Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление


Скачать 160.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление
ТипМетодические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Этапы развития и становления хирургии

Студент должен


иметь представление

  • об истории русской, советской и современной хирургии

  • о вкладе отечественных и зарубежных ученых в развитие хирургии

  • об основных этапах и перспективах развития хирургии

знать

  • систему организации хирургической службы в России

  • основные виды хирургической патологии

  • принципы организации работы хирургического стационара

  • виды хирургической деятельности медицинской сестры



Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов


Изучение дополнительной литературы.

Подготовка рефератов.
Основы хирургической деятельности медицинской сестры

Тема 1.1. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции




Студент должен


знать

  • роль микробной флоры в развитии хирургической инфекции

  • входные ворота и их значение для развития гнойной инфекции

  • пути проникновения инфекции в рану (экзогенный, эндогенный)

  • методы профилактики экзогенной и эндогенной инфекции

  • современные приказы и ОСТы МЗ РФ по профилактике внутрибольничной инфекции

  • виды антисептики

  • дренирование: цели и способы, виды дренажей

  • основные группы химических антисептических средств и способы их применения

  • определение и современные методы асептики

  • виды стерилизации

уметь

  • осуществлять профилактику воздушной, капельной, контактной, имплантационной инфекции

  • осуществлять дезинфекцию, предстерилизационную обработку и стерилизацию хирургических инструментов, перчаток, операционной одежды, белья, перевязочного материала, изделий из резины, стеклянной и эмалированной посуды

  • осуществлять контроль предстерилизационной очистки инструментов, перчаток

  • осуществлять контроль стерильности

  • осуществлять хирургическую дезинфекцию рук различными способами

  • подготавливать и укладывать в бикс перевязочный материал, белье и перчатки

  • надевать стерильный халат и перчатки на себя и хирурга

  • накрывать стерильный стол в перевязочной

  • подавать стерильный материал и инструменты врачу

  • осуществлять обработку операционного поля

  • обеспечить инфекционную защиту больного и медперсонала


Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Изучение современных ОСТов Минздрава России.

Составление тематических кроссвордов.

Подготовка к учебной игре.

Выписывание рецептов на основные антисептические средства.

Тема 1.2. Обезболивание
Студент должен

знать

  • виды местной анестезии и обязанности медсестры при ее проведении

  • подготовку пациента к местной анестезии

  • признаки и профилактику возможных осложнений при проведении местного обезболивания

  • виды общего обезболивания

  • подготовку пациента к общему обезболиванию

  • признаки и профилактику возможных осложнений при проведении общего обезболивания

  • проблемы пациента при подготовке к местной анестезии и наркозу и при выходе пациента из состояния аналгезии

  • препараты, используемые для местного и общего обезболивания

  • цели премедикации и ее компоненты

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Обработка наркозной аппаратуры.

Подготовка рефератов, сообщений по истории обезболивания.

Выписывание рецептов для местной анестезии.
Тема 1.3. Гемостаз
Студент должен

знать

  • причины кровотечений

  • классификацию кровотечений

  • общие симптомы при значительной кровопотере

  • местные симптомы кровотечений

  • осложнения кровотечений

  • методы временной и окончательной остановки кровотечений

  • критерии оценки кровопотери

уметь

  • определять вид кровотечения и подбирать оптимальный метод его временной остановки

  • определять по местным признакам источник кровотечения

  • распознавать признаки геморрагического шока

  • осуществлять пальцевое прижатие артерий

  • применять холод для остановки кровотечения

  • накладывать жгут

  • накладывать давящую повязку

  • оценивать лабораторные показатели клинического анализа крови при острой кровопотере

  • осуществлять правильную транспортировку пострадавших с кровопотерей

  • выявлять и решать проблемы пациента с кровотечением и кровопотерей

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Изучение дополнительной литературы.

Подготовка рефератов, сообщений.

Составление тематического глоссария.

Тема 1.4. Основы трансфузиологии
Студент должен

знать

  • понятие о группах крови системы АВО и резус-факторе как основной системе антиген-антитело человека

  • методы определения группы крови и резус-фактора

  • критерии годности трансфузионных сред

  • способы и методы введения гемотрансфузионных сред

  • обязанности медсестры при переливании крови и кровезаменителей

  • технику проведения проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента и условия их проведения

  • компоненты и препараты крови

  • кровезаменители

  • реакции и осложнения при переливании крови, первую доврачебную помощь при них и профилактику

уметь

  • составлять набор для определения группы крови и резус-фактора

  • осуществлять помощь врачу при определении группы крови стандартными сыворотками, Цоликлонами

  • выявлять признаки непригодной для переливания крови

  • осуществлять инфузионную терапию в периферическую вену, в подключичный катетер

  • осуществлять защиту медперсонала и пациента при работе с кровью

  • подготавливать больного к гемотрансфузии

  • осуществлять наблюдение и уход за пациентом после гемотрансфузии

  • выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии

  • правильно заполнять необходимую документацию

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовка рефератов, докладов, сообщений к семинару.

Тема 1.5. Десмургия
Студент должен

знать

  • определение десмургии и ее задачи

  • определение повязки и перевязки

  • основные виды мягких повязок

  • строение бинта и правила бинтования

  • общие правила наложения мягких повязок

  • критерии правильности наложения повязок

  • технику наложения повязок на различные части тела

  • правила наложения эластических бинтов и чулок

  • проблемы пациента при наложении различных повязок

уметь

  • правильно выбрать вид повязки

  • накладывать мягкие повязки на любой участок тела

  • оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения

  • распознавать возможные осложнения

  • выявлять и решать проблемы пациентов с повязками

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Отработка навыка наложения повязок в кабинете доклинической практики.

Зарисовка этапов наложения бинтовых повязок.

Подготовка сообщений.
Тема 1.6. Оперативная хирургическая техника
Студент должен

знать

  • основные группы общего хирургического инструментария

  • шовный и лигатурный материал, методы стерилизации

  • виды стерилизации хирургического инструментария

уметь

  • составлять наборы инструментов (для ПХО ран, для наложения и снятия швов, для трахеостомии, для пункции плевральной и брюшной полостей, для люмбальной пункции, для пункции мягких тканей, для венесекции, для скелетного вытяжения, для аппендэктомии)

  • подавать стерильные инструменты врачу

  • сохранять стерильность хирургического инструментария

  • снимать швы


Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Отработка практических манипуляций в кабинете доклинической практики.

Подготовка рефератов, сообщений.

Тема 1.7. Местная хирургическая патология и ее лечение
Студент должен

знать

  • клинические признаки ран

  • виды ран

  • принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях

  • принципы первичной хирургической обработки раны

  • фазы течения раневого процесса и «классическое» лечение инфицированной раны

  • меры профилактики раневых осложнений

  • виды заживления ран

  • меры экстренной профилактики столбняка

уметь

  • составлять набор для местного обезболивания (новокаином, хлорэтилом)

  • составлять набор инструментов для ПХО раны

  • подавать стерильные инструменты и перевязочный материал врачу

  • самостоятельно производить туалет раны в условиях перевязочной

  • снимать швы с раны

  • оказывать первую медицинскую помощь при ранениях

  • осуществлять введение АС и ПСС

  • осуществлять сестринский процесс у пациентов с различными ранами

Виды самостоятельной работы студентов

Подготовка рефератов сообщений

Составление тематических кроссвордов
РАЗДЕЛ 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ

СЕСТРЫ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ЛЕЧЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА.

Тема 2.1. Хирургическая деятельность медицинской сестры в учреждениях

первичной медицинской помощи. Общие принципы первой медицинской помощи
Студент должен

знать

  • виды медицинской помощи

  • принципы оказания первой медицинской помощи

  • обязанности медицинской сестры в подготовке и проведении профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в учреждениях первичной медицинской помощи

  • организацию работы и документацию хирургического кабинета поликлиники, травмпункта

  • этические и психологические аспекты деятельности медицинской сестры при оказании первичной медицинской помощи


Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Изучение дополнительной литературы.

Подготовка рефератов.


Тема 2.2. Сестринский процесс у пациентов с хирургическими заболеваниями
Студент должен

знать

  • этапы сестринского процесса у пациентов с хирургическими заболеваниями

  • методику и порядок сестринского обследования хирургического пациента

  • типичные проблемы хирургических пациентов

  • типы и объемы сестринских вмешательств в соответствии с поставленными целями ухода по типичным проблемам хирургического пациента

  • критерии эффективности сестринской помощи хирургическому пациенту и их характеристику


Ввиды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Изучение дополнительной литературы.

Подготовка рефератов.
Тема 2.3. Хирургическая деятельность медицинской сестры в стационаре.

Сестринский процесс в периоперативном периоде
2.3.1. Сестринский процесс в предоперационном периоде
Студент должен

знать

  • определение предоперационного периода, его цели и задачи

  • особенности подготовки пациента к различным видам исследований по системам

  • основные показатели функций систем организма в норме

  • правила выполнения основных лечебных процедур

  • режим больного после премедикации

уметь

  • выполнять основные лечебные процедуры в зависимости от характера операции и вида анестезии по назначению врача

  • выявлять нарушения в состоянии больного

  • выявлять и решать проблемы пациента, связанные с предстоящей операцией

  • проводить премедикацию по назначению врача

  • транспортировать пациента в операционную с учетом его состояния

  • подготавливать операционное поле

  • проводить гигиенические процедуры в день операции

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовка рефератов, докладов.

Изучение схемы сестринского обследования пациента.

Составление плана беседы с пациентом перед операцией.
2.3.2. Сестринский процесс в интраоперационном периоде
Студент должен

знать

  • основные этапы операции

  • этапы обработки операционного поля во время операции

  • способы подачи инструментов врачу

  • устройство и режим работы операционного блока

  • подготовку к операции операционных помещений и оборудования

  • положение больного на операционном столе при различных операциях


Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Изучение инструктивно-нормативной документации.

Подготовка рефератов.
2.3.3. Сестринский процесс в послеоперационном периоде
Студент должен

знать

  • послеоперационный период, его цели и задачи

  • основные фазы послеоперационного периода и возможные осложнения в каждой из них

  • признаки гладкого течения послеоперационного периода

  • особенности сестринского ухода за пациентом после операции

  • методы профилактики застойных пневмоний

уметь

  • оценивать общее состояние пациента по клиническим признакам

  • выявлять состояния, угрожающие жизни пациента, и оказывать неотложную помощь

  • выполнять основные лечебные процедуры при уходе за послеоперационным больным

  • выявлять и решать проблемы пациента в разных фазах послеоперационного периода

  • транспортировать пациента из операционной с учетом его состояния

  • подготавливать палату и функциональную кровать, правильно перекладывать пациента

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Составление планов сестринских вмешательств при типичных проблемах пациента в послеоперационном периоде.

Решение проблемно-ситуационных задач.
РАЗДЕЛ 3
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ

ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Тема 3.1. Сестринская помощь при травмах
Студент должен

знать

  • виды травм, ведущие клинические симптомы, принципы лечения

  • принципы оказания доврачебной помощи при травмах

  • абсолютные и относительные признаки переломов, вывихов

  • оценку состояния ожогового больного по степени и площади поражения

  • способы и средства транспортной иммобилизации при травмах

  • основные виды транспортных шин

  • очередность проведения простейших противошоковых мероприятий при травмах на месте происшествия

  • основные виды гипсовых повязок, правила их приготовления и наложения

  • признаки нарушения кровообращения в конечностях в процессе лечения переломов

  • особенности периоперативного периода у пациента с травмами

уметь

  • определять наличие признаков механической травмы, ожога, отморожения, открытого пневмоторакса на месте происшествия

  • оказывать доврачебную помощь при травмах

  • приготавливать транспортные шины для иммобилизации и выполнять ее

  • выполнять иммобилизацию подручными средствами

  • накладывать окклюзионную повязку при открытом пневмотораксе

  • накладывать асептические повязки на любой участок тела

  • оказывать помощь врачу при проведении ПХО ожога

  • приготавливать гипсовые бинты и лонгеты

  • приготавливать постель травматологическому больному

  • осуществлять сестринский процесс у пациентов с травмами

  • обучать родственников уходу за пациентом с травмой

  • обучать пациента самоуходу

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовка рефератов, докладов.

Составление плана наблюдения и ухода за пациентами.

Составление тематических кроссвордов.



Тема 3.2. Сестринская помощь при хирургической инфекции.
Студент должен

знать

  • возбудителей хирургической инфекции, пути их распространения

  • признаки местной и общей реакции организма на инфекцию

  • отдельные виды хирургической инфекции

  • принципы местного и общего лечения воспалительного процесса

  • особенности течения анаэробной инфекции

  • устройство и особенности работы гнойного отделения

уметь

  • выявлять признаки острой хирургической инфекции у пациентов, в т.ч. газовой гангрены и столбняка

  • определять стадию течения гнойно-воспалительного процесса

  • осуществлять сестринский процесс у пациентов с отдельными видами острых гнойных заболеваний

  • проводить специфическую профилактику анаэробной инфекции

  • проводить санитарно-эпидемические мероприятия по профилактике распространения острой хирургической инфекции

  • соблюдать правила индивидуальной защиты при контагиозной хирургической инфекции

  • осуществлять помощь врачу при проведении инструментальной перевязки больным с хирургической инфекцией

  • проводить дезинфекцию помещений, использованных инструментов, перчаток, перевязочного материала, операционного белья в отделениях гнойной хирургии

  • составлять набор инструментов для вскрытия поверхностного гнойника


Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовка рефератов и докладов.

Изучение приказов и ОСТов МЗ РФ по профилактике внутрибольничной инфекции.

Составление тематических кроссвордов.
Тема 3.3. Сестринская помощь при нарушении

кровообращения в сосудах нижних конечностей
Студент должен

знать

  • факторы вызывающие нарушения кровообращения

  • виды омертвений

  • основные клинические симптомы, принципы лечения и меры профилактики омертвений

  • основные проявления острых нарушений кровообращения нижних конечностей

  • принципы оказания неотложной помощи при остром нарушении артериального и венозного кровообращения в нижних конечностей

  • причины, ведущие клинические симптомы, принципы лечения, меры профилактики, острого и хронического нарушения кровообращения в сосудах нижних конечностей.

уметь

  • выявить признаки нарушения кровообращения в сосудах нижних конечностей

  • осуществлять профилактику пролежней

  • осуществлять обработку пролежней

  • осуществлять сестринский процесс у пациентов с синдромом нарушения кровообращения

  • накладывать повязку на культю

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовка рефератов, докладов.

Составление планов ухода за пациентами с нарушениями кровообращения.
Тема 3.4. Сестринская помощь при новообразованиях
Студент должен

знать

  • принципы организации онкологической помощи в России.

  • признаки доброкачественной и злокачественной опухолей

  • принципы лечения опухолей

  • психологические и этические аспекты деятельности медицинской сестры при уходе за онкологическими пациентами

уметь

  • определять признаки опухолевого процесса

  • осуществлять сестринский процесс у пациентов с опухолями различной локализации

  • осуществлять уход за искусственными свищами

  • осуществлять учет и хранение наркотических средств

  • обучать (консультировать) пациента (семью) самоуходу (уходу)


Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовка рефератов, докладов.

Составление планов ухода за пациентами с синдромом новообразования.

Составление плана (тезисов) беседы с пациентом (семьей).

Составление плана (тезисов) обучения пациента (семьи) самоуходу (уходу).
Тема 3.5. Синдром «острого живота»
Студент должен

знать

  • ведущие симптомы при острой травме, воспалительных и невоспалительных заболеваниях органов брюшной полости

  • тактику медицинской сестры при оказании неотложной помощи пациентам с подозрением на острые хирургические заболевания органов брюшной полости до врачебного осмотра

  • основные проявления острых желудочно-кишечных кровотечений и меры неотложной помощи

  • объем предоперационной подготовки больного при экстренной и плановой операциях на органах брюшной полости

  • особенности сестринского процесса у пациентов после операций на органах брюшной полости

уметь

  • выявлять наличие острых заболеваний органов брюшной полости

  • выявлять осложнения при закрытой тупой травме живота

  • накладывать асептическую повязку при ранениях живота

  • собрать набор инструментов для лапароцентеза, аппендэктомии

  • выполнять манипуляции, связанные с предоперационной подготовкой пациента

  • осуществлять уход за дренажами брюшной полости

  • осуществлять уход за больными в послеоперационном периоде с учетом особенностей заболевания

  • выявлять и решать проблемы пациента в периоперативном периоде

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовка рефератов, докладов.

Написание отдельных элементов сестринской истории болезни.

Составление плана ухода за пациентами после операций на органах брюшной полости.

Тема 3.6. Сестринская помощь при заболеваниях и повреждениях прямой кишки


Студент должен

знать

  • методы исследования проктологических больных

  • основные признаки травмы, трещин, геморроя, парапроктита, выпадения прямой кишки и опухоли

  • принципы неотложной помощи при травмах, воспалениях, кровотечениях, выпадении слизистой прямой кишки

  • возможные осложнения и их профилактику

  • особенности подготовки проктологических пациентов к операции и особенности послеоперационного ухода

уметь

  • оказывать доврачебную помощь при выпадении слизистой прямой кишки и геморроидальных узлов, кровотечении

  • оказывать доврачебную помощь при травмах прямой кишки и промежности

  • выявлять признаки воспаления в параректальной области

  • накладывать Т-образную повязку на промежность

  • осуществлять постановку лечебной и очистительной клизм

  • осуществлять уход за колостомой

  • осуществлять подготовку пациентов к пальцевому и инструментальным исследованиям прямой кишки.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Подготовка рефератов, докладов.

Написание отдельных элементов сестринской истории болезни.

Составление плана ухода за пациентами.

Тема 3.7. Сестринская помощь при синдроме нарушения мочеотделения
Студент должен

знать

  • основные виды патологии почек и мочевыделительной системы

  • методы исследования урологических пациентов

  • ведущие клинические симптомы и принципы лечения заболеваний мочевыделительной системы

  • осложнения возникающие при заболеваниях мочевыделительной системы

  • основные проявления почечной колики, принципы купирования приступа и особенности ухода в межприступный период

  • основные признаки острой задержки мочи и неотложную помощь

  • особенности подготовки пациентов к урологическим операциям

  • особенности ухода за урологическими больными в послеоперационном периоде

уметь

  • подготавливать пациентов к инструментальным методам исследования

  • распознавать в послеоперационном периоде начинающиеся осложнения (кровотечение, пиурию, олигурию, анурию)

  • осуществлять уход за дренажами и катетерами

  • составлять набор инструментов для эпицистостомии

  • оказывать помощь врачу при промывании мочевого пузыря через катетер

  • осуществлять уход за больным с мочевым свищом

  • осуществлять сестринский процесс у урологических

Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Подготовка рефератов, докладов.

Написание отдельных элементов сестринской истории болезни.

Составление плана ухода за пациентами.



Похожие:

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconМетодические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления...
Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Основные виды хирургической патологии

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconМетодические рекомендации по выполнению дипломной работы выпускника...
В процессе написания работы студент должен продемонстрировать следующие полученные при обучении навыки

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconМетодические рекомендации по производственной практике для студентов...
Методические рекомендации предназначены для руководителей производственной практики, студентов 4 курса лечебного и педиатрического...

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconПояснительная записка Цель: оценка уровня освоения учебной дисциплины...
...

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconОрганизации
...

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconПоложение по организации набора студентов на языковую стажировку,...
Студент, рекомендуемый на стажировки, должен иметь преимущественно оценки «отлично» и «хорошо» не только по иностранному языку, но...

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconМетодические рекомендации для студентов по заполнению сестринской...
Ремизов Игорь Викторович, кандидат медицинских наук, преподаватель высшей категории

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconЛабораторная работа №11 Тема: Создание и редактирование основных...
Цель проведения. В результате выполнения лабораторной работы студент должен иметь представление о понятии и технологии баз банных,...

Методические рекомендации для студентов этапы развития и становления хирургии Студент должен иметь представление iconМетодические рекомендации для практикующих медицинских сестер г. Вологда 2013 год
Методические рекомендации предназначены для медицинских сестер лпу. В пособии описаны этапы организации и требования к оформлению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск