Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства


Скачать 153.84 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства
ТипМетодическое пособие


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УЧАСТИЮ

В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Стоматологический статус и методы его регистрации; методы обследования в стоматологии ­

(основные и дополнительные)


Основные методы обследования:

I. Анамнез:

  • клинический анамнез

Гигиенист, проводящий диагностику, должен расширять клинический анамнез, задавая пациенту подробные вопросы и выслушивая ответы, обращая внимание на следующие моменты:

  1. Условия труда и быта, социальное положение пациента;

  2. Серьезные соматические заболевания;

  3. Повреждения;

  4. Эмоциональность пациента;

  5. Привычки (например, курение, алкоголь, употребление наркотиков);

  6. Применение лекарств.

  7. текущее лечении.

  8. состояние жизненно важных функций организма (пульс, АД, температура, частота дыхания).

  9. симптомы, которые могут указывать на не диагностированную патологию или нарушение различных систем организма.

  • стоматологический анамнез

В процессе расспроса специалист обращает внимание на следующие вопросы:

  1. Локализация – место, где ощущаются симптомы.

  2. Хронология – начало, клиническое течение и временные параметры симптомов.

  3. Качество – описание характера преобладающей жалобы.

  4. Интенсивность – сила ощущаемых симптомов.

  5. Влияющие факторы – раздражители, которые усиливают, облегчают или оказывают другое влияние на симптомы.

  6. Дополнительный анамнез – ранее выполнявшееся лечение и другие подробности, относящиеся к пораженной области.

II. Осмотр (внешний осмотр; осмотр полости рта);

III. Пальпация:

Пальпаторно определяют консистенцию, подвижность тканей и органов, их болевую реакцию, размеры и границы патологического очага.

Различают пальпацию поверхностную, глубокую, вне – и внутри ротовую.

IV. Оценка состояния зубов, прикуса, пломб, протезов:

  • перкуссия (пальцевая и инструментальная);

  • зондирование;

  • определение подвижности;

  • оценка состояния прикуса;

  • оценка состояния пломб;

  • оценка состояния протезов (съемных, несъемных протезов);

Дополнительные методы исследования:

    1. Пародонтологическое исследование с помощью системы Флорида-Проуб.

    2. Термодиагностика - оценка состояния возбудимости чувствительных нервных окончаний зуба с помощью температурных раздражителей. Метод не обладает высокой точностью, поэтому является ориентировочным!

    3. Электроодонтодиагностика (ЭОД) - метод оценки возбудимости чувствительных нервов зуба при их раздражении электрическим током. ЭОД - позволяет предположительно оценить состояние пульпы зубов при травме, новообразованиях, воспалительных процессах и других заболеваниях зубочелюстной системы, избрать наиболее рациональное лечение и проследить за его эффективностью. Метод не обладает высокой точностью, поэтому является ориентировочным! На данные ЭОД могут влиять следующие факторы: национальность, наличие коронок, пломб в полости рта, время суток, общее состояние здоровья пациента.

    4. Рентгенологическое исследование;

    5. Аллергологический метод, который состоит из аллергического анамнеза, кожных аллергические проб и лабораторных методов специфической аллергодиагностики.

Данные стоматологического исследования вносят в медицинскую карту стоматологического больного и отмечают зубную формулу (ВОЗ).

Медицинская карта стоматологического больного – это медицинский, статистический и юридический документ.

Сокращенные обозначения патологии зубов:

С – кариес; Р – пульпит; Pt – периодонтит; П – пломба;

A(II) – пародонтит, пародонтоз. В скобках обозначаем степень подвижности;

К – коронка; И – искусственный зуб; О – отсутствующий зуб;

R – корень; I – имплантант.


Специальные методы исследования, проводимые

гигиенистом стоматологическим


Гигиенические индексы:

I. Гигиенический индекс Федорова-Володкиной:

Коды и критерии оценки зубного налета:

1 - зубной налет не выявлен

2 - окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба

3 - окрашивание 1/2 коронки зуба

4 - окрашивание 3/4 поверхности

5 - окрашивание всей поверхности

Значение индекса:

1,1 - 1,5 уровень гигиены хороший

1,6 - 2,0 уровень гигиены удовлетворительный

2,1 - 2,5 уровень гигиены неудовлетворительный

2,6 - 3,4 уровень гигиены плохой

3,5 - 5,0 уровень гигиены очень плохой

II. Упрощенный индекс гигиены полости рта:

Коды и критерии оценки:

0 - зубной налет не выявлен

1 - мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба

2 - мягкий зубной налет покрывает более 1/3 ,но менее 2/3 поверхности зуба

3 - мягкий зубной налет, покрывающий более 2/3 поверхности зуба

Коды и критерии оценки зубного камня:

0 - зубной камень не выявлен;

1 - наддесневой зубной камень, покрывающий не более 1/3,

2 -наддесневой зубной камень покрывающий от 1/3 до 2/3 поверхности зуба, или наличие отдельных отложений поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба;

3- наддесневой зубной камень, покрывающий более 2/3 поверхности зуба, или значительные отложения поддесневого камня вокруг пришеечной области зуба.

сумма значений налета сумма значений камня

ИГР - У = ----------------------------------- + ---------------------------------

кол-во поверхностей кол-во поверхностей
Оценочные критерии

Значение ИГР - У: Уровень гигиены полости рта

0,0 - 1,2 - хороший

1,3 - 3,0 - удовлетворительный

3,1 - 6,0 - плохой

Значения показателей зубного налета или зубного камня:

0,0 - 0,6 - хороший

0,7 - 1,8 - удовлетворительный

1,9 - 3,0 - плохой
Оценка интенсивности кариеса постоянных зубов.(КПУ)

КПУ (з)=К+П+У

Величина индекса КПУ

Уровень интенсивности

0

очень низкий

0 – 4

низкий

5 – 10

средний

11 – 20

высокий

21 – 32

очень высокий

Определение риска возникновения кариеса:

Причины возникновения кариеса:

Общие:

- неполноценная диета и питьевая вода;

- соматические заболевания, сдвиги в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба;

- экстремальные воздействия на организм;

- наследственность, обуславливающая полноценность структуры и химический состав тканей зуба;

- неблагоприятный генетический код.

Местные:

- зубная бляшка и зубной налет;

- нарушения состава и свойств ротовой жидкости, являющейся индикатором состояния организма в целом;

- углеводистые липкие пищевые остатки в полости рта;

- резистентность зубных тканей, обусловленная полноценной структурой и химическим составом твердых тканей зуба;

- состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов.

1. Колориметрический тест

Методика проведения:

Пациент ополаскивает полость рта 1% раствором глюкозы, а затем 0,1% раствором метиленого красного, который окрашивает зубы в желтый цвет. На тех участках, где рН зубного налета ниже 5,0, через несколько секунд желтая окраска меняется на красную. На этом участке с наибольшей вероятностью может возникнуть деминерализация эмали.

2. Определение рН ротовой жидкости

Проводят с помощью электронного рН метра.

Для этого смешанную слюну собирают натощак утром в количестве 20 мл. После трехкратного исследования одного и того же образца устанавливают средний показатель. рН ротовой жидкости также можно определить непосредственно в полости рта пациента. Для этого помещаем электрод прибора в подъязычную область.

3. Определение вязкости слюны

Проводят с помощью вискозиметра Освальда натощак или через 3 часа после приема пищи. Исследуют вязкость трехкратно. Увеличение вязкости слюны в 2 раза и более (норма 4,16 единицы) свидетельствуют о восприимчивости эмали к кариесу.

Индекс CPITN:

Коды индекса CPITN:

0 - здоровые ткани;

1 - кровоточивость;

2 - зубной камень;

3 - пародонтальный карман 4 или 5 мм;

4 - пародонтальный карман более5 мм;

Оценочные критерии индекса CPITN:

Код 0 и Х (исключён) для 6-секстантов, означает, что в данном случае лечение не требуется;

Код 1 означает, что пациенту необходимо улучшить гигиеническое состояние полости рта;

Код 2 - необходимость устранения причин и проведения профессиональной гигиены + инструктаж;

Код 3 - необходимость проведения профессиональной гигиены полости рта и кюретажа, что направлено на уменьшение воспаление и снижение глубины кармана;

Код 4 - иногда можно успешно вылечить с помощью глубокого кюретажа и адекватной гигиены полости рта;

Индекс гингивита (РМА)

Окрашивают десну р-ром Шиллера-Писарева, при этом воспаленные участки десны приобретут коричневую окраску( за счет присутствия гликогена)

Коды индекса:

0 - отсутствие воспаления;

1 - воспаление десневого сосочка;

2 - воспаление маргинальной десны;

3 - воспаление альвеолярной десны;

РМА = сумма балов / 3 *число зубов * 100% 3-постоянная величина

Оценочные критерии:

30%- легкая степень гингивита;

31-60%- средняя степень;

61% и более - тяжелая степень гингивита.

Комплекс профессиональной гигиены полости рта и его значение в профилактике стоматологических заболеваний

Профессиональная гигиена полости рта - это комплекс мероприятий, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений специалистом (гигиенистом стоматологическим или пародонтологом).

Впервые профессиональная гигиена полости рта, как компонент программы профилактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была предложена Axelsson и Lindhe в 1970 году в так называемой «Карлштадской модели» (Швеция).

Комплекс мероприятий профессиональной гигиены полости рта состоит из:

  1. Жалобы. Сбор анамнеза.

  2. Оценка гигиенического состояния полости рта. Применение индикаторов налета. Контрольная чистка зубов.

  3. Регистрация стоматологического статуса. Оценка факторов скопления налета.

  4. Мотивация пациента к проведению профилактических мероприятий.

  5. Обучение и коррекция мануальных навыков по уходу за полостью рта.

  6. Проведение профессиональной гигиены полости рта.

    • Обработка полости рта антисептиком.

    • Удаление мягкого налета.

    • Размягчение камня химическим методом.

    • УЗ скейлинг.

    • Сглаживание ручными инструментами.

    • Пескоструйное удаление налета.

    • Полирование пастами, щетками, штрипсами.

    • Проверка флоссом.

    • Реминерализующие аппликации с кальцием или фторидами.

    • Пародонтальные аппликации.

  7. Подбор индивидуальных средств гигиены для полости рта.

  8. Планирование следующего посещения.

Повторное посещение

  1. Оценка гигиенического состояния полости рта. Применение индикаторов налета.

  2. Продолжение профессиональной гигиены полости рта.

  3. Контроль степени усвоения пациентом навыков гигиены.

  4. Проведение профилактических мероприятий.

  5. Определение кратности профессионального наблюдения за гигиеной полости рта.

  6. Направление пациента к специалистам смежных специальностей.

Оценка гигиенического состояния полости рта.

Оценка гигиенического состояния полости рта осуществляется с помощью гигиенических индексов. Для выявления зубного налета, зубного камня и оценки гигиены полости рта, а также эффективности гигиенических мероприятий поверхности исследуемых зубов окрашивают растворами Люголя (йодсодержащий раствор), метиленового синего, фуксина, Шиллера-Писарева, эритрозина и др., а затем вычисляют специальные индексы, отражающие количество и качество зубных отложений - гигиенический индекс Федорова - Володкиной (1971), упрощенный индекс гигиены полости рта (ИГР-У) (ОНI-S), j.R.Green, J.R.Uermillion, (1964), индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) Podsnadley, Haley, (1968).

Регистрация стоматологического статуса пациента.

Перед любым вмешательством необходимо собрать всю информацию, как об общем здоровье пациента, так и о состоянии здоровья полости рта. С помощью основных и дополнительных методов обследования гигиенист (ассистент) проводит обследование пациента. Далее всю полученную информацию о состоянии здоровья пациента гигиенист (ассистент) вносят в медицинскую стоматологическую карту. Полученная информация является медицинским, статистическим и юридическим документом.

Мотивация пациента к проведению профилактических мероприятий.

Для мотивации пациента кабинет гигиены и профилактики предполагает обязательное наличие умывальника, зеркала и специальных средств, предназначенных для информирования пациентов:

  • образцы зубных паст и зубных щеток для демонстрации и обучения;

  • специальные средства гигиены (межзубные щетки, флоссы и др.);

  • средства контроля качества чистки зубов (таблетки, растворы для окрашивания зубного налета);

  • фантомы челюстей для демонстрации техники чистки зубов;

  • плакаты, цветные атласы;

  • диапроэктор;

  • телевизор с видеомагнитофоном;

Способы мотивации:

  1. Демонстрация состояния гигиены полости рта (внутриротовая видеокамера, визуальный осмотр с использованием зеркала).

  2. Информирование пациента о дальнейших осложнениях.

  3. Контролируемая чистка.

Контролируемая чистка зубов – это чистка, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии пациента.

Обучение и коррекция имеющихся навыков пер­сонального гигиенического ухода за полостью рта.

В настоящее время известны различные методы, с помощью которых осуществляется удаление зубного налета с поверхностей зубов. Гигиенист (ассистент) учитывая индивидуальные особенности полости рта, назначает современные средства индивидуальной гигиены (щетки, пасты, флоссы, специальные средства и т.д.) и рекомендует пациенту наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект. Для достижения этой цели от гигиениста (ассистента) требуется подробный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента - последовательное исполнение движений до полного овладения выбранной методикой с ежедневным проведением чистки зубов.

Проведение профессиональной чистки зубов па­циента различными способами: инструментальный способ, ультразвуковой и пескоструйный методы.

Внимание!!! Необходимым условием для возможности проведения профессиональной гигиены, особенно при работе в поддесневой зоне является наличие очищенной рабочей области.

Существует несколько методов удаления зубных отложений:

1. Ручной способ удаления зубных отложений - применение экскаваторов, кюреток, крючков, скелеров, инструментов для различных плоскостей и д.р.;

2. Ультразвуковой способ.

Ультразвуковые скейлеры используются с 1961 года. По типу преобразования их можно разделить на магнитострикционные и пьезоэлектрические аппараты.

Правила работы при удалении зубного камня:

1. Все инструменты стерильны.

2. Размер и длина наконечника скелера должен соответствовать размеру и длине используемого периодонтального зонда.

3. Следует избегать резких движений.

4. Рука, удерживающая инструмент обязательно должна быть фиксирована (на подбородке его или соседних зубах, что предотвращает повреждение мягких тканей).

5. Подвижные зубы фиксируются пальцами левой руки.

6. Защита глаза очками, экраном.

7. Обязательное использование пылесоса.

3. Пескоструйный способ.

Для снятия налета целесообразно использовать воздушно-абразивную, или пескоструйную технологию. Ее представителями являются так называемые порошковые скелеры. В них струя - смесь абразива (обычно бикарбонат натрия с вкусовыми добавками), вода и воздух - под давлением вылетает через небольшое отверстие на конце наконечника.

Правила работы:

  1. Дистанция между кончиком насадки порошкового скейлера и зубом - 3-5 мм.

  2. Угол между кончиком насадки порошкового скейлера и поверхностью зуба равен 30-60 градусов.

  3. Направление расположения кончика насадки от красного к белому (от десны к режущему краю).

  4. Защита глаза очками, экраном.

  5. Обязательное использование пылесоса.

Эти наконечники позволяют проводить:

  • профилактическую работу в полости рта (снятие зубных отложений и полировка поверхности зубов);

  • снятие налета от табака, кофе, чая и т.д.;

  • очистку поверхности зуба для определения цвета пломбировочных материалов при реставрации;

  • обработку поверхности зуба перед фиксацией коронок, брекетов, виниров;

Внимание!!! Следует отметить, что независимо от того, какой метод снятия зубных отложений использовал гигиенист, после проведения процедуры необходима обязательная полировка зубной поверхности. Для этого используют: профессиональные зубные пасты, резиновые чашечки, кисточки, щеточки.

Профессиональную чистку зубов проводят в зависимости от интенсивности образования зубного камня в среднем 1-2 раза в год.

Во время проведения профессиональной гигиены полости рта необходимо комбинировать разные способы удаления зубных отложений.

Подбор индивидуальных средств гигиенического ухода за полостью рта и доступных методов профилакти­ки, который определяется данными о социальном и стоматологиче­ском статусе пациента;

Гигиенист стоматологический, учитывая социальный и стоматологиче­ский статус пациента, подбирает средства и методы индивидуальной гигиены полости рта (зубную щетку, зубную пасту, флосс, ополаскиватель полости рта, специальные средства индивидуальной гигиены).

Внимание!!! Гигиенист обязан информировать пациента о всех существующих средствах индивидуальной гигиены.

Кон­троль степени усвоения пациентом навыков ги­гиены.

Гигиенист (ассистент) проводит подробный инструктаж и демонстрирует на модели выбранный метод, а пациент - последовательно исполняет движения до полного овладения выбранной методикой и ежедневно повторяет в домашних условиях выбранную методику чистки зубов, следуя полученным рекомендациям.

Индикаторами эффективности обучения гигиене полости рта являются индексы зубного налета, которые измеряются до и после проведения программы обучения и выполнения гигиены полости рта.

Первая оценка программы гигиенического обучения может быть проведена через 4-6 недель, сравнивают величину индексов зубного налета с исходными значениями.

Так называемую контролируемую чистку зубов с определением гигиенических индексов можно проводить с разной периодичностью в лечебном учреждении, а также в домашних условиях (например, родителями).

Проведение профилактических мероприятий (реминерализирующая терапия)

Определение кратности профессионального на­блюдения за зубами пациента.

Учитывая стоматологический статус пациента, гигиенист (ассистент) составляет план кратности профессионального наблюдения.

Направление пациентов на консультации к специалистам смежных специальностей.

Гигиенист (ассистент) должен знать стоматологические заболевания, уметь их дифференцировать, а также выявлять начальные формы стоматологических заболеваний. После чего гигиенист (ассистент) должен направлять пациентов к специалистам смежных специальностей.

Факторы накопления налета

      1. Неудовлетворительная гигиена полости рта (навыки, средства гигиены, режим).

      2. Разрушенные зубы, отсутствующие зубы (нарушение самоочищения при смыкании).

      3. Дефекты пломб, нависающие края.

      4. Дополнительные конструкции в полости рта (прямые и непрямые реставрации, съемные протезы, ортодонтические конструкции, имплантаты).

      5. Заболевания пародонта (пародонтальные карманы, рецессии).

      6. Патологии прикуса, ВНЧС (плохое открывание рта, нарушение жевания).

      7. Нарушение состава слюны и слюноотделения.

      8. Нарушение жевания (вялое жевание).

      9. Особенности питания (мягкая, углеводная пища и др.).

      10. Вредные привычки (ротовое дыхание, курение, вредные привычки детского возраста).

      11. Общесоматические заболевания.


РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 1 ГОД:

Основная задача - устранение факторов накопления зубного налета.

  1. Кратность посещения гигиениста.

  2. Коррекция навыков гигиены.

  3. Санация полости рта (консультация каких специалистов).

  4. Реминерализация твердых тканей (метод, режим, средство).

  5. Герметизация фиссур.

  6. Антисептические и кератопластические аппликации для десен.

  7. Лечение или профилактика аппаратом Вектор.

  8. Гидромассаж десен.

  9. Коррекция питания (четкие рекомендации).

  10. Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь и др.).

  11. Профессиональные вредности (работа за компьютером, химическое производство)

  12. Консультация терапевта по общесоматическому заболеванию.

  13. Профилактика зубочелюстных аномалий у детей.



Похожие:

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconО конкурсе профессионального мастерства
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель большегрузного...

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки владельцев гражданского оружия

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconО краевом конкурсе
Положение о проведении конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии – 2010» (далее Положение) определяет порядок и...

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconУчебно-методическое пособие по профессии 034700. 03 Делопроизводитель Комсомольск-на-Амуре
Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения темы «Учет документов в архивах» профессионального модуля пм. 02 Документирование...

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconУчебно-методическое пособие Рязань 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconМетодическое пособие Вологда 2014 Методическое пособие разработано...
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconУчебно-методическое пособие выполнено в рамках внутривузовского гранта...
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей структурных подразделений университета и профессорско-преподавательского...

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconУчебно-методическое пособие по мдк 02. 02 Бухгалтерская технология...
Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих бухгалтерский учет

Методическое пособие для подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск