Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы)


НазваниеРабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы)
страница1/6
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Государственное общеобразовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ербогачен»

РАССМОТРЕНО:

на педсовете

зам. по УВР

________ Е.Г.Лыпко

« » ____ 2017г




УТВЕРЖДАЮ:

И.О. директора

_____________Г.В.Ходаковская

Приказ № 62 О/Д

от "_31_" __08 __2017г


Рабочая программа по

социально – бытовой ориентировке

(7 - 9 классы)

Составлена на основе Программы специальной (коррекционной)

образовательной школы 8 вида 5-9 классах.

Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Учитель

Авдеева Ирина Валентиновна

с. Ербогачен

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебного курса, особенности его освоения:

3.Место учебного предмета в учебном плане:

4.Личные и предметные результаты, формируемые в рамках учебного предмета:

5.Содержание учебного курса.

6.Тематическое планирование

7.Материально-техническое обеспечение учебного курса

8.Информационно-методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по социально - бытовой ориентировке

в 7-9 классах

 

Рабочая программа по СБО составлена на программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1

Пояснительная записка

Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного курса, особенности его освоения:
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной жизни в обществе.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;

  • коррекционно – развивающую;

  • коррекционно – воспитательную;

  • воспитание положительных качеств личности;

  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы). 

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Основной формой образовательного процесса являются:

- уроки изучения нового материала,

-комбинированные,

-обобщающие уроки,

-практические работы,

-экскурсии.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:

-разнообразные по форме практические упражнения и задания,

-наглядные,

-демонстрация учебных пособий и образцов,

-технологические карты,

-практические работы,

-сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий,       анализ и синтез. 
Система оценки достижений обучающихся, воспитанников по социально-бытовой ориентировке.

Контрольные работы по предмету СБО программой не предусмотрены.

Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.

В конце года проводится итоговая проверочная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста. 

  Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов

  • Кроссвордов

  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)

  • Перфокарт

  • Перфоконвертов

  • Практических работ.  

Занятия проводятся в кабинете СБО, который приспособлен и имеет необходимое оборудование для реализации данной программы. 

Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы:

-плакаты

-таблицы

-перфокарты

-технологические карты

Критерии оценки достижения учащихся

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

  • самостоятельность ответа;

  • умение переносить полученные знания на практику;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.
Место учебного предмета в учебном плане:
Занятия по СБО организуются по 2 часа в неделю: 7а класс 1 четв.- 16ч., 2четв. – 16ч., 3 четв. – 20ч., 4 четв. – 16ч. Год-68ч. 7б класс 1 четв.- 16ч., 2четв. – 14ч., 3 четв. – 20ч., 4 четв. – 16ч.год-68ч. 8 класс 1 четв.- 18ч., 2четв. – 14ч., 3 четв. – 20ч., 4 четв. – 16ч.год – 68ч. 9 класс 1 четв.- 18ч., 2четв. – 16ч., 3 четв. – 20ч., 4 четв. – 16ч. Год – 68ч. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа на уровне основного общего образования.
Личные и предметные результаты, формируемые в рамках учебного предмета:
Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты


Минимальный уровень

Достаточный уровень

представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

представления о различных видах средств связи;

знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

знание названий организаций социальной направленности и их назначения;


знание способов хранения и переработки продуктов питания;

составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;

самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;

самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;

некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;

знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения;




Содержание учебного курса.
Личная гигиена и здоровье

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.

Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.

Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.

Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).

Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.

Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.

Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач

Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).

Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconПояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРабочая программа по Социально-бытовой ориентировке в 9 классе Учитель: Микова Н. К
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке на 2013-2014 учебный год
Новая ул., Ивановка с., Ялуторовский район, Тюменская область, 627048, тел. 92-131

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРекомендована к утверждению на заседании мс протокол №
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 7 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРабочая программа по Социально-бытовой ориентировке 9 класс
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconПрограмма составлена на основе : «Программы по Социально-бытовой ориентировки»
«Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке (7 9 классы) iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся...
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск