Скачать 16.45 Mb.
|
Оглавление
1. Целевой раздел 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МАОУ средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №118. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:
МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 имеет государственную аккредитацию: свидетельство о государственной регистрации серия 52, регистрационный номер 283 от 17 июня 2010 года, выдано Министерством образования Нижегородской области, лицензия: серия А № 348078, регистрационный номер 7345 от 28 апреля 2010 года, выдана Министерством образования Нижегородской области. Территориальная удаленность школы от центра города, промышленная ориентация микрорайона, недостаточный уровень образованности и культуры населения, малая доля интеллигенции, отсутствие культурных и спортивных объектов – специфические социальные условия, в которых функционирует школа и выполняет роль единственного культурно-образовательного центра микрорайона. Современная экономическая ситуация обуславливают ситуацию особой социальной напряженности и нестабильности, поэтому имеет место повышенная востребованность людей мобильных, инициативных, ответственных, обладающих способностью к самоопределению и готовых к саморазвитию в любой ситуации. Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – рабочие, служащие, в меньшей степени интеллигенция. Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей. Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа:
Набор обучающихся по данной образовательной программе производится без конкурса, при условии достижения к 01 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев независимо от уровня их подготовки, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. Для приема ребенка в образовательное учреждение родитель (законный представитель) подает заявление.Заявления родителей (законных представителей) регистрируются в журнале регистрации заявлений о приеме в 1-й класс образовательного учреждения. Зачисление в образовательное учреждение оформляется приказом директора школы по мере комплектования классов, но не позднее 31 августа текущего года, и доводится до сведения родителей (законных представителей). Для обеспечения доступности качественного образования используются разноуровневые формы освоения образовательных программ:
В конкретных условиях деятельность МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность. В МАОУ средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №118на первой ступени обучения образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ и завершенных предметных линий:
Л.Г. Петерсон. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в МАОУ средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №118 области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
Разработка образовательной программы начального общего образования МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Образовательная программа МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: ● с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; ● с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; ● с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; ● с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; ● с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Реализация образовательной программы МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 обеспечивает конституционное право на образование всем учащимся, пожелавшим обучаться в школе. Для обеспечения равных условий для обучения школа предлагает подготовительные курсы для будущих первоклассников. В перспективе эти курсы являются основой для организации предшкольного образования детей пяти с половиной лет. Для обеспечения доступности образования в начальной школе работают группы продленного дня. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): ● центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ● развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования. Целью реализации образовательной программы МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи реализации ООП НОО: 1. Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 2. Обеспечить воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 3. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие. 4. Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие). 5. Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику. В основе реализации образовательной программы МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ● воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; ● переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу; ● ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; ● признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; ● учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; ● обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; ● разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Содержание образовательной программы начального общего образования МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 , который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определяются Уставом МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Разработанная МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 основная образовательная программа предусматривает: ● достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; ● выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; ● организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; ● участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; ● использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; ● возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников; ● включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона, города) для приобретения опыта реального управления и действия. Образовательная программа МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 направлена: ● на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт; ● на реализацию права семьи на выбор образовательных программ начального общего и дополнительного образования; В МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно: • повышению уровня культуры личности школьников; • обеспечение возможности накопления школьниками опыта выбора; • воспитанию уважения к закону, правопорядку; • развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, досуговой и трудовой деятельности; • развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования. Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе • обеспечивают федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и минимальный для каждого обучающегося уровень успешности; • нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой. Образовательная программа МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118предназначена удовлетворить потребности:
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Также при разработке образовательной программы учтены: - возможности образовательной среды Н.Новгорода - уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работают квалифицированные педагогические кадры; - материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работают 2 компьютерных класса, библиотека, медиацентр, зал хореографии, два спортивных зала, 2 тренажерных зала, кабинеты объединены в локальную сеть, имеется выход в Интернет, комната психологической разгрузки, оборудованный современной аппаратурой актовый зал. - традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие педагогов в освоении современных образовательных технологий, своевременное повышение курсовой и квалификационной подготовки и т.д.; - цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий; - учебно-методическую база реализации учебных программ. МАОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №118 , реализующая образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. |
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 24 | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 42 | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её... | Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её... | ||
Начальная школа/ состав. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. (Стандарты второго поколения). – Isbn 978-5-09-023009-4),... | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |