Скачать 149.14 Kb.
|
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио выпускника ступени начального общего образования 1.Общие положения 1.1. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио – достижения обучающегося, понимаемые как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. 1.2. Портфолио ученика начальной школы выступает как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС. 1.3. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
1.4. «Портфолио» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.). 1.5. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы. 1.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учётов основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями ФГОС. 1.7. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах. 2. Назначение портфолио 2.1. Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. 2.2. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
2.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. 2.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха. 2.5. В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать. 3. Цели и задачи 3.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 3.2. Цель портфолио – выполнить роль индивидуальной накопительной оценки и определять рейтинг выпускников начальной школы. 3.3. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
3.4. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса: диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени; целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом; мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов; содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ; развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу; рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Основные направления деятельности по формированию Портфолио. 1.1.1. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы. 4.1.2. Обучающиеся:
4.1.3. Классный руководитель:
4.1.4.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:
4.1.4. Администрация образовательного учреждения:
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе. 4.2. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 4.3. Период составления портфолио – 1-4 классы начальной школы. 4.4. Обучающийся в любой момент может поместить в любой раздел портфолио любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п. Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части. Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные. 4.5. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. 4.6. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка. 5. Структура и состав портфолио 5.1. Портфолио ученика имеет:
5.2. Портфолио по составу представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфолио должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов. 5.3. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. 5.4. В портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы: 1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандаризированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: • по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, заместители директора по учебной и воспитательной работе и другие непосредственные участники образовательного процесса. 3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. 6. Критерии оценки достижений обучающихся 6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта. 6.2. Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям: Критерии оценки достижений обучающихся
Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов. В 4 классе в конце учебного года методическое объединение учителей начальных классов рекомендует проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: « Самый оригинальный портфолио»; « За лучшее оформление работ»; « За многогранность таланта»; « За трудолюбие»; « За творческий подход» По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
7. Заключительные положения 7.1. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. 7.2. Положение действительно до внесения следующих изменений. Памятка по формированию портфолио Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Рекомендации взрослым по организации помощи ребёнку в сборе материалов портфолио: 1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов. 2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов. 3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону. 4. Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам. 5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать! 6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию. 7. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. |
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного... | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и... | ||
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и... | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу сош №4 разработана система оценки,... | ||
Изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | ||
Нормативно-правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 24 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |