Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине


Скачать 125.18 Kb.
НазваниеРазъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине
ТипДокументы
Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

по учебной дисциплине


  1. Общие положения

Макет комплекта оценочных средств (далее – Макет) предназначен для подготовки оценочных материалов, обеспечивающих проведение текущего контроля и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам ОПОП НПО / СПО.

Макет состоит из следующих разделов:

- I раздел «Паспорт комплекта оценочных средств», характеризующий область применения и нормативные основания разработки КОС; сведения об основных показателях оценки результатов освоения УД, видах и формах контроля, типах и количестве контрольных заданий;

- II раздел «Комплект оценочных средств», который содержит оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации с подробным описанием критериев оценки.


  1. Методика заполнения макета КОС

1. Оформление раздела «Паспорт комплекта оценочных средств».

В паспорте комплекта оценочных средств необходимо указать в соответствующих строках наименование учебной дисциплины, форму проведения промежуточной аттестации, код и наименование профессии НПО / специальности СПО.
2. Заполнение таблицы «Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке»

В первую графу таблицы заносятся наименования результатов обучения по учебной дисциплине (освоенные умения и усвоенные знания) в соответствии с пунктом 1.3. Паспорта рабочей программы учебной дисциплины.

Во вторую графу «Основные показатели оценки результатов» вносятся показатели оценки результата по каждому из объектов оценивания.

Показатель представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности.

Формулировка показателей и критериев осуществляется с учетом правил:

- диагностируемости: да – нет;

- малых чисел: объединение, интеграция, не надо много заданий

- преимущественного использования форм отглагольных существительных (выполнение, выбор, организация, расчет и т.п.).

Показатели для проверки усвоения знаний

Показатели усвоения знаний должны содержать описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Показатели освоения знаний можно формулировать, используя таксономию Б.Блума, в частности те требования, которые в этой таксономии соответствуют уровням: «знание», «понимание», «анализ», «синтез», «оценка». Ниже приведены примеры глагольных форм, предлагаемых Б.Блумом. Формулируя показатели, глаголы следует заменять отглагольными существительными, например: перечислять – перечисление; описывать – описание и т.п.

Уровни в таксономии

Б. Блума

Глаголы для формулировки показателей

Знание

Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, назвать, представить, сформулировать, сообщить, перечислить, изложить

Понимание

Сопоставить, установить различия, объяснить, обобщить, переформулировать, сделать обзор, выбирать, перефразировать, переводить, дать примеры

Анализ



Анализировать, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать, сравнивать

Синтез


Категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводы

Оценка


Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать

Показатели для проверки освоения умений

Показатели для проверки освоения умений обычно содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций. Для формулировки показателей освоения умений можно использовать образцы: расчет, разработка, вычисление, построение, показ, решение, подготовка, поиск и выбор и т.п.

Перед началом формирования заданий целесообразно сопоставить близкие по содержанию результаты обучения, указанные в программах учебной дисциплины и профессионального модуля (знания и умения для учебной дисциплины и междисциплинарного курса; практический опыт и умения для практики; общие и профессиональные компетенции для профессионального модуля).

Недопустимо, чтобы:

А) показатели просто дублировали формулировку знаний или умений;

Б) в формулировке показателей использовалось слово «умение», «навык», поскольку умение и навык не могут быть показателями самого себя;

В) в формулировке показателей использовались слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает овладение компетенцией: можно знать, но не быть способным применить это знание во внеучебной, нетипичной ситуации.
3. Заполнение таблицы «Распределение форм контроля результатов обучения»

В таблице указываются формы контроля, соответствующие конкретным элементам знаний, умений.

Формы текущего контроля: контрольная работа, решение задач, тест, фронтальный опрос, лабораторно-практическая работа, семинар, коллоквиум, проектное задание.
4. Заполнение таблицы «Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений»

В таблицу заносятся типы контрольных заданий по темам программы учебной дисциплины.

Пример:

Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины

Тип контрольного задания

У 1

У 2

У 3

З 1

З 2

З 3

Раздел 1. (название раздела)



















Тема 1.1. (название темы)

ЛПР №1







Тест 1.

КР №1







Тема 1.2. (название темы)




ЛПР №2







КР №1




Заполнение графы «Тип контрольного задания» требует установления типа и номера задания, соответствующего объекту оценивания (освоенные умения и усвоенные знания). Эта графа заполняется после того, как разработаны все задания для проверки выбранных объектов оценивания.

Выбор типа задания осуществляется с учетом его характеристики. Один и тот же тип задания может использоваться для проверки разных объектов оценки, при этом могут меняться условия его выполнения (включая необходимые временные параметры) и степень сложности задания.

5. Описание правил оформления результатов оценивания

Необходимо описать, какие решения и на основании чего (какой шкалы) могут быть приняты преподавателем по итогам проведения процедуры оценивания.

Результаты текущего контроля заносятся в ведомость.
6. Оформление раздела «Комплект оценочных средств».

Данный раздел включает перечень оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Оценочные средства для проведения текущего контроля должны включать:

  • Задание (вопросы теста или контрольной работы, перечень задач для выполнения расчета, задание для лабораторно-практической работы, вопросы к семинару и т.д.) по вариантам (если предусмотрены).

  • Время на выполнение задания

  • Ответы / ключ к тесту

  • Критерии оценки

Критерий – признак, на основании которого проводится оценка по показателю. Формулировка критериев осуществляется с учетом тех же правил, что и формулировка показателей.

Критерии оценки усвоения знаний представляют собой правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) обучающимся, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата. Критерии могут содержать указание на требуемую полноту информации, точность ее воспроизведения, аргументированность и обоснованность анализа и оценки, а также на допустимые отклонения от эталона.

НАПРИМЕР: объект оценки – знание методов обучения; показатели: изложение существующих подходов к классификации методов обучения; перечисление методов обучения в составе указанной группы; описание метода обучения; распознание метода обучения по его характеристике и др.; критерии: названо не менее трех подходов к классификации методов обучения; перечислены все методы обучения в составе указанной группы; метод обучения описан точно и полно; установлено соответствие между характеристикой метода и его названием.

Критерии оценки освоения умений будут представлять собой, как и в случае проверки усвоения знаний, правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) обучающимся, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.

НАПРИМЕР: объект оценки – умение использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного и литературного текстов; показатели: воспроизведение нотного и литературного текста; соблюдение требований к качеству звука; передача художественного содержания произведения; критерии: нотный и литературный текст воспроизведены в соответствии с оригиналом; продемонстрирована правильная атака звука, пение на дыхании с опорой на диафрагму; чёткая артикуляция; эмоциональное исполнение музыкального произведения.

Критерии для показателей должны содержать указание на соответствие выполненного обучающимся процесса (полученного продукта) эталону процесса или результата деятельности: ГОСТу, техническому регламенту, технологической карте, правилам, другим документам, устанавливающим требования к качеству процесса или результата деятельности, а также к скорости выполнения процесса, к допустимому объему затрат на выполнение процесса (получение результата).

Если отсутствует нормативно закрепленный эталон продукта или процесса (например, ГОСТ), можно использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии. С учетом этих рекомендаций, формулировки критериев могут приобрести вид:

Варианты формулировок:

Оценка продукта деятельности, например:

- оформленная витрина;

-опросная анкета;

- составленное объявление

- сформулированные цели и задачи занятия

Оценка процесса деятельности, например:

- определение неисправностей в работе автомобиля;

- осуществление банковского обслуживания;

- использование новых технологий

КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЕ…

- соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений);

- соответствие (простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам (опроса);

- соблюдение требований к (структуре при составлении простейших объявлений);

- достижение (поставленных целей и задач занятия)

- соответствие … (технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…);

- соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем);

- осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания;

- соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…;

- выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности);

- использование новых технологий (или их элементов) при…

- выполнение … с применением новых (можно указать каких) технологий (или их элементов)

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Оценка процесса и продукта деятельности:

- точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…); точность (диагностики …, определения, расчетов)

Слово «правильность» можно использовать, если критерии правильности однозначны;

- точность и скорость чтения чертежей;

- скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания;

- своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях);

- результативность информационного поиска;

- правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации.

Выбор типа задания осуществляется с учетом его характеристики. Типы заданий могут быть сведены к следующим:

- задание для проведения дифференцированного зачета / экзамена;

- подготовка и защита проекта;

- подготовка и защита портфолио.

Задание для проведения дифференцированного зачета / экзамена используется для проведения промежуточной аттестации по принципу «здесь и сейчас». Такие задания могут использоваться при проведении всех форм аттестации: экзаменов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, междисциплинарным курсам, зачетов и дифференцированных зачетов по практике, экзамена по профессиональному модулю.

Они могут быть разного уровня сложности, в зависимости от объекта оценивания.

Направленность заданий для проведения экзамена, дифференцированного зачета, зачета

Краткая характеристика

Задание, направленное на:

- проверку усвоения теоретических понятий, понимания научных основ профессиональной деятельности;

- проверку готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, а также на проверку сформированности когнитивных умений;

- проверку освоения умений


Задания на усвоение теоретических понятий предполагают решение в одно или два действие, например:

• тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме или на установление правильной последовательности в закрытой форме;

• простые вопросы с коротким ответом;

несложные задания по воспроизведению текста и др.

При проверке когнитивных умений (знаний) задания могут потребовать от аттестуемого проведения интеллектуальных действий:

• по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию и объяснению принципов организации целого и т.п. (анализ);

• по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию гипотезы, системного структурирования новой информации, объясняющей явление или событие (синтез);

• по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка);

• по привлечению информации и интеллектуальных инструментов одной дисциплины для решения проблемы, поставленной в рамках другой (комплексное, в том числе междисциплинарное задание).

Задание на проверку умений предполагает решение типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач, не требующих особых условий проведения аттестации.

Подготовка и защита проекта как тип задания используется в тех случаях, когда оценивание в рамках учебной дисциплины невозможно обеспечить в режиме «здесь и сейчас». Тематика проекта должна быть актуальной, учитывающей современное состояние и перспективы развития бизнес-процесса. Поскольку проект всегда предусматривает публичную защиту, необходимо сформулировать требования не только к его оформлению, но и к защите. Это позволит проверить сформированность общих компетенций студента.

Похожие:

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconРазъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для...
Макет комплекта оценочных средств (далее – Макет) предназначен для подготовки оценочных материалов, обеспечивающих проведение текущего...

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине icon1. Паспорт комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета оп. 09....

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconПоложение
О фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации...

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconО формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля...
Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по...

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconНаименование дисциплины. Б. 7 Правовые основы работы с молодежью...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconЭкзаменационные вопросы Восточные славяне. Образование Древнерусского государства
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconНаименование дисциплины д 2 Право социального обеспечения фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconНаименование дисциплины. Д 2 Международное публичное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconНаименование дисциплины. В. 11 Гражданское право: часть 1 фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине iconНаименование дисциплины д 2 Уголовно-процессуальное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск