основной и дополнительной литературы 39
Приложение 1 40

Приложение 2 42

Введение

  1. Методические материалы по изучению дисциплины «Экскурсоведение» разработаны в соответствии с учебным планом (дисциплина по выбору вариативной части учебного плана (Б1.В.ДВ.2) и рабочей программой данной дисциплины, входящим в состав основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 43.04.02 Туризм, магистерской программы «Технологии международного и внутреннего туризма».

  2. Цель настоящих методических материалов состоит в оказании содействия обучающимся в успешном освоении дисциплины «Экскурсоведение» в соответствии с общими целями данной основной профессиональной образовательной программы (Целями освоения дисциплины (модуля) «Экскурсоведение» являются: формирование знаний, умений и навыков в области экскурсионной деятельности; ознакомление обучающихся с основами экскурсионной теории, методологией и методиками, с профессиональным мастерством экскурсовода; обучение общим методологическим проблемам экскурсоведения и методике проведения различных типов и видов экскурсий).

  3. Выполнение предусмотренных методическими материалами заданий по данной дисциплине позволит обучающимся получить необходимые знания, умения и навыки и на базе их сформировать соответствующие компетенции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- понятие, сущность и особенности экскурсии; роль и сущность показа; задачи рассказа на экскурсии; порядок подготовки экскурсии; роль логики в повышении эффективности экскурсий; роль психологии в экскурсионном процессе;

Уметь:

самостоятельно работать с литературой, источниками; использовать педагогическую технику в экскурсионной деятельности;

Владеть:

- технологиями подготовки и проведения экскурсии; основными знаниями в области отечественной и местной, локальной истории; основными понятиями, применяемыми в сфере экскурсоведения; навыками самостоятельной работы с информационными технологиями, применяемыми в деятельности специалиста гуманитарного профиля
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК-2 - готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения компетенции ОК- 2 магистрант должен:

Знать: закономерности экономического поведения в стандартных и нестандартных ситуациях, возникающих на экскурсиях и в работе с разной экскурсионной аудиторией, формы социальной и этической ответственности за принятые решения.

Уметь: формировать представление об эффективных действиях в стандартных и нестандартных ситуациях, возникающих по ходу проведения экскурсий.

Владеть: навыками разработки исследовательских схем и программ, их всестороннего обоснования и эффективной реализации, планирования комплексного подхода к решению задач в нестандартных ситуациях.
ПК-1 - способность разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию.

В результате освоения компетенции ПК- 1 магистрант должен:

Знать: инвестиционные решения, необходимые для проведения проектной деятельности; нормативно-техническую документацию, применяемую для сертификации и стандартизации новых экскурсионных продуктов; маркетинговые решения проектной деятельности;

Уметь: разрабатывать сбалансированный товарный портфель экскурсионного и туристского предприятия; выявлять основные показатели конкурентоспособности нового экскурсионного продукта; ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов; составлять нормативно-техническую документацию при разработке нового экскурсионного продукта;

Владеть: основами проектирования и разработки экскурсионного продукта; принципами проектирования стратегии развития туристско-экскурсионного предприятия; аналитическими методами оценки эффективности проектной деятельность туристско-экскурсионных предприятий.

  1. Для выполнения предусмотренных методическими материалами заданий по данной дисциплине обучающиеся должны иметь представления об экскурсионной деятельности; знать общие и специфические признаки и функции экскурсии; познакомиться с классификациями и формами проведения экскурсий; уметь выявлять место показа и рассказа в экскурсии; иметь представление об основных этапах подготовки экскурсии; общее представление о методике проведения экскурсии; обладать профессиональной культурой экскурсовода в процессе выполнения теоретических и практических заданий по дисциплине.

  2. Успешное выполнение заданий, предусмотренных методическими материалами по данной дисциплине, будет способствовать успешному освоению последующих дисциплин: «Особенности потребительского поведения клиентов туристской отрасли», «Ландшафтные и исторические объекты туристского интереса Саратовской области», «Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий», «Менеджмент туризма», «Менеджмент туроперейтинга», а также прохождению учебной (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), производственной (технологической) практик, и проведению научно-исследовательской работы.

  3. Методические материалы содержат по каждой теме: перечень теоретических вопросов, самостоятельно подготавливаемых во внеаудиторное время и обсуждаемых на практических занятиях; методические рекомендации разработки экскурсий, темы рефератов, тестовые задания, выполняемые на практических занятиях.

  4. . Изучение дисциплины: предусматривается на 1 курсе. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 зачетные единицы), в том числе на аудиторные занятия 28 часов, на самостоятельную работу 116. часов.

  5. Для заочной формы обучения общая трудоемкость 144 часа (4 зачетные единицы), в том числе на аудиторные занятия 18 часов, на самостоятельную работу 126 часов.

  6. Форма итоговой промежуточной аттестации: зачет с оценкой.

Тема 1. История развития экскурсионного дела в Российской империи и советском Союзе

Определение «экскурсии» по И.М. Гревсу, Н.П. Анциферову, Н. А. Гейнике.

Предпосылки зарождения экскурсионного метода в российской педагогике в пореформенный период. А.Я. Герд педагог-естественник, положивший начало введению экскурсий в учебный процесс (1860-е-1871 гг.) Применение экскурсионного метода в Тенишевском (1901) и Лесном коммерческом (1904) училищах в С.-Петербурге.

Представители русской экскурсионной школы И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, Н.А. Гейнике, А.Я. Закс, Г.Э. Петри, Б.Е. Райков. Характер периода: определение экскурсии, место в педагогическом процессе, тематика, классификация. Первые организованные экскурсионные поездки учащихся Уфимской мариинской женской гимназии в Москву и Санкт-Петербург. Характеристика этапов:

I 1920-е годы – связь с педагогикой и краеведением;

II 1930-е годы – прикладное, производственное и военно-патриотическое значение экскурсий

III 1950- 60-е годы – экскурсия как важное средство отдыха и развлечения

IV 1970-80-е годы – экскурсия как неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы

V современное состояние экскурсионного дела

Изменение понятия содержания экскурсии на разных этапах.

Создание экскурсионной станции при Центральном бюро школьных экскурсий Наркомпроса в 1918 г.

Деятельность Центрального музейно-экскурсионного института и опытно-показательной экскурсионной базы НКП РСФСР (1921). Особенности работы Инструкторской экскурсионной станции им. В.В. Половцева в Петрограде.

Организация Петроградского экскурсионного института (1921-1924 гг.). Цели и задачи.

Объединенное экскурсионное бюро НКП РСФСР в Москве (1926-1928). Акционерное общество «Советский турист» (1930). Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930).

Постановление Президиума ВЦСПС 1948 г. о порядке распределения путевок в санатории, профилактории и турбазы.

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране»; 1971 г. «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы»
Практические занятия – 2 (1) часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 12 (12) часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Изучение теоретических вопросов


  1. Экскурсионное дело в учебных заведениях Российской империи (конец XVII – начале XX вв.).

  2. Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX – начале XX вв.).

  3. Деятельность экскурсионных комиссий, бюро, комитетов (начало XX в.)

  4. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918 – 1930).

  5. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 - 1936).

  6. Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 - 1990).

  7. Содержание экскурсионной работы.


2. Подготовка реферата с последующим обсуждением


  1. Зарождение экскурсионного дела в мире

  2. История развития экскурсионного дела в России


Контрольные вопросы:

  1. Какова роль Народного комиссариата просвещения СССР в развитии экскурсионного дела в стране?

  2. Какова роль Центрального совета по туризму и экскурсиям при ВЦСПС в развитии экскурсионного дела в СССР?

  3. Охарактеризуйте систему подготовки и повышения квалификации экскурсоводов в СССР.

  1. Охарактеризуйте экскурсионные маршруты и их тематику в советский период.

  2. Охарактеризуйте экскурсионное дело в России в XIX в.

  3. Каковы особенности развития экскурсионного дела в дореволюционный период?

  4. Назовите первые экскурсионные организации в России (конец XIX – начало XXв.).


Тема 2. Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития

Переход туризма и экскурсионного дела на коммерческую основу. Нормативно-правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности. Федеральное законодательство, ГОСТы. Управление экскурсионной деятельностью на местном и региональном уровне. Специализированные туристско-экскурсионные периодические издания. Роль профессиональных организаций и экскурсоводов. Новейшая тематика экскурсий
Практические занятия – 2 (1) часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 12 (12) часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Изучение теоретических вопросов


  1. Переход туризма и экскурсионного дела на коммерческую основу.

  2. Нормативно-правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности.

  3. Перспективы развития экскурсионного дела.




  1. Подготовка реферата с последующим обсуждением




    1. Современное состояние экскурсионного дела в Российской Федерации.

    2. Перспективы развития экскурсионного дела в современных условиях.

    3. Значение и принципы формирования экскурсионной программы в туризме.

    4. Цели, задачи и формы проведения экскурсий для разных категорий граждан.


3.Проверка самостоятельной работы

осуществляется в форме устного опроса на практических занятиях.
Контрольные вопросы:

  1. Какие изменения произошли в экскурсионном деле после распада СССР?

  2. Какими нормативно-правовыми актами регулируется туристско-экскурсионная деятельность?

  3. назовите организации, контролирующие и координирующие туристско-экскурсионную деятельность.

  4. Назовите специализированные туристско-экскурсионные периодические издания.

  5. Какие профессиональные организации экскурсоводов имеются в России? Какова их роль и значение?



Тема 3. Экскурсия как вид туристских услуг: сущность, признаки и классификация экскурсий

Экскурсия как вид туристских услуг. Эволюция определения экскурсии. Признаки экскурсии. Ее функции: информационно-познавательная, воспитательная, развлекательно-досуговая, эстетическая, коммуникативная, рекламная. Экскурсия как педагогический процесс. Экскурсия как форма коммуникации. Виды экскурсии. Классификация по содержанию: обзорные, тематические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, производственные. По составу участников: взрослые, детские, местные и приезжие туристы, городского и сельского население, организационных однородных групп. По месту проведения: городские, загородные, музейные, производственные, комплексные. По способу передвижения: транспортные (автобусные, велосипедные, и т.д.) и пешеходные. По форме проведения: экскурсия-моссовка, экскурсия прогулка, экскурсия концерт, рекламные экскурсии, экскурсия-беседа, трассовая экскурсия.
Практические занятия – 4 (1) часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 12 (12) часов.

Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Изучение теоретических вопросов


  1. Экскурсия как педагогический процесс.

  2. Экскурсия как форма коммуникации.

  3. Эволюция понятия экскурсия.

  4. Классификация экскурсий по содержанию.

  5. Классификация экскурсий по составу участников.

  6. Классификация экскурсий по месту проведения.

  7. Классификация экскурсий по способу передвижения.

  8. Классификация экскурсий по форме проведения.


Подготовка реферата с последующим обсуждением
1.Особенности использования экскурсионного метода познания.

2. Роль методической работы в деятельности экскурсовода.

3. Специфика различных видов экскурсионного продукта.
3.Проверка самостоятельной работы

осуществляется в форме устного опроса на практических занятиях.
Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте признаки и функции экскурсий.

  2. Охарактеризуйте экскурсию как педагогический процесс.

  3. Что такое коммуникация? Как она осуществляется на экскурсии?

  4. Каково значение речевой коммуникации на экскурсии?

  5. Какими коммуникативными качествами должен обладать экскурсовод?

  6. Охарактеризуйте классификацию экскурсий по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, продолжительности, форме проведения.

  7. Приведите примеры и расскажите об экскурсиях каждого вида.


  1   2   3   4

Похожие:

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconЛекция 1 Тема 1: Предмет, место и роль общественного здравоохранения...
Тема 1: Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. История сестринского дела. Перспективы развития сестринского...

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconОтчет о реализации основных направлений развития архивного дела в...
В истекшем году Главное архивное управление при Кабинете Министров рт (Татглавархив) в соответствии с законодательными и нормативными...

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 icon1 История сестринского дела. Философия сестринского дела
ПМ. 07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconМинистерство образования и науки российской федерации
Учебная дисциплина История и перспективы развития железнодорожного транспорта России

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconДополнительного профессионального образования «центральный институт...
История, современное состояние и перспективы развития противопожарного нормирования при строительстве объектов использования атомной...

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconМетодические указания для самостоятельной работы со студентами Дисциплина...
Тема: Организация и законодательная основа таможенного дела в РФ. Организационная структура таможенных органов РФ. 3

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconОрганизация таможенного дела в Кыргызской Республике
Основная цель данной дипломной работы – дать представление всем, интересующимся вопросами правового регулирования таможенного дела,...

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconГук «Кемеровская областная научная библиотеки им. В. Д. Федорова»...
Алексеева О. Н., гл библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconП. Рефтинский Об утверждении Плана развития архивного дела в городском...
Свердловской области «О планировании работы в сфере архивного дела на 2017 год для органов местного самоуправления муниципальных...

1. История экскурсионного дела в Российской империи и Советском Союзе 6 Тема Состояние экскурсионного дела в России и перспективы его развития 7 iconСписок документов при бронировании группового экскурсионного маршрута,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск