Описание опыта работы по теме


Скачать 468.86 Kb.
НазваниеОписание опыта работы по теме
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4

МОУ СОШ №3 муниципального района г.Нея и Нейский район: Подлинева

Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы



ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО».

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ
«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО».

Деятельность должна быть моя,

увлекать меня, исходить из души моей. К. Д. Ушинский.

Условия появления опыта.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной

деятельности.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

Деятельность определяется как целенаправленная активность, дающая личностно и общественно значимый результат.

В современную эпоху быстрого обновления знаний деятельностный способ обучения дает возможность:

- обеспечить личностное включение учащегося в процесс обучения, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются;

- сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;

- дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;

- обеспечить возможность формирования коммуникабельной, рефлексирующей , способной к саморазвитию личности.

Знание нельзя дать – его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Моя задача как учителя – создать такие условия , при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний, а также условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Данный опыт – результат преподавания русского языка в 5-11 классах и анализа различных способов в изучении темы «Деловое письмо».
Актуальность
Описание опыта может быть использовано для обучения начинающих педагогов-филологов, а также использоваться в практике.

Подходы к разрешению основного противоречия могут быть использованы другими учителями-предметниками.
Противоречия педагогической деятельности, на разрешение которых

направлен опыт.
С одной стороны, изучение особенностей официально-делового стиля речи и его жанров является важной основой изучения стилистики, с другой стороны, к этому учебному материалу учащиеся мало проявляют интерес. Для разрешения указанного противоречия включаю условия:

а) организация учебно-познавательной деятельности на уроках по изучению данной темы;

б) использование дополнительных источников и интеллектуальных игр по теме для расширения кругозора и активизации познавательной деятельности учащихся.
Учение Л.С. Выготского « О значении познавательной деятельности».
В своей работе я столкнулась с тем, что классическая модель организации учебно-познавательной деятельности не всегда дает положительный результат.

Вначале я пыталась следовать общей схеме, лишь немного адаптировав ее для детей: определение цели и задач деятельности; создание мотивации; вариативность действий, предоставление ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика; выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели; результат ( главное – внутренние изменения в процессе учения), самооценка.

Однако я убедилась в том , что следует добавить еще рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности и применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения результата. Цели рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Рефлексия, осуществляемая в ходе творческой деятельности и в конце ее, не только помогает ученикам осознать способы решения задачи, зафиксировать достигнутый образовательный результат, но и часто переопределить цели дальнейшей работы, самому корректировать свой образовательный путь, создавая при этом реальные условия для осознания своей индивидуальности и уникальности.
Обучение собственной учебно-познавательной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

- формирование познавательной культуры личности школьника;

- развитие коммуникативной культуры;

- получение эмоциональной и интеллектуальной рефлексии в ходе обучения;

- формирование ценностно-ориентационной культуры.
Опыт показал, что наилучших результатов по формированию деятельностных умений можно добиться только при систематической работе, которая предполагает:

- организацию собственной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках;

- отработку отдельных умений при выполнении домашних заданий;

- проведение внеклассных мероприятий.
Учебно-познавательная деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений, при этом главная функция учителя – фасилитация, т.е. лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.

Несколько лет работая совместно с учащимися над темой «Деловое письмо»,

сознательно ставлю перед собой цели:

- создать условия для формирования прочных знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности;

- способствовать формированию творческой личности.

Цели реализуются через решение конкретных задач:

- дать фактические знания по изучаемому предмету, сформировать ключевые понятия;

- предоставить учащимся возможность для овладения знаниями повышенного уровня сложности;

- формировать способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации;

- развивать нравственные качества учащихся;

- формировать коммуникативные умения: толерантность, способность работать в малых группах.

Для реализации поставленных задач мною были сформулированы дидактические принципы:

принцип наглядности обучения: обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;

принцип сознательности и активности: учащиеся должны осознавать цели учения, проявлять интерес к знаниям, в ходе самостоятельной деятельности достигать результата обучения;

принцип доступности: изучение осуществляется от простого к сложному, от известного к неизвестному;

принцип соотношения теории и практики: организация процесса обучения, реализующего единство, синтез знаний и практической деятельности;

принцип формирования коллективизма:

принцип психологического обеспечения: организация урока таким образом, чтобы обеспечить мотивацию ученика и его положительное эмоциональное отношение к уроку.

Данные принципы, используемые мною, направлены на реализацию целей и задач обучения.

В своей деятельности использую следующие методы:

- словесные ( беседа, словесно-проблемный);

- наглядные ( показ таблиц, схем),

- практические методы ( выполнение упражнений путем регламентированной дискуссии);

- проблемно-диалогические ( решение проблемы в виде мозговой атаки);

- аналитические ( анализ, сравнение, выделение главного, объяснение понятий);

- синтетические ( обобщение, доказательство);

- методы стимулирования и мотивации ( вербальное оценивание результатов деятельности, работа с предметной справочной литературой);

- методы формирования познавательного интереса ( активизация внимания к новой теме, эффект удивления, демонстрация результатов работы);

- метод самостоятельной работы ( работа с учебником, рабочими листами).

Метод формирования познавательного интереса используется мною на каждом уроке развития речи.

Так, например, в 5-ом классе при знакомстве с видами писем, правилами написания письма и оформления конверта формирую познавательный интерес, используя игровые формы, организуя заочную экскурсию в прошлое, инсценировку, работу с художественными произведениями, проведение словарного диктанта-кроссворда.

Проблемно-диалогический метод можно, например, использовать на уроке «Обещание как жанр деловой речи» в 10 классе: ученики сами называют тему урока, подводят его итоги, в ходе решения проблемных вопросов осознают и формулируют важный вывод о необходимости выполнять обещания.

О более подробном использовании элементов учебно-познавательной деятельности на уроках при изучении темы «Деловое письмо» можно узнать из приложения.
Воспитание навыков деловой литературной речи должно проводиться в определенной системе: в каждом классе у учащихся формируются новые навыки на базе полученных в предыдущие годы обучения знаний и умений. Так, например, в

5-ом классе дети получают общее представление о деловом письме, учатся писать простое объявление, в 6-ом – объявление усложненного типа, заявление, расписку, памятку, правила. Принцип постепенного нарастания трудностей соблюдается и при обучении другим видам деловой речи. Таким образом, в 5-6 классах учащиеся упражняются в написании простых, кратких деловых бумаг, в 7-11 классах – сложных и более полных.

Овладение нормами деловой речи целесообразно по возможности связать с изучаемым грамматическим материалом. Я это делаю следующим образом.

5-ый класс:

1. Деловое письмо – с темой «Предложения с обращениями»;

2. Телеграмма – с правописанием собственных и нарицательных существительных.

3. Объявление – с правописанием падежных окончаний имен существительных.

6-ой класс:

1. Пригласительный билет – с повторением и изучением имени существительного.

2. Заявление, расписка, объявление – с изучением имени числительного.

3. Памятка, правила – с изучением темы «Употребление наклонений глагола».

7-ой класс:

1. Пригласительный билет усложненного типа – с повторением имени существительного;

2. Объявление усложненного типа – с правописанием падежных окончаний действительных причастий.

3. План работы – с повторением морфологии в конце учебного года.

8-ой класс:

1. Справка, удостоверение – с изучением именного составного сказуемого.

2. Инструкция – с изучением типов простого предложения.

3. Доверенность – с изучением темы «Предложения с обособленными членами».

4. Протокол (простой) – с изучением прямой и косвенной речи;

5. Объяснительная записка – с повторением изученного в 8-ом классе.

9-ый класс:

1. Отчет – с повторением синтаксиса простого предложения.

2. Заявление ( мотивированное) – с повторением темы «Предложения с однородными членами» ( в начале или в конце учебного года) или с изучением сложноподчиненных предложений.

3. Характеристика – с повторением типов простого предложения ( в конце учебного года).

4. Протокол (сложный) – с изучением сложного предложения.

10-ый класс:

1. Обещание ( или клятва) – с темой «Общие сведения о языке» ( в конце учебного года).

2. Характеристика – с повторением темы «Синтаксис и пунктуация».

11-ый класс:

Автобиография, доверенность, объяснительная записка – при повторении признаков официально-делового стиля.
Некоторые разработки уроков даны в приложении.
Для работы, связанной с обучением деловой речи, целесообразно завести специальные тетради: в будущей практической деятельности ученикам нередко придется обращаться к ним за справками.
Систематическая работа по овладению нормами официально-делового стиля вооружает учащихся умением распознавать приметы этого стиля и целенаправленно применять характерные для него языковые особенности в собственной практике; умением пользоваться наиболее распространенными жанрами деловых бумаг.

Постоянное координирование работы по освоению различных стилей речи на уроках русского языка, стилистический анализ текстов художественных произведений на занятиях по литературе – основной путь развития языкового чутья, повышения стилистической грамотности учащихся.
Необходимым условием эффективности урока является опора на внутренние мотивы деятельности, четкое представление учащимися цели, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

Индивидуальная работа ученика предполагает выполнение заданий по пройденному материалу и творческую работу. Содержание индивидуальной работы на уроке составляет обучение школьников приемам самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач. Нужно учитывать, что индивидуальная деятельность требует критического сопоставления процесса и ее результата с методами и результатами других учеников.

Цели работы в парах:

- взаимообучение;

- обмен опытом, что ведет к повышенному эмоциональному и качественному восприятию материала;

- результативность;

- самоконтроль и самооценка.

Групповая работа эффективна в процессе поиска способа решения учебной задачи, когда учитель выступает в роли консультанта. Эта форма состоит в совместном выполнении группой школьников под руководством учителя распределенных между ними учебных действий. Постепенно происходит интериоризация этих коллективных действий, превращение в индивидуальное решение учебных задач. Групповая работа

формирует навыки сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки.
Практика показала, что форма организации обучения в первую очередь влияет на результат деятельности.

Так, например, в 11 классе при изучении автобиографии как жанра официально-делового стиля целесообразно организовать учебное исследование, так как учащимся предстоит выявить отличие литературной автобиографии от служебной.

В 10 классе при знакомстве с обещанием как жанром деловой речи провожу урок-практикум, который стоится на выполнении упражнений, формирующих важные практические умения и навыки; самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, создавать собственные произведения, переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Также при организации уроков использую и другие формы: урок творчества, ролевую игру, аукцион знаний, экспресс-семинар, лабораторную работу . Необходимым условием формирования собственной учебно- познавательной деятельности является организация внеклассных мероприятий по изучаемой теме, например, в 5-ом классе при знакомстве с историей письма уместно будет провести «Праздник славянской письменности».

Применяя данные формы обучения, я следую определенным требованиям;

  1. процесс обучения максимально приближаю к практической деятельности;

  2. продумываю организацию совместной и индивидуальной деятельности;

  3. создаю условия для развития компетентности.



Знакомство с энциклопедическими сведениями

по теме «Деловое письмо».

Цель:

  1. активизация познавательной деятельности учащихся;

  2. четкое и правильное представление о признаках официально-делового стиля и его жанрах;

  3. популяризация энциклопедий о русском языке и других источников информации.


В настоящее время имеется достаточно интересная литература по данной теме, которая может быть использована на уроках.

С первого урока изучения «Делового письма» эти книги должны быть неотъемлемым атрибутом урока.

Множество проблемных вопросов можно поставить на каждом занятии. Важно заинтриговать учащихся, давать не исчерпывающую информацию, а посылать их за сведениями к этим источникам во внеурочное время.

Учащимся регулярно нужно напоминать о том, что в библиотеках имеются очень интересные книги о письменности. Здесь необходимо напомнить и библиотекарю о пропаганде книг.

Для активизации познавательной деятельности и стимула к приобретению энциклопедических книг срабатывает просьба учителя принести в класс на урок книги и занимательные материалы по данной теме. Дети охотно выполняют эту просьбу, и многие одноклассники изъявляют желание приобрести такие книги.
  1   2   3   4

Похожие:

Описание опыта работы по теме iconМетодическая разработка практического занятия для самостоятельной...
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов на практическом занятии по теме «Описание физических свойств...

Описание опыта работы по теме iconМетодическая разработка практического занятия для самостоятельной...
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов на практическом занятии по теме «Описание физических свойств...

Описание опыта работы по теме iconБоу «сош№4» г. Калачинск Содержание I. Введение. II. Основная часть. Цели работы. Задачи
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка в начальной школе»

Описание опыта работы по теме iconПротокол Проведения презентации по теме «Подготовка к егэ»
Цель: распространение опыта работы учителей-предметников по подготовке учащихся к егэ

Описание опыта работы по теме iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6

Описание опыта работы по теме iconУроки по теме «история политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср»
Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср»: Из опыта работы учителей Республики Мордовия....

Описание опыта работы по теме iconКак составить резюме без опыта работы
Опыт работы в определенной сфере деятельности всегда и везде играет весомую роль при принятии на работу. Но если его нет, тогда это...

Описание опыта работы по теме iconМетодические рекомендации по формированию ууд у старших школьников...
Теоретические основания формирования универсальных учебных действий у старших школьников 7

Описание опыта работы по теме iconКурс лекций по теме свайные работы
Курс лекций по теме «Свайные работы», является частью программы подготовки специалистов среднего звена бпоу оо «окотсиТ» по специальности...

Описание опыта работы по теме iconКурсовой проект по дисциплине «Грузоподъемные машины»
Назначение машины, краткое описание ее устройства и работы. Описание управления машиной и устройств безопасности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск