Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю


Скачать 172.14 Kb.
НазваниеРазъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю
ТипДокументы
Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

по профессиональному модулю


  1. Общие положения

Макет комплекта оценочных средств (далее – Макет) предназначен для подготовки оценочных материалов, обеспечивающих проведение текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональным модулям ОПОП НПО / СПО.

Макет состоит из следующих разделов:

- I раздел «Паспорт комплекта оценочных средств», характеризующий область применения и нормативные основания разработки КОС; сведения об основных показателях оценки результатов освоения ПМ, видах и формах контроля, типах и количестве контрольных заданий;

- II раздел «Комплект оценочных средств», который содержит оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации с подробным описанием критериев оценки.


  1. Методика заполнения макета КОС

1. Оформление раздела «Паспорт комплекта оценочных средств».

В паспорте комплекта оценочных средств необходимо указать в соответствующих строках название профессионального модуля, код и наименование профессии НПО / специальности СПО, вид профессиональной деятельности, осваиваемый в рамках модуля.
2. Заполнение таблицы «Результаты освоения профессионального модуля, подлежащие проверке»

В первую графу таблицы заносятся наименования результатов обучения по профессиональному модулю (профессиональные и общие компетенции) в соответствии с разделом 2 рабочей программы профессионального модуля.

Во вторую графу «Показатели оценки результатов» вносятся показатели оценки результата по каждому из объектов оценивания в соответствии с разделом 5 рабочей программы профессионального модуля.

Показатель представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности.

Формулировка показателей и критериев осуществляется с учетом правил:

- диагностируемости: да – нет;

- малых чисел: объединение, интеграция, не надо много заданий

- преимущественного использования форм отглагольных существительных (выполнение, выбор, организация, расчет и т.п.).

Показатели для проверки усвоения знаний

Показатели усвоения знаний должны содержать описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Показатели освоения знаний можно формулировать, используя таксономию Б.Блума, в частности те требования, которые в этой таксономии соответствуют уровням: «знание», «понимание», «анализ», «синтез», «оценка». Ниже приведены примеры глагольных форм, предлагаемых Б.Блумом. Формулируя показатели, глаголы следует заменять отглагольными существительными, например: перечислять – перечисление; описывать – описание и т.п.

Уровни в таксономии

Б. Блума

Глаголы для формулировки показателей

Знание

Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, назвать, представить, сформулировать, сообщить, перечислить, изложить

Понимание

Сопоставить, установить различия, объяснить, обобщить, переформулировать, сделать обзор, выбирать, перефразировать, переводить, дать примеры

Анализ



Анализировать, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать, сравнивать

Синтез


Категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводы

Оценка


Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать


Показатели для проверки освоения умений

Показатели для проверки освоения умений обычно содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций. Для формулировки показателей освоения умений можно использовать образцы: расчет, разработка, вычисление, построение, показ, решение, подготовка, поиск и выбор и т.п.

Показатели освоения практического опыта содержат характеристику видов работ, выполненных обучающимся во время практики.

Показатели для профессиональных и общих компетенций.

Выбор показателей при подготовке материалов для аттестации по профессиональному модулю осуществляется на основе раздела 5 программы профессионального модуля (ПМ). Особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Следует помнить, что показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности. Оптимальное число показателей по каждому объекту оценки 3-5.

Перечень показателей для профессиональных компетенций целесообразно составлять с учетом имеющихся в программе профессионального модуля умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности. Однако следует помнить, что компетенция несводима к отдельному умению или знанию, значит, и показатели ее сформированности должны носить комплексный характер.

Выбирая формулировки показателей и критериев, предназначенных для оценки общих компетенций (ОК), следует помнить, что общие компетенции – результат освоения целостной основной профессиональной образовательной программы. При изучении того или иного профессионального модуля формируются общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения, обеспечивающие развитие общих компетенций, следовательно, для определения показателей оценки общих компетенций в программе профессионального модуля надо:

- определить, какой вклад изучение профессионального модуля вносит в формирование каждой общей компетенции;

- определить показатели для оценки общих умений с учетом специфики содержания модуля и времени его изучения.

Например:

ОК

Показатели

Критерии

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- рациональность планирования и организации деятельности по… (указать с учетом специфики содержания ПМ),

- своевременность сдачи заданий, отчетов и пр.

- аргументированность выбора методов…

- обоснованность выбора и применения методов ...

соответствие выбранных методов (проведения маркетинговых исследований) их целям и задачам;

соответствие методов и способов ....



Перед началом формирования заданий целесообразно сопоставить близкие по содержанию результаты обучения, указанные в программе профессионального модуля (знания и умения для междисциплинарного курса; практический опыт и умения для практики; общие и профессиональные компетенции для профессионального модуля в целом). Соответственно, показатели и критерии у обобщенных результатов обучения следует также обобщить.

Недопустимо, чтобы:

А) показатели просто дублировали формулировку компетенций;

Б) в формулировке показателей использовалось слово «умение», «навык», поскольку умение и навык не могут быть показателями самого себя;

В) в формулировке показателей использовались слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает овладение компетенцией: можно знать, но не быть способным применить это знание во внеучебной, нетипичной ситуации.
3. Заполнение таблицы «Распределение форм контроля результатов обучения»

В таблице указываются формы контроля, соответствующие конкретным элементам модуля, и формы проведения промежуточной аттестации по программе междисциплинарного курса, учебной и производственной практики, предусмотренные учебным планом (зачет, дифференцированный зачет, экзамен).

Формы текущего контроля: контрольная работа, решение задач, тест, фронтальный опрос, лабораторно-практическая работа, семинар, коллоквиум, проектное задание и др.
4. Описание правил оформления результатов оценивания

Необходимо описать, какие решения и на основании чего (какой шкалы) могут быть приняты преподавателем по итогам проведения процедуры оценивания.

Результаты текущего контроля заносятся в ведомость.
5. Оформление раздела «Комплект оценочных средств».

Данный раздел включает перечень оценочных средств для проведения текущего контроля промежуточной аттестации по МДК, видов работ практики, оценочных средств для квалификационного экзамена по модулю.
5.1. Оценочные средства для проведения текущего контроля освоения теоретического курса профессионального модуля должны включать:

  • Задание (вопросы теста или контрольной работы, перечень задач для выполнения расчета, задание для лабораторно-практической работы, вопросы к семинару и т.д.) по вариантам (если предусмотрены).

  • Время на выполнение задания

  • Ответы / ключ к тесту / образец оформления лабораторной работы

  • Критерии оценки

Критерий – признак, на основании которого проводится оценка по показателю. Формулировка критериев осуществляется с учетом тех же правил, что и формулировка показателей.

Критерии оценки усвоения знаний представляют собой правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) обучающимся, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата. Критерии могут содержать указание на требуемую полноту информации, точность ее воспроизведения, аргументированность и обоснованность анализа и оценки, а также на допустимые отклонения от эталона.

НАПРИМЕР: объект оценки – знание методов обучения; показатели: изложение существующих подходов к классификации методов обучения; перечисление методов обучения в составе указанной группы; описание метода обучения; распознание метода обучения по его характеристике и др.; критерии: названо не менее трех подходов к классификации методов обучения; перечислены все методы обучения в составе указанной группы; метод обучения описан точно и полно; установлено соответствие между характеристикой метода и его названием.

Критерии оценки освоения умений будут представлять собой, как и в случае проверки усвоения знаний, правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) обучающимся, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.

НАПРИМЕР: объект оценки – умение использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного и литературного текстов; показатели: воспроизведение нотного и литературного текста; соблюдение требований к качеству звука; передача художественного содержания произведения; критерии: нотный и литературный текст воспроизведены в соответствии с оригиналом; продемонстрирована правильная атака звука, пение на дыхании с опорой на диафрагму; чёткая артикуляция; эмоциональное исполнение музыкального произведения.

Критерии освоения практического опыта содержат указание на объем работ, выполненных обучающимся во время практики, и (или) качество их выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.

Критерии для показателей должны содержать указание на соответствие выполненного обучающимся процесса (полученного продукта) эталону процесса или результата деятельности: ГОСТу, техническому регламенту, технологической карте, правилам, другим документам, устанавливающим требования к качеству процесса или результата деятельности, а также к скорости выполнения процесса, к допустимому объему затрат на выполнение процесса (получение результата).

Если отсутствует нормативно закрепленный эталон продукта или процесса (например, ГОСТ), можно использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии. С учетом этих рекомендаций, формулировки критериев могут приобрести вид:

Варианты формулировок:

Оценка продукта деятельности, например:

- оформленная витрина;

-опросная анкета;

- составленное объявление

- сформулированные цели и задачи занятия

Оценка процесса деятельности, например:

- определение неисправностей в работе автомобиля;

- осуществление банковского обслуживания;

- использование новых технологий …

КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЕ…

- соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений);

- соответствие (простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам (опроса);

- соблюдение требований к (структуре при составлении простейших объявлений);

- достижение (поставленных целей и задач занятия)

- соответствие … (технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…);

- соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем);

- осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания;

- соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…;

- выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности);

- использование новых технологий (или их элементов) при…

- выполнение … с применением новых (можно указать каких) технологий (или их элементов)

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Оценка процесса и продукта деятельности:

- точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…); точность (диагностики …, определения, расчетов)

Слово «правильность» можно использовать, если критерии правильности однозначны;

- точность и скорость чтения чертежей;

- скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания;

- своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях);

- результативность информационного поиска;

- правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания


5.2. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по МДК.
Задание для проведения дифференцированного зачета / экзамена по МДК.

Задание используется для проведения промежуточной аттестации по принципу «здесь и сейчас». Такие задания могут использоваться при проведении всех форм аттестации: экзаменов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, междисциплинарным курсам, зачетов и дифференцированных зачетов по практике, экзамена по профессиональному модулю.

Задания могут быть разного уровня сложности, в зависимости от объекта оценивания.





Направленность заданий для проведения дифференцированного зачета, экзамена

Краткая характеристика

1.

Задание, направленное на:

- проверку усвоения теоретических понятий, понимания научных основ профессиональной деятельности;

- проверку готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, а также на проверку сформированности когнитивных умений;


Задания на усвоение теоретических понятий предполагают решение в одно или два действие, например:

• тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме или на установление правильной последовательности в закрытой форме;

• простые вопросы с коротким ответом;

• несложные задания по воспроизведению текста и др.

При проверке когнитивных умений (знаний) задания могут потребовать от аттестуемого проведения интеллектуальных действий:

• по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию и объяснению принципов организации целого и т.п. (анализ);

• по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию гипотезы, системного структурирования новой информации, объясняющей явление или событие (синтез);

• по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка);

• по привлечению информации и интеллектуальных инструментов одной дисциплины для решения проблемы, поставленной в рамках другой (комплексное, в том числе междисциплинарное задание).

2.

Задание, направленное на

проверку освоения умений

Задание на проверку умений предполагает решение типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач, не требующих особых условий проведения аттестации.

При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается профессионально значимая для освоения вида профессиональной деятельности информация, направленная на формирование профессиональных и общих компетенций. Задания должны носить практикоориентированный комплексный характер.

Необходимо указать условия выполнения задания (время, используемое оборудование, расходные материалы, литературу и др.), определить показатели оценки результата и критерии оценки.
Защита курсовой работы.

Необходимо указать тематику курсовых работ, основные требования к структуре, оформлению и защите работы, критерии оценки.
5.3. Оценка по учебной и (или) производственной практике

Целью оценки по учебной и (или) производственной практике является оценка:

1) профессиональных и общих компетенций;

2) практического опыта и умений.

Необходимо указать виды работ учебной и (или) производственной практики, проверяемые результаты обучения: профессиональные и общие компетенции, практический опыт и умения.

Необходимо описать задания для учебной и (или) производственной практики, указать условия их выполнения и критерии оценки.

Задание, направленное на проверку освоения умений предполагает решение типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач, не требующих особых условий проведения аттестации.

Задание, направленное на проверку приобретенного практического опыта, предполагает решение локальной профессиональной задачи, для которой могут предусматриваться особые условия (оборудование, материально-техническая база, инвентарь и др.).

Необходимо представить форму аттестационного листа по практике или характеристики профессиональной деятельности обучающихся во время практики.
5.4. Оценочные средства для квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

Выбор типа задания для квалификационного экзамена по ПМ осуществляется с учетом его характеристики. Типы заданий могут быть сведены к следующим:

- задание для квалификационного экзамена;

- подготовка и защита проекта;

- подготовка и защита портфолио.


Задания для квалификационного экзамена могут формироваться тремя способами:

1. Задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности (всего модуля) в целом.

2. Задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля.

3. Задания, проверяющие освоение отдельной компетенции внутри профессионального модуля.

Задание для квалификационного экзамена, по возможности, должно обеспечивать комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Перед началом формирования заданий целесообразно сгруппировать близкие по содержанию общие и профессиональные компетенции, которые возможно проверить одним практическим заданием.

Задание для проверки компетенций требует многоходовых решений, как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. При проведении квалификационного экзамена по ПМ задание предполагает выполнение соответствующего вида профессиональной деятельности в реальных или модельных условиях. В этом случае оно представляет собой показательную работу.

Формулировка заданий для квалификационного экзамена по ПМ должна включать требования к условиям их выполнения:

  • место выполнения – учебная \ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный);

  • время, отводимое на выполнение задания,

  • необходимость наблюдения за процессом выполнения задания,

  • источники, которыми можно пользоваться и др.

Необходимо оформить пакет экзаменатора. Он может быть сформирован как по всем заданиям (если оценивание проводится единовременно и / или объем заданий невелик), так и по каждому заданию (если оценивание рассредоточено во времени и проводится по накопительной системе и / или объем заданий велик).
Подготовка и защита проекта как тип задания используется в тех случаях, когда оценивание освоения вида деятельности в рамках ПМ, невозможно обеспечить в режиме «здесь и сейчас». При этом проект может обеспечить оценку всех или большинства компетенций, относящихся к ПМ. Выбирая защиту проекта, следует помнить, что его содержание должно быть связано с целевым заказом работодателей, опираться на опыт работы на практике, отражать уровень освоения закрепленных за модулем компетенций.

Тематика проекта должна быть актуальной, учитывающей современное состояние и перспективы развития бизнес-процесса. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть практические задания, которые студент может выполнить под непосредственным наблюдением экспертов.

Поскольку проект всегда предусматривает публичную защиту, необходимо сформулировать требования не только к его оформлению, но и к защите. Это позволит проверить сформированность общих компетенций студента.
Подготовка и защита портфолио. В тех случаях, когда выполнение проекта по ПМ нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему (см. выше), а объем ПМ велик, и оценить его освоение на экзамене квалификационном в режиме «здесь и сейчас» затруднительно, оптимальным типом задания является портфолио. В этом случае экзамен квалификационный может проводиться поэтапно, с использованием накопительной системы. Отдельные этапы экзамена могут проводиться дистанционно, без непосредственного присутствия экспертов, но с представлением в материалах портфолио полученных результатов, выполненного процесса на электронных носителях.

В состав портфолио должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Процедура экзамена будет сведена либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо путем публичной защиты портфолио студентом. В этом случае этот тип задания будет близок к защите проекта. В зависимости от выбранной процедуры, необходимо разработать требования к оформлению и (или) защите портфолио.

Похожие:

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconРазъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для...
Макет комплекта оценочных средств (далее – Макет) предназначен для подготовки оценочных материалов, обеспечивающих проведение текущего...

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Курсивом даны пояснения к заполнению макета или примеры. После заполнения макета их следует удалить

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю icon1. Паспорт комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета оп. 09....

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconНаименование дисциплины. Б. 7 Правовые основы работы с молодежью...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconНаименование дисциплины. В. 11 Гражданское право: часть 1 фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconНаименование дисциплины д 2 Уголовно-процессуальное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconНаименование дисциплины. Д 2 Международное публичное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconНаименование дисциплины д 2 Право социального обеспечения фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconНаименование дисциплины дв 1 Образовательное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю iconНаименование дисциплины. Д 1 Информационное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск