Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16


Скачать 498.25 Kb.
НазваниеРешением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16
страница1/4
ТипРешение
filling-form.ru > Туризм > Решение
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 города Ульяновска

Принято Утверждаю

Решением Совета педагогов Заведующий МБДОУ №16

МБДОУ №16 г. Ульяновска ________/Цуканова И.В/

Протокол №____от______2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

по организации коррекционно-развивающей работы

с детьми

старшей группы № 6

с задержкой психического развития
на 2015 – 2016 учебный год

Согласовано:

Родительским собранием

Группа № 6

Протокол № 1

от «___»____________2015г.

Составитель программы:

Кушнир Г.Е.

учитель-логопед,


г. Ульяновск, 2015

Оглавление:

1.Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка._________________________________________3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.__________________________4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы._______________5

1.1.3 Возрастные и индивидуальные особенности

контингента детей._______________________________________________5-7

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.__________7

2. Содержательный раздел.

Образовательное направление «Речевое развитие»._________________8

2.1.Задачи коррекционно-развивающей работы__________________8-11

2.2.Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.____________________11-12

2.3. Формы организации образовательной деятельности._________________12-15

2.4. Методы и приёмы логопедического воздействия.______________________________________________________15-17

2.5. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками

коррекционно-педагогического процесса._____________________________17-19

2.6. Формы сотрудничества с семьями воспитанников.__________________19-21

2.7. Преемственность в планировании занятий

логопеда и воспитателя.____________________________________________21-23

3.Организационный раздел:

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

(паспорт кабинета).________________________________________________23-25

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы._______________________________________________________25

3.3.Перечень нормативных и нормативно-методических

Документов_______________________________________________________25-26

3.4.Перечень литературных источников._______________________________________________________26-28

3.5.Приложения:

3.5.1. Список воспитанников группы _________________________________29

3.5.2. Планирование образовательной деятельности (Развитие речевого фонематического восприятия.______________________________________30-41
3.5.3. Режим дня____________________________________________________42

3.5.4. График образовательной деятельности_____________________________43

3.5.5. График работы_________________________________________________44

3.5.6. Циклограмма деятельности учителя-логопеда______________________45-46

3.5.7. График индивидуальной работы учителя-логопеда___________________47

3.5.8. Годовое планирование учителя-логопеда__________________________48-52

3.5.9. Мониторинг обследования речевого развития_______________________53
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.

Внедрение в дошкольное учреждение ФГОС подразумевает под собой комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных отделениях.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речевого развития, принятых в дошкольное отделение на два года.

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе следующих образовательных программ:

​ Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 16 города Ульяновска,

​ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. /Под общей редакцией С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003 г.

  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий. /Под общей редакцией С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004 г.

  • Программа Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада».

  • Методические разработки И.А.Морозовой, М.А.Пушкаревой. Развитие речевого фонематического восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.-М.: 2007.

1.1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цели рабочей программы:

  • обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  • создание условий для развития ребёнка с ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

  • предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи образовательной деятельности:

Рабочая программа направлена на:

  • способствование общему развитию дошкольников с ЗПР, коррекции их психофизического развития;

  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

  • способствование объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, а также обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений;

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные задачи коррекционного обучения:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ЗПР, сэкономить время учителя - логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, повторяемость;

Рабочая программа учителя-логопеда:

​  соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

​  основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);

​  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

​  формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

​  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

​  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

​  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

​  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
1.1.3 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Группу №6 посещают 12 детей. Из них 10 мальчиков и 2 девочки. Контингент данной группы составляют дети с различными диагнозами:

ЗПР ( выраженная), F06.8 F84 F 88 сенсомоторная алалия; F 067 F 88 Дизартрия; F 88 ЗПРР, ЗПР II уровень речевого развития, F 88 F90; F06.8 F 88; ЗПР (лёгкая); F88 F84; F 88.

Для того чтобы понять, в чем состоит особенность работы с такими детьми по коррекции и развитию речи, необходимо знать специфику детей данной группы. Как правило, это дети со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность. Также, причина отклонений может быть негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций. В настоящее время достигнуты определенные успехи в клиническом, нейропсихологическом и психолого-педагогическом изучении таких детей.

Клинические исследования рассматриваемой категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга, поэтому замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления.

Психическое развитие подчиняется закону гетерохронии, т. е. психические функции формируются в определенной последовательности, и для развития каждой из них существуют оптимальные сроки, каждая имеет свой цикл развития. В связи с разными формами и степенью тяжести органического поражения ЦНС или с замедленным темпом ее морфофункционального созревания, изменяется темп и сроки формирования психических функций, сдвигаются сенситивные периоды.
Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена. У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития. Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

Как правило, у детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественного своеобразия и большая распространенность нарушений речи. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями протекания речевой деятельности в целом. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. Нарушения речи у этих детей носят системный характер и входят в структуру дефекта.

Так же необходимо отметить, что среди основной массы этой группы есть и дети с более сложной структурой дефекта, которые так же имеют свои особенности. Это дети с РАС которые отличаются более сложными речевыми нарушениями (дети с отраженной речью, безречевые дети).

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных ;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

- падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;

-использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- выделять из слова звук, определять его положение: начало, середина, конец слова; -

- употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

- составлять слово из отдельных звуков;

- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать); владеть элементарными графическими навыками;

- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
  1   2   3   4

Похожие:

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconО питании работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Согласовано» «Утверждаю» председатель профкома заведующий мбдоу д/с №4 мбдоу д/с №4

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconПрограмма принята на заседании Утверждаю педагогического совета Заведующий мбдоу
Содержание образовательной деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 icon«Согласовано» «Утверждаю» Председатель профкома Заведующий мбдоу №78 мбдоу №78 «Ёлочка» «Ёлочка»

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconРешением Совета педагогов
Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр)

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconРуководство организацией трехступенчатого контроля осу­ществляют...
Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №508 (далее –мбдоу)...

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconМбдоу «Детский сад №79» Протокол №2 от 2014 г. Утверждаю заведующий мбдоу
Порядок) между Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №79 общеразвивающего вида» г. Сыктывкараи...

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconРешением Межгосударственного Совета
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзэс на уровне глав государств...

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 icon«У I перждаю» Заведующий Отделом акт
Мбдоу д\с №2 «Колокольчик» об исполнении п. 1 ст. 55 Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-Ф3 «Об образовании в рф» и приказа...

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconПоложение об обработке и защите персональных данных в федеральном...
С изменениями, утвержденными решением Ученого совета от 29 февраля 2011 г., протокол №6

Решением Совета педагогов Заведующий мбдоу №16 iconМетодические материалы «Организация апробации и применения профессиональных...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №70 города Ставрополя

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск