Скачать 498.25 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 города Ульяновска Принято Утверждаю Решением Совета педагогов Заведующий МБДОУ №16 МБДОУ №16 г. Ульяновска ________/Цуканова И.В/ Протокол №____от______2015г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы № 6 с задержкой психического развития на 2015 – 2016 учебный год Согласовано: Родительским собранием Группа № 6 Протокол № 1 от «___»____________2015г. Составитель программы: Кушнир Г.Е. учитель-логопед, г. Ульяновск, 2015 Оглавление: 1.Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка._________________________________________3 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.__________________________4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы._______________5 1.1.3 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей._______________________________________________5-7 1.2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.__________7 2. Содержательный раздел. Образовательное направление «Речевое развитие»._________________8 2.1.Задачи коррекционно-развивающей работы__________________8-11 2.2.Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.____________________11-12 2.3. Формы организации образовательной деятельности._________________12-15 2.4. Методы и приёмы логопедического воздействия.______________________________________________________15-17 2.5. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса._____________________________17-19 2.6. Формы сотрудничества с семьями воспитанников.__________________19-21 2.7. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.____________________________________________21-23 3.Организационный раздел: 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (паспорт кабинета).________________________________________________23-25 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы._______________________________________________________25 3.3.Перечень нормативных и нормативно-методических Документов_______________________________________________________25-26 3.4.Перечень литературных источников._______________________________________________________26-28 3.5.Приложения: 3.5.1. Список воспитанников группы _________________________________29 3.5.2. Планирование образовательной деятельности (Развитие речевого фонематического восприятия.______________________________________30-41 3.5.3. Режим дня____________________________________________________42 3.5.4. График образовательной деятельности_____________________________43 3.5.5. График работы_________________________________________________44 3.5.6. Циклограмма деятельности учителя-логопеда______________________45-46 3.5.7. График индивидуальной работы учителя-логопеда___________________47 3.5.8. Годовое планирование учителя-логопеда__________________________48-52 3.5.9. Мониторинг обследования речевого развития_______________________53 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность. Внедрение в дошкольное учреждение ФГОС подразумевает под собой комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных отделениях. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речевого развития, принятых в дошкольное отделение на два года. Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе следующих образовательных программ: Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 16 города Ульяновска, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)
1.1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Цели рабочей программы:
Задачи образовательной деятельности: Рабочая программа направлена на:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Основные задачи коррекционного обучения: 1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) 3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников. 4. Формирование грамматического строя речи. 5. Развитие связной речи старших дошкольников. 6. Развитие коммуникативности, успешности в общении. Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ЗПР, сэкономить время учителя - логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения. 1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, повторяемость; Рабочая программа учителя-логопеда: соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса); поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. 1.1.3 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей Группу №6 посещают 12 детей. Из них 10 мальчиков и 2 девочки. Контингент данной группы составляют дети с различными диагнозами: ЗПР ( выраженная), F06.8 F84 F 88 сенсомоторная алалия; F 067 F 88 Дизартрия; F 88 ЗПРР, ЗПР II уровень речевого развития, F 88 F90; F06.8 F 88; ЗПР (лёгкая); F88 F84; F 88. Для того чтобы понять, в чем состоит особенность работы с такими детьми по коррекции и развитию речи, необходимо знать специфику детей данной группы. Как правило, это дети со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность. Также, причина отклонений может быть негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций. В настоящее время достигнуты определенные успехи в клиническом, нейропсихологическом и психолого-педагогическом изучении таких детей. Клинические исследования рассматриваемой категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга, поэтому замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления. Психическое развитие подчиняется закону гетерохронии, т. е. психические функции формируются в определенной последовательности, и для развития каждой из них существуют оптимальные сроки, каждая имеет свой цикл развития. В связи с разными формами и степенью тяжести органического поражения ЦНС или с замедленным темпом ее морфофункционального созревания, изменяется темп и сроки формирования психических функций, сдвигаются сенситивные периоды. Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена. У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития. Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. Как правило, у детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественного своеобразия и большая распространенность нарушений речи. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями протекания речевой деятельности в целом. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. Нарушения речи у этих детей носят системный характер и входят в структуру дефекта. Так же необходимо отметить, что среди основной массы этой группы есть и дети с более сложной структурой дефекта, которые так же имеют свои особенности. Это дети с РАС которые отличаются более сложными речевыми нарушениями (дети с отраженной речью, безречевые дети). 1.2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: В итоге логопедической работы дети должны научиться: - понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; -фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; - правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; - владеть элементарными навыками пересказа; - владеть навыками диалогической речи; - совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи. - владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных ; - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. - падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; -использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); - выделять из слова звук, определять его положение: начало, середина, конец слова; - - употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»; - составлять слово из отдельных звуков; - пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать); владеть элементарными графическими навыками; - уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. |
«Согласовано» «Утверждаю» председатель профкома заведующий мбдоу д/с №4 мбдоу д/с №4 | Содержание образовательной деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада | ||
Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр) | |||
Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №508 (далее –мбдоу)... | Порядок) между Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №79 общеразвивающего вида» г. Сыктывкараи... | ||
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзэс на уровне глав государств... | Мбдоу д\с №2 «Колокольчик» об исполнении п. 1 ст. 55 Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-Ф3 «Об образовании в рф» и приказа... | ||
С изменениями, утвержденными решением Ученого совета от 29 февраля 2011 г., протокол №6 | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №70 города Ставрополя |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |