Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост»


НазваниеРазвитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост»
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное образовательное учреждение

лицей «РИТМ»
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ЧЕРЕЗ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ «РОСТ»

(Развитие, Образование, Становление, Творчество)


Автор: Герасименко

Виктория Владимировна

учитель начальных классов

г. Хабаровск

2011
Предлагаю воспитательную систему по разработанной мною программе, которую назвала «РОСТ». (Развитие, Образование, Становление, Творчество).

Система работы представлена в следующей схеме – рисунке:


Для успешного решения вопросов воспитания, обучения и развития личности ребенка, я опираюсь на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования целью которой является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

1.1. В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
1.2.В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
1.3.В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

В воспитательной работе строю отношения на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимоуважения. Главным в работе считаю: Создание условий для развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личностно - ориентированной коллективно - творческой деятельности.
Актуальность:

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Но современные родители все больше уделяют времени обустройству быта и повышению благосостояния семьи, а воспитание детей переложили на плечи педагогов и образовательных учреждений.

Все начинается с семьи. В школьный коллектив ребенок приходит уже сформировавшейся личностью. И с семи лет школа начинает вносить свой вклад в дальнейшее формирование ребенка как личности. Она помогает дальнейшему росту или коррекции внутреннего «Я» каждого ученика. Поэтому основу моей программы заложены следующие приоритетные сферы жизнедеятельности, обеспечивающие развитие личности:

Творчество включает в себя совместные коллективные творческие дела, а также духовно – эстетическую сферу.

Становление включает в себя духовно – нравственную сферу, она охватывает деятельность сознания и эмоции человека и является общечеловеческой ценностью, а также в патриотическое и семейное становление.

Образование включает в себя понятие ответственного отношения за учебный труд, а также расширения круга знаний с точки зрения экологии и краеведения.

Развитие – в физической сфере и саморазвития.
Воспитательную работу в классе строю по следующим направлениям:

  • Духовно – нравственное;

  • Художественно – эстетическое;

  • Патриотическое;

  • Физическое;

  • Эколого - краеведческое;

  • Семейное воспитание;

  • Воспитание ответственности за учебный труд


Для реализации цели ставлю следующие задачи:
Задачи воспитательного процесса


Духовно – нравственное становление

Задача: формировать чувство ценности других и самоценности; приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей, продолжить работу по формированию дружного коллектива в среде учащихся

Саморазвитие.

Задача: формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Эколого – краеведческое образование

Задача: способствовать формированию чувства гордости, любви к своей стране, к её истории; расширять знания о родном крае.


Художественно – эстетическое становление

Задача: способствовать раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, формировать потребность к самосовершенствованию и саморазвитию.



Модель

личности выпускника начальной

школы


Патриотическое становление

Задача: воспитывать в детях патриотические чувства, чувства добра и гуманизма.



Трудовое воспитание

Задача: воспитывать ответственность за учебный труд; расширять кругозор детей, развивать познавательные способности.

Семейное воспитание

Задача: помогать родителям в преодолении трудностей обучения и воспитания детей.


Физическое развитие

Задача: способствовать укреплению здоровья; формировать представления о здоровье как одной из главных жизненных ценностей.


Правила технологии воспитательного процесса представляю в следующем:

  1. Определение объективных целей и задач воспитания;

  2. Создание необходимых условий для организации воспитательного процесса;

  3. Выработка алгоритма для достижения результата;

  4. Инструктирование и оказание необходимой помощи.


Средства достижения цели и задач:


Конкурсы

викторины


праздники



Классные часы


акции




Встречи с интересными людьми


экскурсии



Ожидаемые результаты:

Как классный руководитель я развиваю такие качеств личности в каждом ученике, которые помогут им состояться как личность в дальнейшей жизни:

  • Устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего человека, способного много добиться и имеющего адекватный уровень притязаний;

  • Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности.

  • Самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

  • Установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и вне уроков, проявления уважения к учителю, эмоционально – положительное восприятие ребенком личности педагога и системы его отношений с воспитателями.


КОНЦЕПЦИЯ ВОПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «РОСТ».
Разрабатывая концепцию воспитательной системы, я учитывала:

  1. Основные тенденции развития современного Российского общества;

  2. Появление новых требований со стороны общества к личности

  3. Усиление бездуховности, падение образовательного и духовного уровня определенной части подрастающего поколения;

  4. Отрицательное влияние СМИ.


Общечеловеческие ценности фундаментальны, ориентация на них, по моим предположениям, должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Я согласна с концепцией лицея, что для этого необходимо:

- исключить методы давления;

-всемерно поощрять и развивать практику включения учащихся с раннего возраста в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решения;

-культивировать милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

-воспитание понимания ценности, неприкосновенности человеческой жизни;

-учить жить в мире и согласии;

-проявлять терпимость, доброжелательность к людям;

-развивать духовные потребности в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира;

-учить творчеству во всех сферах жизнедеятельности

-воспитывать потребность в преобразующей деятельности, в получении достаточно большого объема знаний.

Для того чтобы обеспечить каждому ребенку полноценное, личност­ное, интеллектуальное развитие в нашем лицее актуализируются следующие идеи гуманистического воспитания.

1. Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, умение влиять на его разви­тие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном челове­ка в частности. Личностный подход очень трудно осуществить без основа­тельной дифференциации образовательного процесса. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.
2. Деятельностный подход в воспитании: ребенок не готовится в школе к бу­дущей жизни - он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: иг­ровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
3. Средовый подход - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы со­циума, ближайшего окружения. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.
4. Комплексный подход - предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Нужно так органи­зовать деятельность учащегося, чтобы человек в ней раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Комплексный подход в ли­цее предполагает сочетание общего и дополнительного образования, единст­во воспитания и обучения.
5. Гуманизация межличностных отношений предполагает уважительное от­ношение к ребенку, к его мнению, доброту и понимание. В лицее должно быть как можно меньше страха, чувства незаслуженной вины, которые тор­мозят развитие. Опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и по­ведение. Порой благодаря чувствам жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными. Я. Корчак утверждал, что развитие ребен­ка стимулирует эмоциональная стабильность его жизни, которая создается доброжелательным отношением, умением прощать, признания прав ребенка: право на ошибку, на тайну, на собственность, на игру.
Перечисленные выше подходы к воспитанию составляют основу системы воспитательной работы в лицее. Процесс ее развития - это движение от раз­розненных воздействий к целостному, саморегулирующему, воспитывающе­му, социальному организму.

Все подходы к воспитанию реализуются через связь внеурочной дея­тельности с учебным процессом. Специфика воспитательной работы состоит в том, что часто внеуроч­ные, внеклассные, внешкольные дела, праздники, вечера аккумулируют (вбирают) в себе все самое лучшее и интересное, что достигают учащиеся на уроках, но в более широком, глубоком аспекте.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Мною был разработан план воспитательной работы на весь период обучения младшего школьника. По охвату содержания план работы можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязи пяти компонентов (по М. Когану):

- познавательное;

- нравственное;

- эстетическое;

- физическое;

- коммуникативное.

По длительности планируемого периода – долгосрочный. В зависимости от субъекта планирования – коллективный. По масштабу планирования – планы первичных коллективов.
Семейное воспитание – целенаправленная и систематическая работа классного руководителя с родителями. На протяжении 4-х лет работаю в тесном контакте с коллективом родителей, систематически провожу родительские собрания, на которых читаю лекции по родительскому всеобучу. Родительский комитет класса – активный помощник в проведении родительских собраний и совместных коллективных творческих дел. Основные задачи сотрудничества с родителями вижу в информировании о современных тенденция в образовании, в вовлечении родителей в жизнь класса и лицея.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconТворческая группа проектирование и развитие детской личности творческое...
I. История вопроса стр. 4

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconПортфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего...

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconМоу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал
Опыт интеграции внеурочной деятельности в воспитательную систему моу прогимназия №48 в условиях введения фгос ноо

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconВ платежном поручении в поле «Вид платежа» нет вариантов, что были раньше?
Едено в соответствии с законом, все ранее использовавшиеся значения «Электроно», «Почтой» и «Телеграфом» теперь соответствуют пустому...

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconВ платежном поручении в поле «Вид платежа» нет вариантов, что были раньше?
Едено в соответствии с законом, все ранее использовавшиеся значения «Электроно», «Почтой» и «Телеграфом» теперь соответствуют пустому...

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconВыступления
Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как...

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconПрограмма индивидуального развития ребёнка по готовности младшего...
Основной разработчик Программы: Виссарова Лариса Валериевна, учитель начальных классов моу «Нижнекумашкинская нш – дс»

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconРабочая программа по английскому языку 9 класс
Рф от 09. 03. 2004г. №1312. Данный учебный предмет имеет своей целью развитие коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности...

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» icon· является современным педагогическим инструментом сопровождения...
...

Развитие личности младшего школьника через воспитательную систему «рост» iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск