Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б.


НазваниеИсследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б.
страница1/3
ТипИсследование
  1   2   3


ВВЕДЕНИЕ

Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения.

В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к учебе, среди них много слабоподготовленных, детей из неблагополучных семей.

В связи с этим перед педагогами организаций профессионального образования ставятся задачи поиска новых форм обучения, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии, помогающим слабым учиться, обрести уверенность в себе.

Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок стал бы интересным, учащиеся научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям.

Познавательные процессы лежат в основе обучения и обуславливают выбор необходимых методов и приёмов работы. Проблема активизации познавательной деятельности в различных аспектах рассматривалась в трудах философов, педагогов, психологов.

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова и др.); развитие и организация творческо-поисковой познавательной деятельности (Б.П. Коротков, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.); активизация школьников в учении, как необходимое условие повышения качества знаний (Л.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); формирование познавательных интересов школьников в общедидактическом аспекте (Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др.); поиск рациональных методов и приемов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся (Е.Н. Кабанова-Меллер, Б.И. Коротяев).

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся является проведение нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.

Таким образом, актуальность проблемы активизации познавательной деятельности учащихся объясняется состоянием и тенденциями развития общества и государства. Проведенный анализ исследований и опыт активизации познавательной деятельности учащихся позволил нам определить тему выпускной квалификационной работы как «Приемы активизации познавательной деятельности».

Цель работы – выявление и обоснование приемов активизации познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения профессии «Повар».

Объект исследования является учебный процесс в системе среднего профессионального обучения.

Предмет исследования – приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения профессии «Повар».

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована в процессе производственного обучения профессии «Повар», если будут использоваться нетрадиционные уроки

Достижение цели исследования предусматривает решение следующих задач:

  1. Проанализировать состояние проблемы развития и поддержания познавательной деятельности в современных положениях педагогической теории и практики.

  2. Раскрыть специфику познавательной деятельности учащихся.

  3. Обобщение опыта работы по активизации познавательной деятельности обучающихся, путем использования нетрадиционных форм и методов обучения на уроках производственного обучения по профессии «Повар».

  4. Выявить роль и возможности применения нетрадиционных уроков в активизации познавательной деятельности учащихся.

  5. Создать педагогический банк нетрадиционных уроков.

Методологической основой исследования являются:

- теория активности как основы жизнедеятельности личности (В.М. Бехтерев, Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Д.Н.Узнадзе и др.);

– теория профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, А.Т. Глазунов, Е.В.Ткаченко);

– общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности в обучении (Н.Ф. Добрынин), мыслей, помыслов, проявлений умственной и эмоциональной активности обучающихся (С.Л. Рубинштейн);

– теория познавательной активности человека и познавательной активности в обучении (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Г.Ц. Молонов, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение нормативных документов; анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, разработка программы исследования и прогнозирования итогов работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обобщены научные представления о сущности познавательной деятельности личности и выявлена специфика ее развития в системе среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в:

– определении путей активизации познавательной деятельности учащихся;

– обогащении опыта активизации познавательной деятельности;

– создании банка нетрадиционных уроков.

Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике системы начального и среднего профессионального образования, а также в системе дополнительного профессионально-педагогического образования.

Апробация результатов исследования в практику осуществлялась через публикацию статьи в сборнике материалов Международной научно практической конференции в г. Тирасполе «Профессиональное образование ПМР (начальный и средний уровень): опыт, проблемы, перспективы».

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения к работе.

Глава I. Научно-теоретические основы активизации познавательной деятельности личности в образовательном процессе

системы среднего профессионального образования
1.1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся
Процесс реформирования современного общества создал потребность в новом типе специалиста как творческой, саморазвивающейся, постоянно совершенствующейся личности, готовой и способной к обновлению всех сфер общественного бытия. Достижение этого требует, чтобы система образования стала социальным институтом, который в течение всей жизни человека предоставлять ему самые разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать возможность получения базового, профессионального и дополнительного образования. Это предполагает реализацию новых подходов в образовании, ориентированных на развитие субъектности обучающихся, на активизацию их сознательной и самоуправляемой познавательной деятельности.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило провести родовидовой анализ ключевых понятий «познавательная деятельность», «активность личности», «активная познавательная деятельность», на основе которых нами было уточнено понятие «активизация познавательная деятельности». При этом мы опирались на современные дидактические концепции формирования познавательной деятельности учащихся (Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др.), развития познавательной активности и условий активизации познавательной деятельности школьников (Б.И. Коротяев, М.И. Махмутов, В.Ф. Шморгун и др.), а также сложившиеся в педагогике подходы к организации познавательной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений.

Проблемой активизации познавательной деятельности (АПД) занимались такие ученые, как: А.А. Вербицкий, В.М. Вергасов, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Р.А. Низамов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская, И.Ю. Шехтер, Б.А. Лапидус, А.Л. Бердичевский и др.

Анализ педагогической литературы и методической литературы свидетельствует о наличии неоднозначных подходов к проблеме исследования. Исследователи рассматривают проблему активизации познавательной деятельности в рамках контекстного подхода (А.А. Вербицкий), с точки зрения проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), совместной учебно-познавательной деятельности учителя и студента (Г.И. Щукина), использования технических средств обучения (В.В. Петрусинский), в процессе лекции (Р.А. Низамов).

Одной из актуальных проблем является создание, с помощью определенных элементов обучения (методов, форм, приемов), условий, способствующих активному включению обучающегося в процесс обучения.

Что же представляет собой познавательная активность?

Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность обучающегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний» [28].

А.К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличия смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...» Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого обучающийся формируется как субъект учебной деятельности.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование обучающегося, которое выражает особое состояние обучающегося и его отношение к деятельности» [31]

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И.Шамовой: «Активность в учении не просто деятельностное состояние обучающегося, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность обучающегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия, на достижение учебно-познавательной цели»

Перечисленные выше определения характеризуют позицию обучающегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия активизирующие процесс познания, создает прежде всего педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность – обучающийся [16].

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних обучающихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую, у четвертых и т.д. - на самое различное сочетание этих основ. Поэтому одни обучающиеся активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течении всего занятия. Но нельзя игнорировать позицию того обучающегося, который пассивно принимает знания, и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации [21].

Из этого следует, что, активизация познавательной деятельности обучающихся - это целенаправленная деятельность педагога по повышению уровня их учебной активности.

Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивании доверительных, доброжелательных отношений с учащимися. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. и др.

Проблеме активизации обучения посвящены труды многих учёных-педагогов: Беспалько В.П., Шаталова В.Ф., Лысенковой С.Н, Окунева А.А., Селевко Г.К. Щукиной Г.И. и др.

Примерами педагогических технологий на основе активизации познавательной деятльности обучающихся являются игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова., технология проектного обучения Д.Дьюи, Х.Паркхест и др.

Исходя из анализа педагогической, методической литературы и собственного педагогического опыта, мы уточняем сущность понятия «активизация познавательной деятельности» следующим образом: АПД - это двусторонний процесс, который затрагивает и деятельность студента, и деятельность преподавателя. Действия преподавателя включают в себя выработку дидактических условий, методов и средств обучения, активизирующих познавательные процессы студентов – внимание, восприятие, память, мышление, и способствующих развитию познавательной активности, инициативности и самостоятельности студентов; действия студента – активное, творческое усвоение учебного материала. Мы подчеркиваем в данном определении необходимость активизации познавательных процессов субъекта образовательного процесса под влиянием применяемых методов и средств обучения.

Под активизацией познавательной деятельности учащихся нами понимается целенаправленное внешнее воздействие на обучаемых при организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования, направленное на формирование учебно-познавательной компетентности.

Учебно-познавательная компетентность определяется как совокупность общеучебных компетенций, направленных на поэтапное освоение учебного материала, впоследствии необходимых в будущей профессии.

Обобщение опыта исследователей, а также собственный педагогический опыт позволили дифференцировать уровни активизации познавательной деятельности студентов. В качестве критериев выступили следующие:

  1. Когнитивный;

  2. Потребностно-мотивационный;

  3. Операционно-практический.

Таблица 1

Уровни познавательной деятельности


Критерии


Показатели

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Когнитивный

Сфомированность знаний, умений, навыков

Знания, умения, навыки четко сформированы, иногда выходят за рамки программы.

Сформированы, но недоста-

точно

Не сформированы.

Степень развития познаваель-

ных процессов (внимания восприятия, памяти, представле-

ния и воображе-

ния, мышления).

Достаточно развиты. Сформированы различные виды мышления. Наблюдается стремление к синтезу и анализу изучаемых явлений. Студенты активно воспринимают и усваивают информацию. Развита произвольная и непроизвольная память. Наблюдается высокая осознанность мыслительной деятельности, стремление к интеллектуальному напряжению. Студенты проявляют волевые усилия в процессе овладения знаниями.

Развиты, но недоста-

точно. Внимание, восприятиеситуатив-

ны.

Развиты отдельные виды мышления.


Слабо развиты. Внимание ситуативно. Восприятие материала затруднено из-за недостаточно сформированных знаний, умений, навыков. Мышление слабо развито. Наблюдается умственная пассивность. Характерна слабая осознанность мыслительного процесса, низкая продуктивность памяти, отсутствие волевых усилий к овладению знаниями.

Потребностно-мотивационный

Мотивы

Ярко выражена мотивация к изучению иностранного языка, наблюдается стремление студента узнать информацию, выходящую за рамки учебной программы.

Мотивация нестабиль-

на, ситуативна

Мотивы к изучению иностранного языка неустойчивы или отсутствуют, возможно нежелание студента изучать язык, выполнять задания, работать на занятиях.

Интерес

Прочный, сформированный. Наблюдается не только к учебной, но и к исследовательской деятельности.

Стабиль-

ный интерес.

Неустойчивый, ситуативный, либо его отсутствие.

Инициатив-

ность

Ярко выражена, студент постоянно вовлечен в работу, ему все интересно, активно работает, отвечает на вопросы.

Нестабиль-

на. Ситуативна.

Отсутствует. Участие в учебно-познавательной деятельности минимальное.

Операционно - практический

Самостоя-

тельность

Студент достаточно самостоятелен, способен выполнять задания без посторонней помощи. Может творчески преобразовывать информацию.

Самостоя-

тельность ситуатив-

на, зависит от сложности задания и интереса для студента

Наблюдается нежелание выполнять самостоятельную работу, ссылка на «трудность» задания.

Умение решать коммуника-

тивные задачи

Успешно решает, выполняет задания.

Характерен творческий подход.

Решение задач не всегда успешно, зависит от уровня сформиро-

ванности знаний, умений, навыков.

Испытывает трудности при выполнении заданий из-за низкого уровня сформированности знаний, умений, навыков.


Высокий уровень познавательной деятельности характеризуется высокой осознанностью мыслительной деятельности, стремлением к интеллектуальному напряжению, ярко выраженной мотивацией, интересом к изучению иностранного языка, пониманием его значимости, устойчивым стремлением к его познанию, высоким уровнем самостоятельности и инициативности, сформированностью знаний, умений, навыков, а также умением оперировать ими в конкретных ситуациях, самостоятельно извлекать эти знания из источников. Студенты умеют анализировать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения.

У студентов со средним уровнем мотивация нестабильна, инициативность и самостоятельность ситуативны, зависят от степени заинтересованности студента в выполнении данного действия, студент участвует в учебно-познавательной деятельности, но не проявляет волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к изучению языка, низким уровнем коммуникативной компетенции. Знания отрывочны, иногда совсем отсутствуют. Умения и навыки не сформированы, участие в учебно-познавательной деятельности минимальное. Познавательные процессы развиты слабо. Наблюдается умственная пассивность.
Принципы активизации познавательной деятельности

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося [7].

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

Принцип проблемности. Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания производственных дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения. Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

состав аудитории (комплектование групп),

адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
Факторы, побуждающие учащихся к активности

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности учащегося

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организуется самостоятельная работа следующим образом: дается группе конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

– текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

– нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

  • Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

  • Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

  • Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Используется нами в нескольких вариантах. Для всего группы – 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяем также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках используется проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного вопроса,

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого характера – сильным учащимся.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.
1.2. Приемы активизации познавательной деятельности

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод – правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

  1   2   3

Похожие:

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconКондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования...
Конрашина В. С. Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconШалабаева Татьяна Викторовна мдоу детский сад №51 воспитатель 32-11-54
«Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconМетодическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного...
«Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности»

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconМетодика криминологического исследования. Методы криминологических исследований
Научное исследование это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых знаний1

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconРасписание организованной образовательной деятельности
Рабочая программа по реализации образовательной программы доу для детей старшей группы №1, в форме игры, познавательной и исследовательской...

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconДополнительного профессионального образования ханты-мансийского автономного...
«Домашнее задание: не за, не против, а что и как…» (управление домашней учебной работой школьников в условиях перехода на фгос нового...

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconПрограмма по русскому языку и развитию речи определяет содержание...
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа...

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconТема опыта: «Развитие критического мышления младших школьников через...

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconКонкурс проводится по следующим номинациям: «Где живет Новый год »
Развитие познавательной активности учащихся и совершенствование у них навыков декоративно-прикладного и технического творчества

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б. iconОписание опыта работы по теме
Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск